«40 известнейших музеев мира оцифровали и выложили свои коллекции онлайн»
Если у вас нет возможности физически попасть в известный музей, но очень хотелось бы увидеть шедевры мирового искусства, — не переживайте. В наш век технологий можно посетить почти любые выставки, даже не выходя из дома. Например, побывать в музее Нью-Йорка или оказаться в Версале. А затем устроить онлайн-экскурсию по всем историческим местам мира. Портал ADME представил подборку из 40 известнейших музеев мира, которые оцифровали и выложили свои коллекции онлайн.
Владимир Спиваков: «Жизнь – как мороженое с гвоздем...»
Он говорит на пяти языках, имеет второй разряд по боксу, но 25 лет назад, когда еще играл на чужой скрипке, его именем уже назвали одну из малых планет. Владимиру Спивакову 75, в его руках поет скрипка работы Антонио Страдивари (уникальный инструмент преподнесли маэстро поклонники).
Владимир Спиваков
Среди богемы Спиваков слывет интеллектуалом, философом, художником. Замечательные пейзажи, этюды, которые он щедро раздаривал знакомым девушкам, до сих пор привлекают внимание знатоков живописи. «Натюрморт с анютиными глазками», написанный им в 16 лет, хотят заполучить в свои коллекции многие, но для супруги Сати (их семейному союзу уже больше тридцати лет) эта картина бесценна. Так же, как не имеет цены его артистический и человеческий талант. Организованный им благотворительный фонд открыл дорогу колоссальному числу одаренных мальчишек и девчонок — им покупают инструменты, приглашают лучших преподавателей, устраивают мастер-классы и организовывают участие в международных фестивалях. Помогает Владимир Теодорович и больным детям. Говорят, один малыш, которому недавно была сделана операция на сердце, заявил, что хочет стать таким же знаменитым, как Спиваков, и обязательно будет учиться играть на скрипке.
"Театр" под открытым небом - сад Тюильри в Париже.
Сад Тюильри – садово-парковый комплекс, выполненный в классическом французском стиле, относится к одному из самых старинных и популярных мест Парижа. Парк расположен в центре города. Его часто сравнивают с театром под открытым небом, где в качестве декораций выступают скульптуры, растения и различные элементы ландшафта.
1. Отвечая на звонок, говорить "Алло", "Да" и "Какого х..я!" стало старомодно. Есть другое нужное слово: "Внемлю!". Если неологизм с перепугу забылся, можно заменить фразой "Кому я понадобился?", произносимую со МХАТовским драматизмом.
2. На нежелательные вопросы, требующие немедленного ответа. типа "Тебя еб..т?!", есть замечательная фраза: "Вам, сударь, какая печаль?".
3. Целый ряд идиоматических выражений типа: " твою мать" и "ну ни х..я себе ты купила" заменяется фразой: "Больно слышать", произносимой с Шекспировским трагизмом.
4. В ходе научного спора, аргумент "Я тебя сейчас в асфальт закатаю!" правильнее заменить фразой: "Голубчик, не утруждайте себя в поисках профанаций".
5. Часто мы просим друзей и родных: "Вась, сгоняй кабанчиком за хлебом". Это неправильно.. Просить об одолжении необходимо так:"Дружище, да не будет тебе в тягость..." и далее по тексту.
6. Если после ряда аргументов, необходимо подкрепить свою позицию крепким словцом, существует на выбор несколько вариантов:
- "Ну ты, вонючий урод" должно произноситься, как - "Ох, и плутоват же ты, шельма!"; - "Баран, за базар ответишь?!" - "Я недосягаем для ваших дерзновенных аргументов и дедукций"; - "Тормоз ты редкостный" - "Да вы просто рутинер, милейший!"; - "Сам понял, что сказал, дебил?" - "Ваши слова, уважаемый, - бурлеск чистой воды. Равно как и вы - акциденция современности".
7. Расхожие выражения восторга в рассказе о прекрасной половине: "Вот это попа (ноги, грудь)!" - переводятся вот так: "Лично я экзальтирован её инвенцией!".
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 вв. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Lemaire Madeleine Jeanne
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 - 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода, мебели и постельных принадлежностей. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую (из шёлка и бархата) одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин. знатных семей и монахинь.Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
кликабельно *
Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметр, заострённая палочка, пяльцы. Все приспособления хранились в шкатулках, очень красивых швейных несессерах или висело у женщины на поясе-chatelaine: швейный шателен (цепочка на пояс для ключей, брелков и разных мелочей)
ИСКУССТВО украшения тканей - одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество.Уже в раннюю эпоху на одеждах возникают узоры, и дошедшие до нас памятники скульптуры позволяют восстановить их. Иногда узор располагается по кайме, обрамляющей ворот, рукава и подол одежды, иногда украшает пояс, иногда покрывает всю ткань.
Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных (приблизительно 2000 лет до нашей эры). Первыми «нитками» для вышивки служили жилы животных, шерсть, волосы. Однако это утверждение остается на уровне догадок, так как не осталось никаких доказательств в его пользу. Более поздние теории о начальной точке отсчета в мире рукоделия основывались на письменах и наскальных рисунках.
Сянцзян Луи (79-8 г.г. до н.э.) в свое книге Shuoyuan ("Сад Историй") писал об использовании вышивки шелком в стране Wu (провинция Китая). Это значит, что Сянцзян Луи знал о существовании этого вида вышивки. Более того - для него это уже не было в диковинку. Значит, можно с уверенностью сказать, что вышивке шелком минимум 2000 лет.
Высокого совершенства роскошные вышивки достигли на древнем Востоке, где они применялись для украшения облачений знати, правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, парадных и боевых колесниц. По свидетельствам древних авторов, богатством вышивок особенно славился Вавилон. Вавилонские вышивки, наряду с египетскими и фригийскими, вывозились купцами древнего мира в Грецию и Рим.
1170. 9с.
Из раннесредневековых вышивок Западной Европы не сохранилось почти ничего. Но по дошедшим до нас фрескам, картинам и прочим произведениям изобразительного искусства того времени можно сделать вывод, что вышитые изделия занимали большое место в убранстве церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства, одевали статуи мадонн и святых; на алтарных завесах изображали сцены из жизни тех святых, которым был посвящен алтарь. Значительная часть вышивок, особенно обслуживающих культ, выполнялось в монастырях.В средневековый период качеством своих вышивок особенно славилась Англия. Из старых хроник известно, например, что уже в VII веке первая аббатиса монастыря Эли преподнесла Гутбергу роскошное церковное облачение, вышитое золотом и драгоценными камнями.Насколько высоко ценились вышитые одежды видно из того, что в 800-м году Дейбор, епископ Дургема, пожертвовал доход с одной своей фермы в 200 акров вышивальщице Инсвит пожизненно с тем, чтобы она постоянно реставрировала вышивку на облачениях священников.
(ЦЕРКОВНЫЕ ОДЕЯНИЯ 13В.)
Женщина, склонившаяся над пяльцами или растянувшая на коленях ткань с будущим вышитым узором, для нас - привычный образ. Гораздо труднее представить на ее месте пожилого усатого дядю. Тем не менее, наряду с вышивальщицами в этом изящном ремесле, всегда были и вышивальщики. И в Европе, и в Азии, и в мусульманских странах.
Моя ПЧ KYKOLNIK увлечена коллекционированием не только картин по теме, связанной с ее ником, у нее в Дневнике (помимо множества интересных тем и материалов) приличная коллекция постов с вяжущими, штопающими, шьющими и вышивающими дамами, девушками и даже мужчинами. Это моя ПЧ «подсадила» в свое время меня на эту тему, и в моих подборках появились посты с пряхами, швеями и ткачихами. Недавно Анна посетовала, что часто проходила мимо интересных картин, например, с вышивальщицами, и «имя этим пропущенным картинам с вышивальщицами - легион! И как теперь сожалею об этом!» - добавила она. Чтобы как-то унять это сожаление, порылся в «своих закромах» и выставляю вышивальщиц, которые так хороши за работой, согласитесь!, и которых, по-моему, нет в серии Анны.
Разговор с вышивальщицей
- Стежок, стежок, ещё стежок…
Что проще может быть,
Когда в кресте наискосок
Укладываешь нить.
Но расцветают под иглой
Волшебные цветы!
Секрет у чуда есть? Какой?
О нём расскажешь ты?
- Сестрица, здесь секретов нет,
Но делай всё с душой,
И вышитый тобой букет
Задышит, как живой.
Росу и трепет в лепестках
Ты сможешь ощутить.
А чудо у тебя в руках:
Иголочка и нить!
Louis Lang (American, 1814-1893) The Sewing Party.
Те, кому посчастливилось держать в руках книги Наталии Будур, знают, сколько ценного материала собрано в этих изданиях. В основе «Полной энциклопедии женских рукоделий в двух томах» лежат пособия по рукоделию начала прошлого века, переработанные и дополненные автором книги. Одно из них - французская «Полная энциклопедия дамских изящных рукоделий» - было долгое время в списке
40 самых популярных книг во Франции.
Второе издание - «Вышивка по канве и бисером (конец 18-начало 20в.)» - не случайно привлекло наше внимание. Мы предлагаем читателям «Пятницы» выдержки из этой книги, касающиеся истории развития вышивки. Мы поделили их на три части. Первая - о истории развития вышивки в государствах Западной Европы. А вторая и третья части перенесут нас на просторы России.
Мы благодарим Ирину Ержову, подготовившую этот материал к публикации, а также Елену Гарипову, предоставившую «Пятнице» схемы для вышивки конца 19 - начала 20 веков.
ИСКУССТВО украшения тканей - одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество. Самые первые украшенные узорами одежды появляются в Ассиро - Вавилонии. Уже в раннюю эпоху на одеждах возникают узоры, и дошедшие до нас памятники скульптуры позволяют восстановить их. Иногда узор располагается по кайме, обрамляющей ворот, рукава и подол одежды, иногда украшает пояс, иногда покрывает всю ткань. Узоры древности довольно разнообразны и в большинстве случаев геометрического характера, составленные из квадратов, прямоугольников, ромбов, кругов и полукружий. А также довольно часто на одеждах встречается и растительный орнамент в виде раскиданных по ткани розеток.
КАК ЖЕ ПОЛУЧАЛИСЬ узоры на вавилонских тканях - с помощью ли ткацкого челнока или вышивкой? Вавилон в древности славился именно вышивками, и, по словам Плиния, в Вавилоне как раз и был изобретён способ вышивать ткани нитями разных цветов. Впоследствии, уже в римское время, babilonica acus - вавилонская игла, как выражались римские поэты, - славилась пестрыми вышивками золотом с шелком или с шерстью, и драгоценные вавилонские скатерти и ковры - triclinaria babilonica - украшали столовые в домах римских вельмож и императоров.
Известно, что за такую ткань император Нерон заплатил четыре миллиона сестерций.
В Египте же в употреблении была в основном льняная одежда, о которой мы знаем по скульптурам и живописи. Многие льняные ткани украшались шерстяными вышивками. Для египетских узоров были характерны ромбы, квадраты и поперечные или расходящиеся лучами полосы. Наряду с такими простыми узорами встречаются более сложные - в виде пальметок, цветов лотоса, кружков, меандров и фигур людей и животных.
Вавилонские и египетские ткани получили широкое распространение по всем странам Средиземноморского побережья благодаря торговой деятельности финикиян, в древние времена являвшихся посредниками между Востоком и Западом.
С ШЁЛКОМ Египет и Вавилон, объединившиеся с VI века в персидской державе Ахеменидов, а затем Греция и Рим познакомились благодаря торговле с Китаем и Индией. Одна из легенд гласит, что при императоре Юстиниане два монаха, скрыв в посохах коконы шелка, вывезли их из родины шелка, Китая, где шелк почитался священным.
О занятиях вышивкой в Древней Греции мы знаем по древнегреческому эпосу, в котором боги и члены царских семей, а также слуги занимаются тканьем и вышивкой. Ткацкое искусство - любимое занятие Афины, изготовлявшей роскошные одеяния для себя и других богов. Афинские девушки посвящали каждый год Афине узорные покрывала собственной работы. Вышивкой занимаются и героини Аристофана и Феокрита.
Восток - главным образом, Вавилон и Персия - тяготеет к пышному узору, заполняющему все поле украшаемой ткани, в то время как для грека узор - это изящный аксессуар, элементы которого обычно разбросаны по ткани, не отягощая и не заполняя ее всю целиком.
Древнегреческая вышивка проходит путь от полос с фестонами, кружками, розетками до пышного и тяжелого узора с пальметками и акантом. Дошли до нас и фрагменты вышивки с человеческими фигурами, выполненной шерстью. Все римско-эллинские традиции нашли свое развитие в Византийской империи, откуда искусство вышивки распространилось по всей Европе.
Особенно славились знаменитые
aurum filatum cyprense - золотые кипрские нити, - которые изготовлялись из льняных нитей, обвитых тонкими полосками
животной кишки, наружная сторона которой была покрыта тончайшим листовым золотом
или золотою нитью.
Древнейшие образцы византийских вышивок восходят к III веку нашей эры, причем до XI века вышивка производилась волоченым золотом, то есть тонкой металлической проволокой, которая только местами пришивалась к ткани. После XI века волоченое золото начинает заменяться золотом пряденым , в котором вместо проволоки из металла идет льняная нить, обвитая тонкой металлической полоской.
Особенно славились знаменитые aurum filatum cyprense - золотые кипрские нити, - которые изготовлялись из льняных нитей, обвитых тонкими полосками животной кишки, наружная сторона которой была покрыта тончайшим листовым золотом или золотою нитью.
Часть византийских вышивок была вывезена крестоносцами в Европу после взятия Константинополя.
Вышивание стало одним из основных занятий знатных дам
в свободное время.
УЖЕ В СЕРЕДИНЕ XII века многие замки поражали роскошью убранства, в котором не последнюю роль играли разнообразные вышивки.
В замках XIII - XIV веков залы представляли собой нечто вроде палаточного лагеря,ибо каждая кровать завешивалась специальным расшитым пологом-шатром, который в случае ненадобности убирался вместе с шестами для полога в сундуки, стоявшие по периметру
комнат. Вплоть до эпохи Возрождения в залах устраивали выгороженные коврами комнаты и завешанные пологами закрытые кровати. Некоторые ученые видят в этом античную традицию.
Вышивки, как уже было сказано выше, сначала привозились с Востока, но постепенно вышивание стало одним из основных занятий знатных дам в свободное время.
В центре гардеробных почти всех замков располагался низкий помост, на котором работали рукодельницы, швеи, портные.
Для работы же настоящей даме, как рассказывается в одной из средневековых поэм, нужны были только украшенные дорогими камнями инструменты: расшитые кошельки, изящные резные ножи и украшенные эмалью золотые игольницы.
Всемирно известен гобелен из Байе, вышитый королевой Матильдой, женой Вильгельма Завоевателя, в честь завоевания Англии нормандцами в 1066 году и представляющий собой «рукодельный» рассказ об этом походе. Гобелен этот - льняное полотно (или точнее - громадная лента) размером 70 метров на 50 сантиметров, вышитое шерстью в весьма условной манере. Так, волосы у людей на этом гобелене вышиты и зелеными, и голубыми нитками.
НАИЛУЧШИЕ церковные вышивки были созданы в Европе в Англии между 1250 и 1350 годами. Этот период известен в истории вышивки под названием opus anglicanum. Рукодельные работы того времени отличает насыщенность церковной символикой и условное изображение людей и животных.
Для работ, выполненных в период opus anglicanum, всегда употреблялись только лучшие материалы - прекрасного качества льняные холсты или бархат, золотая и серебряная нить, драгоценные камни. Вышивки этого периода характеризуются многофигурными композициями.
Популярные в средние века в Европе книги символов и эмблем, бестиарии и всевозможные книги о жизни природы, не могли не давать пищи для фантазии прекрасных дам, которые стремились перенести образы животных и растений, а также символы и эмблемы на вышиваемое полотно. После эпидемии в Европе Черной смерти (чумы) в 1348-1350 годах вышивка становится более простой и лаконичной. Рукодельные работы уже не представляют собой столь сложных многофигурных картин, как в предыдущий период. Часто вышиваются трехчастные композиции, в центре которых, как правило, Пресвятая Дева Мария.
В XV ВЕКЕ в моду входят вышитые одежды - как мужские, так и женские. Вышивка становится делом уже не домашним, а общественным. Возникают первые мастерские, берущие заказы. Появляются и первые печатные образцы узоров.
XVI век стал переломным в истории вышивки, ибо символизировал переход от вышивки религиозной к вышивке светской. Самой распространенной во всех странах Европы становится вышивка крестом, которая имитировала дорогие гобелены того времени. В основе многих вышивок по канве лежат рисунки и гравюры фламандских мастеров.
В XVI веке появляются и первые руководства по самостоятельному нанесению рисунка на канву - с этого времени рукодельница могла перенести в вышивку любой понравившийся ей рисунок. Художник Кенниро Кеннини представляет свою систему по рисованию чернилами или сепией узора на канве и раскрашивания его для последующего вышивания.
Именно в это время в вышивках особенно часто используются мотивы из античной мифологии и произведений античных авторов. Очень популярны были сюжеты из басен Эзопа.
XVI век стал переломным в истории вышивки.
Самой распространенной во всех странах Европы
становится вышивка крестом.
Символика античной мифологии и литературы буквально пронизывает работы мастериц, начиная с гобелена из Байе. Так, саламандры символизируют огонь, а птицы обозначают воздух. Охота на оленя в вышивках этого периода символизирует радость жизни перед ее концом.
Очень часто вышивали пологи для кроватей, которые чаще всего представляли собой либо охотничьи сцены, либо сцены из басен, либо цветочные композиции.
Цветы становятся одним из преобладающих мотивов в вышивке, начиная как раз с этого времени.
Одним из самых интересных образцов вышивок по канве животных по праву считаются оксбургские драпировки,
вышитые королевой Марией Стюарт.
Как это не кажется нам странно, но вплоть до XVII века в английских вышивках часто встречается кролик, который был завезен в эту страну, по всей вероятности, при Вильгельме Завоевателе. Кролики никак не хотели размножаться на Туманном Альбионе, и до конца 16 века их было запрещено убивать. На отстрел кроликов выдавались специальные разрешения - как правило, лишь владетельным особам, - а крольчатина была изысканнейшим блюдом. Вышитые же кролики символизировали богатство и власть.
Животных вообще довольно часто изображали в вышивках. Одним из самых интересных образцов вышивок по канве животных на основе книг 14 века по естественной истории по праву считаются оксбургские драпировки, вышитые королевой Марией Стюарт, которая была большой рукодельницей, и графиней Бесс Шресберийской.
Довольно часто в этот период применяется особая техника: сначала элементы композиции вышиваются на канве, а затем переносятся на основу картины или панно - дорогостоящие бархат и дамаск.
Именно в 14 веке появляется силуэтная вышивка (стебельчатым швом черными нитками по белому фону), которая впоследствии станет столь популярна в вышивке крестом и бисером.
Самыми распространенными в то время были так называемые «ученические» вышивки, которые представляли собой вышивание хлопчатобумажных полотен и состояли из изображения отдельных элементов и небольших - сюжетов, которые в последствии служили своеобразными «справочными» пособиями. Такие вышивки передавались из поколения в поколение, и из них часто составляли целые коллекции.
Ученические вышивки композиционно строились по одному и тому же принципу - вокруг картины располагалась кайма. А в центре или внизу вышивались дом или церковь, вокруг которых были «разбросанны» отдельные элементы. В 14 веке в Германии появились первые книги с образцами вышивки ( например, книги Иоганна Шершпегера (1523) и Иоганна Зибмахера (1597 и 1601)). Эти образцы и сюжеты из Библии использовались при вышивке жанровых картин.
В XVIII ВЕКЕ вышивки становятся более формальными, упрощёнными, с чётко геометризованными композициями, с одной стороны, а с другой - в них очень заметно влияние искусства Индии и Китая. Произошло это в результате «наводнения» Европы предметами восточного искусства благодаря торговле голландской Ост - индийской компании - со странами этого региона, что не могло не найти отражения в вышивках.
Так, на вышивках часто встречаются пагоды, а цветы как правило, стилизованы. И только позднее - в конце века - китайские мотивы «прорвутся» в бисер. В Россию китайцы «доберутся» лишь в начала века 19.
Мода на вышивки в это время (18 век) распространялась из Франции, где при дворе работало множество профессиональных художников и вышивальщиц. Именно этому периоду принадлежит честь дальнейшего распространения цветочного орнамента, который буквально покрывал мебель (расписная мебель с цветочными мотивами, мебель с фарфоровыми накладками, с нарисованными цветочными композициями), портьеры, скатерти, салфетки, диванные подушки).
В 1749 году в Англии выходит первый дамский журнал "Ladies", в котором читательницам предлагались и рисунки для вышивания.
С 1730 года вышивают стилизованные цветы - «китайские» - в виде букетов в вазах, корзинах или в виде цветочных арок и венков. Через пятьдесят лет мода меняется, и в 1780 году те же букеты вышивают уже более реалистично - на фоне пастельных тонов. Иногда такие светлые фоны расшивались голубой искрой - то есть кое-где в правильном шахматном порядке по светлому фону делался голубой стежок. Такими реалистичными они останутся до конца 19 века, когда реализм сменит модерн с его текучими линиями. В 18 веке появляются и пасторальные сценки, которые будут существовать вплоть до середины следующего столетия.
В 1749 году в Англии выходит первый дамский журнал "Ladies", в котором читательницам предлагались и рисунки для вышивания (в том числе и счётные схемы).
С 1770-х годов вышивка по канве занимает первое место среди женских рукоделий, чему в первую очередь способствовало изобретение, вошедшее в историю вышивки под названием «берлинской шерсти» и получившее самое широкое распространение в Германии и викторианской Англии.
Часть вторая.
В XVII ВЕКЕ вышивка в виде золотого шитья проникает в Россию различными путями, главным образом через Византию, воспринявшую культуру Востока вообще и в частности его золотошвейное искусство, а также через посредство татар, засевших на Руси на много веков и оставивших очень заметные следы в старинных русских одеждах, тканях и золотом шитье.
В ОРНАМЕНТЕ золотого шитья существует преемственность. Из троекратного зигзага в течение веков возникает меандр, а этрусско-римская волюта делается византийскою травкою и через арабские страны приходит в Россию, где «травка» становится к концу XVII века самым распространенным узором. Постепенно у травки появляются ветви, возникают русские репьи, и выходят травы колесчаты, истельчаты тени, а по-народному - реки.
РУКОДЕЛИЕ всегда было на Руси любимым занятием, угодным Богу. Угодным настолько, что ради него крестьянская девушка Феврония Муромская, ставшая княгинею, а потом и монахинею, отсрочила срок своей кончины. Легенда гласит, что однажды «в храме Пречистые соборные церкви своими руками шила воздух, покров на святые сосуды, на нем же бе лики святых».
Рукоделие всегда было на Руси любимым занятием, угодным Богу. Угодным настолько, что ради него крестьянская девушка Феврония Муромская, ставшая княгинею, а потом и монахинею, отсрочила срок своей кончины.
В это время бывший супруг Февронии, также инок, князь Петр,присылает к ней вестника, что приблизился час его кончины и ждет он ее, чтоб вместе «отети от тела» Она отвечает: «Пожди - вот дошью воздух во святую церковь». Супруг присылает гонца вторично, говоря, что остается мало время ожидать; присылает в третий раз, со словами, что ожидать уже невозможно; «она же остатошное дело воздуха святого шияше, уже бо единого святого риз еще не дошив, лице же нашив, и преста, и воткне иглу и приверте нитею, ею же пляше, послала к блаженному супругу о преставлении купнем и, помолившеся, преставилась»
Работать «для Бога», как работали многие неизвестные мастера, можно только, имея перед духовными очами самого Бога, Его святую Церковь. Вот почему до сих пор церковные вышивки представляют во многих случаях предметы истинной художественной работы, в которую вложена душа человека, ее исполнявшего.
После реформ Петра Первого, который вывел русскую женщину из заточения, вышивки постепенно теряют свое религиозное значение и, переходя в область мифологии и символики, наконец, подвергаются, влиянию романтизма.
СВЯЩЕННОЕ древо Зороастра с павлинами переходит, по мнению исследователей, в кружева под названием «павы и травы» вместе с двуглавым орлом, взятым из буквы О в рукописях XII и XIII веков. Его вместе с ромбами (народные круги) и восьмиугольной звездой находим и в бисерном шитье. Встречаются в бисерных вышивках и буддийская свастика, символ счастья у восточных народов. Позднее эти формы на бисерных вышивках встречаются не часто. Более обычен цветочный орнамент, в особенности - розы.
Для вышивок шелком в дворянской России существовало множество разнообразных способов. Шили на руках, в пяльцах по канве, по филе и a fil perdu, когда нити канвы по окончании работы осторожно выдергивались, по канве шили большей частью крестом или полукрестиком, шерстью и шелком. Процветало шитье шелками (иногда синелью), подчас и волосами, по шелку, атласу, бархату.
В более старых вышивках мы находим отголоски старинных швов. Из более старых укажем шов в клетку, гладью, бархатный, атласный и в узелок.
НАЧАЛО вышивания по канве и холсту по счету нитей относится, как уже говорилось, к глубокой древности, эта работа всегда составляла одна из самых любимых женских занятий.
Во второй половине XIX века во Франции была издана книга «Полная энциклопедия дамских изящных рукоделий», написанная Терезой де Дильмон. Она была долгое время в списке 40 самых популярных книг во Франции и вышла тиражом более двух миллионов экземпляров. «Энциклопедия» и ее сокращенные и переработанные самим автором варианты, были переизданы на всех европейских языках и до сих пор в московских букинистических и антикварных магазинах часто встречаются издания этих книг на английском, французском и немецком языках. Тереза де Дильмон основала даже собственное издательство, которое выпускало исключительно ее книги по рукоделиям - энциклопедии и практические руководства по вышивке, кружевоплетению, филе, макраме, вязанию. Очень полулярны были книги знаменитой француженки и в России, где в конце XIX века была издана "Полная энциклопедия" и переработанный редакцией журнала «Вестник Моды» «Курс женских рукоделий».
Книги по дамским рукоделиям Терезы де Дильмон, в которых собраны практически все виды швов, стежков и приемов работы с кружевами, филе, фриволите, макраме, вязания на спицах и крючком, остаются самыми популярными среди мастериц и по сей день.
CНАЧАЛА рисунок для вышивок просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорами с обозначением цветов. Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами. Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии. Именно там впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки.
Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии.
Такие комплекты получили название «берлинской вышивки», или «берлинской шерсти». Искусствоведы определяют берлинское шитье как вышивку шерстью по канве или холсту, изображающую пасторальные, религиозные или другие жанровые сцены, пейзажи и цветы. Во второй половине XIX века берлинская вышивка стала применяться для обивки мебели.
Берлинская вышивка получила в Европе свое распространение как один из немногих видов вышивания, доступный дамам среднего достатка - тем, кого сейчас называют "middle-class women". Большие вещи - гобелены, обивку для комплектов мебели, гардины, покрывала, балдахины для кроватей стали производить на фабриках, что было проще, быстрее и дешевле, и дамам пришлось довольствоваться малыми изделиями - типа жанровых картинок, сумочек, туфелек etc.
Успех же берлинской вышивки объяснялся не только этими причинами, но и лёгкостью исполнения - благодаря прилагаемым раскрашенным рисункам для канвы - счётным схемам. Тем самым, что так популярны и в наши дни.
Берлинская шерсть, возникнув как вышивание для дам среднего достатка, вскоре завоевала сердца женщин всех классов общества - от королевы Виктории до простой служанки.
ПЕРВЫЕ счетные схемы в том виде, в котором мы привыкли их видеть и сегодня, были напечатаны в 1810 году Л.В. Виттихом и сразу стали пользоваться необыкновенным успехом. (Собственно говоря, первые счетные схемы были напечатаны в 1804 или 1805 году в Берлине А. Филипсоном, но при этом его рисунки отмечались плохим качеством и дурным вкусом, что по началу не способствовали их распространению).
В 1849 году им производилось уже около 14 000 различных рисунков, которые вручную раскрашивались за мизерную плату девушками из бедных семей. Именно благодаря этим картинкам особым спросом стала пользоваться и берлинская ярко окрашенная шерсть. Для вышивок были специально разработаны нитки новых окрасок - ярко-розового, пурпурного, лимонного цветов и цвета фуксии. Эти яркие нитки также сразу привлекли к себе внимание мастериц.
Первые счетные схемы были напечатаны
в 1804 или 1805 году в Берлине А. Филипсоном.
В 1849 году им производилось уже около 14 000 различных рисунков.
Полный расчет схемы рисунка привел к значительному упрощению работы рукодельницы и свел все многообразие стежков по канве к двум - кресту и полукресту.
Благодаря ярким краскам и вышедшим в первой половине 19 века книгам о природе далеких восточных стран многие из счетных схем берлинской вышивки посвящены - экзотическим птицам - прежде всего, попугаям. Глаза птиц вышивали бисером или стразами. Как правило, сидели попугаи
на ветках цветущих деревьев или среди цветов.
В Англии времен королевы Виктории, где вышивка берлинской шерстью была, как уже говорилось выше, необыкновенно популярна, придумали свой шов - викторианский бархатный стежок.
Вышитые бархатными стежками картинки создают эффект тканого бархатного полотна.
Довольно часто в берлинской вышивке встречаются картины на рыцарские мотивы - в частности, по романам столь любимого в первой половине XIX века сэра Вальтера Скотта. В центре внимания вышивальщиц находятся домашние любимцы - кошки, собаки.
В викторианской Англии особенно пристальное внимание уделяется королевской семье. Кроме королевского спаниеля, большой популярностью пользовались и другие четвероногие любимцы венценосной четы.
Собачьи и кошачьи
мордочки
было очень модно вышивать на домашних туфлях.
Так, в 1839 голу Эдвином Лендсиром был выполнен канвовый рисунок, на котором были изображены две любимые собачки королевы Виктории - Ислей и Тилко, - красный попугай ара и два небольших попугайчика.
Берлинской вышивкой украшали сонетки, обивку мебели, занавески, диванные подушки, скатерти, салфетки, каминные экраны.
ВО ВТОРОЙ половине XIX века становится популярен «лоскутный стиль» вышивки по канве. Выполненные в этой манере работы представляют собой отдельные элементы, соединенные в виде лоскутков в одно большое панно - как в шахматном порядке, так и произвольно.
Особенно моден геометрический узор «лоскутного стиля» становится в 1870-е годы, когда в моду входит и просто геометрический узор, вышитый по канве. Многие рукодельницы предпочитали раскрашивать свои рисунки сами, по собственному вкусу подбирая цвета, что придавало их работам неповторимую индивидуальность. Тем не менее, фон почти всех работ берлинской шерстью вышит одним цветом.
Вышивка по канве и бисером не была
русским изобретением
и пришла к нам из Европы.
В конце XIX века в викторианской Англии вошли в моду двухцветные картинки для вышивки, которые быстро распространились по всему миру, в том числе и в России.
Тут надо еще раз напомнить, что вышивка по канве и бисером не была русским изобретением и пришла к нам из Европы.
Вышивка существовала в России и до начала века, но после 1812 года в наше отечество хлынули разнообразные европейские рисунки и узоры. В.В. Селиванов писал: «19 столетие для России резко обозначилось 1812 годом. До 12 года продолжалась жизнь XVIII века, но в 12 году свершился перелом в общественной жизни...» Свершился он и в «рукодельной» жизни.
Именно по привозным узорам - и, конечно, по переработанным русским - делались вышивки, дошедшие до наших дней. В каталоге Музея мебели упоминаются разнообразные вышитые предметы, среди них - скатерть круглая шерстяная, вышитая, ручной работы XIX века, вышивка «Охота на кабана» и вышивка «Сцена из средневековья», исполненные шерстью, русской работы, 1830-х годов.
«В воспоминаниях о былом» Е.А. Сабанеева описывает «приход» в Россию берлинской шерсти. Ее бабушка, Екатерина Алексеевна, «была большая рукодельница; из ее рук выходили замечательно изящные работы». По поводу вышивания шерстями Е.А. Сабанеева слышала от нее следующий рассказ:
« - Теперь, - говорила бабушка, - берлинская и английская шерсть такая обыкновенная вещь, ею хоть пруд пруди. В мое же время (конец XVIII - начало XIX веков) она была редкостью. Ее употребляли только большие барыни: в высших сферах было доступно вышивать ковры. У нас же в деревне и понятия о том не имели... Гостила я, одно время у Кашкиных в Прысках (из Оптиной пустыни к ним заезжала), и видела у их гувернантки прелестную подушку, вышитую берлинской шерстью; узор-то я перерисовала, и канвы мне подарили, за малым дело оставалось - нет у меня шерсти. Как тут быть?
Тогда добрые Кондыревы вошли в мое положенье; у них были шленские овцы, так они велели начесать шерсти из душек (это та шерсть, что на груди и под шеей у овец, так называется); эту шерсть вымыли и привезли мне.
У нас Пелагея хорошо и ровно пряла, и вышла мягкая, довольно хорошая шерсть, но белая вся, а узор без теней вышивать нельзя. Что же бы вы думали? - я сама покрасила шерсть, и вышло очень недурно, затем я вышила ковер».
ВСЕ ВЕЩИ эпохи бидермейера, к которой принадлежит и берлинская шерсть, выполнены в романтической манере. Самыми красивыми и символичными мотивами в этих оригинальных работах были следующие: Ангелы - посланцы Бога на земле, ангелы-хранители.
Венок - символ дружбы и любви, символ вечности. Венок может быть брачным венком, венком девственности, погребальным венком. Вишневая ветвь - символ плодородия, здоровья, изобилия и счастья. Вода - аллегория бессознательного. Гвоздика - знак любви и страсти. Три гвоздики символизируют также три гвоздя Иисуса. Груша - символ плодородия, здоровья, изобилия и счастья. Дерево - символ Мирового древа или райского дерева, древа желаний. Диадема - символ вечности. Корзина с цветами - символ дружбы и любви. Часто в ее середину попадает стрела Амура. Корона на сердце - символ любви, вечности, знак любви к Христу. Рак - аллегория добродетелей и недостатков. Когда изображается задом наперед, то это означает уход в забвение. Распятие - символ христианской идеи . Символизирует также земную ось. Рог изобилия - символ изобилия и плодородия. Цветы - знак любви и дружбы. Церковь - напоминание о Боге и о житии Небесном. Чаша с фруктами - символ изобилия и плодородия
ВО ВТОРОЙ половине XIX века стали выпускаться печатные, а не раскрашенные вручную рисунки. В России своих - русских - рисунков почти не было, зато большой популярностью, как и во всем мире, пользовалась продукция немецких, австрийских и французских фирм - Б. Бруно, Л.В. Виттиха (Берлин), Мюллера (Вена), Е. Майера (Париж).
Кстати, именно рисунки часто служили для модных журналов средством привлечения читателей. В последнем номере журнала «Мода» за 1860 год читаем:
«Заботясь постоянно об усовершенствовании издания, редакция сочла нужным сделать в будущем году некоторые изменения в «Моде», и, между прочим, прилагать для всех подписчиков и дамские и мужские картинки и раскрашенные канвовые узоры Savjou».
А в одном из предыдущих номеров того же журнала было помещено другое объявление на ту же тему: «Канвовые узоры при нашем журнале будут прилагаться постоянно деланные трафаретом (такие же, как лучшие берлинские), а не дешевые хромолито - графированные».
Воровали не только уже напечатанные - готовые - рисунки, но и «авторские права» на них. Издатели были вынуждены ставить свой «копирайт» - знак авторского права.
Рисунки для вышивания были довольно дороги и передавались по наследству от матери к дочери. С них давали друзьям делать копии.
«По возвращении из Жарок, - вспоминала Е.А. Сабанеева, - бабушка привозила домой изящные канвовые узоры, выкройки, рецепты для варений, пирожных; это радовало ее».
Рисунки очень часто подписывались именем их владелицы и представляли такую ценность, что являлись даже предметом воровства.
В журнале «Мода» за 1860 год на странице 288 помещено такое объявление:
«Корреспонденция от редакции. В г. Ставрополь г. Протопопову. Ваши претензии переданы в почтамт. Что же касается до вынутого канвового узора, то вы напрасно приняли с почты пакет с поврежденными печатями».
Воровали не только уже напечатанные - готовые - рисунки, но и «авторские права» на них. Издатели были вынуждены ставить свой «копирайт» - знак авторского права. На издании Н.И. Шапошникова «Новый альбом азбуки и узоров для вышивания по канве», вышедшее в Москве в 1894 году, на каждом листочке стоит предупреждение: «Настоящее издание составляет собственность издателя. За перепечатку оного, согласно ст. 2 прим. 1 Устава Цензуры, виновные будут преследуемы по ст. 1683, 1684, 1685 Уложения о Наказаниях».
С.А. Давыдова, проводившая исследования женских промыслов в России, писала о канвовых рисунках, которые часто использовались при изготовлении ковров: «Только наиболее зажиточные мастерицы покупали себе узоры и платили за них довольно дорого. Как пример дороговизны рисунков можно указать на следующий факт: одна из очень опытных и
умелых ковёрщиц Анна Анпилогова в селе Никольском Фатежского уезда Курской губернии сделала два ковра: один гладкий, другой - махровый - оба для Московской выставки в 1882 году. За эти ковры она была награждена серебряной медалью. Приготовляясь к тканью ковров, Анпилогова купила в Курске узор издания Knechtel K° Berlin, представляющий цветы, заплатив за маленький листочек в четвертушку 3 рубля».
СО ВРЕМЕНЕМ, когда мастерицы достаточно овладели техникой и поняли конструкцию канвового и бисерного рисунка, многие рисунки создавались на месте, русскими людьми, и совершенно прониклись духом русского народного творчества. Нередко находим мы в вышивке знакомые элементы старого народного шитья: травчатые узоры; павлинов с распущенными хвостами; геометрический орнамент: ромбы, квадраты, восьмиугольные звезды; свастику - и все это прекрасно уживается рядом с модными тогда орнаментами и эмблемами времен Людовика 14 и Империи. Так, был очень распространен шахматный узор.
Для желающих вышить понравившуюся картину или гравюру в 1848 году было
выпущено Иваном Герасимовым, учителем практического ткаческого рисования, руководство по перенесению любого рисунка на ткань или канву.
Приведем ниже его сочинение в сокращенном виде:
«Вышивание по канве составляет любимое занятие для прекрасного пола, потому что женщины в избытке наделены чувством изящного, а канвовое шитье принадлежит к изящным искусствам.
Всякий живописный предмет, удовлетворительно исполняемый посредством тканья на жаккардовом или переборном станке, канвовым шитьем ислолняется с отличным услехом. Кто не видал картин, в которых так тонко, натурально, живо, верно, отчетливо воспроизведены все даже, так сказать, неуловимые подробности, что забываешься и отдаешь канвовой игле преимущество пред кистью художнической.
Как лосле этого не сожалеть, что любительницы канвового шитья должны подчиняться вкусу рисовальщиков, занимающихся переводом рисунков на канвовую бумагу, - людей, не только скудно наделенных чувствами изящного, часто даже бездарных, - и отказывать себе в удовольствии исполнять рисунки, выбранные по своему вкусу. Как еще не пожалеть, что любительница канвового шитья, избрав какой-нибудь живописный сюжет, по влечению чувства изящного, или другой причине, принуждена бывает поручить перевести его на канвовую бумагу для того только, чтоб оконтуровать рисунок, потому что у нас нет еще порядочных заведений, в которых занимаются переводом рисунков на канвовую бумагу, а след., нет и художников по этой части. Правда, из-за границы привозятся хорошие канвовые рисунки; к несчастию, они привозятся в небольшом числе экземпляров и продаются высокой ценой, так что едва удовлетворяют требованию богатых и столичных любительниц канвового шитья, между тем как небогатые и обреченные жить в провинциях, особенно любящие проводить время за канвовыми пяльцами, должны довольствоваться самыми незатейливыми и дурно исполненными образцами.
Считая все это глубоким огорчением для прекрасного пола и вполне его с ним разделяя, мы счастливыми считаем себя, что в рукак наших находится верное средство: совершенно и навсегда иссушить источник такого огорчения женщины.
Чтоб легче и яснее понять изложение нашего способа, считаем нужным предварительно изложить начала вышивания по канве.
Перед вами лежит данный рисунок, переведённый на канвовую бумагу. Разбирая его, вы увидите, что бумага предварительно расчерчена или разграфлена была множеством тонких и меньшим количеством утолщенных линий, взаимно друг друга под прямыми углами пересекающих, так что из расположения их образовалось множество малых и известное число больших квадратов. Отношение больших квадратов к малым таково, что один большой заключает в себе десять малых.
Разбивая затем расположение на такой бумаге живописного сюжета, ясно увидите, что он расположен так, что все контуры и тени его или все разнодольные цветные детали непременно оканчиваются в малых квадратах.
С другой стороны, в пяльцах ваших натянута редкая ткань, называемая канвою. Разбирая элементы этой ткани, вы ясно увидите, что здесь основные и уточные нити, совершенно соответствуют линиям канвовой бумаги, а образовавшиеся от взаимного пересечения их пустоты или ячейки, представляют собой квадратцы в той; нити цветные соответствуют утолщенным линиям.
Вышивая по канве, т. е. замещая ячейки нитями шерстяными, шелковыми и проч., вы рисуете, значит, с данного рисунка. И как скоро заместили ячейки нитями таких цветов, которыми закрашены квадратцы канвовой бумаги, то канвовое шитье готово. Из краткого изложения начал канвового шитья сами собой проистекают следующие понятия:
1. весьма просто и легко переводить рисунки на канвовую бумагу. В самом деле, расчертим данный рисунок взаимно пересекающимися под прямыми углами линиями, так чтоб из взаимного пересечения их образовались желаемой величины квардатцы. Увидим, что все контуры и тени более или менее чисто и определенно окончатся в квадратцах. Если теперь взять уже готовую отпечатанную канвовую бумагу и разместить в квадратцах все детали так, как они разместились в расчерченном рисунке, канвовой рисунок готов.
2. можно вышивать по канве со всякого рисунка, не переводя его на канвовую бумагу. Взяв известный рисунок, расчертите его прямыми взаимно пересекающимися линиями, т. е. на квадратуры . Определив таким образом положение контур и теней и заметив сколько и в каком направлении заняла каждая из них квадратцев, заместите точно в таких же условиях ячейки канвы. Впрочем, мы не намерены рекомендовать этого способа, потому что расчертить рисунок значит изуродовать его. Конечно, изуродовать рисунок простой, дешевый ничего не значит, но как можно сделать это с хорошей, дорогой или заветной картиной!
Это понятие ведет к следующему: взять металлическую или нитяную сеть и наложить ее на избранный рисунок; тогда тени и контуры рисунка также более или менее отчетливо окончатся в ячейках сети и со снаряженной таким образом картины легко вышивать по канве. Нет надобности указывать на невыгоды этого способа; поспешим к изложению способа самого простого и легко исполнимого, а вместе с тем самого верного.
Представьте себе, что в руках ваших светлая и прозрачная, как стекло, бумага данного формата, и что бумага эта расчерчена точно так же, как канвовая, с той только разницей, что толстые линии заменены здесь цветными. Наложите эту прозрачную и разграфленную по вашему желанию бумагу на избранный вами живописный сюжет (эстамп простой или иллюминованный, или картину, писанную акварелью или масляными красками), ясно увидите, что все контуры и тени, словом, детали более или менее отчетливо определились, окончившись в квадратцах.
Следующие чертежи лучше объяснять сказанное нами: А представляет прозрачную бумагу, разграфленную на квадратики; В - цветок, называемый вьюнком и С - на цветок наложена прозрачная разграфленная бумага.
<...> Способ этот имеет перед обыкновенными следующие неоспоримые преимущества:
1) легко исполнять по канве данные рисунки, во всю их величину; 2) легко канвовый рисунок увеличить против образца и 3) легко уменьшить его.»
ПОСЛЕ сочинения Ивана Герасимова поток писем с различными предложениями по изготовлению рисунка для вышивки в модные журналы от читателей был поистине неиссякаем.
Так, в журнале, «Мода» за 1860 год читаем:
«Во всех дамских работах цветы больше всего входят в рисунки. В наше время во всяком искусстве видно близкое подражание природе, фантастических цветов, какие встречались на турецких шалях и китайских материях, теперь вовсе не употребляют в рисунках вышиванья. При таком направлении современного вкуса, нельзя не благодарить парижского ученого Дени, который нашел средство делать оттиски растений для употребления их при вышиванье. Любопытные наставления его заслуживают внимания всех любительниц подобных работ. Вот в чем состоит способ ученого ботаника.
Если растение несколько водянисто, то его покрывают слегка камедью, а когда оно не принимает воды, в таком случае напитывают маслом, и потом припудривают краскою, истертою в мелкий порошок. Для оттиска употребляется такая бумага, к которой легко пристает краска: жилки и края листиков отпечатываются на ней яснее, чем промежутки. Оттиск, снятый посредством масла, прочнее того, который делается камедью.
Другой способ так же удобен. Берут листок тонкой бумаги и напитывают его прованским или льняным маслом. Через три или четыре дня коптят его
Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость.
Со временем появилась вышивка, ведь она давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.
Толстой Федор Петрович.В комнате за шитьем
Вышивка - это вид прикладного искусства, украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей , шелковых, льняных, шерстяных и хлопчатобумажных ручной иглой , реже крючком или машинным способом.Материалом для вышивки также могут служить золотые, серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни, бисер, стеклярус и т.д.
В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.
Самые древние вышивки , сохранившиеся до наших дней датируются четвертым – пятым веками до нашей эры.
Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на рукоделие Японии, России и других стран.
В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека о окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие.
Русская народная вышивка - самое распространенное женское рукоделие в России , имеет свои национальные особенности, отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны.
Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
Зичи М. А. Вышивальщица
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя...
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествие в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
А. С. Пушкин
В.А. Тропинин «Кружевница».
Василий Тропинин.Золотошвейка 1862
Ремеслом прапрабабки владея,
(И умением этим горжусь)
Я за белый лоскут, как стемнеет,
Колдовать у окошка сажусь.
Колет палец иголка до крови -
Лишь терпенья себе попрошу.
В далях сумрачных средневековья
Знаки тайные я ворошу.
Круг магический перед глазами.
Света лампы я не притушу.
Но, смывая усталость слезами,
Я опять ворожу, ворожу…
Я не ведьма, я просто мечтаю –
Новый дом на зеленой траве.
До рассветной звезды вышиваю…
Вышиваю мечту по канве.
Елена Баишева
Василий Тропинин.За прошивками
Ян Вермер. Кружевница. 1660–1670. Лувр, Париж
Неврев Николай Васильевич
За вышиванием
Julien Alden Weir The Lace Maker
Monet, Claude Oscar
Диего Родригес Веласкес «Вышивальщица» 1640
Харченко Виктория "Узоры вечности" Вышивальщицы в провинции Сычуань.
Лактионов Александр Иванович.За вышиванием .
Thomas Waterman Wood (1823 – 1903) Threading A Needle
Cassatt Mary. Lydia at the Tapestry Loom c. 1881.
The Triumph of Minerva: March, from the Room of the Months, detail of the weavers, c.1467-70, by Francesco del Cossa
Franz Xaver Simm: Die Siickerin
François-Hubert Drouais (1727–1775).Madame de Pompadour at her Tambour Frame (1721-1764)
Георг Фридрих Керстинг. Вышивальщица у лампы. 1828
Жемчужина восточных искусств.... вышивка шелком по шелку
Китайская вышивка имеет более чем трехтысячелетнюю историю. В эпоху династии Цинь вышивание было не просто профессией, а элитарным занятием, этим искусством могли заниматься лишь знатные дамы. Богато расшитые одежды носили император, его приближенные, высшие чиновники.
В книге "Тайные сокровища Цинов" написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.
Родиной вышивки шелком по шелку является город Сучжоу, один из самых известных и посещаемых туристами городов Китая.
Цвета, используемые в вышивке, орнаменты, символы - все было подчинено строгим правилам и канонам, от которых не допускалось даже минимальное отступление.
Вышивать люди начали давно. Вышивали на ткани и на коже, на одежде и на обуви. Вышивальщицы трудились, не покладая рук, чтобы вышить наволочки и сорочки, полотенца и платья. Ни одна девушка раньше не могла выйти замуж, не вышив себе приданного. А в приданном обязательно было дюжина вышитых рушников и дюжина вышитые сорочки для себя и для мужа. Если в Западных странах вышиванием занималась исключительно прислуга, то в славянских странах каждая девушка должна была уметь вышивать, причём техник для вышивания много, но гладью и крестом она должна была владеть в совершенстве. Сегодня об этом мало кто вспоминает, а ведь раньше во всех школах уроки вышивания были обязательными для девочек. Каждая всегда имела свою коробку с dmc мулине, пяльцы или рамки для вышивки.
Если девочка в будущем хотела удачно выйти замуж, она должна была в совершенстве овладеть техникой вышивания. Тогда и она была одета лучше всех, и в обществе говорили о ней, как о лучшей. Сейчас другие времена. На смену ручной вышивке давно пришёл вышивальный станок, а самой вышивкой занимаются только самые преданные этому рукоделии. Или всё же искусству? Всем известно, что для того, чтобы сделать вышивку красивой, сначала надо создать привлекательный рисунок, а значит, человек должен хорошо рисовать. Но и отличный рисунок – ещё не гарантия того, что сама вышивка будет красивой. Нужно приложить немало трудолюбия и усидчивости, чтобы стежок за стежком, аккуратно, без лишних узелочков вышить задуманный узор, а для этого нужно было купить рамки для вышивки. Вышивать можно буквально всё, начиная от пейзажей, птичек и котят, заканчивая портретами и картинами, созданными с репродукций великих мастеров живописи. Изобилие материалов для вышивки и схем делает этот труд не только прекрасным отдыхов, но и настоящим искусством, особенно, если ты внёс что-то своё, едва заметный штрих к полотну великого мастера.
Вышивание – увлекательный и захватывающий процесс. Создавая крестик за крестиком свое произведение, будто растворяешься в реальности и погружаешься в иной мир. И тогда сама вышивальщица может стать образом произведения высокого искусства – идеальным образом для художника. Русское искусство Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
В. А. Тропинин. Золотошвейка.1826.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В этом портрете ярко воплотились представления художника о лучших качествах женщины - приветливости, мягкости, домовитости. Простота и правдивость удачно сочетаются с миловидной грацией натуры. Тропинин очень внимателен к деталям, говорящим о золотошвейке, как представительнице определенного трудового социального слоя; он заботливо отмечает характер ее прически, платья и особенно всех принадлежностей шитья.