Пять уровней сознания - Панча Кроша |
Есть несколько систем, в которых рассматриваются уровни сознания человека.
Привожу наиболее авторитетную систему, которая содержится и индийских Ведах.
Ведическая литература, чтобы понять, откуда появились все эти различия и разные культуры, разные философии, писания и религии, представляет такой раздел, который называется Панча-Кроша.
Пять уровней человеческого сознания.
Чтобы человек мог узнать об этом и понять, почему один человек такие цели преследует, другой такие.
1. Анумая.
Самый низший (я начну с самого низшего уровня и начну постепенно описывать по порядку вверх подниматься).
Самый низший, то есть самый отвратительный уровень – его описывают так ведические произведения – самый отвратительный, практически, почти животные. Говорится, люди – почти животные; таких людей, и такую культуру и цивилизацию называют – Двипада-Пашу, то есть двуногие животные. Живое существо, получившее человеческое тело, но ведущее образ жизни животного.
Чем же отличаются животное и человек? Животное живет четырьмя потребностями: еда, секс, сон и оборона. Все. Это четыре потребности, ради которых действует живое существо.
И вот первый уровень сознания. Майа означает покрытие. Анумайа – этот уровень еды, или, еще его называют, философией грудных детей. Вот вы, может быть, видели, как грудной ребенок – когда он покушал, у него счастье. Когда он голодный – у него горе. То есть живет полностью потребностями еды. Еда, секс и сон. На этом уровне – Анумайа – даже обороны практически не существует. Только еда, секс и сон.
Ведическая литература описывает даже раздел знаний, который предназначен для такой культуры, для такой цивилизации. И там есть их основная мантра. То есть основная звуковая вибрация, которая позволяет им достигнуть своих потребностей в еде, сне и в сексе.
Она звучит так: Ом ахаренам ду! Ом ахаренам дегха! В переводе это означает: «Абсолютной истиной является еда. Лишь еда – истина. Дай еды!» Так переводится эта звуковая вибрация. Если кто-то хочет – запомните. Если нехватка - будет какая-то еды: Ом ахаренам ду! Ом ахаренам дегха!
Что же определяет такую цивилизацию или такую культуру? Это когда живые существа все измеряют продуктами питания. Вот вы, может быть замечали, да? Мы говорим: «вот раньше жили хорошо, колбасы было завались». Это как раз концепция Анумайа. То есть когда в нашем сознании переплетается этот самый низший образ жизни, то есть мы думаем, что еда – это основа всего. Как вот в Библии говорится: не хлебом единым жив человек. Но иногда человек, вы, может быть, заметили? – не потому что мы в Анумайю погружаемся, но где-то мы соприкасаемся с этой психологией.
Как вот люди говорят: «быт заедает», да, вот это вот – кормежка – и человек как-то невольно отходит от каких-то высших идеалов и погружается вот в этот быт еды. Вы наверняка замечали, так происходит. И это говорит о том, что человек бессознательно – якобы, он так думает, что бессознательно – но он погружается в этот уровень еды.
Это очень примитивный уровень, он описывается в ведической литературе как самый отвратительный. То есть это полная деградация считается. И на этом уровне есть своя религия, своя культура, своя медицина и своя наука. И наука этой культуры называется Анумана. И Анумана – это означает наука, полностью сформированная на гипотезах.
Как вы думаете, современная наука на чем основана?
Когда живое существо все-таки обращается к знанию, то есть посчастливится ему каким-то образом задуматься, задуматься – Атато брахма джигья сан. Веданта-сутра начинается с этого стиха: Атато брахма джигья сан – человеческая форма тела предназначена для того, чтобы задавать вопросы касательно абсолютной истины. И там говорится:
«Наконец-то я стал человеком. Теперь я могу задуматься – в чем же смысл человеческой жизни.»
Кто я? Что это все, что меня окружает? Откуда это все? И каковы мои взаимоотношения с тем, откуда это проистекает? Это говорится, что до тех пор, пока человек не задал эти вопросы, он считается Двипада-Пашу. Кем, значит? Двуногим животным, то есть он получил человеческую форму тела, но он живет только потребностями еды, сна. И секса.
2. Пранамайя.
Следующий уровень, когда живое существо очищается или пытается возвыситься, то оно естественным образом восходит к такому уровню сознания, которое называется пранамайя. Этот уровень называется уровнем здоровья. Здоровья; прана – это здоровье. То есть человек регулирует свои чувственные наслаждения, питание, то есть он какие-то физические упражнения, то есть полностью его сознание сконцентрировано на здоровье. И человек, он так погружен в свое здоровье, что он просто все больше отвергает. И он как говорит? – Было бы здоровье. Да? Остальное – что? Ну, купим там, или достанем или что-то еще. То есть еду, мы достанем, было бы здоровье.
В ведической литературе это описывается, как более такой возвышенный - уже интеллект проявляется. То есть, было бы здоровье. Этот уровень описывается также широко в ведической литературе, и он многоступенчатый, я вам говорю так, в общем. И люди на этих уровнях, то есть, могут достигнуть самого верха. Какого самого верха на этом уровне мы можем достигнуть? Знания о Хатха йоге.
3. Манамайа.
Следующий этап. Выше, еще выше этого уровня, то есть сознание, когда возвышается, то есть очищается, человек переходит на следующую ступень. Эта ступень описывается в ведической литературе, и она называется манамайа. Мана означает ум. То есть платформа ума. Как вот мы говорим: сила есть…
А тут наоборот: сила уже не нужна, еда не важна – человек начинает оценивать ум. То есть он уже поднялся до менталитета, то есть у него есть уже мана, он нашел у себя ум. Что же происходит на этом уровне? Манамайа. Этот раздел описывает, что люди, поднявшиеся до этого состояния, до состояния сознания, занимаются ментальными спекуляциями. На тему истинного смысла жизни, выдумывает всевозможные правила, предписания, ограничения, основанные на неправильном понимании разнообразной литературы. Или разнообразного знания, которое существует в мире.
То-есть они дают свое собственное толкование по этому поводу. Это называется уровень спекуляций– манамайа. И как самым совершенным прогрессом, до которого они доходят, – они начинают думать, что есть некий космический разум. Вселенское правительство, там описывается их категория мышления.
Так они узнают о некой сфере высших живых существ, которые управляют материальными законами вселенной. Но не духовной. И поскольку они находятся на платформе ума, спекулятивного, они начинают принимать это как верх совершенства. И они говорят о высшем разуме. Вселенском разуме. Это называется уровень манамайа.
4. Вигьянамайа.
Еще выше этого уровня называется следующая ступень, которая называется вигьянамайа. Вигьяна. Вигьяна определяется тем, что живое существо встало крепко на основу духовной практики, строго следующей авторитетной системе йоги, описанной в Йогасутре Патанджали, или в таких произведениях как Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам.
Есть такое произведение – Йогасутра Патанджали. Йогасутра Патанджали. Там описываются все авторитетные системы йоги. Если вы занимаетесь какой-то йогой, и ее нет в Йогасутре Патанджали, то все это относится к разделу манамайя. То есть ментальным спекуляциям и неправильному пониманию науки. Науки, которая называется йогой. Божественная связь в переводе.
5. Анандамайа.
И последний этап – самый высокий, он является окончательным таким этапом в деятельности живых существ. Этот уровень называется анандамайа. Полное, вечное духовное блаженство. Которое проявляется в практике Бхакти-йоги. Йоги чистого любовного преданного служения верховной личности Бога.
Ведическая литература описывает все эти пять уровней сознания, которые – я еще напомню – называется Панча Кроша. Панча Кроша. И постепенно человек может опускаться или подниматься до какого-то уровня. Это связано с его потребностями.
Рубрики: | ПОЗНАНИЕ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |