Легенда о появлении мака
Дело было первой весной -- той весной, когда Господь создавал и тварей, и растения. По Его мановению цветок возникал за цветком, тварь за тварью. Вся земля была ими уже покрыта. Всюду царили радость и согласие. Животные и люди жили друг с другом в полнейшем мире, и с утра до вечера только и раздавалось ликование. Одно лишь существо не разделяло всеобщей радости, всеобщего счастья и печально бродило по молодой земле -- это была ночь. И потому бродила она так печально, что каждое существо на земле имело свою подругу, а она одна лишь оставалась одинокой. К тому же она чувствовала еще, что была единственным существом на земле, к которому остальные приближались с неохотою. Ибо как она ни старалась при помощи звезд, светящихся жучков и других источников света рассеять свой глубокий мрак, все-таки скрывала слишком много красот природы от очарованных глаз новосозданных тварей и тем невольно отталкивала всех от себя. И когда восходящее солнце, озаряя своими чудными лучами, приводило всех в восторг и вызывало всеобщее ликование, она еще тяжелее чувствовала свое одиночество, и еще тяжелее являлось для нее ее собственное существование. Будучи от природы доброй и любвеобильной, она искала ответ на свою любовь и, не встречая ее, окутывала свою главу в густую вуаль, чтобы проливать в уединении горькие слезы...
Горе это наконец заметили цветы и старались всячески смягчить его и доставить ей, по мере своих слабых сил, возможно большую радость. Но что могли бедняжки предложить ей в утешение, кроме своих чудных красок и своего упоительного благоухания? И вот многие из них стали задерживать свой запах днем и испускать его только ночью. И хотя это утешение было, конечно, ничтожно, но ночь чувствовала себя все-таки уже несколько менее одинокой: разносившийся всюду чудный запах показывал ей, что есть-таки существа, которые сочувствуют ей и хотят утешить ее в тяжелом горе.
Однако утешение это было недостаточным, и ночь, в конце концов, вне себя от горя бросилась к подножию трона Всевышнего и обратилась к Нему с мольбой: «Всесильный Боже, Ты видишь, как все созданные Тобой существа счастливы и как я одна только брожу без радости, одинокая и никем не любимая на земле, не имея даже существа, которому бы могла поведать свое горе. Светлый день бежит от меня, как я ни стремлюсь к нему всей душой, и так же, как и он, отворачиваются от меня и все остальные существа... Сжалься же, Всевышний, надо мной, несчастной, умерь мою скорбь, создай мне товарища, дай мне верного друга и спутника жизни!»
Господь улыбнулся, услышав мольбу ночи и, сжалившись над ней, создал сон и дал ей его в товарищи. Ночь с восторгом приняла этого дорогого друга в свои объятия, и с тех пор началась для нее новая жизнь. Теперь она не только не чувствовала себя более одинокой, но всюду ее встречали с радостью, так как постоянно сопровождающий ее благодетельный сон является любимцем всех живых существ на земле и ожидается с нетерпением как успокоение и отдохновение. Вскоре к ней присоединились еще новые милые существа: дети ночи и сна -- сновидения и грезы. Вместе с ночью и сном разлетались они по всей земле и делались всюду такими же желанными гостями, как и их родители.
Не прошло, однако, много времени, как люди, бывшие вначале простодушными и чистосердечными, изменились. Страсти в них пробудились, и в душе их становилось все мрачнее и мрачнее. А так как дети в дурном обществе легко портятся, то и здесь случилось то же: некоторые сновидения, придя в близкое соприкосновение со злыми людьми, сделались легкомысленными, обманчивыми и недружелюбными. Сон заметил эту перемену в своих детях и хотел было от себя их прогнать, но сестры и братья заступились за них и стали просить его: «Оставь нам провинившихся братьев и сестер, они не так уж скверны, как кажутся; мы обещаем тебе общими силами исправлять их, как только они будут сбиваться с пути». Отец ответил на просьбу детей согласием, и в их сообществе остались и тяжелые, мрачные сновидения, которые, однако, удивительным образом, как показал дальнейший опыт, держатся почти всегда только злых людей, которые как будто их к себе привлекают.
Между тем человечество становилось все хуже и хуже, и жизнь его делалась все тяжелее и тяжелее. Однажды один из совсем испортившихся людей лежал среди чудной ночи на благоухавшем чудными ароматами лугу. Сон и грезы подступили к нему, но грехи его мешали им подойти. В душе его зародилась страшная мысль -- убить своего родного брата. Напрасно брызгал на него сон своим волшебным жезлом капли успокоения, напрасно убаюкивали его своими пестрыми картинками грезы -- несчастный все более и более уклонялся от их благодетельного влияния. Тогда сон созвал своих детей и сказал: «Если так, то улетим от него, дети, -- он недостоин наших даров!» -- и они улетели. Однако такая небывалая неудача сильно раздражила сон, и, отлетев на далекое расстояние от непокорившегося его влиянию человека, он долго никак не мог успокоиться; особенно же он никак не хотел простить своему волшебному жезлу выказанное им бессилие и в гневе, наконец, воткнул его в землю. Кружившиеся же тем временем вокруг него грезы, играя, увешали этот жезл теми легкими, воздушными, пестрыми образами, которые они хотели навеять на несчастного оттолкнувшего их от себя человека.
Все это видела ночь. Она поняла ошибку сна и, сжалившись над ни в чем не повинным жезлом, вдохнула в него жизнь, чтобы он мог пустить корни. И жезл, сохранив в себе вызывающую сон силу, зазеленел и превратился в растение, а покрывавшие его дары грез превратились в красивые, разнообразно изрезанные листья. Растением этим и был мак».
Когда-то на побережье Черного моря появился дивный цветок: алый, с трепещущими, тонкими, как папиросная бумага, лепестками, сизовато-зелеными, словно изрезанными листьями. Когда цветок сбрасывал лепестки, на конце стебля оказывалась коробочка, напоминавшая собой человеческую голову...
Постепенно, через греческие и римские колонии, мак расселился и по северным странам. Назван он по имени города Мекона, откуда был впервые привезен. Греки же предпочитали называть его "коденион" - голова - и посвятили нескольким богам. Братья: Гипнос - бог сна и Танатос - бог смерти изображались не иначе, как с венками из цветков мака. Одевалась в гирлянды из маковых цветов и богиня ночи Нюкта. И римляне жилище своего бога сновидений Морфея тоже засеяли маками: прикосновением этого цветка бог навевал приятные грезы.
1.
2.
3.
4.
Мак издавна считается цветком сна и забвения, поэтому он и имеет такое значение в толковании снов: Если во сне Вы будете вдыхать аромат мака, то в действительности станете жертвой лживых уговоров и лести. Если вам приснился цветущий мак, то предвещает пору чарующих удовольствий и приятных занятий, но все это будет очень зыбко и непрочно.
Если во сне вы видели семена мака или ели какое-нибудь блюдо с маком, то вам вскоре представится случай, который потребует от вас проявить свою дально
1.
2.
Большое значение мак имеет в магии, где чаще всего использовался мак-самосейка, цветущий белыми цветками. Он считается сильным средством в любовной магии, считается, что для этого семена нужно собирать собственноручно, вечером, в ночь на растущую Луну, причем обязательно в ладонь правой руки. По поверьям, для привлечения любви нужно носить в кармане несколько семян мака.
Мак является оберегом от различной нечистой силы:
от ходячего покойника: его клали в гроб покойнику, подозреваемому в знахарстве, сыпали его в могилу и вокруг могилы самоубийцы, висельника, колдуна, приговаривая: “Тогда в дом войдешь, когда этот мак соберешь (пересчитаешь, съешь)” (Украина, Польша).
Маком - самосейкой, лежавшим на столе в Сочельник, осыпали весь дом, идя по солнцу, чтобы предотвратить посещения вампира. Во время похоронной процессии бросали его вслед гробу, сеяли его по дороге от дома до кладбища.
Еще он обладает способностью противодействовать нечистой силе: пока демон не соберет множество рассыпанных маковых зернышек, он, по поверьям, не может двинуться дальше и нанести вред.
1.
2.
3.
Также мак защищает от колдунов, ведьм и дурного глаза:
Им осыпали угол, где лежала роженица с новорожденным (чехи, словаки). В свадебных обрядах сыпали его в чулок невесте (Воронежский край), давали новобрачным с собой маковую головку для защиты от колдунов и дурного глаза.
Маком сыпали в хлеву и вокруг хлева с приговором: «Кто этот ведюк (белый мак) соберет, тот от моей коровки спор заберет»; после отела осыпали корову и теленка с теми же словами (Полесье, Закарпатье, Словакия, Хорватия).
Отелившейся корове просверливали рог, сыпали туда освященный Мак и забивали осиновым колышком; к правому рогу коровы привязывали узелок с ладаном и Маком. (Украина).
в Сочельник хозяева обходили с рождественским хлебом, медом и Маком двор и густо посыпали им около коровника, «щоб відьми, його визбираючи, не могли приступите до худоби». (Украина)
По поверьям, стоит маком обсыпать дом - и все козни ведьм окажутся недейственными. Только он для этого должен быть освящен на св. Маковия, то есть в день мучеников Маккавеев, 1 августа.
Мак также защищал людей и скот от змей: в канун годовых праздников обсевали, окуривали маком хату, клали его на окно, чтобы змеи не заползали в дом; им осыпали корову, чтобы ее не укусила змея. В Чехии его использовали в Сочельник – кормили кур, чтобы получить от них столько яиц, сколько зерен Мака склюет курица.
1.
2.
3.
4.
Уже древнегреческие девушки полюбили яркие цветы мака, обрывали их атласные лепестки и, положив их на образованный согнутыми большим и указательным пальцами левой руки круг, ударяли по нему изо всей силы ладонью. Удар сопровождался более или менее громким шумом, лепесток разрывался, и по силе треска молодые гречанки определяли, как сильно влюблен в них их возлюбленный. Игра эта называлась у них игрой в любовь, а самый выдававший сердечную тайну цветок носил название dylephilon -- любовного шпиона.
От древних греков игра эта перешла сначала к древним римлянам, а от них к итальянцам, у которых существует и до сих пор. Отголоски ее сохранились также и в Германии, где мак поэтому часто называют розой-хлопушкой (Klatschrose) и где игра эта также всюду практикуется, но только потеряла уже свое гадательное значение и служит лишь забавой для детей.
Еще более эта игра изменилась во Франции. Здесь дети играют маковыми цветами, не столько употребляя их лепестки в качестве хлопушек, сколько делая из них куколок. Чтобы сделать такую куколку, лепестки мака отгибают книзу и связывают травинкой. Тогда коробочка (головка) мака представляет собой как бы головку и тело куколки, а отвернутые лепестки -- ее платьице. Куколку эту называют обыкновенно enfant du choeur, то есть мальчиком, прислуживающим в римско-католической церкви за обедней, так как платье у этих мальчиков бывает большею частью красное.
Другое применение в детских забавах имеют цветы мака во Франции еще в игре, носящей название «петушок или курочка?», где требуется разгадать: содержит ли в себе нераспустившийся еще бутон мака белые или красные лепестки. Если лепестки белые -- значит, курочка, если красные -- петушок. Отгадать это довольно трудно, так как, по не объясненной еще причине, лепестки в этих бутонах бывают почему-то вначале иногда белые, хотя впоследствии все становятся одинаково красными.
Кроме этих детских забав цветы мака в юго-западных католических странах употребляются для украшения церквей в день Сошествия Св. Духа. Особенно это практикуется во многих местностях Прованса, где маленькие дети, одетые ангелочками идут в этот день в процессии перед священником, несущим Св. дары, и усыпают маковыми цветами его путь. От этого, вероятно, цветы мака в Провансе носят еще название цветов ангелов.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Легенда есть одна, в ней ведьма злая,
Быть может, для забавы, просто так,
Красивой девушке беду наколдовала
И превратилась та в прекрасный мак.
Весь день цветок тот рос в огромном поле
Средь множества раскрывшихся цветов,
До вечера красавица была в неволе,
К закату в человека превращаясь вновь.
Тогда она могла домой вернуться,
Чтобы с любимым встретиться своим
И, чтоб опять цветком
к восходу обернуться,
До ночи новой расставаясь с ним.
Он горевал, никак не понимая,
Куда она уходит по утрам,
Пока однажды как-то не сказала
О том, что заколдована она.
Об участи своей и горькой доле
Весь день средь алых проводить цветов,
Что снять заклятье - дело не простое.
Влюблённый парень был на всё готов.Светлело небо. Перед ранним утром
Бледнее становился свет ночных светил.
Красавица ушла, а парень юный
С восходом солнца в поле выходил.
Заря всё ярче-ярче разгоралась.
Как отыскать ему тот самый мак,
В который обратила ведьма злая
Его любимую? Ну, подскажите, как?!
Обескураженный, шёл медленно по полю,
Пред ним сверкал росой ковёр цветной.
Вдруг он заметил,
что один цветок на склоне
Был не покрыт блестящею росой.
Удары сердца отозвались глухо,
Он понял, что на правильном пути,
Ведь девушка исчезла ранним утром
И потому цветочек без росы.
Он не ошибся. Это точно зная,
Он наклонился и сорвал тот мак...
Любимую через мгновенье обнимая,
От чар её избавил навсегда!
1.
2.
3.
4.