WILLEM KALF (1619-1693) |
Виллем Кальф (нидерл. Willem Kalf, 1619, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам) — один из самых известных голландских мастеров натюрморта.Виллем Кальф был шестым ребёнком в семье состоятельного роттердамского торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер в 1625 г., когда мальчику было 6 лет. Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов. Не сохранилось данных о том, у кого из художников учился Кальф; возможно, его учителем был Хендрик Пот из Харлема, где проживали родственники Кальфов. Незадолго до смерти своей матери в 1638 г. Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. поселился в Париже. Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание. Ещё в Париже Кальф сумел создать на основе так называемых банкетных сцен (banketjes), известных по картинам Питера Клаеса, Виллема Класа Хеды и Яна де Хеема 1630-х гг., новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов — золота, серебра, олова или стекла.Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «роскошных натюрмортах» (pronkstilleven). Самое известное (и при высоте в 2 м самое большое) произведение Кальфа парижского периода является потрясающий натюрморт с драгоценными сосудами, доспехами и оружием, выполненный в 1644-45 гг. предположительно по заказу маршала де Тессе и хранящийся ныне в Музее де Тессе в Ле-МанеВ 1646 г. Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и Хоорн, где в 1651 г. женился на Корнелии Плувье, дочери протестантского священника. В 1653 г. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым. В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны. Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ.Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле. Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света. Как и на его ранних крестьянских интерьерах, отдельные, очень красочные предметы залиты светом из невидимого источника .Другие ценные предметы — гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, проступают из темноты фона постепенно, через некоторое время. Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света. Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину наутилуса свет. Абсолютно справедливо Кальфа называют «Вермером натюрмортной живописи», и кое-где Кальф его превзошёл. С 1663 г. Кальф писал меньше, она занялся торговлей предметами искусства и стал востребованным экспертом по искусству. В частности он наряду с другими художниками (в том числе Яном Вермером) участвовал в оценке пресловутой итальянской коллекции поддельных картин, которую в 1672 г. предложили купить «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму.Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет, получив травму вследствие падения по дороге домой, возвращаясь из гостей.Благодаря своим уникальным изобразительным способностям вкупе с отличным образованием и обширными познаниями в естественных науках он значительно расширил иллюзионистические возможности натюрморта. Его творения являются непревзойдёнными образцами этого искусства.
Натюрморт с китайской чашей и кубком-наутилусом 1662 .
Картина Виллема Калфа “Натюрморт с омаром, рогом для вина и бокалами”.
Собрание экзотических и роскошных предметов, разложенных на столе, написано с блестящим мастерством и глубоким чувством цвета. Омар, рог для вина со сверкающей оправой из серебра филигранной работы, прозрачные бокалы, лимон и турецкий ковер переданы с такой изумительной тщательностью, что возникает иллюзия, будто они настоящие и их можно коснуться рукой. Место для размещения каждого предмета выбрано с таким тщанием, что группа в целом образует гармонию цвета, формы и фактуры. Теплый свет, обволакивающий предметы, придает им достоинство драгоценных ювелирных изделий, и их редкостность, великолепие и причудливость отражают утонченные вкусы голландских коллекционеров 17 века - того времени, когда натюрморты были необычайно популярны.
Still-Life
Still-life (detail)
Still-Life with Chinese Porcelain Bowl
Still-Life
Still-Life with Lemon, Oranges and Glass of Wine
Still-Life with Glass Goblet and Fruit
Still-Life with an Aquamanile, Fruit, and a Nautilus Cup
Still-Life with Silver Bowl, Glasses, and Fruit
Still-Life with Porcelain and a Nautilus Cup
Still-Life with a Late Ming Ginger Jar
Still life with a shell
Крестьянский Интерьер с женщиной ,1642-43
Фарм-салон с коленопреклоненным человеком., 1645
Still Life with Chafing Dish, Pewter, Gold, Silver and Glassware
Глубокими, насыщенными цветами своих картин этот живописец натюрмортов мог быть обязан влиянию творчества его современника Яна Вермеера.Виртуозность Калфа-натюрмортиста проявилась в классической отточенности пространственных построений, тонком ощущении своеобразия и самоценности каждой вещи, изысканности и богатстве светотеневых и красочных отношений, эффектности контрастного сопоставления различных фактур и материалов.Виллем Калф - один из мастеров голландского натюрморта XVII в. Он был высокообразованным человеком, по свидетельствам современников, занимался экспертизой и продажей художественных ценностей. Его знания и прекрасный вкус придавали написанным им натюрмортам особую изысканность и аристократизм, что отличало его работы от произведений других мастеров. Калф работал во Франции (1642-1646), был в Италии, а с 1653 безвыездно пребывал в Амстердаме. В ряде работ художника представлены бедные кухонные интерьеры, задворки крестьянских домов. Для этих произведений характерна эскизная манера письма. Прямо противоположными по живописной манере можно назвать исполненные Калфом роскошные натюрморты - "десерты", в которых гармоничность в подборе предметов сочеталась с их изысканностью, а письмо отличала виртуозность в передаче объемов, формы и фактуры материалов. Под влиянием творчества Рембрандта Калф предпочитал глубокие золотисто-красные тона, темный фон, на котором в мягком теплом свете особенно эффектно выступают изображаемые им предметы. Другие известные произведения: "Десерт". Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Натюрморт с китайским фарфором". Государственные музеи, Берлин; "Двор крестьянского дома". Эрмитаж, Санкт-Петербург.
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/k/kalf/
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=127097429&journalid=3485865&go=prev&categ=0 галина суханова
Рубрики: | Искусство Голландии XVI-XVII вв |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |