Цитата сообщения Байкалочка_10
Горные вершины и пронизывающий ветер вдохновили потомков великих инков создать практичный и в тоже время стильный головной убор – перуанскую шапку, известную также как чульо.
Основа основ
Население Анд издавна отличалось практичностью, что в целом обуславливалось местами их проживания. Пришедшие от них в гардеробы многих модников вещи являются классическим примером сочетания удобства, красоты и высокой способностью удерживать тепло даже при самом сильном ветре. Потому и чульо заняла свою нишу в предметах одежды современных европейцев.
Но что же собой представляет перуанская шапка? Классический вариант её исполнения предстает примерно следующим образом. Это связанная из натуральной шерсти шапка, плотно сидящая на голове. Как правило, к ней пришивают своеобразные «наушники» - исполненные полуовалом шерстяные лоскуты с длинными лентами из того же материала.
Эта классическая чульо исполняется из шерсти ламы, альпака, викуньи или овец. Для неё характерна коричневая или красная палитра с включением узора, изображающего лам, геометрические фигуры или же их сочетание. Однако, кроме уже описанного, есть и иные виды шапки в стиле инки.
Как правило, изменения касаются только цветовой палитры, узора и элементов декора, оставляя неизменным сам силуэт головного убора. Венчать такую шапку может длинный конец, столь похожий на колпак сказочного гнома, а может и помпон. Завязки чульо переплетаются в косы или же выполняются в форме вязаной ленты. Цветовая палитра накладывает лишь одно ограничение – шапка должна быть яркой. Это же касается и узоров – выбирать можно практически любой этнический мотив или геометрический рисунок.
Стоит отметить, что современные дизайнеры расширяют модельный ряд чульо за счет использования иных материалов, изготавливая этот головной убор из меха или подбивая последним шапку изнутри.
Времена и тенденции
Придя с андских гор на модные подиумы, чульо органично вписалась в большинство направлений, среди которых лидирует стиль хиппи. Вязанный головной убор перуанцев, как никакой другой, подчеркивает цветонастроение этих свободных личностей. Но не только. Разнообразие перуанских шапок позволяет вписывать их в бохо стиль. А изготовленные полностью из меха, они прекрасно впишутся в стиль уличного шика. Главное, правильно подобрать модель.
Стоит отметить, что деление на истинно женские и истинно мужские варианты у этих шапок нет. Единственно, что их может отличать – это только цветовая палитра, да и то не всегда. Выполненные из натуральной шерсти, чульо прекрасно войдут в любой демисезонный гардероб. А вот для зимы, в особенности для суровой, лучше избрать те модели, что скроены из меха или же имеют меховую подкладку.
Также стоит отметить, что зимние варианты папок в стиле инки лучше подбирать с широкими и длинными «ушками», которые прекрасно защитят не только голову, но и выполнят функцию стильного шарфа.
Аксессуар, требующий внимания
Пожалуй, лишь в детском гардеробе перуанская шапка может компоноваться как угодно. Для взрослых моделей существует ряд правил.
-
Правило 1. Если чульо выступает в своем демисезонном варианте, то стоит отдать предпочтение одежде «грубой», крупной вязки или же материалам, имеющим ту же фактуру. Стоит также обратить внимание на свитера с широкой, объемной горловиной или же узкой, но «небрежно» обрезанной.
-
Правило 2. Для зимнего варианта идеально подходит «дутая куртка». Не стоит сочетать меховую чульо с шубой или полушубком, если они выполнены из разных видов меха. Вообще стоит отдать предпочтение только одному «меховому» акценту в образе.
-
Правило 3. Составить гардероб из цветовой палитры чульо или же отдать предпочтение только одному контрастному тону.
Естественно, что такие ограничения не являются обязательными, в особенности для стиля хиппи, но они помогут создать эффектный образ.
http://www.compromesso.ru/flow/must-have/post/stil...tnika-peruanskaja-shapka-6465/
Симпатичные полосатые ушки, замысловатый рисунок – вот она, настоящая вязаная перуанская шапка!
Кисточка, ушки и шнурочки – вот черты традиционного перуанского стиля. А пряжа натуральных оттенков и жаккардовый узор придадут этой шапочке особое очарование.
ЧТОБЫ НАЧАТЬ
Изделие выполнено лицевым джерси, но чтобы создать жаккардовый узор и полосы, нужно уметь работать несколькими цветами одновременно.
Размеры
Один размер, независимо от размера головы.
Обхват головы примерно 55 см.
Пряжа
По 1 мотку в 50 г (50 г = 119 м) 100 % шерсти след. цветов: белый (А), светло-коричневый (Б), темно- коричневый (В), чёрный (Г).
Для этой шапки в перуанском стиле лучше всего подойдёт чистая шерсть натуральных оттенков. Обратите внимание на качество пряжи, чтобы изделие можно было стирать (с соответствующей программой) и сушить в машинке.
Спицы
Пара вязальных спиц №3,5.
Пара вязальных спиц №4.
Пара вязальных спиц №4,5.
Вспомогательная спица №3,5.
Образец
30 рядов по 22 петли лицевым джерси на спицах №4 = 10 х 10 см.
ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА, ВАЖНО, ЧТОБЫ ОБРАЗЕЦ СООТВЕТСТВОВАЛ
УКАЗАННЫМ РАЗМЕРАМ.
Действия
Вязать лицевым джерси и платочной вязкой.
Придать шапке форму: делать убавления, провязывая две петли вместе, и невидимые прибавления петель.
Вязать полосы.
Поднять петли и сделать окантовку.
Вязать жаккардовым узором, протягивая нити неиспользуемых цветов по изнаночной стороне изделия.
Сделать шнурки.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Как сделать кисточку?
Кисточками можно украсить самые разные изделия. Главное не забудьте, что на них уходит очень много пряжи.
1. Определитесь с длиной будущей кисточки и вырежьте из картона полоску такой же длины. Обматывайте картон нитью, пока не добьетесь нужной толщины. Отрежьте нить у нижнего края картонки.
2. Вденьте нитку в иголку с тупым концом, проденьте её под намотанными нитями у верхнего края картонки. Завяжите нитку, оставив кончики достаточной длины с обеих сторон от узелка.
3. Прорежьте нити у нижнего края картонки и уберите её. Проденьте иглу с кончиками узелка в центр кисточки, сверху вниз.
4. Выведите иглу сбоку и обмотайте кисточку нитью примерно в 45 мм от верхушки, пока не получится широкая полоска.
5. Воткните иглу в кисточку и выведите ее сверху. Обрежьте нить, оставив достаточную длину, чтобы пришить кисточку к изделию. Подравняйте низ кисточки.
ЧТОБЫ ЗАКОНЧИТЬ
Аккуратно прогладьте изделие, следуя инструкциям на этикетке пряжи. Прошейте шапку. Из 4-х нитей цвета Г сделайте 2 шнурка длиной 25 см каждый и пришейте их к уголкам ушек. Из 4-х нитей цвета Г сделайте шнурок длиной 8 см. Из нити цвета Г сделайте кисточку длиной 10 см и пришейте ее к этому шнурку. Второй конец шнурка пришейте к верхушке шапки.
http://fenechka.net/peruanskaya-shapka/
Фото 24
Для обоих чульо я взяла перуанскую смесевую пряжу желтого и бордового цветов. (На фото, сделанных при ярком солнце, бордовый выглядит как красный.) Ее состав – 50 % шерсти альпаки и 50 % акрила. Длина нити в 100-граммовом мотке – 300 м. Средняя горизонтальная плотность приблизительно 3 п., вертикальная 3,1 – 3,6 ряда. Толщина спиц 3 мм.
Мой выбор пряжи был продиктован ее небольшой толщиной. Ведь все андские чульосвязаны из довольно тонких ниток, иначе не получится так богато украсить их узорами. Ну и, кроме того, меня устраивали яркость цветов и их комбинация. Бордовый с золотом – царское сочетание. Помимо всего прочего, выбранная мной пряжа была произведена не где-нибудь, а в Перу. Это тоже было в тему.
Я не забыла о многоцветии кечуанских чульо и добавила немного голубого, серовато-зеленого (чульо «Кондоры») и табачного (чульо «Ламы»). Они хорошо подчеркнули бордовый и желтый. Конечно, количество взятых мной цветов не идет ни в какое сравнение с тем множеством красок, которое характерно для андских чульо. Похоже, что правило двух цветов в Андах не соблюдают. Не исключено, впрочем, что некоторые тамошние мастера облегчают себе задачу, прибегая к вышивке отдельных элементов узора трикотажной петлей. Но к вышивке у меня нет привычки. Вполне возможно, что мастера используют также прием вязания отдельных островков одного и того же цвета в ряду от разных клубков. Эту технику при необходимости применяю и я. Однако чтобы сочетать большое количество цветов и оттенков, нужно быть крестьянином, который ничтоже сумняшеся сочетает несочетаемое и у него выходит отлично, или большим художником, который также использует наитие, но еще и долго и тщательно выверяет цветовую композицию. Ни к тем, ни к другим я себя не отношу. Поэтому-то я и решила ограничиться четырьмя цветами.
Как я уже говорила, традиционно чульо выполняют по кругу на пяти спицах. Так на Руси вяжут носки. Однако, хотя в свое время я и освоила эту технику, но почти сразу от нее отказалась. Спицы с леской гораздо удобнее. Поэтому я вяжу ими и шапки, и носки, и варежки, и даже перчатки и всем настоятельно советую поступать подобным образом. Вначале, когда ряды длинные и на спицах много петель, я при работе вытягиваю леску лишь в одном месте ряда. Затем, когда в результате убавки петель становится меньше, я вытягиваю леску в двух местах на равном расстоянии друг от друга. Этого обычно бывает достаточно, чтобы связать ряд из минимального количества петель. Но в таком случае леска спиц должна быть достаточно тонкой, чтобы легко сгибаться.
Фото 25
Чульо «Ламы» в сложенном (и не растянутом) виде имеет ширину прямой части головки примерно 27 см. Следовательно, ее полная ширина составляет около 54 см. Такое чульо предназначено для размеров 58 – 59, поскольку оно должно обтягивать голову. Но, я думаю, что шапка вполне подойдет и для голов поменьше.
Чульо состоит из четырех частей: 1) прямой части, 2) донышка, 3) трубы, 4) наушников.
Прямая часть (схема 6) имеет высоту 12 см. Она включает в себя резинку 2×2 и узор «Ламы», обрамленный сверху и снизу узором «Окошки». Раппорт узора «Окошки» по ширине – 4 п., по высоте – 7 рядов. Узор начинается и заканчивается рядом желтого цвета. Исключение составляет его первая полоса (сразу после резинки). Прямоугольнички вывязаны бордовой нитью, а цвета нитей фона меняются. «Окошки» разделяют между собой более крупные узоры. Они являются чем-то вроде рамки для них. При этом на полосе узора «Окошки», находящейся над крупным узором (верхняя часть рамки), цвета фона повторяются в обратном порядке.
Ширину прямой части шапки составляют 160 п. Число 160 оказалось очень удобным. Оно делится на 4 и на 10. Ведь раппорты цветной резинки и узора «Окошки» – 4 п., а узора «Волны» – 10 п. Под 160 п. я подогнала придуманный мной узор «Ламы». Его раппорт по горизонтали равен 23 п. 7 лам – это 161 п. Следовательно, при переходе к узору «Ламы» нужно добавить 1 п., а по его завершении (при переходе к узору «Окошки») – сократить.
Итак, набираем на спицы бордовой нитью 160 п. (вернее 161 п., чтобы провязать 2 п. вместе для замыкания круга). Замыкаем круг и выполняем 1-й ряд резинки 2×2. Во 2-м ряду присоединяем желтую нить и вяжем ею изнаночные петли, а бордовой нитью – лицевые. Провязав 4 ряда резинкой, переходим к узору «Окошки». Далее – по схеме 6.
Схема 6
Донышко имеет высоту 10 см. Оно состоит из узора «Волны», двух полос узора «Окошки», между которыми расположен узор «Ромбы» (раппорт 5 п.).
Схема 7
Убавки делаем между узорами – после того, как провяжем 1 ряд над узором, другими словами, – во 2-м ряду после узора, а это – ряд желтого цвета. Исключение составляет ряд убавок, который приходится на 1-й бордовый ряд узора «Ромбы». Если делать сокращение петель в 1-м ряду – сразу после узора, контуры узора будут нарушены убавками. Первый раз сокращаем петли в желтом ряду перед узором «Волны». Каждый раз убавляем по 20 п. Порядок узоров и последовательность сокращения петель донышка показаны на схеме 7.
Напоминаю правила сокращения петель в ряду. Убавки следует делать через равные промежутки. Для этого из числа петель ряда – при первом убавлении 160 п. – вычитаем сумму сокращаемых петель – 20 п. и остаток делим на сумму сокращаемых петель: 160 – 20 = 140 п.; 140 : 20 = 7 п. Таким образом, провязываем вместе каждую 7– и 8-ю п. После узора «Волны» провязываем вместе каждую 6– и 7-ю п., после узора «Окошки» – каждую 5– и 6-ю, после узора «Ромбы» – каждую 4– и 5-ю, после узора «Окошки» – каждую 3– и 4-ю п.
Если вы, делая убавки, обсчитались и у вас осталась лишняя петля, не беда. Сократите ее во время провязывания 1-го ряда узора.
Фото 26
Труба (фото 26) имеет высоту 23 и ширину 18 см (60 п.). Вяжем ее без убавок. На трубе расположены узоры «Птицы» (раппорт 20 п., схема 8), «Волны» и «Сури» (раппорт 12 п.), разделенные узором «Окошки». Последовательность расположения узоров трубы и мыска дана на схеме 9. Мысок отделен жирной черной чертой.
Схема 8
Схема 9
При таком способе убавок мысок у меня получился не треугольный (в плане), как у носка, а скругленный. Он состоит (если смотреть сверху схемы) из 2 рядов бордового цвета, 1 полосы «Маленьких окошек» (у которых изъят 1 средний ряд, из-за чего они из прямоугольников превратились в квадратики) и 2 рядов бордового цвета. Для формирования мыска первый раз убавляем петли (20 п.) во 2-м бордовом ряду после узора «Окошки», который закрывает узор «Сури». Провязываем по 2 п. вместе через 1 п. На спицах остается 40 п. Следующее убавление (20 п.) делаем после узора «Маленькие окошки» – в желтом ряду. Провязываем петли по 2 вместе без пропуска. На спицах остается 20 п. В следующем – бордовом ряду снова сокращаем число петель в два раза. Остается 10 п. Последний – бордовый – ряд вяжем без убавок. Затем петли стягиваем рабочей нитью с помощью крючка.
Схема 10. Все узоры
чульо «Ламы»
Глажение. Жаккардовые узоры шапки требуют обязательного отпаривания. Разницу между отпаренной и неотпаренной шапкой можно увидеть, если сравнить фото готовых чульо на модели с фото 23, где показана неотглаженная шапка, которая впоследствии была переделана.
Отпарить чульо следует, по крайней мере, до начала работы над наушниками, потому что после глажения шапка, скорее всего, станет немного больше и может по-другому сесть на голове. А от величины шапки и положения ее на голове зависит место прикрепления и размер наушников. Так, моя экспериментальная шапка из полушерстяной пряжи после отпаривания вытянулась больше, чем я ожидала. В результате чульотеперь складывается не у корня трубы, как было задумано и выполнено, а раньше на пару полос узоров. Впрочем, такое вполне допустимо, поскольку подобные моделичульо существуют. Кстати сказать, и сами наушники удлинились после отпаривания. Кроме того, после глажения шапка сделалась мягче и хуже держит форму. Так что, мой вам совет: используйте только натуральную высококачественную пряжу. Для полной уверенности в результате отглаживайте и примеряйте шапку в процессе работы, чтобы контролировать ее высоту. Первый раз отпарьте ее, связав прямую часть, а во второй – донышко. Не отпаривайте стык между донышком и трубой, если не хотите, чтобы корень трубы растянулся.
Без крошечной гладильной доски, которой пользуются швеи-профессионалы, отпарить трубу трудно. А это сделать необходимо и к тому же очень внимательно. Труба – одно из самых заметных мест шапки, и ее неровности не могут быть снивелированы, как у донышка, при одевании на голову. Способ глажения, применяемый для брюк, при котором получаются стрелки, тут не подойдет. Придется разглаживать трубу на краешке стола мыском утюга, не касаясь краев. Но лучше всего для глажения трубы сделать прокладку из сложенного в узкую полоску полотенца, которое нужно поместить внутрь трубы.
Отпарить головку шапки гораздо проще. Она оденется на край гладильной доски без проблем. Если у вас нет гладильной доски, используйте те способы, которые я предложила для отпаривания трубы.
Пользуетесь вы старой моделью утюга или новой – с отпаривателем, проглаживайте шерстяное полотно через белую ткань из чистого хлопка. В первом случае она должна быть влажной, во втором – сухой.
Не забудьте перед глажением спрятать все технические концы ниток.
Наушники должны полностью закрывать уши и поэтому, как я установила опытным путем, их следует немного сместить к затылку. А для начала нужно наметить середину переда шапки, поскольку у основного узора «Ламы» нет очевидной средней линии. С этой целью я проложила крупные стежки штопкой по косичке петель от середины центральной птицы на корне трубы до края головки шапки, оставив длинные хвосты нитки у начала и конца шва, чтобы нить не выскользнула во время работы, а после работы ее было легко вытащить. Также нитками я отметила начало (конец) первого (наборного) ряда каждого наушника. За единицу измерения в данном случае я приняла «окошки» первого узора чульо. Так, расстояние между наушниками спереди равно 14 «окошкам» – по 7 от средней линии шапки, а сзади – 8 «окошкам». На каждый наушник приходится 9 «окошек» (35 п.). А всего в узоре, вывязанном по краю шапки, насчитывается 40 «окошек» (160 п.).
Высота наушника – 9 см, ширина в верхней части – 11,5 см.
Схема наушника включает в себя кромочные петли. Первый ряд здесь – наборный.
Схема 11
Петли набираем по краю резинки, как на чульо пако (фото 1 – 3). Каждую последнюю (кромочную) петлю в ряду провязываем лицевой. Первую (кромочную) петлю ряда снимаем, не провязывая, как при лицевом вязании (нить за спицей). Узелковый край, получающийся при таком способе, меньше скручивается по сравнению с краем цепочкой, который образуется при провязывании каждой последней петли ряда изнаночной.
По правилам жаккардового вязания желтую нить в конце каждого ряда следовало бы провязывать вместе с бордовой кромочной петлей для закрепления. Но в таком случае кромочный край наушника получается утолщенным и разноцветным. Это затрудняет задачу его отделки. Поэтому нить нужно закреплять методом, характерным для интарсии, – путем скрещивания ее с нитью фона в том месте, где начинается желтый цвет узора. Закрепляем желтую нить при провязывании бордовой петли, находящейся в непосредственной близи от первой желтой петли в ряду. Для этого на бордовую нить накладываем сверху желтую и только потом провязываем бордовую петлю.
Наушник имеет форму рыцарского щита, что достигается соответствующим ритмом убавок. Вначале 10 рядов (включая наборный) вяжем без убавок. В 11-м ряду переходим к сокращению петель через ряд по лицевой стороне (6 сокращений). Для убавок провязываем 2 п. лицевой, отступая от кромочных по 1 п. Чтобы линии убавок выглядели красиво, 2 п. с левой стороны работы провязываем лицевой с наклоном вправо, а 2 п. с правой стороны – с наклонов влево. Обычно в немецких изданиях этим действиям соответствуют следующие условные обозначения и пояснения:
– 2 п. провязать вместе лицевой;
– 2 п. провязать вместе лицевой с наклоном влево: 1 п. снять как при лицевом вязании, следующую петлю провязать лицевой и протянуть через снятую петлю.
Я же провязываю петли как в первом, так и во втором случае одновременно. Для наклона вправо ввожу спицу со стороны 2-й п. Для наклона влево ввожу спицу со стороны 1-й п., но при этом 1-ю п. вначале снимаю и поворачиваю ее левой стенкой к себе. Соответственно правая, которая всегда смотрит на меня, уходит назад.
Когда мы перейдем к убавкам в каждом ряду, наклон петель нужно будет выдерживать и на изнанке. Те петли, которые по лицу мы провязывали с наклоном вправо
(убавки по левому от нас краю работы), по изнанке (теперь они оказываются справа от нас) провязываем, как обычно, изнаночной. А чтобы сохранить наклон влево
, петли перед провязыванием изнаночной меняем местами, чтобы первая от нас петля стала второй, другими словами перекрещиваем петли. Для этого снимаем 1-ю п. на правую спицу, затем большим и указательным пальцем левой руки снимаем ее с правой спицы и держим перед работой. Снимаем 2-ю п. на правую спицу и одеваем вслед за ней на правую спицу 1-ю п., которую мы держали пальцами. После этого обе петли возвращаем на левую спицу и провязываем их изнаночной.
Когда на спицах останется 7 п., начнем провязывать по 3 п. вместе в середине ряда так, чтобы петли на лицевой стороне имели наклон влево. Первый раз придется сделать это в изнаночном ряду. Провязываем первые 2 п. изнаночной петлей, снимаем ее на правую спицу, 3-ю п. поворачиваем лицом от себя и надеваем ее на петлю с правой спицы или, другими словами, протягиваем через нее петлю с правой спицы. В следующем, лицевом ряду (на спицах 5 п.) провязываем 3 п. вместе на лицо следующим образом. 1-ю п. снимаем на правую спицу, провязываем 2– и 3-ю п. вместе лицевой и надеваем на нее снятую петлю, предварительно повернув ее лицом к себе. На спицах осталось 3 п. Для последнего сокращения работу не поворачиваем на изнанку и петли не провязываем, а одеваем крайние на среднюю. Вначале одеваем последнюю, предварительно сняв первые две на правую спицу, а потом первую, повернув ее лицом к себе.
Предложенный способ вывязывания наушника достаточно сложен. Но поверьте, что только так наушник получается аккуратным, с уже оформленным краем. Его можно даже не обвязывать крючком, хотя это принято. Например, взятое мною за образецчульо пако (фото 1 – 3), у которого начало тоже связано резинкой, отделано по краю «рачьим шагом».
Петли «рачьего шага» представляют собой столбики без накида, которые выполняются слева направо. Крючком подхватите петлю в направлении, указанном на рисунке стрелкой, вытяните рабочую нить и, сделав накид, провяжите обе находящиеся на крючке петли.
Из-за отделки «рачьим шагом» ушки становятся немного жесткими, но она повышает статус изделия, поднимает его до высшего – профессионального уровня. Обвязывая наушник, вводим крючок в каждую петлю косички, которая получилась на месте убавок. Обвязывая резинку, вводим крючок в петли первого ряда через одну.
Я, правда, не стала использовать «рачий шаг», поскольку жесткая полоса отделки не сочеталась с мягким и тонким полотном моих чульо. (Эх, не выдержали бы аймарской проверки водой мои шапки!) Памятуя о том, что лучшее – враг хорошего, я отказалась вовсе от обвязки и наушников, и, следовательно, всего края шапки.