Без заголовка |
День 25 марта в народном календаре был известен как день открытия Сварги. В одном случае Сварга – это ведический рай, в другом – звездное небо, именуемое еще Колесом Сварога. По народным поверьям, у этого колеса очень сложное устройство. Оно укреплено у Полярной звезды и держится на небесной оси. В течение года Колесо Сварога делает полный оборот. Но есть и другое, медленное вращение, о котором знают только мудрецы. Длится оно около 27 тысяч лет – это один космический год, период, за который ось Земли совершает оборот по конусу. Это вращение приводит к тому, что зодиакальные созвездия медленно движутся по нашему небу, и нынешняя Полярная звезда не всегда была полярной и не всегда будет такой. Период в 27 тысяч лет и соответствует суткам Сварога в славянской мифологии.
25 марта проводят обряд закличек Весны (богини Живы).
Второй, после новогодних, значительный цикл празднеств связан со встречей весны и первым этапом полевых работ: пахотой и севом.
Месяц март, являвшийся долгое время началом нового года и открывал собою целую серию разнообразных обрядов, начиная от выпечки из теста весенних жаворонков 9 марта и кончая праздником первых всходов яровых хлебов 2 мая.
С началом марта связана мартовская коляда. Главным мартовским праздником была масленица, праздновавшаяся в языческие времена, по всей вероятности, в дни весеннего равноденствия.
К 24 марта приурочен праздник "комоедицы" (аналогия греческим "комедиям" архаичного времени) -- праздник пробуждающегося медведя, зверя богини Лады.
К весенним праздникам в Древней Руси, как и в XIX в., вышивали специальные полотенца, на которых главным сюжетом было изображение встречи весны, отраженное в ритуальной песне-веснянке:
Едить весна, едить
На золотом кони,
В зеленом саяни,
На сохе седючи,
Сыру-землю аручи
Правое рукой сеючи...
25 брезня (марта) открывается Сварга. На Землю спускается Весна - богиня Жива. В третий и последний раз закликают Весну.
В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну.
Люди радовались тому, что с каждым днем приближалось наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались "грачами", "жаворонками" или просто "птичками". Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух.
Одновременно произносились заклички:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!..
.
В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы:
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью…
Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили.
Во время сева их бросали в сетево - особое решето, из которого сеяли зерно. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю.
Крестообразная форма выпечки существовала за долго до христианства, и сам обряд сохранился с более древних времен.
С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйку хмеля или монетку. Впрочем, иногда могли запечь и таракана. Собравшись за столом, все члены семьи брали по одному печенью и одновременно их разламывали.
Обнаруженное зерно означало богатство, таракан - будущие сплетни, чешуйка хмеля - веселье.
Часто кресты давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали:
Крестики, крестики, жавороночки,
Крест подают и водой обдают,
Половина - то говина перевалится,
Кадка с молоком перекатится*
(*Говином назывался пост, время говенья, ограничения в еде.)
В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр.
Обряд заклинания весны был особенным: короткие строки веснянок пелись очень протяжно, как призыв издалека. Исполнительницы обряда (происходившего на холмах, на проталинах, а иной раз и на крыше строения) поднимали обе руки к небу, что закрепилось и в ритуальной вышивке.
Девицы так же совершали свои заклички, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют:
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью…
Расстилали на поле новый холст, клали на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносили: “Вот тебе, матушка Весна!”. Потом все играют в обрядовую игру «круглые горелки».
С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвящённые богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых.
Особый статус Лады обусловил множественность посвященных ей праздников, они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября.
Связанные, с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему циклу праздников. В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну:
Благослови, мати
Ой, мати, Лада, мати,
Весну закликати.
Потом все играют в обрядовую игру «круглые горелки».
Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту.
Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Для него пекли небольшие шарики - колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая:
Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру - поздорову.
Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо.
Затем Мороз приглашали отведать кушанье:
Мороз - Мороз, не тронь мой овес,
Приходи кисель есть.
Завершает цикл весенних праздников Ярило Вешний. В этот день проводится важный обряд - Отмыкание Земли, или по-другому - Зарод. В этот день Ярила “отмыкает” (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.
Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину росу.Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашеным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха.
Просили Ярилу - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя.
Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда “обхода”, после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (по-солнцу на жизнь) и трижды противосолонь (против солнца на смерть).
На Ярилу запахивали пашню, говорили: “На Ярилу выезжает и ленивая соха”. С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.
Рубрики: | РУСЬ ВЕДИЧЕСКАЯ |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |