Без заголовка |
К концу 19 века положение женщины в семье и в обществе стремительно менялось. Это не было, конечно же, результатом только лишь движения суфражисток или феминисток, на самом деле мир сам был готов к «освобождению женщины трудом». Теперь женщина не только «ангел в доме» или домашняя труженица, формируется новый тип женщины. Это веяние времени прекрасно уловил молодой художник Чарльз Дана Гибсон. Его девушки еще носят длинные платья, корсеты и шляпы, но они уже ездят на велосипеде, играют в гольф, лезут в горы, курят, купаются в море в купальных костюмах, и не боятся спорить с мужчинами, ведь теперь они чувствуют себя увереннее – даже в Англии женщина получила право распоряжаться собственным имуществом и оставлять себе детей после развода. «Gibson girl» правят миром. Пройдет несколько десятилетий и еще только один художник получит право называть рисованных девушек «своими» - этим художником будет Джил Элвгрен.
Для полноты впечатления посмотрите несколько работ Чарльза Дана Гибсона:
Джил родился в 1914 году в Сан Паулу, Миннеаполис, в семье, которая держала склад по продаже касок и обоев, но вряд ли это стало причинной тому, что в детстве он постоянно разрисовывал своими рисунками всё, что попадалось под руку. Его юношество пришлось на времена Великой Депрессии, когда людей чаще заботило, где добыть еды, чем любые художества, а потому он находит что-то среднее между увлечением и практичностью - поступает в Университет Миннесоты для изучения архитектуры и дизайна и параллельно учится на художественных курсах. Ему всего 19, но он принимает решение оставить университет, сосредоточиться на рисунке и заодно жениться - и всё это вопреки желанию родителей. Он переезжает в Чикаго и поступает на обучение в Академию искусств к Биллу Мосби, который еще после Первой мировой обучался классической технике живописи в бельгийской Королевской академии, а теперь обучает студентов и одновременно работает иллюстратором, в частности на компанию «Mars Candy» (знаменитые батончики «Mars»), что совершенно не мешает ему рисовать также и фрески для церкви.
Элвгрен. Реклама для «Louis F. Dow»
Успехи Элвгрена очевидны – он заканчивает трехгодичный курс обучения за два года, его рисунки постоянно украшают каталоги работ учеников Академии, что, конечно же, приятно, но не приносит молодой семье Джила никаких доходов. И он решает вернуться поближе к родителям, в Сан Паулу, где открывает собственную студию.
Элвгрен. Реклама для «Sylvania Electric»
Первым пробным заказом для Джила был рисунок модно одетого мужчины для каталога моды. Качество исполнения рисунка удивило заказчика и число иллюстраций сразу же увеличилось до дюжины. Они были замечены, и следующим заказчиком Джила стала самая известная в то время компания по производству календарей – «Браун и Бигелоу», одним из самых известных иллюстраторов которой был художник Рольф Армстронг (Rolf Armstrong), создавший образ «Good Girl» (хорошей девочки), активно используемый в рекламе и на календарях. Элвгрену заказали два рисунка: нарисовать пятерку самых знаменитых в те годы трехлетних девочек-близнецов Дионн.
Рольф Армстронг. Реклама для фирмы «Палмолив»
Рольф Армстронг. «Вечный вопрос»
Успех молодого художника привлек к нему внимание конкурента «Браун и Бигелоу» - компанию «Луи Доу», для которой Джил рисовал «хороших девочек» для календарей, а появлялись они также на картах, тетрадях, промокательной бумаге, блокнотах, спичечных этикетах, выпускаемых «Луи Доу», которая не платила Джилу ни одного цента сверх того, что было ему положено за календари. Элвгрену некогда было выяснять отношения с этим заказчиком, поскольку было много и других, заказывающих рекламу. В 1940 году он переезжает в Чикаго, поближе к большинству заказчиков, где подружился со шведом-художником Хэддоном Сандбломом.
Сандблом был известен, как иллюстратор, работающий на «Кока-колу». Именно ему компания обязана новым образом Санта-Клауса, похожим на добродушного выпивоху с красным носом. Сандблому очень не хотелось повторять привычного Санту, похожего на милого старичка, и он нарисовал в образе Санты своего соседа, крепыша, отставного моряка с добрым морщинистым лицом. Его Санта смотрел на бутылку с «Кока-колой», как будто в неё налит любимый напиток моряка.
Сандблом порекомендовал «Coca-Cola» нового знакомого, и тот вливается в коллектив иллюстраторов, работающих на известный бренд, а вечерами преподает рисование в Академии художеств.
Девочка Элвгрена. Фотография модели и картина
С этого момента карьера Джила Элвгрена идет по нарастающей. В 1944 он заключает контракт с «Браун и Бигелоу» на 20 рисунков в год в стиле «пин-ап», получая за каждый из них по тысяче долларов – это было весьма серьезной суммой для тех лет. С годами количество рисунков для «Браун и Бигелоу» и сумма оплаты будут только расти.
Если в первые годы творчества Джил нередко работает с популярными моделями, то позже героинями рисунков Элвгрена станут не известные актрисы или модели, а обычные, хотя и обаятельные, и сексапильные, но всё же «девушки из соседней двери». Наоборот, известными делал их сам Элвгрен. В начале 1950-х он много работал с юной моделью Мирной Хансен, её лицо украшало рекламу немалого количества известных брендов, и в 1954 году она стала Мисс Америка, затем много снималась в кино.
Любимый возраст модели у Элвгрена – 15-20 лет, в этом возрасте тела девушек гибкие, лица – подвижные и очаровательно простодушные, хотя на рисунках он делал их постарше, поскольку жанр «пин-ап» нераздельно связан с сексуальностью.
Его моделями были Донна Рид
Мирна Лой, популярная актриса, известная тем, что во время Второй мировой войны настолько яростно обличала Гитлера, что попала в его черный список.
Быть девушками-моделями в этом жанре было не только престижно, но еще и выгодно – зачастую именитые модели получали половину от стоимости заказанной картины.
Джил подолгу и тщательно фотографировал девушек в нужной позе, ведь никакая натурщица не смогла бы усидеть в вычурной позе столько времени, сколько нужно для создания картины. А рисовал, используя, если надо, лицо одной модели, а тело – другой.
Нередко художников, которые рисуют, используя фотокамеру, упрекают в непрофессионализме. Но в творчестве Элвгрена это не было камнем преткновения – главное, как, а уж посредством чего – неважно, тем более, что искусство «пин-ап» к серьезному относил далеко не каждый. К тому же, Элвгрен был далеко не единственным художником, прибегающим к помощи фотокамеры. Как пример – его близкий приятель, известный иллюстратор Норман Роквелл (Norman Rockwell), которого по этой же причине не признавали серьезным художником.
Но стоит посмотреть его работы, и сомнения должны рассеяться. Масса иллюстраций для книг, 321(!) обложка нарисованы Роквеллом для «The Saturday Evening Post» - вряд ли обычной посредственности удалось бы получить столько заказов, ведь за всё это, в конечном счете, платит покупатель, а платит он за то, что ему нравится.
Калифорнийский хирург, доктор Стефан Маркуардт (Stephen R. Marquardt) на основе пропорции золотого сечения создал 4 типа золотых масок красоты для анализа гармонии лица, подходящую людям всех рас, национальностей и возрастов. 4 типа - это фас, фас с улыбкой, профиль, профиль с улыбкой.
В эти маски, кроме лиц царицы Нефертити, Мерлин Монро, Марлен Дитрих, Греты Гарбо, Сары Бернар и Синди Кроуфорд и прочих признанных красавиц, прекрасно вписываются и лица, нарисованные Элвгреном, за исключением нередко высоко поднятых бровей, видимо, означающих намек на простодушие. Очень интересно сравнивать фотографии моделей с картинами Элвгрена, для которых они стали основой.
Мы видим, как несколькими движениями кисти из обычной стройной симпатичной девушки получается сексуальная красавица, как уменьшается талия, удлиняются ноги, как становятся более аккуратными подбородок или носик – из всего этого и создается идеальная мечта мужчины.
Один из прообразов «Девочек Элвгрея» - Джанет Рей (Janet Rae), которая станет одной из самых любимых его моделей, когда в 1956 году он переедет во Флориду.
Добиться узнаваемости в стиле «пин-ап» - безусловно, для этого нужны серьезные способности. Но сорок лет работы в таком узком жанре похожи на бег по замкнутому кругу, вырваться из которого очень сложно – рамки стиля очень ограничены. Но такие попытки, по-видимому, художник делал.
Элвгрен. «Портрет Марджори»
Есть мнение, что поздние работы Элвгрея напоминают манеру Джона Сарджента (John Singer Sargent), что довольно высокая оценка, но, честно говоря, кроме неплохой работы «Евразийская девушка» и нескольких портретов, которые написаны не в буквальном обычном стиле Элвгрея ( и всё равно сидящем «в уме»), найти в Интернете следов такого творчества мне не удалось.
Возможно, это к лучшему. Помню мое разочарование при посещении пражского музея Альфреда Мухи. Его попытки придать лицам выражение, отличное от состояния ангельского покоя или изобразить живые, а не стилизованные эмоции вызывают, мягко говоря, недоумение, настолько это бледно выглядит, хотя, конечно же, мое мнение не единственно верное. Тем более, что в творчестве Мухи достаточно работ, которыми можно восхищаться. Равно, как можно восхищаться работами автора «Девочек Элвгрея» стиле «пин-ап».
Джил Элвгрен. «Bear Facts»
Открытки, постеры, календари с картинами Элвгрена и сегодня продаются на аукционах. Кульминацией продажи коллекции Чарльза Мартинетти, умершего в прошлом году, стала продажа картины «Bear Facts» Джила Элвгрена за невероятную для картин в стиле «пин-ап» сумму $191 200.
Рубрики: | живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |