На марке номиналом 90 центов изображено поселение у ручья Курануи (Kuranui), Темс – через год после того, как в этом районе было обнаружено золото. Впервые золото здесь обнаружил старатель Вильям Хант в августе 1867 г. Открытие принесло городу настоящее изобилие, в некоторые годы здесь находили золото на миллион фунтов. В концу века Темс стал самым большим по населенности центром Новой Зеландии – 18 000 жителей, 100 отелей, три театра… В то время как сегодня здесь проживает всего 7 тыс. человек, имеется 4 отеля.
На марке номиналом 1.35$ – китайские старатели в Туапека (Отаго). Золото Отаго привлекло в провинцию тысячи старателей, в том числе много китайских рудокопов. Они были специально приглашены Данидинской Торговой Палатой, чтобы компенсировать отток ценной рабочей силы на вновь открытые золотые прииски Западного берега. Первые китайские эмигранты прибыли в 1866 г. из Австралии, а к 1869 г. более 2 тыс. человек пришли в район, который они назвали “Новой золотой горой”.
На марке номиналом 1.50$ – последний в Отаго золотой эскорт (Роксбург, 1901): кучер, служащие банка Новой Зеландии, полицейские. Важнейшей для старателей была проблема тайного вывоза с таким трудом добытого золота. Поэтому вскоре везде появились бизнесмены, которые обеспечивали непростому золотому бизнесу возможность переправлять добытое. Они поставляли лошадей, экипажи, договаривались о соответствующих сопровождающих.
На марке номиналом 2.00$ изображен оживленный берег Данидина. Город Данидин был важнейшим портом Отаго, процветавшим во времена золотой лихорадки. Это был центр торговой деятельности и индустрии, он напоминал кишащий пчелами улей. Действительно, с 1854-го по 1864 гг. население его возросло с 2 400 до 15 000 человек.
Блок включает все 5 марок, образуя общую картину. К серии выпущены также 2 конверта первого дня. Дизайн марок и печать осуществлены компанией Cato Partners.
Но первой из наиболее знаменитых в истории была Калифорнийская золотая лихорадка (1848-49 гг.). После того, как в январе 1848 года владелец местной лесопилки Джеймс Маршалл нашел золотой самородок на Американ ривер, а затем золото было найдено на Физер ривер и реке Троицы, когда сам американский президент объявил об этих находках, - со всего света в полупустынную Калифорнию устремилось полмиллиона тех, кто желал быстрого обогащения. Среди них были китайцы и французы, испанцы и ирландцы, венгры и австрийцы…(чтобы остановить приток иностранцев, был даже введен специальный налог). Банки и похоронные бюро росли здесь как грибы. Местное население – индейцы – заплатили за всё это большую цену: их численность уменьшилась в 5 раз, большая часть погибла от новых заболеваний, принесенных золотоискателями.
За короткое время (всего 2 года) Калифорния была заселена американскими колонистами. В 1849 году на золотых приисках насчитывалось уже около 80 тысяч золотоискателей. Они продолжали мыть золото вдоль рек, кое-кому везло и он находил жилу золотоносного кварца. А на золотом холме в Грасс Вэлли, принадлежавшем графству Калаверас, началась подземная охота за золотом, продолжавшаяся около 100 лет.
В США столетие начала Калифорнийской золотой лихорадки было отмечено выпуском трехцентовой почтовой марки: с надписью «Мельница Саттера, долина Колома, Калифорния» и изображением водяной мельницы на лесопилке Джона Саттера, – где и работал инженер Джеймс Маршалл. Хотя именно швейцарский бизнесмен Саттер с помощью химического анализа установил, что его работник нашел золото – открытие золота связывают с именем Маршалла.
Знаменитая калифорнийская “дорога 49”, окруженная аурой романтики и авантюризма, и сегодня ведет через старые городки, с их маленькими музеями и живыми еще легендами.
В 1853 году большая часть старателей ушла на север, в Британскую Колумбийскую республику, а позже – в Клондайк, на Юкон. Впрочем, золотые самородки здесь находили и в 1854, и в 1859 году. Примерно в это же время в Калифорнии начинается разработка второй “золотоносной жилы”: здесь начинают культивировать виноделие.
В июне 1999 года в Америке выпущена 33-центовая марка в связи с 150-летием калифорнийской золотой лихорадки. Марка создана дизайнером Ховардом Пэйном на основе живописной работы известного американского иллюстратора Джона Берки. На ней изображено четверо старателей, из тех самых “Fourty-niners”, намывающих золото в ручье у подножия Сьерра Невада в Калифорнии. Как видно на рисунке, старатели используют для своей работы самый необходимый по тем временам инструмент: специальный лоток для промывания золотоносного песка, с помощью которого можно было отделить частицы золота от гальки и простого песка. В создании марки принимали участие специалисты, помогавшие уточнять историческую достоверность деталей. По их совету, во время работы над маркой в первоначальный рисунок было внесено существенное изменение: одного из старателей дизайнер марки изобразил темнокожим. Это отражает известный исторический факт: в добыче золота участвовало немало афроамериканцев, среди них и те, кто получил свободу
К 150-летию начала Калифорнийской золотой лихорадки памятную серию из 4-х марок в 1999 г. выпустили и Фолклендские острова. Золотая лихорадка в Калифорнии сыграла значительную роль в истории островов, в становлении города Стэнли, который несколькими годами раньше был основан как столица Британской колонии Фолкленды. Этот город занимал ключевую географическую позицию при движении кораблей с восточного к западному побережью Америки. 1848-й стал для него началом новой активной жизни: за год количество судов, проходивших через его порт, увеличилось с 8-ми до 800. Захудалая деревушка, которой был в то время Стэнли, стала превращаться в экономически процветающий город, живущий торговой деятельностью и ремонтом судов. После открытия Панамского канала колония стала получать доходы прежде всего от сельского хозяйства, а сегодня – от коммерции лицензиями на ловлю рыбы.
И еще одна связь существует между Фолклендами и золотой лихорадкой в Калифорнии. В полутора часах от Стэнли, в Гуз американский рубль (Goose Green), нашел свое последнее пристанище знаменитый корабль Vicar of Bray, единственный оставшийся от флотилии кораблей 1849 года, доставлявших искателей удачи в Сан Франциско. Именно на нем в ноябре 1849 года с западного побережья пылающего континента доставили ртуть – важный составляющий элемент золотодобычи. Именно его матросы дезертировали всей командой с корабля и ушли добывать золото.
На марках номиналом 9 p и 80 p можно видеть корабль Vicar of Bray в его сегодняшнем состоянии (небольшой современный катер изображен на фоне его корпуса для наглядности сравнения) – и во времена его славной морской жизни. На двух других марках серии изображен процесс намывания золота и подручный для этого инструментарий – лотки для промыва. К серии был также выпущен блок и конверт первого дня.
Во второй половине 19 века золотая лихорадка на американском континенте продвигалась все севернее: Каньон Фрэзера (Fraser Canyon), район Карибу и другие части Британской республики Колумбия, Скалистые горы.
Последняя “великая золотая лихорадка” – Клондайкская (территория Юкон, 1898–99), о которой написаны многие литературные произведения (Джек Лондон, Жюль Верн, Луи Буссенар), созданы стихи (Роберт У. Сёрвис), сняты фильмы (в том числе знаменитый фильм Чарли Чаплина “Золотая лихорадка”, 1925). В это безумие было вовлечено беспрецедентное число людей: несколько миллионов человек. Но только 35 тыс. из устремившихся к золотым полям добрались до места слияния рек Клондайк и Юкон, где их встретил голод и жесточайшие зимние холода.
В год столетия начала клондайкской золотой лихорадки, в 1998 г., в США вышла марка (номинал 32 цента), на которой запечатлен непереносимо трудный переход золотоискателей, которые тащат свою поклажу через снежные горы.
13 июня 1996 года Канадская почта также выпустила серию из 5 марок в память о золотой лихорадке на Юконе. Дизайнер серии – Стивен Слипп из Галифакса, ему удалось вполне элегантное художественное исполнение марок, – изображения на них способны вызвать настоящую ностальгию. На первой марке (все марки серии имеют номинал 45 центов) изображен Скокум Джим Мейсон (первооткрывателями золота вмести с ним были Джордж Кармак и Чарли Доусон), который первым застолбивший золотоносный участок в этих местах. Он стоит с лотком для промывания золота в руках, позади него – документ на право разработки участка у ручья Бонанза, где было найдено золото. Лягушка, изображенная на заднем плане, – символ помощи в начинаниях. А возможно – еще и напоминание о знаменитой прыгающей калифорнийской лягушке, которую обессмертил Марк Твен в своем небольшом рассказе “Знаменитая прыгающая лягушка из Калавераса”(1865).
На второй марке изображен старатель со всем своим специальным снаряжением; на заднем плане – лодки на озере Лаберже, направляющиеся к золотым полям.
На следующей марке видно суперинтенданта северо-западной конной полиции Сэма Стила, на границе Аляски (американское владение) и Юкона (владение Британской империи).
Изображения на четвертой марке напоминают о богатом увеселительными заведениями городе Доусон – крупнейшем населенном пункте к западу от Виннипега, где была телефонная связь, электричество и водопровод. Мешочек с золотым песком был валютой Доусона, а любимым развлечением жителей города были азартные игры, – отсюда отправлялись к золотым полям и здесь оставляли свои деньги золотоискатели. А золота здесь добывалось немало. Об этом говорят цены: в 1898 году в Сан-Франциско можно было вполне прилично пообедать всего за 25 центов. В то же время, в Доусоне галлон молока стоил 16 долларов, дюжина яиц – 3 доллара, фунт масла – 3 доллара.
На последней марке серии – золотоносные поля Клондайка. (Само слово Кlondaika – переделанный вариант индейского слова thron-diuck, которое в переводе обозначает молоток и вода. Так индейцы называли реку, протекающую на северо-западе Канады по территории Юкона. Из-за трудного произношения белый человек впервые произнес это индейское слово как Клондайк.)
Клондайк – стало именем нарицательным, обозначающим неизбывную человеческую мечту о неожиданных и несметных сокровищах и связанным с удачей, романтическими приключениями, вдохновением и азартом того времени. Но и сегодня на Юконе (северо-запад Канады) можно увидеть старателей, хотя в этих местах почти не осталось золота.
Австралийская золотая лихорадка началась в 1851 году, с открытием Эдвардом Харгрейвсом золота в Новом Южном Уэльсе. Харгрейвс только что вернулся с золотых полей Калифорнии, убежденный в том, что, судя по геологическим признакам, его родная Австралия не менее перспективна для поисков золота. Местечко, где он нашел золото, было названо “Офир”, а Харгрейвс, заявивший о своем открытии, получил статус “Комиссионера территории” (регулирующего старательские работы, выдающего лицензии и собирающего пошлину), премию в 10 000 фунтов стерлингов и пожизненный пенсион. После того, как первое золото из окрестностей Батерста было привезено в Сидней, сотни золотоискателей отправились на поиски самородков и россыпей, к ним вскоре стали присоединяться иммигранты. Численность одних только китайцев превысила 100 тыс. чел. (что вызывало недовольство местных жителей и послужило даже принятию ограничительно законодательства). Число вновь прибывших на Австралийский континент превысило число преступников, вывезенных за предыдущие 70 лет в Австралию. Общая численность населения выросла с 430 000 в 1851 до 1,7 миллиона в 1871 г..
Наибольшие залежи были открыты в Виктории. В 1850-х здесь добывалась треть мирового золота. Вскоре на место труда многочисленных старателей стали приходить механические установки, поэтому находки золота в Квинсленде в 1880-х годах и в Западной Австралии в 1890-х годах, вызвали отток старателей из юго-восточных колоний в новые центры добычи золота. Разработке золота в 1890-х (а позднее и других металлов, в том числе никеля) обязан своим возникновением и процветанием город Калгари. В этих местах золото было открыто в июне 1893 года старателями Патриком Хэннаном, Томом Фланагеном и Дан О’Шеа. Территорию в радиусе мили от места находки Хэннана, насыщенную месторождениями золота, называют «Золотой милей». Она успешно разрабатывается и по сей день.
Золотая лихорадка – очень важная страница социальной и экономической истории Австралии. Это было время формирования австралийской нации, ее особого фольклора. Как полагают сегодняшние исследователи культуры Австралии, именно в этом времени – корни неуступчивого, неподвластного авторитетам характера австралийцев, основа их национальной идентичности.
В 1981 году почта Австралии выпустила серию из 4-х марок номиналом 22 цента, посвященную золотой лихорадке. Изображения на марках отражают не конкретные события, а общие сцены из жизни золотоискателей. На марках изображены: старатели, идущие за золотом, намывающие золотой песок, проверка лицензии на участок, предположительные портреты героев этого времени.
Вторая австралийская серия из 5 марок в сцепке (номиналом 41 цент), посвященная времени золотой лихорадки, вышла в 1990 году. Здесь также дизайнер предпочел дать обобщенный образ. На марках изображены: экспедиция на лошадях к золотым приискам; поля, где производились раскопки золота; намывание золота; палатка комиссионера; эскорт с золотом.
В 19 веке золотая лихорадка затронула Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку. Она дала стимул для быстрого развития не только отдельных районов, но и в целом экономики тех стран, где обнаруживали золотые месторождения, а также для развития всемирной экономики. Ведь тогда ценность денег еще обеспечивалась золотом. Эпоха золотой лихорадки осталась в нашей памяти как романтическое, богатое событиями время, последствия которого (заселение обширных территорий и основание новых городов, развитие золотодобывающей промышленности, изменение этнического состава населения многих стран и мн. др.) сказались на современной нам истории. Именно поэтому можно предположить, что мы еще не раз встретим марки, сюжеты которых будут напоминать о временах золотой лихорадки.