-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Клю-чик

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 4139


АРКАИМ - небесная арка...

Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 09:23 + в цитатник
Цитата сообщения haritta АРКАИМ - небесная арка...

 (490x315, 58Kb)
Аркаим стал первым из страны городов (22 поселения) который удалось обнаружить в июне 1987 года на южном Урале. Аркаим стал одной из сенсаций в мировой археологии. Многие ученые века искали исток индоевропейской цивилизации и вот наконец это удалось сделать Геннадию Борисовичу Здановичу, российскому Шлиману.
Сейчас находится все больше подтверждений, что именно Аркаим и страна городов на Южном Урале заложили фундамент для зороастризма. Очень может быть, что именно в этих местах завершился земной путь пророка Заратуштры.
об этом и о другом наши материалы.

АРКАИМ – НЕБЕСНАЯ АРКА
П. П. Глоба «Учение древних ариев», М.: «Эксмо», 2005.
Статья подготовлена Малаховой Н.М.
Аркаим... Какими только эпитетами не наделяют люди этот удивительный уголок Земли, расположенный на юге Урала: «Арка Йимы», «Страна городов», «Город поющих колесниц», и, наконец, «Небесная Арка». У многих, кто посетил это действительно необычное место, появляется чувство соприкосновения с чем-то неведомым, недоступным, необъяснимым с точки зрения материального мира, где каждому открывается нечто свое, сугубо личное, сокровенное, приобретающее со временем особое название.
 (500x374, 25Kb)

Аркаим. Реконструкция города, выполненная учеными-археологами.Так что же такое Аркаим? Банальный вопрос, на который не существует однозначного ответа. Город-храм, город-обсерватория, город-миф, город-сказка – он многогранен и многомерен, как мир. Вселенная в миниатюре. Магическая мандала. Голограмма космического пространства, перенесенная на маленький клочок земли. Город танцующих звезд...
Аркаим – не просто «Страна городов», а край дивных, сказочных поселений и построек, мифических по своему замыслу и предназначению. Страна, «пришедшая» на землю четыре тысячи лет назад и просуществовавшая на земле не более 250 лет. Страна, по неведомым нам причинам полностью ушедшая под землю и унесшая с собой свои великие тайны.
Тысячи людей ежегодно приезжают сюда, чтобы соприкоснуться с далекой древностью, ощутить дух времени и попытаться понять «секреты старины глубокой». Что ими движет? Любопытство? Романтика? Страсть к путешествиям? Вряд ли. Здесь нет высококлассных туристических комплексов, просторных дворцов и замков, огромных музеев, величественных храмов, нет грандиозных руин и развалин – ничего нет. Ничего – с точки зрения современного человека, озабоченного научно-техническим прогрессом и стремящегося к максимальному удовлетворению чисто житейских потребностей, ничего – для тех, кто не знает, либо по каким-то причинам забыл свою подлинную историю, отказавшись от истинного наследия своих предков.
Так чем же притягивает людей это место?
«У нас ничего нет... Степь, ковыль, холмы, ветер...», – услышите вы в ответ, задав этот вопрос человеку, который вот уже в течение двух десятков лет является его неутомимым исследователем, – Геннадию Борисовичу Здановичу, историку-археологу, директору заповедника «Аркаим». И увидите добрую, мягкую, открытую улыбку на лице хранителя этой священной Земли.
 (230x215, 15Kb)


Зданович у модели Аркаима
Пауза... Задумчивый взгляд, устремленный в необъятную даль степи... И вот уже звучит рассказ о поселениях эпохи бронзы на территории Южного Приуралья. Перед глазами встают городища, построенные по особому принципу сочетания кругов и квадратов, поднимаются стены мощных крепостей, обнесенные рвами с водой, а чуть в стороне – монументальные погребальные сооружения. И, наконец, главное действующее лицо – человек Аркаима.
Кто он, какой, как жил и чем занимался?
Рассказ продолжается... Мчатся боевые колесницы, управляемые смелыми воинами. У раскаленных плавильных печей работают кузнецы и литейщики. Труд земледельцев и скотоводов направлен на обеспечение города продуктами питания. Другие занимаются обработкой дерева, ткачеством, лепкой из глины, украшая свои изделия неповторимыми узорами самых разных орнаментов.
Мощнейшие фортификационные системы, специально организованные водотоки-каналы, колодцы и очистные сооружения, мелиоративные системы, металлургические печи, ткачество и гончарное дело, скотоводство и земледелие – все это уже четыре тысячи лет назад было знакомо людям, пришедшим с севера на южно-уральские земли.
Язык, обычаи, ритуалы этих людей совершенно не схожи с современными. Об их образе жизни, отмеченном высочайшим уровнем культуры и нравственности, доподлинно можно прочесть лишь в древнейших памятниках письменности, коими являются древнеиранская Авеста и древнеиндийские Веды. А в целом, как и во все времена, эти люди рождались и умирали, трудились и отдыхали, радовались и огорчались.
Рассказ насыщенный, эмоциональный, и в то же время строго научный, аргументированный фактическими материалами многочисленных археологических экспедиций и этнографических изысканий. Рассказ ученого-исследователя, познавшего жизнь человека Аркаима и влюбленного в Аркаим.
Согласно исследованиям Г. Б. Здановича: «Аркаимский город – это, прежде всего, четко спланированная жилая, производственная и ритуальная среда, а также необычайно сложная, до деталей продуманная система оборонительных сооружений».Каждого, кто побывал здесь и окунулся в глубины аркаимской истории, впечатляет простота и могущество существовавшей некогда цивилизации. Все строения древних людей говорят об их высочайшей культуре быта и поистине космичном мировоззрении. Геометрические фигуры городищ (овалы, круги, квадраты, ромбы), в виде которых построены поселения, несут в себе воплощение божественного строения Мироздания: «Аркаимские архитекторы проповедовали принципы жесткого геометризма. Они во всем стремились к симметрии, и как бы сказали современные проектировщики, к гармонизации пространства» (Здесь и далее по тексту данной статьи приводятся материалы лекций и выступлений Г. Б. Здановича, историка-археолога и директора заповедника «Аркаим».)Тот, кто хоть немного знаком с астрологией, увидит, что структура поселений напоминает собой огромные гороскопы с четко выделенными 12 знаками Зодиака и 28 лунными стоянками. При этом поражает огромная точность измерений (половина угловой минуты), достигнутая архитекторами древнейших «обсерваторий».

 (336x412, 42Kb)

Аркаим как обсерватория
Это объясняется уникальными возможностями горизонта Аркаима, использовавшегося как громадный природный транспортир. В структуре города заложен древнейший арийский символ – свастика, символизирующий эволюцию космоса и человека.
 (402x440, 69Kb)
Как свидетельствуют археологические исследования, «Страна городов», расположенная в Южном Зауралье, насчитывает примерно 20 укрепленных поселений, вытянута на 400 км с севера на юг и на 200 км с запада на восток.
Протогород аркаимского типа представляет собой настоящую крепость, по всему периметру которой вырыт ров глубиной около двух метров. Основные фортификационные стены (высотой не менее пяти метров) были сложены из сырцовых грунтовых блоков в сочетании с деревянными конструкциями, иногда облицованы обожженным кирпичом или каменными колотыми плитами, внутри их находились помещения, ниши и коридоры. Входы в город располагались по сторонам света. Верхние основания внешних стен (не менее трех метров) одновременно служили «верхними» улицами. «Верхние» и «нижние» улицы, щелевидные проходы в массивах стен, всевозможные улочки, переброшенные мостики напоминают скорее замысловатые лабиринты, в которых легко мог затеряться чужак. Каждый район города был разбит на отдельные секторы круговыми и радиальными стенами – в них находились жилища (их площадь варьируется от 110 до 180 квадратных метров) и производственные постройки для занятия различными видами ремесленной деятельности. Центральная площадь города имела дополнительную (усиленную) систему защиты и, вероятнее всего, ритуальное предназначение.
«Островное» расположение протогородов, со всех сторон окруженных водой (реки, овраги, искусственные протоки-каналы) и построенных в виде овальной формы, указывает именно на древнеарийское мифологическое восприятие Мира, отражающее вселенский закон: «Только крайне мыслящий прагматик не заметит сходства в организации культурного и природного ландшафтов с текстами космогонических мифов индоевропейцев. В планиграфии «островных» территорий неукрепленных центров легко увидеть символы отделения земной тверди от первичного океана и рождения вселенной из мирового яйца».Основой благополучия аркаимского города было высоко организованное металлургическое производство.
 (386x392, 24Kb)
схема печи в поселениях Аркаима
В каждом его жилище функционировала одна или несколько плавильных печей, поражающих современных исследователей оригинальностью своей конструкции. Рядом с печью находился колодец, при этом поддувало печи было связано с колодцем через устроенный в грунте воздуходувный канал. Проведенные учеными-археологами эксперименты показали, что аркаимская «чудо-печь» может поддерживать температуру, достаточную не только для расплава бронзы, но и для выплавки меди из руды (1200-1500 градусов!). Благодаря воздуховоду, соединяющую печь со смежным с ней колодцем пятиметровой глубины, в печи возникает тяга, обеспечивающая требуемую температуру. Таким образом, древние жители Аркаима воплощали в реальность мифологические представления о воде, рождающей огонь.
Помимо металлургии, жители «Страны городов» занимались земледелием и скотоводством. Археологические исследования аркаимских огородов показали, что это были небольшие участки с несложными мелиоративными системами для полива земель, на которых выращивались ячмень, просо и лук. Неподалеку от города на специальных огражденных площадках содержался скот. Не меньшее место в жизни аркаимского человека занимало и гончарное дело, подтверждением чему огромное количество прекрасной керамики, обнаруженной во время раскопок. А также аркаимцы изготавливали качественный полуткацкий текстиль, прекрасно обрабатывали камень и кость.
Именно здесь в свое время существовал и удивительный мир арийской духовной культуры, поэтическое наследие которой нашло свое отражение в древнейших литературных памятниках Индии и Ирана, коими стали Ригведа и Авеста. Анализируя их тексты в применении к Аркаиму, можно предполагать «о существовании общего истока этих священных книг, зародившегося на одной территории, в среде относительно узкой группы людей, которые находились в постоянном общении между собой».
Действительно, исследования Авесты и зороастрийской мифологии во многом объясняют древнейшую архитектуру протогородов аркаимского типа. Да и само слово «Аркаим», согласно одному из переводов, означает «Арка Йимы» – земного первоцаря, трижды расширявшего Землю, чья жизнь подробно излагается в Авесте. Не менее значима в этом отношении и Ригведа – священная книга последователей ведической культуры Индии. Тот факт, что вот уже в течение нескольких тысячелетий строго соблюдается запрет на внесение в нее каких бы то ни было изменений, говорит о том, что еще в доиндийский период жизни ариев в среде жрецов сложилась традиция бережной передачи знаний. Что же касается зороастрийской Авесты, то ее тексты в течение долгих времен передавались исключительно из уст в уста. Археологические исследования «Страны городов» (бесспорно, прародины ирано- и индоариев) тоже указывают на существование здесь именно бесписьменной культуры.
Отнюдь не случайно и местоположение Аркаима, ведь по Уралу проходит крупнейший на Земле геологический разлом. В Авесте это место названо серединой мира.
Именно здесь, а не в Гринвиче, проходит истинный нулевой меридиан (на современной карте мира 60-ый градус восточной долготы). То есть Урал – это не просто граница между Европой и Азией, с точки зрения астрогеографии, но это еще и граница между западным и восточным полушариями мозга Земли, между двумя принципиально различными типами мышления (западным и восточным). Аркаим находится в точке «культурного водораздела» между западной культурой, ставящей превыше всего индивидуальное развитие личности, и культурой восточной, отводящей ведущее место вовлеченности всех людей в общий поток.
 (328x232, 9Kb)
Примечательна и широта Аркаима – 52 градуса северной широты. Примерно на этой же широте находят и многие другие древние сооружения так называемого неолитического периода, например, город-обсерваторию Стоунхендж в долине Солсбери или недавно обнаруженные «обсерватории» каменного века в Чехии, Белоруссии и Литве.
 (318x216, 19Kb)
Геологами отмечено, что именно на этой широте встречаются аномалии магнитного поля, связанные с неидеальностью формы нашей планеты.
В дальнейшем нашествие на русские степи кочевых народов с востока вызвало новое движение ариев на запад – в Европу, и на юг – в Малую Азию, а в дальнейшем и на юг Азиатского материка. Отдельные протогорода, схожие с аркаимскими, известны в Казахстане и Башкортостане. Материалы археологических экспедиций Казахстана и Средней Азии отмечают пути миграции ариев на юг, в Индию и Иран. Погребения аркаимского типа зафиксированы в Поволжье, вблизи Дона и даже западнее. Все это позволяет смело говорить о том, что духовные ценности ариев, покинувших «Страну городов», легли в основу культуры всех народов индоевропейской общности.
Открытие в конце XX века «Страны городов» в южно-уральских степях стало реальным подтверждением правомочности теории о существовании северной прародины ариев. Мифическая страна гипербореев, описанная в авестийских и ведических текстах, обрела новое рождение. Аркаим стал «гиперборейской Троей», доказавшей всему миру реальность существования в прошлом северной «Страны благородных». К ее последнему протогороду, как к культурному очагу времен индоевропейской общности, со всего мира идут люди, влекомые духом предков и ведомые желанием поклониться священной земле Фравашей.
«Немногим более десяти лет прошло со дня открытия Аркаима и еще меньше со времени обнаружения системы протогородских центров Страны городов, – писал Г. Б. Зданович в одной из своих аркаимских статей, датированных где-то на стыке тысячелетий. – Десять лет – это достаточно много для одной человеческой жизни, но это совсем немного для начала отсчета археологического события подобного ранга. Для полномасштабного представления об Аркаиме и Стране городов требуется труд не одного поколения ученых, и каждое поколение будет все глубже и глубже проникать в тайны южно-уральской цивилизации. И это понятно, ведь чем дальше от истоков, тем более жгучий интерес проявляет человечество к своему прошлому. Чем дальше от истоков, тем они и нужнее, и ближе». И с этим нельзя не согласиться.
Вскоре после открытия древнейший памятник протогородской цивилизации Аркаим стал историко-ландшафтным заповедником и территорией, охраняемой государством. Но так ли это?
Заповедник... Вдумайтесь, всмотритесь в это слово, и вы найдете в нем его же предназначение, священное по своей сути – «заповедь»! А ведь заповедь – это завет, наставление, мораль, незыблемый закон, который передается из поколения в поколение мудрецами, старцами, учителями, и который должно исполнять каждому. Заповедям Христа – две тысячи лет, Космическому закону ариев – как минимум, четыре тысячи. И потому Аркаим – это не просто заповедник, это живая заповедь, прошедшая сквозь тысячелетия и доставшаяся нам, жителям Евразии, как великое наследие ариев. После гибели Гипербореи именно здесь продолжалась истинная история Руси, хранились ее истоки. И потому «заповедь» Аркаима состоит в сохранении и передаче потомкам не только воспоминаний об истинной прародине ариев, но и образа жизни, подчиненного Космическому закону и воплощенного ими на Земле. Закону, который со временем стал величайшим учением, наиболее полно дошедшим до наших дней в древнейшей духовной традиции мира – космической религии зороастрийцев.
 (400x299, 14Kb)
Поселение Берсуат - один из городов Арийского простора
Каждый протогород аркаимского типа – это, своего рода, Вселенная в миниатюре, микрокосм, в центре которого стоит Человек. Он – участник Космической битвы между воинствами Добра и Зла, которая неминуемо закончится торжеством сил Света, но именно от выбора Человека и его поведения зависит приближение либо отдаление данного момента. Осознав весь окружающий мир, как стройную космическую систему, этот древний (!) человек стал сознательно определять свое место в ней и открыл универсальный Космический закон, согласно которому все устроено по единому образу и подобию. Восприняв Вселенную, как установленный Богом порядок, он переносил этот порядок на свой образ жизни, доказательством чему стали выстроенные по космическому принципу протогорода.
Добро и зло, свет и тьма, созидание и разрушение – дуальность современного мира действительно заставляет нас не только смотреть на эту жизнь, как на мистерию Космической битвы между Богом и Дьяволом, но и ежечасно быть ее активным участником. Кому-то ничего не стоит выливать тонны грязи в океан, отходами производства захламлять землю, клубами дыма отравлять воздух, понапрасну вырубать леса, ради развлечения уничтожать животных. А для кого-то болью в сердце отзовется всего лишь вид сломанной ветки или перебитого крыла.
Древний человек, коим мы считаем жителя Аркаима, строил очистные сооружения, чтобы, не дай Бог, грязная вода не попала на землю. А мы, так называемые цивилизованные люди, порою выбрасываем мусор просто за порог, забывая о нашем едином, об-щем для всех доме, имя которому – планета Земля. Уже далеко не секрет, что войны, экологические катастрофы и безумное использование природных ресурсов разрушают ее материальную основу, а многослойный панцирь злобы и ненависти силою мысли людей сковывает ее дыхание во Вселенной. Вот уж воистину, «обнаженные нервы Земли неземное страдание знают».
Поэтому, затрагивая тему экологии и сохранности священной для каждого русского человека земли Аркаима, нельзя не сказать о варварском акте вандализма, совершенном в марте 2000 года, когда на территории заповедника, охраняемого государством, прямо на глазах жителей близлежащей деревни были загнаны и ради забавы зверски расстреляны из автоматического оружия около 40 ланей. Красивые, грациозные животные, многие из которых даже не были подобраны, стали безвинной жертвой оголтелых головорезов. Нельзя оставаться равнодушным, слушая этот рассказ – словно град с Небес, сыплется град вопросов! Кто ответит за преступление дикарей современной цивилизации? Как противостоять вандалам нового века? Каким государством и чьими законами охраняется заповедник? Неужто миром действительно овладел дьявол, и его приспешники правят бал?! Или, быть может, это и есть та самая «ночь, которая особенно темна перед рассветом»?!
Согласно зороастрийскому космогенезису в Космической битве Добра и Зла наступил перелом: на смену эпохе Смешения пришла эпоха Разделения. С ушедшей в прошлое эпохой Рыб было связано смешение понятий добра и зла и торжество принципа «не согрешишь – не покаешься». Сменившая ее эпоха Водолея – время размежевания света и тьмы, отделения «зерен от плевел, а овец от козлищ», время прояснения деяний человеческих, когда всем придется держать ответ за свои поступки, и во внешнем облике каждого будет отражен его внутренний мир.
Рано или поздно возмездие настигнет и тех, кто осмелился поднять руку на беззащитную красоту Аркаима. В соответствии с авестийской мифологией, Лань является тотемическим символом Арты, Аши – Небесной Благодати, Матери Мира, супруги Бога Творца Ахура-Мазды. Арта – это совесть человеческая, истина, праведность и божественный порядок. В зороастрийской традиции Арте, как олицетворению высшей правды и кармического света, противостоит демон лжи по имени Друдж. Так понимают ли те убийцы, на кого они подняли руку и кому продали свои бессмертные души? И понимают ли поправшие «Закон Заповедника», каким Законом будут судить их беззаконие?!
…Закончился век, ушло еще одно тысячелетие, завершилась эпоха Рыб, эпоха смешения добра и зла. Наступило новое время, в зеркальном отражении (-2000…0…+2000) которого началось возрождение некогда великой, но, к сожалению, временно забытой традиции, – Космического учения древних ариев!
Открытие Аркаима именно на таком знаменательном рубеже времен может быть сравнимо лишь с внезапным пробуждением давно дремавшего вулкана. Пробуждая давно забытую легенду, согласно которй в Рипейских горах на тысячу лет уснули боги. Уставшая, истерзанная Земля ждет их пробуждения. И потому Аркаим – это не только Арка Йимы, великого арийского первоцаря, это небесная арка им – Богам, для которых пришло время сойти на Землю, чтобы спасти планету от разрушения и исчезновения, сохранив тем самым гармонию и равновесие во Вселенной.

Аркаим – воплощение мифа.
Зданович Геннадий Борисович
Минск, 19 апреля 2010
выступление в рамках VI конференции по авестийской астрологии.
 (336x397, 26Kb)
Сегодня моя задача – рассказать вам об археологии этого замечательного места под названием Аркаим. Страна городов располагается на Южном Урале, это восточный склон уральского хребта. Здесь протекает река Уй, которая является естественной границей между степью и лесостепью. Очень эффектно выглядит, когда вы проезжаете лесное пространство от Аркаима, село Степное, реку Уй и перед вами открывается бескрайнее пространство степи. Иногда и здесь попадаются маленькие лесочки, но это только из-за близости уральского хребта.
ark01_0 (336x393, 27 Kb)
С точки зрения географии это очень интересное место. Рядом здесь стекают речки с отрогов уральских гор. Сам Уральский хребет – не водораздел. Дело в том, что параллельно уральскому хребту располагается более древний, сейчас же разрушенный. Сегодня ученые называют его уральским пенипленом. «Пениплен» переводится как «бывшая горная разрушенная страна». И именно он является здесь водоразделом. Здесь в одном месте реки текут на восток и на запад, пробивая порой уральский хребет. Например, река Уфимка. Отсюда они текут к Каспию, к Поволжью. Тобол, Ишибь, Обь – текут на восток и на север, это уже вода Сибири и Северного Ледовитого океана.
Получается, что одни реки текут на восток и поворачивают на север к океану, а другие - на запад и потом поворачивают на юг к Каспию и Средиземноморью. Если нарисовать общую схему течения этих рек, то получится гигантская свастика.
Я знаю единственное место, где реки одновременно текут на все 4 стороны света – на запад, восток, север и юг. Если вы вспомните легендарную Гиперборею, то именно там с горы Меру все реки текут на все 4 стороны. Также, теоретически, это возможно с полюсов вращения Земли.
Здесь же у Аркаима это факт – вода с этого места растекается на все 4 стороны света. Все реки берут начало с ручейков, водных ключей. Во время экскурсий по аркаимской земле можно сказать людям, пьющим воду из родников, что они пьют воду, принадлежащую одновременно четырем сторонам света. Здесь можно становиться на колени и молиться как на святом месте!
Я всегда поражаюсь тому, на сколько мы не знаем земли, на которой мы живем. Школьников необходимо начинать обучать именно этому. У нас есть замечательный журналист (фонов?), который написал прекрасную заметку. В ней говорится следующее.
На берегу одной из речки страны городов стоит мальчик. Речка – красивая-красивая! И, вы знаете, захламленная-захламленная… Журналист спрашивает у мальчика: «Как эта речка называется?». Тот отвечает: «Как называется? Речка, просто речка». Журналист: «Да, нет! Какое ее название?» Мальчик: «Чего пристал-то! Просто речка!».
 (447x336, 19Kb)
Вы понимаете? Мальчику 12-15 лет и он даже названия этой речки не знает. То есть он не представляет на карте своего бытия, своего местоположения.
Когда мы, различные ученые, находимся в поле и изучаем эти места, то мы поражаемся тому, что раньше любой населенный пункт, любая речушка, ручеек имели свое название. А сегодня посмотришь на карту и очень многое у нас безымянное. Совсем другое дело, если смотреть карту оренбургского казачьего войска. Карта времен второй половины девятнадцатого века, когда здесь выдавалась земля казакам. На этой карте все названо и каждое название говорит о сути этого места. На современной карте этого же места все по-другому. Сопка – лысая или грачиная, гора – вышка. Все названия примитивные донельзя!
Они ни о чем не говорят.
Например, рядом с Аркаимом есть гора Шаманка. В свое время в эти края были высланы калмыки (в соседнее село Александровское), среди которых было распространено шаманство. Вокруг сохранились святилища калмыков.
Здесь на этом водоразделе мы оказались случайно. Эти места затапливались, готовилось на этом месте водохранилище не для полива, а для скота. В этой долине для затопления мы увидели то, что мы 20 лет искали. Мы увидели круги, сооружения и мы были потрясены сохранностью. До этого мы копали Синташту, памятник равносильный Аркаиму, тоже одно из священных мест Страны городов. Синташта была сильно разрушена и оставался повод для сомнений. Аркаим все расставил по своим местам своей замечательной сохранностью.
Когда мы стали эту территорию изучать, то вдруг, неожиданно через 3 года нам удалось отстоять эти территории. Аркаим открыт был в 1987 году во время строительства водохранилища. Это была мощная организация «МинВодХоз». Это время XIX съезда партии. Замечательный человек, герой соцтруда, председатель колхоза «Измайловский», депутат этого съезда настоял на том, чтобы стойка водохранилища была. Стройка началась еще до приказа о начале строительства осенью 1986г. Археологов приглашают только уже в ходе самой стройки. Мы приехали в летнее солнцестояние 1987 года и увидели совершенно уникальный памятник, который осенью этого же года должен был быть затоплен. Целых три года вся страна (я не преувеличиваю), тогда это был СССР, поднялась на защиту Аркаима. Письма интеллигенции, газеты, публикации… Все получилось как в сказке. Мы конечно не верили, все время жили под прессом того, что нас затопят, но 19 апреля 1991 года стройка была прекращена и территория была объявлена заповедной.
Все время мы изучали Аркаим. Кто только у нас не работал! Мы сделали большую работу по насекомым, по птицам, по ботанике, геологии и т.д. Позднее были защищены и кандидатские, докторские диссертации, работало много зарубежных специалистов. Мы изучали прошлое и настоящий срез. Палеоботаника, палеопочвоведение и современные разделы этих наук. Очень многое сделал минский институт ботаники и киевляне, другие страны.
Мы изучали место, которое помечено на картах как аркаимская пустошь. Хоть рядом было много красивых названий, все равно это была пустошь. И что же показала наука? Оказалось, что это место является одним из самых уникальных во всей Евразии. Здесь смыкаются не только реки Европы и Азии, запада и востока, а также севера и юга. Здесь стык всего абсолютно! Оказалось что в этой долине свыше 730 видов высших сосудистых растений! Здесь оказалось столько видов бабочек, насекомых, что нигде и в округе такого нет. То же самое оказалось и с почвами и в другом.
Почему так получилось? Природа края такова, что здесь оказываются виды растений и животных сибирские, европейские, полярные и пустынные. По уральскому хребту с севера заходят полярные виды, а с юга – пустынные. Этот стык природных зон оказался необычайно богатым. Точно также произошло и с человеческими культурами. Люди всегда селятся, двигаются вдоль воды, от нее человек не отходит. Здесь оказались и угорские и тюркские и конечно же индоевропейские народы. Этот стык народов как был, так и остается, хотя сейчас мы не так зависим от воды в плане перемещения и уже ездим на поездах, летаем на самолетах.
Мы оказались в этом уникальном месте. Размер Страны городов – 250 км с запада на восток и 350 км с севера на юг. В этом пространстве мы обнаружили 22 укрепленных центра в виде овалов, кругов, квадратов. Расположены они на расстоянии 50-60 км друг от друга. То есть 25-30 км радиус между ними. В конце концов мы научились разыскивать эти памятники. Ставишь циркуль, 25 км проводишь, еще 25 добавляешь, проводишь круг и на пересечении получаешь новый центр, новое поселение. Что такое 25 км? Это время одного дневного перехода. Пешком, легко на лошади можно преодолеть это расстояние.
Напомню, что время Страны городов – это время пастушьего оседлого скотоводства.
Митра – бог договора, первоначально он был богом пастухов. Это был бог границ. Граница для скотовода – святое. Все пастбища пасутся циклически в течении года. Не дай Бог, сосед вытоптал его. Это жизнь поселка, всего семейства. Поэтому мы находим в Авесте слова: «Будь верен Договору, Спитама Заратуштра! Ведь слово Договора принадлежит и лживым и правдивым». То есть не важно, веришь ли ты в Ахура Мазду, веришь ли ты Заратуштре, но закон границы пастбищ, договор ты должен соблюдать. В этом смысле бог границы пастбищ, бог Солнца – Митра был главным для скотоводов.
Итак, мы определились с способом нахождения центров. Скорее всего, одновременно существовало 15-16 таких центров. Некоторые из них уходили, потом возвращались. У каждого рода, семьи было минимум два поселения. Жили они летом в одном, но зимой скот было необходимо отгонять к другому укрепленному. Описание этого есть в текстах Ригведы, Авесты. Если скот зимовал около одного поселения, то, естественно, почва вокруг него выбивалась. Говоря современным языком, нарушалась экология. И возможно именно поэтому приходилось менять поселения. Потом после 50-60 лет, когда почва вокруг восстанавливалась, они возвращались. Здесь очень интересный момент!
Вернувшись в поселение люди полностью восстанавливают его. Вырывают колодец на том же месте, там же строят металлургическую печь, ставят фундамент.
Давайте теперь посмотрим слайды. Возможно, вы видели их ранее.
Это ландшафт уральских гор, это река Урал.
Вот гора Чека. В Авесте описана гора Березаити (Высокая). Так и хочется сказать, что это та самая гора.
 (448x307, 32Kb)
Виды сняты в основном с мотодельтаплана. Вот круглое крупное поселение, совершенно нетронутое, такое же как Аркаим. Мы его бережем как зеницу ока. Сарым Саку оно называется.
Все эти поселения расположены на островах.
 (448x286, 29Kb)
Вот поселение как овал, как яйцо – Аланское. Мелкая река впадает в крупную, раздваивается. И всегда эти поселения весной, осенью в половодье – становятся островами. Почему так задумано древними строителями? Это не с точки зрения обороны. Островное положение – это скорее всего культура этого народа. Воды вокруг как символ вод мирового океана. Если вокруг поселения нет места для воды, то они специально роют ров вокруг поселения. Такой же Аркаим, я несколько дней назад был там. Он возвышается над водой, вокруг сейчас половодье. И вот положение всех этих памятников одинаковое, оно запрограммировано. А как эти люди это программировали географическое положение этой страны – это особая загадка.
Вот раскопки Аланского поселения.
Вот это Сарым Саглы, нетронутое поселение, про которое я говорил.
ark04_0 (448x286, 29 Kb)
А вот этот снимок Аркаима сделан нами с помощью сельскохозяйственной авиации в 1987, году когда мы его только-только открыли. На нем хорошо видны две линии укрепления, входы, каналы, места огородов и многое другое. Обращаю внимание, что на этом кадре виден уже и третий круг, его остатки. То есть все четко повторяет Авесту. «Первый круг для огней пылающих и для семени, второй круг для людей и третий для скота.» Площадь для молений, там все время горит огонь. Что такое для семени? Возможно – что этот круг для самых лучших. Второй круг для более обычных людей. Там много лестниц, переходов, коридоров – все для людей. Это все было перекрыто единой кровлей, кроме центральной площади для молений, которая была обращена к небу.
 (448x189, 26Kb)
Здесь просто расшифровка аэрофотоснимков. Один из снимков – также овал и к оборонительной стене примыкают жилища людей. А в центре площадь для молений.
Когда мы копали Аркаим, то увидели особую центральную площадь, утрамбованную известью, в самом центре место для огня – очаг, несколько алтарей, есть ямка глубокая, возможно место для идола.
 (448x215, 31Kb)
Вот расшифровка Сарым Саглы. Обратите внимание на свастический узор. Входы все закрыты. Лабиринты. Так же три круга как на Аркаима.
Теперь прямоугольное поселение, другое планировочное решение. Что мы знаем? Самые древние поселения – овалы в виде яйца. На их базе потом появляются круги и квадраты. Причем квадраты враждуют с кругами. На аэрофотоснимках видно как круг прекращает свое существование и на него нанизывается квадрат. Он жестко накладывается на круг, без мягкого спрямления. Чем отличаются прямоугольники? Они без центра, без площади для моления, там только улицы.
Поздние квадратные поселения – они вообще как соты, там внутри каждое жилье стеной отгораживается от соседнего жилья. У кругов есть общее начало, общая площадь. Прямоугольники – совершенный отказ от концентрической планировки, индивидуализм планировки. Если брать мифологию, почти у всех народов (например, египетскую и европейскую), то круг всегда связан с женским и небесным началом, квадрат – мужское и земное.
Вы скажете, мало ли что там сочиняю я, сочиняют археологи, религиоведы. Работая в археологии, я все время считал, что все мифологические идеи, которые мы приписывает древним людям, все это плод изощренного ума людей 20-ого века, то что они сами сочиняют, пытаясь се объяснить. Столкнувшись с Аркаимом, я был поражен. Оказывается, сочинять-то ничего и не надо! Все что написано в наших мифологических словарях, у степных, тюркских и у индо-европейских народов – все воплощено древними. За тысячелетия совместного проживания их системы стали во многом очень близки.
Аркаимцы просто жили в этих мифологических системах, это легко увидеть.
Вот примеры. Какая сторона связана с женщиной? Запад, также и низ. С мужчиной связан восток и верх. Выходы из круглых поселений направлены на запад. С женщиной связано левая сторона. На Аркаиме – главный вход и выход слева. А в квадратных поселениях основной вход и поворот справа.
Когда мы стали раскапывать аркаимский могильник, расположенный в километре от поселения, то увидели, что положение тел, предметов, орудий труда, жертвоприношений – все одинаково. Но когда мы стали анализировать, то выяснили, что все захоронения особей – женские! Будь то корова или дикое животное, которых иногда кладут в захоронение.
Еще на что я хочу обратить вше внимание. В Тибете в 1950-60 года работал профессор МГУ Кузнецов. Его труды публиковались тогда, публикуются и сегодня, например, его работа «Тибетика». Кузнецов много работал с Гумилевым Л.Н. Так вот, в Тибете были обнаружены карты иранского и индийского происхождения. Оказалось, что иранские карты – квадратные, а индийские – круглые. В одних картах есть замещение, в других нет. Что это такое? Одна из иранских карт, опубликованная Кузнецовым и Гумилевым, отражает поход Александра Македонского. В ней все можно четко и ясно узнать про это время. А в круглых индийских картах XVI-XVIII века, времен крупных географических открытий, в них есть абсолютно все, что человек знал с библейских времен до сего дня, вся информация собрана. Эти карты неразделимого видения человечества. Это совершенно другой подход. Понятно? Как в нашей жизни живут образы уже умерших предков в наших воспоминаниях, так и в индийских картах живет все, что человек знал.
Можно по теории Юнга о коллективном бессознательном человечества смотреть на эти карты, что там отражено. Эта сложная археологическая работа позволяет нам расширять наше археологическое знание и увидеть особое содержание.
Далее – раскопки Аркаима. Начинаются они квадратами 3 на 3, потом 6 на 6 метров. Потом, когда мы выходим на фундамент, на пол жилищ, нам эти бровки между квадратами очень важны. По этим напластованиям сразу видно, сколько раз жилище это возобновлялось, как оно достраивалось, перестраивалось. Видно как менялся климат, потому что в почве сохраняется пыльца растений. Сегодня наука достаточно точно позволяет по пыльце узнать какое количество осадков, температурный режим этой местности. Сегодня московскими учеными из Пущино создана хронологическая шкала аркаимской долины за 12 тысяч лет. Если мы находим некую культуру и помещаем ее в свой временной интервал, то нам сразу видны условия, в которых она жила.
Большие климатические исследования скоро найдут свое отражение в наших научных работах. Сейчас у нас грант с японцами, у них замечательная совершенно аппаратура. Сегодня японцы востребованы в плане климатических изменений мире, экологического состояния. У них прекрасная техника, приборы созданные совместно американскими и японскими учеными. У нас очень много наработок и японцы обратили на это внимание, 5 японских университетов стали сотрудничать с нами. Наука все время развивается, но мы хотим поставить некую точку в плане экологического вопроса – почему это общество возникло и почему оно погибло? Ответ на этот вопрос очень затруднен.
 (448x235, 31Kb)
В отношении Аркаима. Прекрасно видна планировка двух колец поселения. Третье кольцо, предназначенное для скота не так важно. Центральная площадь для молений, вокруг жилища, которые как спицы в колесе. Вы можете прочитать в Авесте, как Ахура Мазда обустраивал страну Арья Ваэджа, как располагались кашвары как спицы в колесе. И здесь именно так расположены жилища.
Далее идет стена, мы называем ее стеной цитадели. Основание стены небольшое 2,5 – 3 метра. Вокруг стены идет ров ливневой канализации, сверху он перекрывался деревянной мостовой. Иногда это поселение посещали пожары. Мы не знаем преднамеренные или случайные. На участках около рва хорошо видны 2-3 слоя сгоревшего дерева. Через 15-30м находятся ямы, это водосточные колодцы. Вокруг них расположены возвышения, валики из глины, камушки и деревянные плетения. Если вода бежит по рву, то она отстаивается в маленьких рвах и переливается в колодец уже чистая. Это по сути гениальные и простые очистные сооружения, в которых взвешенные частицы оседают и не попадают в колодец. Во всем Аркаиме очень много экологических моментов.
Я всегда говорю фразу из Гат Заратуштры.
«Прежде чем помыть грязную вещь в воде, подумай о чистоте воды».
Это совершенно замечательная фраза, наполненная глубочайшим смыслом. Надо, чтобы ее все знали, чтобы она на каждом углу на каждом видном месте висела. Представляете, это было сказано 4 тысячи лет назад! Когда и людей-то в степи не много. И вдруг рождаются такие мысли! Там описана ситуация очищения некой вещи, скорее всего куска ткани. Вначале ее надо просушить, затем руками почистить. Затем промыть телячьей бычьей мочой (в те времена она была антисептиком, дезинфектором), снова просушиваете на солнце и только потом(!) после всего этого вы имеете право окунуть эту вещь в живую воду.
У нас с вами совсем другое сознание. Нам совсем не важно какая вода уйдет после умывания наших рук, наших вещей…
Далее, проходя по городу. Вы поворачиваете налево, поворачиваете на мостовую, затем вы должны пройти по спирали и только в этом месте есть проход. Здесь большое помещение, некий коридор где нет колодцев, печей. Возможно здесь оставляли колесницу. Это единственная улица в городе, ее ширина до 6 метров.
Далее внешняя стена, ее основание 5,5 метров. Внизу деревянные срубы, заложенные кирпичами из глины и земли. Срубы разные, есть и с внутренней пустотой, проходами. Их общая высота 3,5 метра. А над ними другая стена 2 метра, в рост человека для защиты от лучников. Также еще ров с внешней стороны внизу 2-3 метра глубиной. Этот ров сухой, он только для увеличения высоты стены. Если бы враг напал на город, то перед ним была бы суммарная высота 7-8 метров. А для древнего мира это очень основательное сооружение.
 (448x336, 27Kb)
Жилища внутри как спицы в колесе выходят на мостовую с ливневой канализацией. Перед жилищами дворики, но не везде. В крайних жилищах, которые не задействованы в обороне, здесь двориков нет. На слайде видны ниши, которые были в оборонительной стене. Так друг за другом расположены 5 секторов, которые в свою очередь разделяются радиальными стенами. Все они внутри содержат лабиринты, не зная которых пройти не возможно. Иногда слово «арий» переводят как «свой». Певцы в гимнах Авесты, Ригведы называют себя ариями. Слово «арий» широко встречается в Иране, в Причерноморье. Это название протоиндоевропейских племен. Ученые языковеды объясняют это тем, что эти народы пришли на земли, где проживал свой народ. И чтобы обозначить отделение своих людей от чужих они стали называть себя ариями, «своими».
Разделение на протоиндийцев и протоиранцев происходило не в Индии, а здесь на Южном Урале. Каждый из них считал себя – «это я, а это они». Они, соседи были в 30-50 км. А они в свою очередь называли себя ариями, для себя они были своими. Здесь в Аркаиме «свой» он все эти лабиринты знал. Он мог спокойно пройти все эти лабиринты, но у чужака не было никаких шансов. Смотрите на слайд.
Это подземный вход. Через него чужой попадает в узкий лабиринт, ниши, от жилищ проемы и все это в темноте, где в любой момент кинжал может пронзить спину. Здесь все рассчитано на «своего». Здесь есть и ловчие ямы. Все это очень похоже на лабиринты Мекен. Вспомните лабиринты Минотавра, куда проникает Тесей, нить Ариадны, которая помогает ему выбраться из лабиринта. Ведь это же одно и то же время Крита и Мекен! Критские дворцы и Аркаим были в одном времени. Критский дворец это 7 тысяч кв.м. Это очень небольшое поселение. Диаметр Аркаима 65 метров, диаметр Трои – 170 м. Греки стояли там 10 лет, не могли победить.
Я часто слышу вопрос (вспомним передачу Гордона) - «А почему Аркаим такой маленький?». Надо учитывать, что речь идет о древнем мире. Для него Аркаим – это крупное поселение. Площадь Аркаима 20 тысяч кв.м. Но ведь практически все это площадь пола. На улицу, водосток приходится совсем мало. Если мы применим нормы жилплощади советского времени (6 кв.м. на человека), то на Аркаиме могло проживать около 2 500 человек. Это только в свободном режиме. А в случае опасности, катастрофы здесь могло собираться и 4 тысячи человек.
В стране городов есть и более крупные поселения. Например, Аланское – 40 тысяч кв.м.
 (336x361, 36Kb)
Вернемся к лабиринтам. Посмотрим вход с запада. Ниши вокруг – для стрельбы наземного боя, наверняка был еще навесные ниши для стрельбы сверху. Когда враг попадал сюда, он оказывался в воронке и со всех сторон его обстреливали лучники и к конце он оказывался к тупике, т.к. все выходы загораживались.
Также и с севера, где располагались башни. Такое впечатление, что здесь можно наступать, все открыто. Оказывается, что здесь даже и прохода нет. Где должен был бы быть проход – здесь глубина рва наибольшая – 4 метра. Далее очень маленький узкий проход, враг попадает в щель, где опять со всех сторон обстреливают, а рядом рвы – ловчие ямы. Плюс всюду мощнейшие стены 5 метров шириной – танком не возьмешь! То есть оборона Аркаим доведена до парадокса. Для того времени она сверхдостаточна. Еще нет стенобитных орудий, только стрелы, копья. Ритуалы, это освещенное пространство. Все эти сооружения несут символическую, религиозную, сакральную нагрузку, не связанную с реальностью.
Мы всегда задаемся вопросом для кого строились такие мощные крепости? Мы здесь и врагов-то не находим. Аркаим был задолго до появления тюркских кочевых племен, здесь в лесах соседи – примитивные охотники палеолита, Угры могли быть. Прямых врагов нет. Возможно что это было противостояние друг перед другом. Мы не видим здесь боев нигде во всей стране городов. Обычно после боя всегда можно найти разрушение, обломки стрел и т.д. Не знаю, уместно ли здесь сравнить современное противостояние с ядерными запасами. У стран мира есть столько ядерного оружия, чтобы многократно разрушить всю планету. Продолжают производить все новое и новое оружие и никак не могут от него отказаться. Здесь, скорее всего, подобное противостояние. Но оно не культурное, культура она везде одинаковая. Керамика одна и та же, металлургия, домостроение. Сколько мы не исследуем, видно, что культура здесь у всех общая.
Безусловно, авестийские, ведические боги создавались здесь, на Урале. Весь этот сомн богов, который потом разделился, часть ушла в Иран, часть в Индию, а часть осталась здесь в скифо-сарматском мире, славянские, тюркские боги, все они повязаны един пластом арийского времени. Культура, люди прекрасные. Но противостояние как у нас. Да, у нас одна планета, да мы все здесь хорошие, живем здесь так, сидим рядом, но природа так предусмотрела, что мы не знаем, что думает наш сосед. Каждый из нас микрокосмос. Также я и каждое поселение здесь – микрокосмос, у каждого свое, которое противопоставляется соседу. Но противопоставляется не культура, а религиозное мировоззрение.
Опять всплывает круги и квадраты. Как сейчас представляет археология (может быть, потом эта точка зрения изменится, будут новые открытия), но на сегодняшний день принято считать, что в кругах проявлено женское начало и там женщина в обрядовой стороне играет более важную роль. А в квадратах при ритуалах, религиозных церемониях играет более важную роль мужчина. Чем характеризуется эта культура?
 (448x325, 29Kb)

Вот здесь внешний вид Аркаима, прорисованный ленинградским ученым Гуревичем. Сейчас у нас много новых данных, мы хотим сделать новую прорисовку.
Вот слайд – прекрасная дама стоит у колодца. Один колодец – холодильник, другой для воды, рядом ответвление – это металлургическая печь. Здесь как раз стоит Гуревич, внизу устройство жилища. Так как они стоят вплотную, то боковых окон не было. Дневной свет лился сверху.
Мне сегодня бы следовало больше говорить о духовном, божественном, нежели о материальном. Но моя задача связать одно с другим.
Аркаимский дом. Деревянная мостовая, вы заходите во двор, в этой стороны туалет. Вы знаете, это тоже поразительно! Туалет со сливом в ливневую канализацию. Опять хочется рассказать про туалет :). Мы говорим, что наша цивилизация развивается технически, совершенствуется. Но мы при этом ошибаемся. По теме туалетов – точно ошибаемся. Мы археологи работаем в Крыму, в Греции, на территории Рима, в других местах. Зачищаем скальный участок и находим унитазную площадку, выточенную из камня с расщелиной уходящей вниз. Это 5-й век до нашей эры. Тут же в Крыму вместе с Эрмитажем мы копаем Содхад, это XIV век, время Золотой Орды. Как там монах ходил в туалет? Он просто ходил в фонтан, понимал рясу и облегчался. Вспомним Версаль, французских королей. Королева выбрасывает содержимое горшка в окно на улицу. Почему в Версале до сих пор стоит такой запах? Это запах того самого времени. Почему все придворные на лето уезжали из города? Да потому, что там просто нечем было дышать! В Древнем Риме, Греции тоже были свои туалеты, бани специальные здания, где можно было не просто посидеть, но и побеседовать. И потом позднее такой Версаль! В Индии и в Пакистане два древних города Харапу и Махенджадара – там были туалеты. А уже в 1950-70 года люди в индийских городах просто ходили по нужде в протекающий посредине улицы ручей. Наши современные туалеты (унитаз с водичкой) впервые появились в Москве и потом в Петербурге в 1893 году. Представляете, это совсем не давно!
Я сделал такое небольшое отступление специально. Нельзя судить цивилизацию только по техническому уровню. Да, мы сейчас развиваемся технически, а вот духовно, увы… Сейчас мир, наука, человек расчленены на множество частичек, возможно в будущем удастся восстановить единое целостное представление о мире. Желаю вам внести свой вклад в это.
Далее вы заходите в жилище и попадаете в спальни. Здесь нет ни очагов, ни колодцев, там только нары. После сгоревшей древесины, столбов тут видны даже пазы, куда вставлялись доски. Далее вы проходите и видите печь. Кто был у нас на Аркаиме – видел ее реконструкцию. Гениальное сооружение – не надо рубить дрова. Печь проста и примитивна, но очень эффективно держала тепло и согревали весь дом. Комнаты расположены по кругу. Далее вы входите в хозяйственную часть. Здесь есть ритуальная часть. Для археолога здесь сохранилось абсолютно все, сосуды, предметы, ступки с перстами, которыми выжимали саому, хаому. Когда люди покидали город, они эти предметы не трогали, оставляли их богам. Мы вначале не сразу поняли. Обычно собираешь стенку, верх или дно отдельно, время раздавливает сосуды, они разваливаются. А здесь надо собирать все и сосуд восстанавливается весь целиком. Это сосуд оставленный для богов.
Далее лестница, которая ведет на верх. Кровля безусловно обитаема. Что в самом поселке. Я уже говорил про яму-холодильник. Узкое отверстие доеденное до грунтовых проточных холодных вод, а верхняя часть расширена в виде ступенек, по которым можно заходить и хранить продукты питания. Там около 5 гр. Что современные холодильники, что такие родниковые – там примерно температура одинаковая. Просто и очень умно. Все это перекрывалось сводом из сырцового кирпича. Я полагаю этот вход завешивается шкурами. Он плотно фиксируется. Мы раскопали порядка 30 таких жилищ и хорошо знаем делали. Далее водный колодец, стены которого не обивались. Возможно вода забиралась кожаными сосудами. В этими колодцами связана одна из самых интересных загадок. Когда мы стали их разбирать, землю по слоям анализировать вместе с институтом минералогии, то мы обнаружили остатки меди. Как будто это металлургическое производство. Как туда попал металл? И вот однажды мы зачищаем очередной слой и находим рядом место прокала и между ним (это оказалась печь) и колодцем есть отверстие, туда вставлен глиняный обожженный стержень, который связывал печь и колодец. Для меня это было потрясением. Я хорошо знаю древнюю мифологию. В ней говорится о боге огня Агни, который родился из темной таинственной воды. Это не давало покоя тем кто изучал религию, мифологию – «как так? Бог Огня родился из воды? Такого быть не может!», потому что огонь и вода противоположны. Но мифу нужно верить как самому себе. Если мы читаем миф и нам что то не понятно, то это наша вина, а не их.
Здесь мы решили доказать. Обычно мы докапывали до воды и все. Все поселения строились на таких местах, чтобы воду было легко добыть. Максимальная глубина колодцев – 3-4 метра. Это как у сурка. Если он живет в степи, то одна из его норок обязательно доходит до воды, он имеет свой колодец. Так вот мы решили докопать до конца. МЫ очень долго выкачивали воду оттуда и все же добрались до дна. А там оказались предметы жертвоприношений. Кости животных – лошадей и коров. Черепа и копыта и кости предплечий. Они не брошены просто так, а были обожжены, специально сложены и закреплены деревянными колышками. Все это идеально сохранилось. А ведь этому дереву 4000 лет. Так сохраняется только либо в воде, либо в абсолютной сухости. Кто был Средней Азии тот знает, что дерево там звенит, ему многие сотни лет, но оно сохраняется из-за сухости.
Далее мы читаем мифы. Это жертвоприношение не воде, а огню. Поддув воздуха шел от воды из колодца в печь. Рядом с каждым колодцем и печью лежала своя руда в уголочке 1-2 кг. Мы привезли свою руду и тут же получили впервые в мире металл из руды. Исследователи металлурги никогда не знали, а как древние получали руду? Медь плавится при температуре 1600-1900 гр. Это очень высокая температура, получить ее просто так в костре не возможно. А если медь соединить с оловом, мышьяком, со свинцом, то тогда такой металл легко получить прямо на костре, потому что его температура плавления будет 500гр. Это было хорошо известно металлургам. Мы работали с немцами, которые проводят исследования в том месте где Ломоносов учился. Эти немцы были поражены, все время восклицали: «как гениально, как гениально!». Мы получили медь из руды с помощью этого поддува колодца. Огонь не может просто так получить металл, его может получить бог огня, рожденный из воды. Агни рождается не из темной воды, а из колодца. Это просто и примитивно, но это понятно. Это только один из сюжетов Аркаима, а таких сюжетов множество!
Вернемся к металлу. В каждом доме руда, своя металлургическая печь. Но ведь это же вредное производство. Не может быть в каждом доме такого. Совершенно ясно, что перед нами ритуал.
Давайте вспомним Авесту. Что такое металл, как очищаются праведники, как идет борьба Ахура Мазды и ангроманью? Люди выбирают добро, поддерживают Ахура Мазду и его мир и в конце одерживают победу над злом. Тогда все люди проходят очищение по металлу, который праведникам кажется молоком. Возможно что этот миф отражен и здесь.
Следющий слайд. Мы музифицировали раскопки, например холодильник. После раскопа мы все обратно засыпали потому что нет возможности и средств все музефицировать. Люди хотят что-то увидеть. Приходят на Аркаим и говорят, «здесь ничего нет, ничего не видно, вы все выдумываете, сочиняете». Другие говорят, что им нужно обязательно сходить постоять на Аркаиме. Мы говорим, это заповедник, ходить туда не стоит, что там ничего нет, они все равно настаивают на своем, чтобы просто постоять там. Это пригоризонтная обсерватория, намоленное место. Вокруг стоят менгиры в виде кругов, квадратов, на горе рядом выложена спираль. Туристы почему-то называют ее горой разума. Хотя ее так хочется назвать авестийским название – «гора Рассветная». Рядом сопка, там много грачей, а туристы называют ее горой Любви. Понятно, всем хочется Любви!  А по-авестийски эта гора называется Благодатной.
Археология очень кропотливая вещь. Вот слайд Аланского поселения. Вот стена 5 метров шириной и еще она облицована камнями (гранитами и эмфиболитами). После каждого пожара заново облицовывают. Священно относятся к золе. Прокалы замазывают глиной и заставляют камнями. Здесь ров, потом стена 1,5 метра толщиной, потом опять ров, потом.
Далее слайд. Видно как сырцовый кирпич кладется. Свод упал и отпечатался.
Наша задача весь строительный материал поднять, чтобы, когда будет задача восстановить Аркаим уже на новом месте, использовать всю аналитическую базу (и как кирпич готовили и как делали растворы, всю технологию строительства).
Далее. Эта выемка – водовод. Тут плохо видно. Это та вода, которая поступает внутрь жилья. Здесь сидит девушка и чертит. Можно представить себе как глубок ров и как высока стена. Сюда проведен фонтанчик с водой.
Самое интересное – это водоводы на Аланском. На Аркаиме песок, а на Аланском исключительно глина. Мы обнаружили там деревянные трубы (горизонтально и вертикально), обмазанные сверху зеленой водоупорной глиной. Вода собирается с кровли с неба. Почему трубы сохранились? Вода скапливается в трубах и конце концов заливает их. Их не убирают, просто кладут дополнительную. Мы обнаружили участок где был ремонт трех труб и там была вода с небес.
Далее Я хотел рассказать про саман. Вот ров. Вид сверху, каменные кладки. Нам сегодня кажется, что саман не очень хороший материал. Но в Америке есть организации, которые занимаются строительством дома из самана. Есть дома которые стоят уже более 250 лет. Если правильно соблюдать технологию, то саман очень замечательный, пластичный материал, никаких острых углов. Можно мебель делать из него. Это материал прошлого и возможно материал будущего.
В нашем представлении - археология это каменные сооружения: пирамиды, замки, Троя. Это все мы знаем со школы. Все хотят увидеть какую-нибудь каменную громаду, развалину. Вот аркаимцы камень практически не употребляли, за исключением аланского поселения и некоторых ловчих ям. Камень – это всегда не живые знаки, это палеоастрономические знаки, это что-то вроде Стоундхенджа, с реперами в центре площади. И все. Аркаимцы живут по мифологии. Вселенная создана из дерева и грунта и вот они строят свои поселения из дерева и грунта, как построена вселенная. Безусловно круг, овал, прямоугольник – это модели вселенной, мандалы. На базе этих моделей вселенной, на базе религиозных представлений вероятно и возникло противостояние. Это самые древнейшие мандалы, которым 4 тысячи лет.
Еще пример про саман. В Челябинске под новый год в Управление культуры старый еврей играет на скрипке. Я пришел поздравить с Новым годом и увидел этого симпатичного человека. Он давно живет в Израиле, он народный артист, дает концерты по всей Европе, но зиму он проводит в Челябинске. Я его спрашиваю: «А чего вам там то в Израиле не живется?» Он мне отвечает: «Да ты что! Да как же там жить? Там все в камне. Летом очень жарко, а зимой холод».
А вот саман как раз летом дает прохладу, а зимой тепло. Саман – это идеальный материал для жилья, потому что есть еще и дерево. Для меня не существует чисто коммерческий туризм. Я вообще это слово не люблю. Это паломничество к святым местам. К памятникам историческим, к религиозным святыням. Это паломничество должно быть организовано экономически. Понятно, что за знания, за просвещение требуется своя плата. Но это должна быть экономика, не бизнес. Я не люблю слово коммерция, потому что когда мы говорим культура, просвещение, говорим об истории своей страны и нас с вами, том, что свято для нас, то здесь не место шарлатанству, денежному обороту. Это должно присутствовать в виде обустроенной экономики, которая обустраивает общество. Такая экономика должна обустраивать просвещение, образование, знание.

 (448x302, 23Kb)
Это курганы, связанные с бронзовым веком.
Следующее. Погребение. Они бывают коллективные, бывают индивидуальные. Это поза спокойно спящего человека, подогнутые ноги, руки перед лицом. Часто около рук кристалл хрусталя. Хрусталь для Авесты это священный камень. Керамика.
По поводу обрядности. На ранних этапах очень много костей животных – коровы, бараны, козы и т.д. У лошадей особый статус, они с колесницами. Если мы прочитаем тексты Авесты, то Зороастр стал бороться с излишними жертвоприношениями.
В могилах были камни, песты, которыми выжимали сок растений, напиток не типа нашей водки, а галлюциногенный напиток. Все сопки, леса вокруг покрыты эфедрой. Из нее и выдавливали эфедрин ступками и пестиками, которые потом захоранивали.
 (387x336, 32Kb)
Колесница коней. В этом году в июне будет выставка во Франции и мы сделали для нее копию колесницы меньшую в два раза. Одно дело, когда реставрируешь старую колесницу, остатки. где все размеры, все известно и понятно и другое когда заново делаешь другую. В такие захоронения с колесницами клали воинов, коней, колесницы и в конце поминальный огонь.
 (448x290, 29Kb)
Отпечатки колес. По ним можно узнать и форму колеса и размер спиц., ступицы. Одна деталь.. Иногда обод скрепляется металлом, тогда под ним металлизируется кожа, видно, что она покрашена красной краской. Т.е. это ритуальные колесницы. На них не только ездили, но поставленные в погребение они становятся ритуальными.
 (448x336, 30Kb)
Темное пятнышко – это след от хрусталя. Руки обычно сложены, кольца, браслеты, сапоги, одежда, шапка.
 (448x336, 23Kb)
 (291x448, 10Kb)
Это молодой человек из аркаимского могильника, ему 25 лет, а вот девушка оттуда, ей около 18 лет. Их внешность реконструирована. Насколько нам сейчас известно - средний возраст людей в захоронениях – 29 лет. Однако встречаются и погребенные пожилые – за 60, 70 лет. Но средняя смертность в 29 лет – это очень не точно. Очень высокая детская смертность, дети умирают при рождении. Также мы не полностью знаем погребальные обряды, есть такие, которые нам не доступны.
Очень много ритуальных предметов. Письменности как таковой нет, это изустная культура. Арийцы проповедовали устную передачу информации. Записанное слово, считали они, может быть использовано дьяволом. До сих пор у зороастрийцев такой подход. Парс священник должен знать Авесту наизусть, а не читать. Поэтому сегодня в большинстве случаев жрецы не знают смысла молитв, которые они произносят. Но произносят они совершенно правильно. Специалист по языку подтверждает это, был случай, когда Стеблин-Каменский Иван Михайлович переводил жрецам их молитвы и отмечал что читают они совершенно точно.
Мы сейчас уверены (5 лет назад я говорил только про себя одного, что я уверен), многие ведущие специалисты языковеды, историки признают сейчас то, что Аркаим позволит наконец решить арийскую проблему, что за Аркаимом стоят арии. Это сейчас уже академики говорят. Я могу по именам назвать. Стеблин-Каменский, переводчик с авестийского языка, недавно вышло академическое издание Гат Заратуштры. Это Елизаренкова, переводчица Авесты. Это Вячеслав Всеволодович Иванов, Пьенков – замечательный историк, специалист по зороастризму Средней Азии и многие другие.
Открытия проходят очень тяжелую школу становления. Поскольку для нас арийская история евразийского пространства – она должна быть нашей истории, должна быть в учебниках.
Как в свое время Шлиман сказал, что Троя была живая, что она ему приснилась. Вот нечто подобное происходит и сегодня. Для нас сегодня это очень важно. Я уже не говорю о тех астрологических главах, которые вы изучаете.
Тексты Авесты и Вед очень тяжелы для понимания. Иногда переводчики, которые их переводят, говорят о невозможности их перевода, потому что информация в них очень многозначна. Но когда археологически отрываешь такие памятники кА Страна Городов, то тогда многое становится понятно. После накопления материала Ригведы и Авеста будут переведены заново, станут более понятными и удобными в обращении. Потому что сейчас это очень трудно читать и все понимать. Археология поможет понять их.
Какие ваши вопросы?
Человек в древности все время смотрел в небо. Он знал его гораздо лучше нас. У нас электричество, фонари, спешка… Ну когда нам смотреть в небо? А у древнего человека нет фонарей, у него лучина, которую не хочется зажигать, глядя на такое прекрасное звездное небо. Поэтому всю свою жизнь человек ранее так или иначе связывал с небом. Во все эпохи с самого начала появляются символы неба, календари. Вопрос у меня про курган с усами. Это время раннего средневековья. Все знают долину Наска. Но не все знают курганы с усами, а они бывают разными. С каменной кладкой, с эллипсовидными дорогами. Это не захоронения, это ритуальные сооружения, направленные по сторонам света и по звездам.
Если бы на Аркаиме можно было организовать постоянный самолетик, дирижабль, то все бы полюбовались на город сверху. У нам пока только мотодельтапланы на частной основе организовали очень классные ребята. Это несостоявшиеся летчики, которые по состоянию здоровья не прошли, но они не могут не летать.
По поводу Шаманки – это древний палеовулкан, хорошо изучен геологами. На Аркаиме одно из самой не изученной области – это разломы земной коры, по ним сейчас проходят реки. Одна из тем прописанная доктором наук, геологом Лаврушиным из Москвы. Он у нас несколько сезонов работал. Он предложил исследовать разломы приборами, которыми исследуется дно мирового океана. Мы знаем больше о небе и звездах, нежели о Земле. 10 км вглубь – для нас полная тайна. Магма, энергия Земли как она выделяет
Рубрики:  Интересно.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку