Возможно, из-за такого скопления винокуренных предприятий по соседству с ними на Обводном канале обосновалось Александро-Невское общество трезвости. Оно получило в пользование деревянную Церковь Воскресения Христова, построенную на набережной (сейчас дом №116) в 1894 году в честь бракосочетания Николая II.
Церковь была слишком маленькой для нужд трезвенников (в обществе насчитывалось свыше 70 тыс. членов), и они стали собирать деньги на строительство каменного храма. Его возведение началось в 1904 году и завершилось в 1908-м.
Проектировали храм архитекторы Герман Гримм, Густав Фон Голи и Александр Гун. Его главная икона — «Неупиваемая чаша» — якобы спасала от пьянства. Но это не точно.
Говорили, что немалую долю средств на строительство храм получил от налогов с питейных заведений. Мол, хоть и боролось общество с пьянством, а водочными копейками не брезговало. Так или иначе, одно из народных прозвищ церкви — Копеечная.
Другое — Церковь с бутылочкой: некоторым прихожанам очертания колокольни этого храма напоминали бутылку. Оно и понятно: какое окружение, такие и ассоциации.
В 1930 году церковь закрыли, позже в ней разместили службы трамвайного парка. Богослужения возобновились лишь в 1990 году.
Вокзальная история
Прямо рядом с Церковью Воскресения Христова находится бывшее здание Варшавского вокзала. Он назван так потому, что отсюда по императорскому указу от 15 февраля 1851 года началось строительство железнодорожных путей на Варшаву. Одновременно возводили и здание вокзала. Однако направление стало таким популярным, что уже через несколько лет выяснилось, что здание слишком мало для обработки огромного потока пассажиров и грузов.
И в 1859 году началась перестройка вокзала. Он получил два дебаркадера: для прибывающих и отправляющихся поездов, а также для отстойного парка вагонов. В парке с остекленной крышей могли одновременно находиться до 60 вагонов.
В начале XX века рядом с входом в вокзал построили часовню. В советское время ее снесли, а в 1949 году в нишу на фасаде вокзала вписали памятник Ленину.
К концу века трафик в варшавском направлении сократился, в 2001 году вокзал закрыли на реконструкцию, Ленин из ниши исчез, поезда распределили по другим вокзалам, а в здании разместился ТРК «Варшавский экспресс».
Модное направление
Часть поездов принял находящийся всего в нескольких сотнях метров Балтийский вокзал. Он появился на набережной Обводного канала в одно время с Варшавским. С Балтийского вокзала поезда ходили в Петергоф, поэтому до 1872 года он назывался Петергофским.
После запуска движения в этом направлении местные пригороды радикально преобразились. Дорога на Петергоф стала невероятно популярной у столичных дачников, аристократическая публика полюбила посещать мужской монастырь в Троице-Сергиевой пустыни. А юные девы и молодые дамы внезапно увлеклись загородными прогулками и стали летом выезжать в Красное Село, где ежегодно проходили смотры и маневры гвардейских полков и военных учебных заведений. В 1861 году в Красном Селе открылся ипподром, и для доставки публики здесь устроили платформу Скачки.
1860-е годы. Тогда вокзал еще назывался Петергофским.
Летом бывали дни, когда в поезда петергофского направления было невозможно купить билеты — так велик был пассажиропоток.
В 1870-1880-х пути продлили до Ревеля (Таллинн), Дерпта (Тарту), и в прибалтийские порты потянулись грузовые поезда, главным образом, с хлебом. Вокзал стали называть Балтийским.
Поезда дальнего следования ходили отсюда до начала 2000-х, а теперь — только электрички. Так что Балтийскому вокзалу вернулся его дачный настрой.
Видоизменилось и окружение вокзалов. Например, совершено не узнать прилегающие к Балтийскому вокзалу улицы Шкапина и Розенштейна, которые раньше режиссеры использовали в качестве декораций, снимая фильмы про военную разруху. Теперь эти улицы застроены жильем комфорт-класса. Бывшие промышленные территории в районе пересечения Обводного с Московским проспектом освобождены от заводов и фабрик и превратились в кварталы престижных новостроек.