-Цитатник

Меч Архангела Михаила — от Ирландии до Израиля. - (0)

Западную Европу, с севера на восток, пересекает невидимая линия, с...

Усть-Ницынская слобода ХVII-XIX вв. начало - (1)

Кайгородов Г.А. О возникновении деревень Усть-Ницынская слобода Х...

Самый простой способ сохранить видео и музыку с ЛиРу - (0)

http://savefrom.net/ Это не просто очередное дополнение в , а реально полезная всем ссылка. Мн...

"БУДЬ СТРОЙНОЙ!" Авторская методика от Татьяны Малаховой. - (0)

три кита  принципы нашего питания стоят на «трех китах» 1. правильный ...

Акаи (Эвтерпа овощная) - (0)

Акаи — ягода, которая растет в тропическом лесу Амазонки на пальмах и похожа на фиолетовый ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кервель

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.01.2012
Записей: 2452
Комментариев: 524
Написано: 3951


Усть-Ницынская слобода ХVII-XIX вв. начало

Воскресенье, 23 Января 2022 г. 07:45 + в цитатник
Цитата сообщения lotus06



Кайгородов Г.А. О возникновении деревень
Усть-Ницынская слобода ХVII-XIX вв.

Крестьянское заселение Западной Сибири, начавшееся в конце ХVI века, интенсивно продолжалось в ХVII и последующих веках.
Активное участие в заселении и освоении плодородных пустующих земель принимали и духовные власти. Так, проплывавший к месту своего назначения в г. Тобольск первый сибирский и тобольский духовный пастырь, архиепископ Киприан, облюбовал прекрасные места и плодороднейшие почвы на берегу р. Ниццы, при впадении ее в р. Туру, и ставил здесь 8 новгородских бобылей. 1 Эти бобыли Спас-Хутынского монастыря г. Новгорода в мае 1621 г. Положили начало русскому поселению, развившемуся позднее в Усть-Ницынскую слободу, богатейшую вотчину архиепископского, а затем метрополичьего, Софийского дома г. Тобольска.
Ныне это село Усть-Ницынское Слободо-Туринского района Свердловской области.
Этот выдающийся человек своего времени, архиепископ Киприан, задолго до патриарха Никона «мыслил церковь выше светской власти».2 В обладании землей, заселенной трудолюбивыми крестьянами, духовный владыко видел политическую и экономическую независимость церкви от светских властей. Все его послания царю заканчивались, как правило, просьбой об очередном пожаловании земли в собственность Софийского дома.
Как далеко заглянул в будущее этот человек, видно из последующих событий. Когда Петр I отменил ругу сибирским духовным пастырям, то деятельностью первых сибирских архиепископов былы основаны и заселены, кроме Усть-Ницынской, Тавдинская и Покровская слободы, с. Богословское и многочисленные деревни в Тобольском и Тюменском уездах. К 1645 г. В этих поселениях насчитывалось 650 чел. Взрослого мужского населения. 3
Быстро разрасталась архиепископская слобода. В 1625 г. В слободе проживали 22 крестьянских семьи. К этому времени «всего в Усть-Ницынской слободе и на новом починке у архиепископских крестьян «были» распаханные земли под рожь и под яровой хлеб в три перемены 182 десятины да... непаханой земли 13 десятин». 4
В табл. I приведены экономические возможности жителей слободы.
В слободе 37 чел. Взрослого мужского населения. За 4 года пребывания в этой местности крестьянами построена домашняя постройка. О том, как эффективно трудились первопоселенцы, красноречиво говорит объем выполненных ими строительных работ. А построено за четыре года немало: изба – 18, клеть – 27, горница – 1, сени -2, подклеть – 4, пристенок – 5, хлев – 8, баня - 1, погреб – 1, житница – 3.
В качестве рабочего скота использовались лошади русской и калмыцкой («калмацкой») породы. У 22-х домохозяев слободы было 48 лошадей. Из крупного рогатого скота на подворьях слободчан н7асчитывалось 27 коров, 8 быков, 16 телят. Хозяева 2-х дворов содержали 16 овец.
Хлебное поле жителей слободы состояло из 55,75 дес. ржи, 64,75 дес. яровых, к 1626 г. – 58 дес. ржи, осталась недопашка 3,5 десятины. 5
Урожайность полей определялась в то время по количеству снопов, полученных с указанных площадей посева. В 1625 г. Слободчане со своих полей получили: ржи – 18317 снопов, ячменя – 12330, овса – 6780, пшеницы – 4896, ярицы – 6600, полбы – 60. 6 Вот такой урожай был на полях первопоселенцев. Это один из первых урожаев, полученных на сибирской земле. И все-таки, какой же был урожай на полях архиепископских крестьян в 1625 г ?
Для ржи это около 9,5 центнеров с десятины, т.е. 57 пудов, что далеко до 100-пудового урожая. Земля с первого знакомства требовала от крестьянства пота и силы, только в том случае она могла дать более высокие урожаи.
С первых дней существования слободы заметно экономическое неравенство ее жителей. Это подтверждается имущественным неравенством и неодинаковой площадью распаханной земли, а так как время пребывания в слободе не превышало 4-х лет, то можно по экономическому состоянию крестьянской семьи определить первопоселенцев слободы.
По этим при знакам первопоселенцами Усть-Ницынской слободы можно считать Тихона Феофанова, Прохора Ларионова, Никиту Васильева, Василия Калинина, Игнатия Кузьмина, Алексея Иванова, Семена Самойлова, Мартына Мартемьянова. Особой благосклонностью архиепископа пользовался Тихон Феофанов. Именно ему «благословил» владыко 17 дес. роспаши и 13 дес. непаханой земли, что вложил в Софийский дом «на помин души» тюменский посадский человек вместе со своим двором и сенными покосами. Его же (Тихона Феофанова) мы встречаем в качестве целовальника при приеме и закладке на хранение зерна в житницы архиепископа. Все это подтверждает предположение о том, что Тихон Феофанов является одним из 8 «новгородских бобыльков», оставленных предприимчивым архиепископом на устье р. Ниццы в мае 1621 г.
О других вышеперечисленных крестьянах таких признаков не сохранилось, но названные признаки говорят о более длительном пребывании их в этой местности по сравнению с другими обывателями слободы.
В слободе к этому времени была построена церковь во имя святой Троицы. Строилась церковь крестьянами слободы по благословению Макария, сменившего уехавшего в Россию Киприана. Наличие церкви способствовало быстрому разрастанию Усть-Ницынской слободы.
Переписная книга, составленная Н.Л. Веревкиным, датируется 15.02.1636 г. Эта книга является документом, учитываемым все движимое и недвижимое имущество софийского дома, оставшееся после смерти Макария, при вступлении в сан архиепископа Сибирского и Тобольского архиепископа Нектария.в книге учтено мужское население всех вотчин Софийского дома. В слободе 43 крестьянских двора, в них учтено 68 душ мужского пола (дмп), 4 из них находились в бегах.
Некоторые крестьянские семьи приобрели фамилии. Фамилии образовались по-разному. Так, потомки Василия Калинина в этой книге названы фамилией Двинских, Василий Клементьев учтен под фамилией Пермяков (возможно здесь заложено национальное происхождение рода). Сын сын Игнатия Кузьмича Вороны назван Григорием Игнатьевичем Ворониным. Отчество семейки Самойлова перешло в фамилию крестьянского рода. Уже упоминавшийся Тихон Феофанов именуется Тихоном Феофановичем Жиряковым. Дементий Юрьевич Южак носит прозвище Сухан, Алексей Мосеевич Богданов записан так: «Олешка Мосиев Богданов, он же прозвище Щелконогов». Позднее жители основанной им деревни будут носить эту фамилию. Примеры образования крестьянских фамилий можно продолжать и дальше, но ясно одно, что их появление и происхождение обязаны живому разговорному языку народа, часто его острословию и наблюдательности.
О благополучном развитии архиепископской вотчины говорят запасы, хранившиеся в ее житницах. В 1636 г. В них хранилось: ржи – 978 четей, овса – 372,5, ячменя – 633, ярицы – 116,25, пшеницы – 6,5, гороха – 1,5. позднее 900 четей ржи, вся пшеница и горох были отправлены в г. Тобольск, в Софийский дом. Остальные запасы продолжали храниться в слободских житницах.
Из запасов, хранившихся в житницах, снабжались хлебом и малоимущие крестьяне. Так, в 1636 г. «…в долгу в роздаче в кабалах на Софийских пашенных крестьянах 113 четей овса, 25,5 четвертей с осьминой ячменя». 11
Обширны были владения архиепископской вотчины: «межа той Софийской Усть-Ницынской земле… подле речки мостовой до болота, а подле болота до вершины речки Блука, а подле Блук-речку вниз до Ниццы-реки и подле Ниццы-реки вниз же до Туры-реки».12 позднее эти владения еще больше расширились. Вот на этом сибирском приволье и расселялись архиепископские крестьяне.
Что же собой представляла тогдашняя слобода?
В 1651 г. Центром Усть-Ницынской слободы был острог. Около острога сооружены надолбы, 4 наугольные башни и 2 проезжие. В остроге располагались церковь и приказчичий двор. К острогу примыкал пригород, в котором находились 5 амбаров для хлебных запасов. В 1651 г. В них хранилось: ржи – 796,75 четей, ячменя – 338,75, овса – 740,25, пшеницы – 44,875, гороха – 9,25, конопляного семени – 5,25. весь этот запас был опечатан, как и осьмина, которой целовальники мерили хлеб.13
Пашенные крестьяне жили за острогом. В слободе в этом году числилось 40 дворов пашенных крестьян и 27 дворов оброчных бобылей. Во дворах проживало 332 дмп.14
Среди жителей слободы появляются новые фамилии, как за счет вновь прибывших крестьян, так и за счет простонародных прозвищ. Так, появились жители с прозвищами: Аслама – предок Асламиных, Шадра – Шадриных, Сарыч – Сарычевых и т.д.
Мужское население слободыносит славянские имена,многие из них сохранились до наших дней, но встречаются и такие как Корманко, Пятко, Девятко, Поспелко, Первушка, Любимко, Дружинка, Малофейко, Курбатко, Богдашко, томилко, баженко, Жданко. До нашеговремени эти имена не сохранились.
Экономическое положение архиепископской вотчины было крепким. Хлеб, как известно, во все времена был всему голова. На первых шагах освоения непашенной и бесхлебной Сибири эта истина многократно подтверждалась самой жизнью. Выше уже говорилось, что хлебные запасы Усть-Ницынской слободы – главной вотчины архиепископского Софийского дома, в1651 г. Составляли около 2000 четей. И это в то время, когда феодальные власти с трудом, путем подвоза из Поморья, решали проблему снабжения хлебом служилого и посадскогонаселения Сибири.источники архивов неоднократно подтверждают случаи, когда феодальные светские власти из-за нехватки вынуждены были закупать хлеб у духовных владык. Известно также, что вплоть до 1685 г. Сибирь к хлебу собственных посевов получала хлеб привозной из поморских уездов России. 15
Разросшееся земельное хозяйство духовенства серьезно беспокоило феодальные власти. Попытки ограничить земельные владения церкви предпринимались неоднократно. В очередной раз это было предпринято в 1659 г. В этом году были отписаны «на царя» пашенные крестьяне софийского дома и их земельные угодья, в том числе и крестьяне Усть-Ницынской слободы, прибывшие и поселившиеся в слободе после 1636 г. 16
Но в ответ на многочисленные просьбы духовных властей уже в 1662 г. «указали Великие государи в Усть-Ницынской слободе крестьян и бобылей и захребетников и мастеровых и с племянники и гулящих людей с детьми и с братею и с племянники и гулящие и всякие люди по Указу Великих государей в прошлом 167 (1659) году отписаны на Великих государей с землями и с пашнею и с сенными покосы и со всякими угодьи отдать в Софийский дом по-прежнему». При «передаче» была составлена переписная книга на основе опроса жителей слободы. 17 в книгу включены лишь жители слободы, поселившиеся после 1636 г., после переписи Н.Л. Веревкина. В книге показаны места выхода поселенцев слободы, прибывших в слободу в период с 1636 по 1662 г. Их оказалось 338 дмп, проживавших в 114 дворах. 18 Из таблицы 2* видно,что основную массу новоселов составляли выходцы из Яренского и Сольвычегодского уездов.


Таблица 2*








продолжение здесь https://www.liveinternet.ru/users/lotus06/post450825171/



©Надежда


Кайгородов_Г.А._О_возникновении_деревень

Усть-Ницынская слобода ХVII-XIX вв.

Серия сообщений "гениология":
Часть 1 - Документы о репрессированных
Часть 2 - Порядок работы в архиве
...
Часть 15 - Южноуральцы в годы русско-японской войны
Часть 16 - Лет со времени первого упоминания в архивных источниках - стр. 12
Часть 17 - Усть-Ницынская слобода ХVII-XIX вв. начало


Liudmila_Sceglova   обратиться по имени Четверг, 03 Февраля 2022 г. 12:13 (ссылка)
С днем рождения!
Желаю, чтобы всё задуманное сбылось,
чтобы дом был полной чашей,
чтобы рядом с Вами всегда были самые близкие и
надежные люди, а счастье,
здоровье и любовь остались с Вами
еще на ближайшие сто лет.
Поэтому оставайтесь всегда молодой и веселой!
09a7f25d4c0be5a06723313d40743a0d (564x423, 39Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку