Нелли Гвин и Карл II английский |
Английская актриса, возлюбленная короля Карла II, от которого имела двоих детей. Пользовалась расположением короля до самой его смерти.
...В один из солнечных дней 1675 года миниатюрная, рыжеволосая Нелли Гвин, в детстве разносившая горячительные напитки в публичном доме, изображавшая на сцене дочь Монтесумы, а в 19 лет ставшая королевской фавориткой, села в карету, подаренную ей Карлом II, и отправилась в свою обычную прогулку по Лондону. Зеваки узнали карету — но не женщину, сидевшую в ней. Разгневанные прохожие, столпившиеся вокруг, полагали, что внутри находится Луиза де Керуаль, герцогиня Портсмутская — француженка, присланная Людовиком XIV для развлечения Карла. Толпа пришла в ярость, так как толпе было известно, что Луиза де Керуаль католичка, а это было время, когда усиливались антикатолические настроения. Пока карета с трудом продвигалась среди толпы, народ осыпал ругательствами её пассажирку. Нелли Гвин долго терпеливо сносила оскорбления, но наконец не выдержала. Она приказала кучеру остановиться и высунула голову в окно: "Люди добрые, помилосердствуйте! — крикнула она. — Я — протестантская шлюха!"
Народная память хранит имена вождей и злодеев, святых и поэтов, но совершенно особенным образом привязана к тем, кто возвысился из низов и не стыдился своего низкого происхождения. Именно такова была Нелл Гвин, актриса, закончившая свои дни любовницей Карла II Английского, но выросшая на лондонских улицах, при борделях Вест-энда. Она родилась более 350 лет назад в Англии. Здесь ее до сих пор помнят, а в известном смысле и чтят. У Трафальгарской площади издавна имеется пивная ее имени.
Элинор Гвин появилась на свет в 1650 году - через год после казни Карла I, за три года до установления военной диктатуры Кромвеля, за десять лет до реставрации монархии. Знаменем эпохи был пуританизм. Движение, своим идеологическим острием направленное против католицизма и папства, в повседневной жизни утверждало строгость, чистоту нравов и чопорную серьезность. Веселье почиталось грехом, скоморохи - еретиками. Никогда в своей истории Англия не была так серьезна. Балаганы и театры были запрещены.
В 1660 году монархия была восстановлена и климат в стране переменился. Появились не только театры, но и бордели. Мать будущей актрисы и фаворитки содержала как раз такое заведение вблизи Ковентгарденского рынка (по другим сведениям, состояла при нем в качестве домоправительницы). Отца своего Нелл потеряла в младенчестве. Он умер в тюрьме, куда угодил то ли за долги, то ли как роялист.
Семья бедствовала не в последнюю очередь потому, что мать была запойной пьяницей. Сестрам Нелл и Роуз с малолетства пришлось работать. Поначалу они торговали рыбой на Стрэнде, подавали пиво и бренди в заведении матери. Но вскоре девочки пошли в гору. Сперва Роуз, а затем и ее младшая сестра Нелл становятся разносчицами конфет, фруктов и напитков в только что открытом королевском театре на Друри-лэйн.
Драматург и режиссер Томас Киллигрю предложил ей попробовать себя на сцене. Актер Джон Лейси обучил ее танцам, а ведущий актер Чарльз Харт - игре. Вскоре она становится любовницей Киллигрю, а затем и Чарлза Харта. Танцевала и пела она замечательно.
Нелл была необычайно привлекательна и находчива, отличалась живостью и грацией. Она тотчас завладела вниманием публики, а затем и труппы.
Молодой король Карл II был хорош собой, влюбчив и весел. Воспитанник французского двора, он окружил себя молодыми придворными. В столице опять начались балы и музыкальные праздники, маскарады и спектакли. Именно по распоряжению короля Томас Киллигрю собрал труппу, для которой был построен театр на Друри-лэйн.
До Карла II английский театр мог похвалиться постановкой произведений Марло и Шекспира, но не мог похвастаться великолепными актёрами. Женские роли в пьесах исполнялись юношами, а иногда и взрослыми мужчинами, чопорные просвитерианки почитали за смертный грех выходить на театральные подмостки. В первый год своего царствования Карл II распорядился, чтобы в состав трупп включали и женщин. Одной из первых актрис и стала Нелли Грин, которая почти сразу же оказалась в королевском гареме. Дарование Нелл раскрылось немедленно. Уже в шестнадцать лет она становится ведущей комедийной актрисой королевской труппы и удерживает эту позицию в течение трех лет, с коротким перерывом на роман с лордом Бакхерстом. Страна тогда переживала отнюдь не легкие времена. За год до великого лондонского пожара, когда сгорело 13 тысяч домов и 87 церквей, в столице разразилась страшная чума, унесшая 75 тысяч жизней, а через год, в 1667-ом, Англия потерпела сокрушительное морское поражение от Голландии в ходе второй из четырех голландских войн.
В скандальных хрониках того времени трепали её биографию, что мол, родилась на чердаке, торговала рыбой, потом сделалась уличной певицей по тавернам, распевая фривольные песенки перед пьяными матросами и мастеровыми. Неизвестно, как сложилась бы её судьба, если бы девушку не заметили актёры Гарт и Лэси, давшие ей счастливую возможность дебютировать на подмостках королевского театра.
Лорд Дорсет по достоинству оценил её красоту и взял к себе на содержание. Карл II, дав ему место при посольстве во Франции, переманил красавицу к себе за ежегодное вознаграждение в 500 фунтов стерлингов. Через четыре года эта сумма выросла в 120 раз и достигла 60 000!
Примечательно, что король благоволил к ней до самой своей смерти в 1685 году и благодаря её ходатайству покровительствовал вообще театру. Артисты по распоряжению короля были названы придворными и числились на государственной службе.Когда в парламенте был поднят вопрос об обложении актёров налогом, это предложение было отвергнуто под тем предлогом, что актёры служат на потеху королю.
Картина, изображающая практически полностью обнаженную лежащую женщину, впервые была атрибутирована как портрет Нелл Гивн еще в 1688 году. Полотно было обнаружено после смерти Карла II в его спальне, оно было размещено за специальной сдвижной панелью. Однако ряд экспертов считают, что картина Лели - известного придворного живописца, изображает не Нелл Гвин, а другую любовницу Карла II - Барбару Вилье графиню Кастелмайн. Основываясь на воспоминаниях современников обеих женщин короля, они указывают, что именно Барбара, бывшая фавориткой Карла II до Гвин, была кареглазой брюнеткой, а Гвин обычно описывают как рыжеволосую. Устроители аукциона, в свою очередь, выражают уверенность, что портрет, вне зависимости от того, изображена ли на нем Нелл или Барабара, вызовет интерес покупателей.
Рубрики: | Великие истории любви/18 век |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |