kosmetika.potrebitel.ru/?go...704/86.htm
Как показали исследования, до 80% женщин выбирают косметические средства исходя из их запаха. Практичные доводы, как мы видим, не являются приоритетными при выборе такой интимной вещи, как косметика. Впрочем, здесь нет ничего удивительного. Каждый день мы открываем баночку со своим кремом, и его аромат воздействует на наше самоощущение, так что это своеобразный спутник по жизни, который может радовать, а может портить настроение.
И это настроение небезразлично очень большому количеству людей, в нашем журнале их называют просто – производители косметики. Стараясь нам угодить, косметике придают изысканные, приятные, интересные, фантазийные ароматы. Что представляют собой эти летучие прелестники, мы постарались разобраться.
А БЫТЬ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ТАК ХОТЕЛОСЬ!
Косметика пахнет отдушками. То есть специальными веществами, призванными обеспечивать стойкий аромат средства и «забивать», если необходимо, запах основы. С точки зрения химии отдушки – это синтетические или натуральные вещества. К натуральным относятся эфирные масла, экстракты растений, животные продукты (мускус, амбра).
Синтетические вещества – это своего рода незаслуженное пугало в косметике. Когда составляется аннотация средства, никто не станет упоминать о чудесном действии альдегидов или силиконов. «Нормальная» аннотация содержит ссылки на натуральные продукты, они понятнее покупателю и поэтому скорее убедят его в необходимости покупки. На практике натуральные компоненты – это сложные смеси веществ, созданные в природе, но не по нашему заказу. Это биологически активные вещества, которые влияют на кожу и на само средство. Если говорить о маслах, то они быстро улетучиваются и способны давать неожиданные реакции с составляющими косметического средства. Кроме того, в масле могут находиться вещества, не имеющие запаха, но способные вызвать нежелательные реакции на коже чувствительных людей, то есть возникает необходимость тщательной очистки масла от таких компонентов. Немаловажна и высокая стоимость масел. Поэтому производители косметики предпочитают использовать синтетические отдушки, не отягощенные балластом лишних веществ – химически чистые. Качество отдушки определяется прежде всего степенью ее очистки от растворителей и примесей. Синтетические отдушки дают возможность бесконечного выбора ароматов: от цветочных, фруктовых, «съедобных» до эмоциональных, типа «морской бриз», «свежесть» или «сладкая женщина». Мне вспоминается урок химии в нашем классе, когда один ученик, смешав несколько веществ в пробирке, восхищенно закричал: «Пахнет, как коньяк!»
Выбор в пользу того или иного аромата является, наверное, одним из самых важных факторов для продвижения товара. Отдушка должна «попасть в точку», то есть понравиться целевой аудитории, что обеспечит успех всей линии препаратов.
АРОМАБЕЗОПАСНОСТЬ
Для многих потребителей косметики отдушки стоят в одном ряду с консервантами – это своего рода необходимое зло, с которым приходится мириться. При этом отдушки, как и другие компоненты косметики, проходят различные проверки на безопасность. Для этого определяется способность данного вещества проникать сквозь кожу и отрицательно влиять на состояние организма. Это так называемый кожно-резорбтивный эффект. Для определения раздражающего эффекта вещества проводится другая серия тестов. Она должна подтвердить отсутствие негативной реакции кожи. Эти опыты позволяют говорить о токсикологической безопасности отдушки, а значит, о возможности применения ее в косметике. Но, несмотря на это благополучие, мнение «чем меньше, тем лучше» вполне справедливо по отношению к количеству применяемого для ароматизации вещества. То есть чем ниже концентрация отдушки, тем меньше проблем. Таким образом, лучше минимизировать вероятность возникновения аллергической реакции кожи на отдушку. Для людей с чувствительной кожей есть смысл покупать косметику вообще без отдушек. Такая косметика не имеет запаха. Так что если производитель утверждает на этикетке, что отдушек нет, а крем пахнет — «хоть святых выноси», то мы имеем дело с нечестным приемом убеждения покупателя в безопасности продукта.
Для того чтобы узнать поподробнее об отдушках как компонентах косметических средств, мы решили обратиться к двум сторонам. Ниже приведены мнения производителей отдушек и их продавцов.
Лариса Харлова, директор парфюмерно-косметической продукции компании Тереза Интер, специализирующейся на производстве и продаже отдушек.
— Что такое отдушки?
— Отдушки — это соединения синтетических и натуральных душистых веществ, сейчас чаще применяются синтетические, а раньше доминировали эфирные масла.
— Универсальны ли отдушки?
— Отдушки придают запах готовому изделию. Действительно есть универсальные отдушки, подходящие для введения в состав шампуней, кремов и мыла, то есть для создания косметических серий, в которых все средства имеют одинаковое направление запаха. Специальные отдушки применяются для губной помады и зубной пасты — это пищевые ароматизаторы. Для производства духов и одеколонов используются композиции-базы.
— Есть ли сложности с введением отдушек в средство, влияет ли отдушка на него?
— Если отдушка специально предназначена для данного изделия, то скорее база крема действует на отдушку. Это может проявиться в изменении ее запаха. Порой в средства вводят вещества, которые могут полностью изменить или разрушить запах отдушки. Так что очень важна совместимость базы клиента и отдушки. Поэтому для одного клиента отдушка может идеально подойти, и клиент звонит, благодарит, что все так удачно сложилось. В этот же день звонит другой, и он недоволен этой же самой отдушкой. Это в принципе не удивительно — отдушка может улетучиться благодаря воздействию агрессивных веществ, о которых нам не сообщили.
— Почему отдушки отличаются по цене?
— Отдушки — это сложные соединения, и готовятся из разных компонентов. Это могут быть и дорогие химические вещества, и более дешевые. К примеру, есть отдушки, состоящие из 30 компонентов, а есть простые — пихтовое масло и растворитель. Так что цена зависит от стоимости составляющих компонентов. К тому же чем больше дорогостоящих, натуральных ингредиентов, тем соответственно выше цена. Часто дорогими являются эфирные масла, но есть ценные химические соединения, специалите, которые стоят до нескольких тысяч долларов.
— Какова процентная доля отдушек в готовом средстве?
— В пеномоющих средствах эта цифра может составлять от 0,15 до 0,5%. Для крема чаще всего от 0,2 до 1%, в освежителях от 5 до 20%. Эти показатели зависят от производителя. Некоторые стремятся только заглушить неприятный запах основы, и им достаточно небольшой дозы. Другие хотят придать изделию приятный аромат, чтобы запах был сильным, как говорится, «открыл крышку и наповал». Многое зависит от технолога и идеи, вложенной в средство производителем.
Здесь для нас особенно очевидна разница между западной косметикой и отечественной. За рубежом процент ввода отдушек в ряд косметических средств низкий и изделия имеют более нейтральный запах. В другие, например кондиционеры для белья и стиральный порошок, процент ввода отдушки более высокий, чем у российских производителей. Наши производители часто говорят, что у российского покупателя менталитет другой – ему нужен сильный, ярко выраженный аромат.
— Как происходит выбор отдушек?
— Что касается покупателя, вначале он выбирает поставщика, и у каждого свой подход в этом вопросе. У некоторых есть предпочтения, и они работают только с одной компанией, но чаще всего у производителя два-три поставщика. Некоторые фирмы объявляют тендер, приглашают несколько компаний и в итоге рассматривают несколько образцов того направления запаха, которые их интересуют. Окончательный выбор отдушки обычно происходит коллегиально, по баллам.
Некоторые ориентируются только по цене, лишь бы дешево, а запах не имеет значения. Бывает наоборот, пусть дорого, но непременно интересно.
У нас порядка 460 клиентов. В день бывает от пяти до десяти обращений, конечно, не все они заканчиваются контрактом. Начиная работу, мы стремимся узнать, что хочет покупатель, для каких средств предназначена отдушка, какое должно быть направление запаха и ценовая ниша. У нас очень много разработок, более 4 тысяч. Обычно смотрим по своей базе, делаем выборку, предоставляем образцы. Затем формируется коммерческое предложение. Если заказчик озадачил чем-то интересным, например запах шампанского или водки для пены для ванн, мы разрабатываем отдушку индивидуально. Здесь подключаются парфюмеры и химики. Парфюмер знает, как пахнет то или иное индивидуальное душистое вещество, и, как художник, создает аромат, увеличивая или уменьшая дозы компонентов.
— Существует ли мода на отдушки?
— Да, и она в основном задается телевизионной рекламой, например, показывают ролик о солнечной дыне, после этого много заказов на такой запах. То же самое про альпийскую свежесть, реклама появилась, мы уже готовимся.
Многие производители ездят на международные выставки в Милан, в Болонью – и многое черпают оттуда. Потом привозят домой новые идеи и ароматы, стремятся продвигать и развивать свое производство. Иногда просто привозят образец – баночку шампуня или крема, или просто пытаются объяснить на пальцах. Наша задача — уметь понять и где-то угадать, какой запах представляет себе клиент. К примеру, спрашивают, есть ли у нас запах эдельвейса. Но кто знает, как пахнет эдельвейс? Возможно, производителю просто понравился аромат изделия с таким названием, но это тоже просто чья-то фантазия. Поэтому парфюмеру придется понять, что хочет заказчик, и сориентироваться. Я, будучи на выставках за рубежом, сталкивалась со всевозможными отдушками и тюльпана, и василька, и многих других, но это не буквальный запах этих цветов, это фантазия парфюмера-создателя, приятный красивый аромат. Так что наша работа очень тонкая и интуитивная.
Вера Спасская, менеджер по продажам МСМ трейдинг компании, специализирующейся
на продаже отдушек.
— Вы продаете готовые композиции или составляющие части, и как обычно происходит выбор в пользу того или иного аромата, есть ли у производителя отдушек номинации — женские, мужские и детские?
— Мы обычно продаем готовые композиции – отдушки — после проведения презентации у заказчика. Если это парфюмерная компания, то предлагаются композиции для женской и мужской парфюмерии в соответствии с версиями высшей парфюмерии.
При производстве шампуней, гелей для душа отдушки также подразделяются на женские, мужские и детские, а также могут быть «унисекс».
У конечного потребителя отдушек (например производителей кремов для лица) уже существует определенная рецептура, в соответствии с которой производится выбор той или иной отдушки. Цена еще имеет определяющее значение.
— От чего зависит стоимость отдушки, какая самая дорогая и самая дешевая?
— Стоимость отдушки зависит от области применения: самые дорогие композиции используются для производства духов и туалетной воды, самые дешевые – для средств бытовой химии. Цена может варьироваться в пределах 4—150 евро с завода.
— Универсальны ли отдушки, к примеру, можно ли использовать одну и ту же отдушку для производства мыла и крема для лица?
— Вряд ли отдушки можно назвать универсальными, скорее их композиция зависит от области применения, хотя парфюмерные отдушки легко используются в косметике. Имеет значение концентрация ввода композиции в конечную рецептуру, а также агрессивность среды, в которую вводится отдушка. Обычно для мыла и крема используются разные отдушки, хотя нота может быть одинаковой.
••• Ольга КУЗЬМИНА •••