-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лисичка72

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.02.2012
Записей: 3974
Комментариев: 54
Написано: 4073


Осень

Четверг, 13 Сентября 2012 г. 07:27 + в цитатник
Цитата сообщения marusya_esk Осень: пейзажи и настроения

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин)

Эти строки, конечно же, помнят все – даже тот, кто не любит поэзию, а сборник стихов последний раз открывал перед школьными выпускными. 

"Унылая пора" - наиболее точное определение для моего восприятия осени. Мне очень трудно смириться с ее наступлением. Каждый год в сентябре на меня накатывает тоска – то ли из-за ушедшего (увы - такого короткого) лета, то ли из-за приближения (увы – такой мучительно долгой) зимы… Единственное, что примиряет меня с этим временем года, – это "багрец и золото" - фантастические осенние краски. Действительно, "очей очарованье"!

Поэтому в погожий выходной день мы отправляемся в Коломенское, где можно бродить меж старинных построек под вековыми дубами и липами, собирая букеты разноцветных листьев. Или в Новодевичий, где золото куполов и деревьев, сливаясь, отражаются в тихой воде. Если гулять не хочется, можно пойти в Третьяковку и любоваться осенними пейзажами, изображенными на холсте, А когда в долгожданные выходные идет дождь, и за окном все темно и мрачно, моя смутная тоска становится острой и мучительной. Но от этого есть лекарство: уютный плед, чашка чая с лимоном или бокал красного вина и… альбом с любимыми репродукциями. Как ни странно, виртуальное путешествие по миру осеннего пейзажа позволяет мне примириться с осенью наяву. 

Всем знакомо понятие "левитановская осень", это уже почти штамп, но я не стремлюсь к оригинальности и начинаю именно с этого художника. Какая она, осень Исаака Левитана? Она – разная… Солнечная и яркая, хмурая и дождливая - такая, какая и есть осень по своей сути… Она прекрасна, но в этой красоте есть щемящая боль утраты. Она печальна, но в этой печали я вижу надежду на будущее. Когда я смотрю на картины так рано ушедшего художника и вспоминаю его любимый Плес, моя осенняя тоска превращается в светлую грусть, и я нахожу в себе силы дождаться весны.

Левитан И. И. Золотая осень

Левитан И. И. Туман. Осень

Чтобы полностью сменить настроение, мне нужны картины Мартироса Сарьяна. Это тоже осень, но посмотрите, насколько она другая. Сочные, "вкусные" цвета, яркая пышность, восточное изобилие… Здесь нет места мыслям о прощании, об умирании и даже засыпании природы – жизнь продолжается! Только ли дело в "восточности" осенних пейзажей и натюрмортов Сарьяна? Не уверена.

Сарьян М. Дары осени

Сарьян М. Преддверие осени

Мне кажется, дело не в национальности художника и не в географических координатах изображаемых мест, дело в личном "ощущении осени". Посмотрите, как жизнерадостно это время года у Бориса Кустодиева.

Кустодиев Б. М. Осень над городом 

Оцените, как по-французски изящна версальская осень в изображении Александра Бенуа.

Бенуа А. Н. Версаль. Сад Трианона

Полюбуйтесь на яркие солнечные краски пейзажей Василия Поленова, написанных в его любимом Абрамцево. После этого на осенний мир смотришь по-другому. 

Поленов В. Д. Осень в Абрамцево

У меня есть целый альбом с репродукциями Архипа Куинджи - одного из моих любимых художников. Его осень – наша, родная, русская, но и в ней я совсем не чувствую грусти увядания. Какие жизнеутверждающие краски, какой удивительный свет! Даже "Осенняя распутица", называемая всеми унылой, у меня почему-то не вызывает мрачных мыслей.

Куинджи А. И. Осень

Куинджи А. И. Осенняя распутица

Мой взгляд обязательно задерживается на страницах с чудесными пейзажами "русского импрессиониста" Константина Коровина. И снова совсем другая осень - светлая и прозрачная. Если с легкой ноткой грусти – то светлой. Если с ощущением сочной и зрелой красоты, то все равно - сдержанной и уравновешенной. Я чувствую в осенних пейзажах Коровина что-то романтическое и одновременно уютное. Осень придет и уйдет, так и должно быть.

    

Коровин К. А. Осень. Аллея в Жуковке

Коровин К. А. Осень

И, наконец, мне необходимо вернуться к "классической" русской осени. Иван Шишкин – такой привычный, такой понятный… Не могу сказать, что я поклонник его живописи, для меня она слишком "правильна" и реалистична. Но осенние пейзажи Шишкина я "чувствую". Прекрасная и немного печальная золотая осень… Очень русская. И очень близкая. Которую нужно увидеть по-настоящему и полюбить, даже, если это непросто.

Шишкин И. И. Осенний лес

Шишкин И. И. Осенний пейзаж. Дорожка в лесу

Я могу часами бродить по "осенней галерее", выбирая полотна и художников, которые помогают мне так ясно увидеть хрупкую и одновременно яркую красоту самого грустного времени года. С ними мне легче понять, принять и пережить осень. 

Я не умею описывать картины, да и не считаю это необходимым. На них нужно просто смотреть, смотреть и чувствовать… А какие художники и их произведения, посвященные осени, близки вам? Что чувствуете вы, глядя на осенние пейзажи? 

Фото: www.art-catalog.ru, www.bibliotekar.ru, www.wikipaintings.org, www.kkorovin.ru

Рубрики:  =КАРТИНЫ=

marusya_esk   обратиться по имени Спасибо за цитирование! Четверг, 13 Сентября 2012 г. 07:34 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку