Счастливое детство, пионерские школьные годы, увлечение литературой, занятие в драмкружке в Доме пионеров и огромное желание стать артистом привело юношу после получения аттестата о среднем образовании в Московское городское театральное училище при театре Революции.
После успешного окончания в 1944 году училища, молодого актера, что говорится, "покидало" по театрам.
Виктор Шульгин любил сцену и не отказывался ни от каких предложений, чувствовал себя комфортно и в большой, и в маленькой роли.
В 1942-1943 годах служил в театре Советской армии, затем был актёром фронтового театра ВТО Арбузова.
После победы Виктор Шульгин был зачислен в труппу Магаданского музыкально-драматического театра им. М.Горького, с 1949 - Северодвинского, с 1951 - Вологодского областного, с 1953 - Львовского русского театра Советской армии, с 1954 – театра группы Советских войск в Германии, с 1957 - Днепропетровского театра им. М.Горького, с 1960 - Одесского русского им. А.Иванова, с 1965 - Кировского областного им. С.М.Кирова, с 1967 - Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя.
И в итоге с 1970 года Виктор Шульгин был принят на службу в Театр-студию киноактера в Москве.
В кино Виктор Шульгин с 1959 года, первая эпизодическая роль студента — скрипача в лирической комедии "Черноморочка" Алексея Коренева.
Это амплуа и закрепилось быстро и надолго за актером.
Он стал эпизодичным, но очень заметным актером, одним из тех, кто умел даже маленькую, на первый взгляд ничем не примечательную роль, превратить в киношедевр: высокий матрос, которого казнили за подозрение в краже кошелька в
"Оптимистической трагедии",
счастливый новосел в картине
"Иностранка", строгий полковник Жуковский в
"Операции "Трест",
"Баллада о комиссаре".
Режиссеры не могли не заметить колоритную внешность советского актера, его талант исполнения эпизодических ролей.
Предложения сняться в кино следовали одно за другим и Виктор Шульгин снимался, снимался даже тогда, когда фамилия актера, из-за мизерной роли не была порой указана в титрах: председатель колхоза в короткометражке "Алексеич",
продкомиссар Бодягин-старший в киноальманахе
"В лазоревой степи",
простой рабочий в картине
"О друзьях-товарищах",
уравновешенный Петр в
"Разрешите взлет!", спокойный член контрольной комиссии по авариям в
"Седьмом небе",
запутавшийся Виктор Андреевич в народном киноромане по мотивам одноименного романа А. Иванова
"Тени исчезают в полдень"
о судьбе нескольких поколений односельчан сибирского села Зеленый Дол с момента прихода Советской власти до 50-х годов.
Внутренняя мощь актера покоряла, создаваемые им образы были весьма убедительны, будь то просто гость на свадьбе в
"Большой перемене",
или старательный помощник Волгина в
"Пятьдесят на пятьдесят",
или сама Голова в патриотическом киноспектакле
"Руслан и Людмила"
о торжестве любви, об освобождении от посягательств иноземцев одного из двух ведущих сказочников советского кино Александра Птушко, вторым был, конечно же, Александр Роу.
Всегда останутся в памяти созданные актером образы в эпохальных картинах, и роли - то у Шульгина вроде в них и не большие, но...: гордый Николай Струков в "Двух днях тревоги", строгий преподаватель в "Двое в пути", а мужественный бородач с его словами, вышедшими в историю: "Войско взбунтовалось! Говорят, царь - ненастоящий!" в бессмертной комедии Гайдая
"Иван Васильевич меняет профессию", справедливый Михеич в лирической мелодраме "Мачеха",
на редкость доброжелательный командующий фронтом в "Товарище генерале", неугомонный прораб в телесериале "Вечный зов".
1974 год стал для Виктора Шульгина не только щедрым на количество ролей, но и принес актеру и главную роль неугомонного красного милиционера Алексея Бушмакина в историко-приключенческом телесериале
"Рожденная революцией",
о воспоминаниях умудренного опытом генерала о буднях милиции двадцатых годов, в
фильме "Помни имя свое",
в фильме "Мимино".
1980-е годы в кинобиографии Виктора Шульгина стали еще более насыщенными.
Актер по прежнему снимался по несколько фильмов в год и его герои из разряда эпизодических перешли в роли второго плана. "Повысили в чине...", - шутил актер, и с большей ответственностью уходил в работу: Патриарх Иоаким в картине "В начале славных дел", Козельков в "Крупном разговоре", следователь Нефедов в приключении "Ларец Марии Медичи", полковник милиции в "Ночном происшествие", патриарх Иоаким в историческом киноромане
"Юность Петра"
и Сидор Петрович в фильме "Деревенская история".
В это же время режиссер Валерий Гурьянов утвердил Виктора Шульгина на главную роль нечистоплотного следователя Ивана Ефимовича Боровикова в публицистической драме "Средь бела дня...".
Актер блестяще справился с задачей, поставленной перед ним.
И все же, режиссеры по-прежнему видели в Викторе Шульгине гениального актера эпизодической роли, который своим даже небольшим присутствием в кадре украшал весь фильм.
Картины шли одна за другой непрерывным потоком.
В 1984 году, в рекордном на роли в кинобиографии актера, с участием Виктора Шульгина на экраны страны вышли 13 фильмов.
Киноленты были у всех на слуху, их смотрели по несколько раз, о них говорили, спорили, их запоминали и любили:
"Тревожное воскресенье"
и "Трое на шоссе", "ТАСС уполномочен заявить..." и
"Человек-невидимка",
" Битва за Москву" и
"Воскресный папа",
"Затянувшийся экзамен" и
"Наградить (посмертно)".
Свои проходные роли актер играл тонко, его профессионализму, вхождению в образ можно было только восхищаться: застенчивый Фомин в "Очной ставке", расторопный слуга Никита
в картине "Последняя дорога",
добрейший сельский врач в фильме "Во бору брусника", умудренный опытом заместитель директора завода Павел Васильевич Грачев в
"Сувенире для прокурора",
"Шакалы"-1989
Виктор Шульгин прожил с одной стороны вроде и тихую незаметную жизнь, а с другой - создал запоминающие образы, был добрым человеком, любящим отцом и мужем, верным товарищем.
Великий актер ушел из жизни - 18 июня 1992 года в Москве.
Одним талантливым человеком на свете стало меньше, одной легендой больше....
Урна с прахом актёра захоронена на 1-м участке Донского кладбища Москвы.