Цитата сообщения mirvam777
Альбрехт Альтдорфер
Немецкий живописец, гравер и рисовальщик, глава дунайской школы Альбрехт Альтдорфер родился в 1480г. Учился, по-видимому, у отца — художника Ульриха Альтдорфера. В юности путешествовал по Баварии, в начале 1510-х совершил путешествие вниз по Дунаю. Ок. 1516—1518 работал в монастыре Санкт-Флориан близ Линца. В 1517 избран членом городского совета Регенсбурга, в 1526 назначен главным архитектором Регенсбурга.
Процесс творческого формирования Альбрехта Альтдорфера во многом остается неясным. Видимо, он испытал воздействие раннего творчества Кранаха, мастеров круга Пахера; несомненно, для него имело большое значение соприкосновение с творчеством и личностью Дюрера. Но уже в своих ранних работах Альбрехт Альтдорфер предстает как яркая, самобытная творческая индивидуальность.
Портрет девушки
Мастер с неповторимым, взволнованно-романтическим видением мира, наделенный яркой творческой фантазией, чувством почти фантасмагорической силы света, дарованием колориста, Альбрехт Альтдорфер обладал и разнообразием творческих интересов, в равной степени успешно работал как живописец, рисовальщик, гравер, обращался наряду с традиционными религиозными к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Но особенно важное место в его творчестве занял образ природы — величественной, грандиозной, дикой, с непроходимыми чащами, горными хребтами, скалами, могучими древесными стволами.
Такой предстает она в обширной серии рисунков, выполненных в начале 1510-х и часто бывших самостоятельными произведениями искусства, предназначенными для любителей. Величественные пейзажные панорамы составляют фон его ранних религиозных композиций (Святое Семейство у фонтана, 1510; Распятие,1510—1512,). Особенно замечательна маленькая (28 х 22,5 см), "кабинетного" формата композиция Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия, где крохотные фигурки теряются в непроходимой чаще среди могучих стволов, чьи кроны сливаются в сплошную, пронизанную золотистым светом и коричневатыми тенями массу, написанную легкими прикосновениями кисти. В дальнейшем появляются картины, где передача жизни природы — основная и единственная художественная цель мастера.
Таков Пейзаж с мостиком ок. 1518, где художник отказывается от какой-либо сюжетной мотивировки.
Самой значительной живописной работой Альбрехта Альтдорфера является большой многостворчатый алтарь монастыря Санкт-Флориан близ Линца (ок. 1516—1518), первоначально, как все немецкие алтари, сочетавший живопись, скульптуру, резьбу, архитектурные элементы.
В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 — монастырь Санкт-Флориан, 2 — Вена, Музей истории искусства).
В раскрытом виде алтарь включал в себя 8 композиций на темы Страстей Христа и 2 сцены — Положение во гроб и Воскресение, помещенные на пределе (цоколе алтаря).
В этом цикле особенно полно раскрылось все богатство дарования Альтдорфера: драматическое, остро эмоциональное видение мира, умение строить сложные многофигурные сцены, полные напряженной, резкой экспрессии, превосходное владение перспективой, блестящий талант колориста.
Ультрамарин, киноварь, кармин, изумрудно-зеленые, золотисто-желтые тона наделены светоносной силой, краски накладываются то плотно, то так легко, что просвечивает подмалевок, иногда словно плавятся, иногда нанесены быстрыми открытыми мазками. Особенно замечательны ночные сцены, где господствует стихия фантастического ночного освещения; блики света, нанесенные длинными мазками, струятся по неровной поверхности скал, скользят по гребням складок, вспыхивают в красноватом пламени факелов, отражаются на металлических доспехах. Как фантасмагория сказочной, ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа
(1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи.
В 1520-е творчество Альбрехта Альтдорфера становится разноплановым, основные темы, привлекавшие его, поляризуются. Он продолжает работать над пейзажами,
вновь разрабатывает тему призрачного освещения в Рождестве Христа.
Одновременно его привлекает мотив сложной, показанной в угловом ракурсе архитектурной декорации, передача огромного, наполненного светом и легкими тенями пространства (Рождество Марии, ок. 1520—1525).
Сложнейшие архитектурные мотивы разрабатывает он в Истории Сусанны, 1526г.
Но кульминацией всего его творчества, концентрацией сказочно-фантастического видения могучих природных сил становится Битва Александра Македонского с Дарием, 1529 — первая историческая композиция в искусстве Северного Возрождения.
Грандиозная схватка греческих и персидских воинов изображена в точном соответствии с ее историческими описаниями. И в то же время художник придает событию вселенский космический смысл. Масштаб происходящего определяется не только несметной массой участников сражения, как бы с птичьего полета, но и величественной картиной природы. Скалы, горные хребты, морской залив с островами и надо всем — стихия неба, в котором происходит своя борьба — небесный бой между мрачными тучами и сияющим золотом закатным солнцем.
Своеобразную ноту в эту феерию космических сил вносит как бы свисающий с верхнего края картины картуш в ярко-красном обрамлении с надписью о происходящем событии. Он выглядит словно послание иного мира, иного времени.
Прекрасные, поэтические по настроению пейзажи создавал Альбрехт Альтдорфер и в рисунке, и в гравюре, главным образом в технике офорта, которую он существенно усовершенствовал.
Умер Альбрехт Альтдорфер в 1538 году.
Серия сообщений "живопись и скульптура":
Часть 1 - За двадцать лет до “Чёрного квадрата”
Часть 2 - Альбрехт Альтдорфер
Часть 3 - Федоскинская миниатюра. Золотые купола.
Часть 4 - Художник Евгений Лушпин.
...
Часть 22 - Евгений Лушпин. Художник, что рисует... ночь
Часть 23 - Как еврей попал на картину Пикассо
Часть 24 - Прогулки по Эрмитажу. Искусство Западной Европы.