2МВ. Зенитная артиллерия ПВО Красной Армии К началу Великой Отечественной войны РККА не расп...
Советские танки начала войны (01).Танкетки и малые танки довоенной постройки - (0)Советские танки начала войны (01).Танкетки и малые танки довоенной постройки В предвоенные год...
1МВ. Российский флот: крейсеры Балтийского флота - (0)1МВ. Российский флот: крейсеры Балтийского флота БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРЫ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА ...
Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании: форма и снаряжение - (0)Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании: форма и снаряжение УНИФОРМА До...
2МВ. ВВС СССР: истребители Ленд-лиза – «американцы» - (0)2МВ. ВВС СССР: истребители Ленд-лиза – «американцы» ИСТРЕБИТЕЛИ ЛЕНД-ЛИЗА: АМЕРИКАНСКИЕ ПОС...
Подводные лодки проекта 750(К) "Лира" |
ПЛАТ проекта 705/705К «Лира» | ||
---|---|---|
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 705, 705К «Лира» | |
Классификация НАТО | «Alfa» | |
Скорость (надводная) | 14 узлов | |
Скорость (подводная) | до 41 узла | |
Рабочая глубина погружения | 320 м | |
Предельная глубина погружения | 450 м | |
Автономность плавания | 50 суток | |
Экипаж | 32 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещениенадводное | 2300 (2280) т | |
Водоизмещение подводное | 3180 т | |
Длина наибольшая (поКВЛ) | 81,4 (79,6) м | |
Ширина корпуса наиб. | 10,0 м (13,5 м по стабилизаторам) | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 7,6 м | |
Силовая установка | ||
|
||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 ТА калибра 533 мм. Боезапас: 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 мины ПМР-1 и ПМР-2. |
|
Категория на Викискладе |
Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» (по классификации НАТО — «Alfa») — серия советских атомныхподводных лодок. Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. Трудности в техобслуживании этих субмарин и сокращение финансирования в связи с началом перестройки привели к окончанию карьеры этих кораблей. Проект разработан в СКБ-143. Идея проекта предложена начальником сектора перспективного планированияА. Б. Петровым. Главный конструктор М. Г. Русанов, с 1977 года — В. В. Ромин.
Номер | Дата ввода | Предприятие—изготовитель |
---|---|---|
К-64 | 31 декабря 1971 г. |
Завод Судомех № 196, г. Ленинград |
К-316 | 30 сентября 1978 г. | |
К-373 | 29 декабря 1979 г. | |
К-463[1] | 30 декабря 1981 г. | |
К-123 | 12 декабря 1977 г. |
Северное машиностроительное предприятие, г. Северодвинск |
К-432[1] | 31 декабря 1978 г. | |
К-493[1] | 30 сентября 1981 г. |
Все лодки проекта были выведены из состава флота в 1990 году, кроме К-123, проходившей капремонт до 1992 года, которая была исключена из списка кораблей только в 1997 году. В октябре 2008 года сообщалось, что готовится выгрузка отработанного топлива с подводных лодок этого проекта
17 сентября 2009 года на предприятии «СевРАО» (Гремиха) состоялась выгрузка отработавших выемных частей (ОВЧ) реактора подводной лодки К-373 (№ 910). Сложность состояла в том, что в 1989 году в реакторном отсеке произошла авария. Первоначально планировалось обеспечить хранение реакторного блока на берегу в течение 100 лет, но затем это решение было пересмотрено. В 2008 году была разработана схема дезактивации и прекращения выхода радионуклидов (первый этап) и последующей выгрузки ОВЧ (второй этап). Первый этап был завершён в июне 2009 года, второй — в сентябре. Финансирование работ выполняла КАЭ Франции в рамках программы сотрудничества с Россией в сфере ядерно-радиационной безопасности. Общая стоимость работ составила около 5 миллионов евро. Выгруженные части временно расположены в спецконтейнерах на территории ФГУП «СевРАО», их переработка запланирована на 2012…2014 годы.
В июле 2011 года сообщалось, что была произведена выгрузка реактора из подводной лодки К-64, которая в 1971 году была признана аварийной после обнаруженных неполадок в энергетической установке, а 1980-е годы подготовлена к затоплению. Реакторный отсек был заполнен эпоксидной смолой, забетонирован, а сверху покрыт около 100 тоннами битума. Однако АПЛ затоплена не была и хранилась все это время в губе Сайда. Подготовительные работы перед выемкой реактора велись в течение восьми месяцев. Общая стоимость работ по подготовке, выгрузке топлива и дальнейшей утилизации реактора аварийной лодки оценивается в 400—500 миллионов рублей, часть работ финансирует Франция. По состоянию на июль 2011 года реактор был помещён в саркофаг и из него предстояла выгрузка твэлов.
Эксплуатация этих подводных лодок подтвердила их высокие тактико-технические характеристики. Несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, специфические для этой серии кораблей - затянувшийся срок строительства, крайне низкое качество инфраструктуры в местах базирования (сюда же надо приплюсовать новизну и резкое отличие от всех предыдущих атомных подводных лодок), АПЛ проекта 705 проявили себя как надежные и боеспособные корабли. Интенсивность их использования была достаточно высокой, они регулярно совершали автономные походы, участвовали практически во всех учениях и маневрах ВМФ на атлантическом театре, показали высокую эффективность, каждая имела несколько контактов с иностранными субмаринами и благодаря высокой маневренности и скорости получала определенные преимущества перед ними. В 1983 году соединение ВМФ, в которое входили подводные лодки проекта 705, признали лучшим в Военно-морском флоте. Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростями противолодочных торпед, «Альфа» могла развивать полный ход в течение одной минуты с момента подачи команды. Это позволяло ей зайти в теневой кормовой сектор любого надводного корабля и подводной лодки. По свидетельству командиров АПЛ, она могла развернуться практически «на пятачке». Был случай в Северной Атлантике, когда одна из «Альф» в течение более 20 часов висела на хвосте натовской атомной подлодки, предпринимавшей отчаянные попытки уйти. Слежение прекратилось только по команде с берега. По свидетельству экипажей АПЛ, которые высоко оценивали боевые качества этих кораблей, подводные лодки проекта 705 превосходили другие АПЛ по следующим свойствам: - значительно более высокая готовность к выходу в море из исходного состояния при не введенной в действие ГЭУ в связи с более высокой (почти в три раза) скоростью ввода, значительно большая максимальная скорость хода, открывающая возможность быстрого развертывания в районы предназначения; - высокая маневренность, позволяющая более успешно уклоняться от всех типов существовавших иностранных противолодочных торпед (до принятия на вооружение ВМС США торпеды МК-48) и обеспечивающая достаточно длительное слежение за иностранными АПЛ; - автоматизация процессов управления кораблем, оружием и ГЭУ даже для уровня того времени являлась эффективной и надежной, ресурс эксплуатации средств автоматизации общекорабельных систем и ГЭУ на всех кораблях был превышен более чем в два раза. Тем не менее строительство этих АПЛ было прекращено и проект не получил дальнейшего развития. Это произошло в значительной степени из-за преждевременного выбора неотработанной реакторной установки с жидкометаллическим теплоносителем (наземный стенд ППУ так и не был создан) и, к сожалению, отразилось на судьбе передовых и уникальных проектных решений подводной лодки проекта 705. Общий уровень состояния отечественной промышленности и производственных технологий, условий инфраструктуры и базирования, а также подготовки личного состава и организации службы на флоте не мог обеспечить полноценную и надежную эксплуатацию этих кораблей - они слишком опередили свое время. С 1986 года напряженность использования АПЛ проекта 705, как и других подводных лодок и флота в целом, стала снижаться, они не ставились в ремонт, межремонтные сроки вышли, ресурсы автоматики были исчерпаны, ресурс активной зоны реакторов составлял менее 30%. С начала 90-х годов финансирование флота практически прекратилось, что повлекло за собой фактическое уничтожение этих замечательных, далеко опередивших свое время кораблей.
Рубрики: | Флот |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |