Для миллионов зрителей Быстрицкая, конечно,
прежде всего — Аксинья из легендарного фильма Сергея Герасимова
«Тихий Дон». А москвичи разных поколений помнят ее роли в Малом
театре, где она проработала более полувека.
— Элина Авраамовна, вы не просто пережили Великую Отечественную
войну, но и участвовали в ней: будучи совсем юной, работали в
госпитале. Что вспоминается из того времени?
— Те годы стараюсь не вспоминать. Это как другая жизнь. Если вам
кто-то скажет, что с удовольствием вспоминает войну, — не верьте.
То, что я видела, — не приведи Господи! Тазы в операционной с
отрезанными конечностями, анаэробные больные... Вы, наверное, даже
не знаете, что это такое. Это газовая гангрена и столбняк,
смертельные заболевания. Я не падала в обморок при виде всего
этого, хотя совсем девчонкой была.
— Когда вы поступали в театральный институт, на кого из старших
коллег-актеров хотелось равняться в профессии?
— Пожалуй, что ни на кого. По уговору с родителями я должна была
пойти в медицину. Меня отправили в медтехникум, но когда начались
практические занятия, я поняла, что не смогу стать настоящим
врачом. В техникуме я участвовала в самодеятельности, мои
выступления имели успех. И я поступила в театральный. После первого
курса состоялся мой кинодебют в фильме «В мирные дни». Меня
пригласили туда, потому что заметили в массовке, где я зарабатывала
себе на жизнь.
— Вы сразу понравились себе на экране?
— Я смотрела на себя исключительно с точки зрения медицинской
профессии (героиня Элины Быстрицкой в фильме «В мирные дни» —
военный врач. — «Труд»). И почувствовала, что сделала работу
достойно и выглядела прилично.
— Ваш отец был против того, чтобы вы шли в актрисы. Какая роль
убедила его в правильности вашего выбора пути?
— В «Тане» Арбузова — моя первая роль в Вильнюсском театре. По
специальности эта героиня тоже врач. Папа и мама видели спектакль,
хотя я и просила, чтобы они на него не ходили. Когда после премьеры
я приехала домой, там был праздник. Отец сказал: «Твоя взяла». Он
всегда был очень лаконичен.
— Вы спортивный человек. Смотрите передачи вроде «Танцев со
звездами» и «Ледникового периода»? Не жалеете, что в вашей
молодости не было подобного?
— Боже мой, зачем мне это было нужно? (Смеется.) Чтобы научиться
красиво ходить на сцене, я пошла в балетную школу и полтора года
там занималась, даже встала на пуанты. А на съемках «Тихого Дона»
мне было легче понять казачку, потому что госпиталь, в котором я
работала, стоял в казачьей станице Обливская. Я поняла, что казачки
самостоятельнее и свободнее наших деревенских женщин.
— Говорят, все актеры суеверны.
— Я — нет. Столько видела всякого, что после этого суеверий не
остается.
— Вы более полувека проработали в Малом театре, застали там
легендарных актеров. Чему от них научились?
— Дарья Васильевна Зеркалова была блистательной актрисой. В
спектакле «Веер леди Уиндермир» она играла мать моей героини. Дарья
Васильевна была уже немолода. Я видела, как она готовится к роли.
Ей было трудно, но она все это преодолевала. Этой выдержке у нее я
и училась. Еще был случай: я вводилась в спектакль «Иванов», должна
была играть Сарру. И вот на репетиции артист Николай Афанасьевич
Светловидов мне говорит: «Эличка, Сарра любила стихи». Я спрашиваю:
«Как это, ведь в роли ни одной стихотворной строки?» А он мне: «Вот
она говорит: «Цветы повторяются каждую вёсну, а радости нет...» Я
спрашиваю: «Какие же это стихи?» А он отвечает: «Это как прочесть».
И читает нараспев...
— Правда ли, что однажды вам предложили сфотографироваться для
американского журнала, а вы отказались?
— Вы имеете в виду историю с платьем, которое мне хотели подарить?
Это было в начале 60-х, когда делегация советских актеров приехала
в США. Был прием у президента Эйзенхауэра, на который нас повезли
прямо с самолета. На мне был костюмчик из джерси — симпатичный, но
не вечерний туалет. По всей вероятности, в связи с этим супруга
президента предложила, чтобы мне сшили платье, а потом
сфотографировали в нем для журнала. Я отказалась не столько от
журнала, сколько от подарка.
— Почему?!
— Не принимаю того, что не заслужила. Меня так в детстве учили: за
все нужно отвечать.
— Как сейчас проводите свой досуг?
— Стараюсь не посещать сборища. Читаю книги, слушаю радио. Утром
включаю компьютер, чтобы узнать новости в интернете, смотрю
телевизор: мне интересно знать, что происходит в мире. Иногда после
новостей или фильмов сама себе говорю: «Боже мой, это же ликбез для
бандитов!»
— Есть у вас любимые партнеры по сцене, кинематографу?
— Боже, каким счастьем было работать с Борисом Андреевичем
Бабочкиным (легендарным Чапаевым из фильма братьев Васильевых. —
«Труд»)! Прекрасно со мной работал еще недавно Борис Клюев. Могу
назвать блистательного Владимира Кенигсона, Елену Митрофановну
Шатрову, Софью Николаевну Фадееву... Это мои партнеры по Малому
театру.
— Мы еще увидим вас в спектаклях Малого?
— Недавно я выступала в концерте, посвященном 23 февраля. По поводу
спектаклей ничего сказать не могу. Врачи запретили мне на некоторое
время физические нагрузки, а сыграть спектакль, не прилагая усилий,
невозможно. тут