Цитата сообщения Бутявка1
Как правило, кельтское искусство ассоциируется прежде всего со сложными переплетениями шнуровых орнаментов. Они появились позднее всех остальных элементов, лишь в VI-VII веках, но в христианский период истории кельтского искусства стали его символом. Шнуровые орнаменты очень разнообразны: они могут иметь четкую геометрическую форму или извиваться пышной вязью. Кельты не любили оставлять пустые пространства, а узлы идеально подходят для заполнения любой поверхности. Такие орнаменты напоминают переплетающиеся ленты и позволяют сымитировать плетеные изделия. Самые красивые и замысловатые узоры представляют собой извивы одной-единственной линии.
Есть лишь одно правило, которое надо, по возможности, соблюдать, работая со шнуровыми орнаментами: при перекрещивании полосу нужно пропускать то сверху, то снизу другой полосы. Если один раз линия прошла под пересекающей, то в следующий раз она должна пройти над встретившейся на ее пути полосой. Правда, порой соблюсти это правило не удается, и тогда приходится идти на компромисс.
Прямоугольные орнаменты
Прямоугольные орнаменты, лабиринты и узоры из базовых геометрических фигур состоят из диагональных и прямых линий, образующих полосы одинаковой ширины. Все эти мотивы характерны для кельтского декоративного искусства.
Прямоугольные мотивы не предполагают широкого использования цвета только потому, что отдельные участки получаются незамкнутыми и отсутствуют линии, которые отделяли бы область одного цвета от другого.
Зооморфные, антропоморфные и растительные мотивы
Зооморфные мотивы представляют собой рисунки, изображающие животных. В те или иные исторические периоды кельтов интересовали разные животные: на древнейших памятниках, в сценах охоты или войны обычно изображали коней и вепрей. Ко времени появления первых рукописей кельты стали чаще рисовать лесных зверей, птиц и рептилий – как правило, в сложных, переплетающихся узорах.
Есть три типа изображений животных, каждый из которых имеет свои особенности. Проще всего выглядят змеи, больше напоминающие переплетенные ленты с головой и хвостом, к тому же одинаковой толщины по всей длине. В некоторых узорах от каждого глаза отходят заплетающиеся украшения с узлами на конце. Птиц рисуют со множеством перьев и завитушек, а из их обычных с виду тел вырастают причудливо изогнутые шеи. Длинные хвостовые перья образуют сложные переплетения, а от затылка также может тянуться завитой отросток.
В древних рукописях, если верить тексту, рядом с рисунками явно изображены львы, но на самом деле эти звери выглядят, как собаки, поэтому сейчас их считают собаками. В месте соединения их ног с телом часто рисовали спирали, так что одно Изображение имело три основных признака позднекельтского искусства: обилие переплетений, зооморфные мотивы и спирали.
Антропоморфные мотивы. Кельты считали голову местом пребывания бессмертной души. Они верили, что, изображая голову врага, можно получить над ним власть и управлять его духом. Эту часть человеческого тела, одна сторона которого присоединяется к туловищу, а другая – разделяется на части для образования переплетающихся конечностей, изображали с опущенными уголками рта и широко открытыми глазами. Длинная борода и волосы формировали дополнительные полосы. Антропоморфные мотивы часто создаются в форме свастики и включают животных и птиц.
Растительные мотивы. Узоры, включающие растительные элементы, особенно цветы лотоса, считались самыми ранними художественными формами в Древнем Египте, возникшими из спиралей и завитков. Они были преобразованы в мотивы, в которые вплетались животные и птицы.
Пальметта представляет собой стилизованный веерообразный лист. Она появилась в Египте около 3000 гг. до н.э. и часто использовалась для украшения бордюров; в греческих узорах сочетались листья аканта и цветок лотоса. В древних кельтских узорах соединялись пальметта и цветок лотоса, наряду с узором в виде лиры, состоявшей из двух S-образных кривых.
В растительных орнаментах листья создавали арабески. Кривые завитки переплетались между собой по обеим сторонам от стебля и часто заканчивались спиралями.
Виноградная лоза имела особое теологическое значение, поэтому ее Изображение нередко встречается на кельтских каменных крестах, сохранившихся на севере Англии.
Спиральные узоры
Спирали – один из древнейших известных человеку декоративных элементов, который дошел от языческого кельтского искусства до позднехристианского. Однако к концу христианского периода их потеснили переплетения и зооморфные изображения. Впервые спиральные мотивы были обнаружены в Ньюгрейндже (Ирландия) на каменном памятнике, созданном примерно в 3200 году до н.э., за тысячи лет до появления кельтского искусства.
Спиралевидные формы встречаются и в природе – вспомните раковины улиток и завивающиеся побеги папоротника. Возможно, именно поэтому древние кельты наделяли мотивы спиралей символическим смыслом. В течение всей истории человечества спираль привлекала внимание ученых. «Рост» спирали происходит согласно числам Фибоначчи (ряд чисел, в котором каждое следующее число – сумма двух предыдущих).
По разнообразию и изощренности спиральных мотивов кельты превзошли все прочие народы.
Самая характерная особенность кельтских узоров этого типа – то, что группы спиралей в них соединяются С или S-образными кривыми. Раскручиваясь, спирали приобретают форму воронки и встречаются с другими спиралями и воронками, образуя соединения миндалевидной формы.
В сочетании с центральными завихрениями, которые тоже могут выглядеть по-разному, и строгой соразмерностью частей рисунка это может по-настоящему гипнотизировать.