ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ: КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ... Ч. 2 |
Через 12 лет от начала строительства Большой Царско-сельской дворец приобрел тот блистательный вид, который запечатлен в авторских чертежах Растрелли и в гравюрах XYIII века. Отдельно стоящие дворцовые корпуса Растрелли слил в единый массив, надстроил стены, заново решил декоративную отделку фасадов. Вытянутые в длину фасады он расчленил мощными стволами высоких колонн, опирающихся на рустованные выступы стен или монументальные фигуры атлантов; балюстраду кровли увенчал пышными резными статуями и вазами; плоскости стен разбил широкими оконными проемами и множеством лепных фигур и орнаментов причудливых очертаний, подчеркнув это художественное богатство контрастами цвета. Лазоревая окраска фасадов усилила впечатление объемности белоснежных колонн. Засверкавшие золотом лепные и резные украшения приобрели динамичность.
Бюст архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в Екатерининском дворце
Не менее великолепным, чем фасады, было внутреннее убранство дворца. Основой планировки его интерьеров явилась анфилада. От Парадной лестницы в южном крыле здания один за другим следовали роскошные двусветные залы с живописными плафонами "во весь потолок", зеркалами, вмонтированными в стены, множеством золоченых резных украшений, с узорными паркетами наборного дерева.
Парадная лестница занимала (и занимает) всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.
Большой зал, или Светлая галерея (фото ниже), как его называли в XVIII веке, – самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.
Антикамеры. Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera – передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.
Первая антикамера Екатерининского дворца
Первая антикамера. Плафон Триумф Бахуса и Ариадны
Во второй антикамере Екатерининского дворца
Третья антикамера дворца
Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.
Кавалерская столовая
Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми – десюдепорты.
Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую парадную столовую (фото выше), которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.
Малиновая и Зеленая столбовые
Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами – «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам.
Зеленая (фото выше) и Малиновая (фото ниже) столбовые
В Портретном зале Екатерининского дворца (2 фото ниже), декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.
Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату (см. фото ниже) – жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.
Картинный зал Екатерининского дворца в Царском Селе
Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом.
Малая белая столовая
Малая белая столовая
К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее – Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку – великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.
Китайская гостиная Александра I (фото выше)
Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов.
Буфетная комната дворца
Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.
Парадный кабинет Александра I
Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В.П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций.
Зеленая столовая
С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.
Официантская
Официантская - одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия.
Парадная голубая гостиная
Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779-1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра.
Китайская голубая гостиная
Из Парадной голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Предхорная комната
Предхорная - последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца - получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви.
Дворцовая церковь. Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
Камер-юнгферская
В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».
На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской – комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных – выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью.
Опочивальня
Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны.
Выставочные комнаты (фото ниже)
Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные.
"Золотые ворота" в Екатерининский парк
Из всех загородных резиденций Екатерина II больше всего любила Царское Село. Начиная с 1763 года она, за исключением 2-3 лет, жила в Царском Селе всю весну, проводила почти все лето и уезжала осенью, когда наступали холода. Здесь праздновала она почти всегда день свое рождения...
Восхищённый красотами дворца и парка М.В. Ломоносов писал о Царском Селе:
...Если зданием прекрасным
Умножить дОлжно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село....
Источник: http://subscribe.ru/group/rodstvennyie-dushi/2027275/
Рубрики: | религия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |