Актёр театра и кино.
Лауреат премии ГДР за роль Александра Цыганкова в фильме «Мне было 19».
Алексей Эйбоженко родился в Москве.
Бабушка Алексея Эйбоженко по отцовской линии, француженка, приходилась двоюродной племянницей писательнице Жорж Санд, а дедушка был состоятельным домовладельцем, но проигрался в карты в Дворянском собрании и застрелился.
Алексею Эйбоженко было семь лет, когда началась Великая Отечественная война.
Его отец ушел на фронт и погиб на Курской дуге, а мама не смогла пережить такого горя и вскоре умерла.
Свои первые роли на сцене Алексей Эйбоженко сыграл, будучи студентом театрального училища имени Щепкина, где обучался на курсе Веры Николаевны Пашенной.
в детстве
Среди сыгранных им ролей были Ромашов в «Двух капитанах» Каверина и Король в «Звезде Севильи» Лопе де Веги.
А со спектаклем «Чужой ребенок», в котором Алексей играл роль Караулова, ему даже удалось съездить на целину.
Окончив в 1957 году училище имени Щепкина, Алексей Эйбоженко стал актером Воронежского драматического театра имени Михаила Кольцова, но проработав там два года, он перешел в Московский театр драмы и комедии на Таганке.
Там Алексей встретил свою любовь. Наталья Кенигсон,
отцом которой был известный советский актёр
Владимир Кенигсон,
как и Алексей, училась в училище имени Щепкина у Пашенной, только курсом позже.
Пашенная постоянно восхищалась талантом Алексея Эйбоженко, поэтому Наталья была заочно с ним знакома.
Когда Наталья пришла работать в Театр на Таганке, она с удивлением узнала, что здесь работает тот самый Эйбоженко.
«Он же человек-легенда! Покажите мне его!..», - воскликнула девушка.
Она ожидала увидеть какого-то невероятного красавца, а Алексей был обычным парнем, к тому же на два сантиметра ниже самой Натальи.
Но между молодыми людьми вспыхнула самая настоящая любовь.
Наталья вскоре ушла из Театра на Таганке, а у Алексея все шло неплохо - Любимов доверял молодому актеру.
Но любовь оказалась сильнее, и вскоре Алексей ушел из театра вслед за Натальей.
Чтобы прокормить семью он стал сниматься в кино.
Среди его первых работ на экране стали роли Лемешко в картине «Третий тайм»
и Немы Брока в картине
«При исполнении служебных обязанностей».
В 1964 году Эйбоженко пришел в академический театр имени Владимира Маяковского.
За недолгий период работы на этой сцене актер сыграл несколько ролей, самой значимой среди которых стал Тарелкин в спектакле «Смерть Тарелкина» режиссера Петра Фоменко.
Позже, в 1967 году он стал актёром Академического Малого театра, на сцене которого сыграл более 20 ролей. В спектакле "Разбойники".
Актерский талант Алексея Эйбоженко наиболее полно раскрылся в телевизионных спектаклях.
В Эйбоженко подкупала та естественность и органичность, с которой он воплощал задуманное на экране, без театрального преувеличения или допустимой в кинематографе размытости образа.
Еще один яркий образ, созданный Эйбоженко - учитель Леонтий Козлов в телеспектакле «Обрыв», поставленном режиссером Леонидом Хейфецем.
Герои Алексея Эйбоженко всегда приковывали внимание зрителя, будь то главная роль, или эпизод.
Одна из самых известных ролей Алексея Эйбоженко - комиссар Иван Егорович Данилов в телефильме
«На всю оставшуюся жизнь», поставленном в 1975 году режиссером Петром Фоменко.
Алексея Эйбоженко нередко приглашали играть в военные, шпионские и приключенческие ленты. фильм "Выгодный контракт" В 1966 году в фильме режиссера Дамира Вятич-Бережных
«По тонкому льду», рассказывающем о борьбе работников органов госбезопасности против иностранной разведки в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны, Эйбоженко сыграл главную роль сотрудника НКВД Андрея Трапезникова.
В том же году актер создал образ следователя госбезопасности Константина Лежнева в шпионском фильме Анатолия Бобровского «Человек без паспорта».
У режиссера Адольфа Бергункера Алексей Эйбоженко сыграл революционера Васильича в фильме «Мятежная застава» и командира партизанского отряда Деда в фильме
«Дорога на Рюбецаль»,
а у Вилена Азарова – полковника Винникова в фильме о советских разведчиках
«Бой после победы».
Довелось актеру поучаствовать и в знаменитой ленте Татьяны Лиозновой
«Семнадцать мгновений весны», где он сыграл Макса Гюсмана. ФРАГМЕНТ ИНТЕРВЬЮ С СЫНОМ АЛЕКСЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ЭЙБОЖЕНКО - АЛЕКСЕЕМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ ЭЙБОЖЕНКО
сын - И как же под одной крышей уживались две творческие личности, ведь ваш отец, Алексей Сергеевич Эйбоженко, тоже был известным актером?..
- Как-то уживались.
Дед и отец одновременно и любили, и ревновали друг друга.
Ревновали к профессии.
Иногда ссорились, не разговаривали, а порой вместе где-то пропадали.
Потом звонили, их спрашивали: «Где вы?» Дедушка отвечал: «Мы в космосе...»
Кстати, когда мама впервые привела отца знакомиться с родителями, дед его сразу признал и сказал матери: «Вот это настоящий человек! Ты должна быть с ним,..»
Получив благословение будущего тестя, Алексей Сергеевич пошел на кухню к бабушке просить маминой руки.
Бабушка замялась:
«Это так старомодно. Я должна подумать...»
Но тут влетела на кухню Наталья Владимировна со словами: «А чего тут думать?!» — и сорвала благородную сцену. Они прожили вместе шестнадцать лет и очень любили друга друга.
Такое счастье бывает редко.
Почти ни с кем не общались, даже в гости к нам никто не приходил, потому что им никто не был нужен.
Однажды мать с отцом собрались на премьеру в Дом кино.
Уже стояли в дверях, и вдруг отец говорит: «Мамочка, а может, не пойдем?»
Мама ответила: «Не пойдем...»
И они остались дома.
Ни мать, ни отец не могли долго сердиться друг на друга.
Отец снимался без перерыва, чтобы содержать семью.
Он, кстати, совсем не умел бороться с бытовыми трудностями.
Дедушка в этом смысле был другим.
Например, продуктами в доме всегда занимался он.
Бабушка не знала, что такое магазины.
Дед был очень хозяйственным: в период «холодной войны» между Советским Союзом и Америкой насушил сухарей и натопил масла.
С отцом все происходило с точностью до наоборот.
Он был абсолютно непрактичным человеком. В спектакле "Русские люди". В спектакле "Криминальное танго". В спектакле "Растеряева улица". В спектакле "Заговор Фиеско в Генуе". В спектакле "Человек и глобус".
Через шесть лет после смерти отца, умер дедушка.
В 2007 году умерла бабушка,на 98 году жизни.
Сейчас в Москве остались только я, да еще мой сын ( мы живем отдельно).
Мама перебралась в Германию, так что от дружной семьи, которая была когда-то, ничего не осталось...
26-го числа отца отвезли в больницу, в Бакулевский институт.
Был выходной день, все врачи навеселе.
Отец просто заснул и не проснулся...
Хотя если бы все сделали, как положено, я уверен, он бы жил и жил...
Алексей Эйбоженко скончался от гипертонии 26 декабря 1980 года, на 46 году жизни и был похоронен на Ваганьковском кладбище.