-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анастасия_Семёнова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

аквариумистика архитектура и живопись интерьер и дизайн дома и сада история искусств классическая литература кулинария отечественная и всеобщая история педагогика. путешествия по миру религия и национальные традиции флористика

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Питер

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2012
Записей: 36
Комментариев: 31
Написано: 131


Дворец императора Петра III в Ораниенбауме.

Воскресенье, 26 Июля 2015 г. 11:58 + в цитатник
В июле 2013 года мне удалось "попасть в гости" к самому императору Российскому Петру Фёдоровичу (1728-1762 годы жизни) , внуку императора Петра I Великого и императрицы Екатерины I, сыну цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха. По линии отца Пётр был внучатым племянником шведского короля Карла XII и сначала воспитывался, как наследник шведского престола. Российский престол занял после смерти императрицы Елизаветы Петровны и правил всего 186 дней.
antr-petr3 (497x700, 61Kb)
А.П. Антропов. Портрет Петра III.
Пётр III Фёдорович (урождённый Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский) — российский император в 1762 году, первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. C 1745 года — владетельный герцог Гольштейна.

Мать Петра III умерла вскоре после его появления на свет, простудившись во время фейерверка в честь рождения сына. В 11 лет он потерял отца. После его смерти воспитывался в доме своего двоюродного дяди по отцовской линии, епископа Адольфа Эйтинского (впоследствии — короля Швеции Адольфа Фредрика).
Пётр рос боязливым, нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись и одновременно обожал всё военное (однако боялся пушечной пальбы, эта боязнь сохранилась у него на всю жизнь). Именно с воинскими утехами были связаны все его честолюбивые мечты. Крепким здоровьем он не отличался, скорее наоборот: был болезненным и хилым. По характеру Пётр не был злым, по свидетельству современников, часто вёл себя простодушно .
Ставшая в 1741 году императрицей, Елизавета Петровна хотела закрепить трон по линии своего отца и распорядилась привезти племянника в Россию.





Рисунок1 (533x700, 144Kb)
В. Эриксен. Портрет Елизаветы Петровны.
В ноябре 1742 года Карл Петер Ульрих перешёл в православие под именем Петра Фёдоровича. Это совершилось с большим торжеством 17 ноября, в придворной церкви Летнего дворца, при этом наименовали его великим князем и наследником престола её императорского величества.
В 1745 году его женили на немецкой принцессе Екатерине Алексеевне (урождённой Софии Фредерике Августе) Ангальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II.

ou48qij52h (546x700, 95Kb)
Г. Гроот. Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и Великой княгини Екатерины Алексеевны. 1740-е годы.
Отношения между супругами изначально не сложились. Свою роль сыграли и разные характеры и юность молодых супругов, но самым главным стало отсутствие искренних и взаимных чувств...Пётр Федорович был инфантильным, его увлечения и интересы не отвечали надеждам Екатерины Алексеевны.
Петру и Екатерине был пожалован во владение бывший дворец Александра Даниловича Меншикова — Ораниенбаум под Петербургом.Со временем там появилось еще два дворца Китайский, выстроенный Екатериной Алексеевной, и собственный дворец Петра III с потешной крепостью Петерштадт вокруг него. Сейчас ансамбль Ораниенбаум находится в городе Ломоносове Ленинградской области.
Всё более нарастала напряженность в отношениях Петра Фёдоровича с тётушкой - правящей императрицей Елизаветой Петровной. Он раздражал её своим увлечением военными играми и своими пропрусскими настроениями. Пётр был поклонником прусского короля Фридриха II, чьи интересы противоречили российским в Европе. Это пугало правящую императрицу, и она уже тогда понимала, что воцарение Петра Фёдоровича приведет к непоправимым для России последствиям.
В 1756-1762 годах Россия вела с Пруссией Семилетнюю войну, ознаменованную крупными победами русской армии. В 1760 году русские войска штурмом взяли Берлин и претендовали на обширные территории в Восточной Пруссии. Всё изменилось со смертью императрицы 25 декабря 1761 года.
На престол взошёл император Пётр III, который сразу же вернул Пруссии все отвоеванные у неё земли. Этот шаг нового правителя настроил против него российское общество и прежде всего основу армии - дворянство.

Coronation_portrait_of_Peter_III_of_Russia_-1761 (536x700, 449Kb)
Л.К. Пфанцельт. Коронационный портрет Петра III.
Правление императора Петра Фёдоровича оказалось коротким и завершилось трагически, за все годы он так и не смог понять и полюбить Россию и оставался чужим для неё. Необдуманные решения, противоречивые поступки привели к свержению императора и его гибели в 1762 году. Но всё же он оставил свой след в истории, а трагедия его жизни была связана, прежде всего, с его сложным внутренним миром и одиночеством, с которым он жил.
Свой мир ему удалось создать в уютном маленьком дворце в Ораниенбауме.


DSC00614 (700x525, 197Kb)

Антонио Ринальди. Дворец Петра III в Ораниенбауме.

DSC00620 (700x525, 159Kb)
Дворец был построен в 1758—1762 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле рококо и являлся главной постройкой в потешной крепости Петерштадт. Дворец является первой самостоятельной работой А. Ринальди в России и в архитектурном отношении несет в себе черты стиля рококо, развитие которого в России не получило широкого распространения — практически сразу его заменил зарождавшийся тогда классицизм.
Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве , возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Дворец строился как часть ансамля крепости Петерштадт и в источниках того времени именовался как "каменный дом".

Дворец был единственным двухэтажным зданием в крепости и вместе с Почетными воротами выполнен в камне. Именно дворец и ворота сохранились до наших дней, стены крепости и прочие постройки были разобраны вскоре после смерти Петра III воцарившейся супругой его, императрицей Екатериной II.

DSC00612 (700x525, 196Kb)
Проездные ворота крепости Петерштадт. Фото Анастасии Семёновой.

Рисунок1 (525x700, 159Kb)
Ораниенбаум. Проездные ворота. Фото Анастасии Семёновой.

DSC00632 (700x525, 219Kb)
Виды парка в Ораниенбауме.



7523fe7db949e7c35b836e6b96903b05 <br />
(700x457, 138Kb)
Макет крепости Петерштадт. Санкт-Петербург. Музей-макет "Петровская акватория".
До наших дней дошли планы-чертежи крепости по которым воссоздан её макет.

aquatoria_2 (700x466, 150Kb)
Объемно-пространственное решение дворца и его планировка необычны. Это небольшое, почти кубической формы двухэтажное здание, увенчанное балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно эта часть здания — плавный переход от одной стороны здания к другой — и играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается сразу с трех сторон. Этот прием придает неповторимое своеобразие облику дворца, миниатюрное здание воспринимается как бы в развороте, визуально кажется массивнее, значительнее.
Первый этаж дворца имел служебный характер. Он трактуется как опора второго, парадного этажа и покоится на невысоком цоколе, прорезанном окнами. Он рустован сплошными горизонтальными полосами, что визуально делает его как бы ниже, приземленнее. Второй этаж производит впечатление большей легкости, ибо в нем преобладают вертикали. Окна, расположенные соответственно окнам первого этажа, по существу являются застекленными дверями. В своей нижней части они защищены кованными решетками с тонким орнаментом.
Парадные залы располагаются на втором этаже дворца. Помещений всего шесть (это Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар) и все они, кроме Картинного зала, очень небольшие по размеру. Комнаты расположены по периметру дворца, при этом анфиладная система, столь характерная для XVIII века, отсутствует. Главная лестница круглая в плане и не находится на главной оси дворца. Такое расположение залов и лестницы подчинено прежде всего идее комфорта и уюта — дворец создавался для отдыха, а не для официальных приемов и увеселений. Комнаты распределены очень логично — Спальня и Будуар обособлены, в то время как остальные помещения тесно связаны с главным Картинным залом.

Декоратором помещений был сам архитектор дворца Антонио Ринальди. По его проекту в каждой из комнат, несмотря на небольшой размер, разнообразной и утонченной отделкой должен быть подчеркнут их дворцовый характер.


DSC00824 1 (525x700, 85Kb)
Интерьер Передней комнаты. Фото Анастасии Семёновой.
Оказавшись в Передней, самой первой комнате дворца чувствуешь как входил во дворец сам хозяин Пётр Фёдорович... Оставлял в ней своё пальто, смотрелся в зеркало и проходил в следующие залы...
Во всех залах второго этажа полностью сохранилось лепное убранство перекрытий середины XVIII века, выполненное в технике намазной лепки . В декоре потолка чаще всего встречается цветочный орнамент, характерный для стиля рококо, а также картуши и рокайли. Примечательно, что именно во дворце Петра III на потолочном перекрытии Спальни впервые встречается так называемый «цветок Ринальди» — две скрещенные цветущие ветви, перевязанные бантом, который позже архитектор будет использовать в декоре всех своих построек (Китайский дворец, павильон Катальной горки, Мраморный дворец, костел Святой Екатерины).

DSC00846 (700x525, 79Kb)
"Цветок Ринальди" на потолке дворца Петра III в Ораниенбауме.
Уникальной является сюжетная лепка на потолке Будуара (также по эскизу Антонио Ринальди). Это четыре сценки из жизни крепости Петерштадт — поединок двух гусар, часовой с мушкетом на одном из бастионов крепости, кавалерийский дозор и четыре корабля на Малом увеселительном море (в настоящее время это Нижний пруд). Военная тематика была выбрана неслучайно — во-первых, Петр III любил все все военное, во-вторых, дворец располагался на территории хоть и потешной, но все же крепости.



Лепка является главным элементом отделки Буфетной — на 22 двух лепных посеребренных полочках, объединенных растительным орнаментом в единую композицию, размещаются китайские фарфоровые вазочки XVIII века.


Рисунок1 (700x522, 46Kb)

Рисунок2 (700x523, 44Kb)
Антонио Ринальди. Лепнина на потолке Будуара во дворце Петра III.
Паркет во дворце Петра III выполнен так же по рисункам мастера А. Ринальди.

В Картинном зале, Кабинете и Спальне паркет является как бы зеркальным отражением декора потолочных перекрытий и составлен из мелких дубовых шашек. Центральные медальоны набраны из мореного дуба, амаранта, ореха, красного и розового дерева.



DSC00845 (700x525, 119Kb)

DSC00830 (700x525, 153Kb)
Паркет Антонио Ринальди.
Особый интерес представляет собой самая большая комната дворца - Картинный зал. Основным элементом отделки стен в нём является живопись в шпалерной развеске. Такая развеска была характерна для оформления дворцовых интерьеров первой половины и середины XVIII века. Кроме дворца Петра III подобные залы с живописью имеются в Екатерининском дворце в Царском селе, в Эрмитаже и Большом дворце в Петергофе.

Главный принцип шпалерной развески — это объединение различных картин на одной стене не по степени художественной ценности, жанру или направлению, а по колористическому решению полотен, которые размещаются на стене вплотную друг к другу с определенной симметрией. Картины разделяют узкие посеребренные рамы. На каждой стене выделяется центральная картина, обычно самая большая по размеру, вокруг которой группируются картины поменьше. Иногда холст полотен приходилось обрезать, подшивать, сами картины по краям зачастую дописывались.

Шпалерная развеска Картинного зала дворца Петра III была осуществлена академиком Якобом Штелиным, бывшим воспитателем и библиотекарем Петра Фёдоровича и художником Лукасом Пфанцельтом, автором коронацианного портрета императора, в 1762 году. Однако после дворцового переворота 1762 года и смерти Петра III картины были вывезены из дворца в Императорский Эрмитаж (сначала три картины в 1765 году, затем остальные в 1792 году Екатериной Великой).


dvorec-petra-zal (700x466, 127Kb)
Картинный зал дворца.

DSC00833 1 (525x700, 138Kb)
Картинный зал дворца Петра III. Фото Анастасии Семёновой.
В ходе ремонтно-реставрационных работ 1885—1888 годов стены Картинного зала были декорированы живописными обоями. В таком виде зал просуществовал до 1952 года, когда обои были сняты. В 1960—1962 годы под руководством Р. П. Саусена были проведены работы по восстановлению шпалерной развески. В основу были положены архивные документы и чертежи развески Якобы Штелина, обнаруженные в архиве Академии Наук. Картины были получены из Государственного Эрмитажа, при этом четыре из них (так называемые «портреты стариков» Лукаса Пфанцельта) вернулись на свои исторические места.

В Картинном зале представлены живописные полотна различных школ живописи (итальянской, голландской, фламандской и немецкой) XVII—XVIII веков, различных жанров (анималистический жанр, пейзаж, портрет, натюрморт). Центральное место занимают картины итальянских мастеров, выполненные в стиле барокко. Это женские портреты Пьетро Ротари, полотна «Венера с Амуром» Пьетро Либери, «Смерть Клеопатры» Николо Реньери, «Каин, убивающий Авеля» Франческо Романелли. Анималистический жанр представлен двумя картинами Иоганна Фридриха Грота, брата художника-портретиста Георга Грота.



DSC00828 (700x525, 143Kb)
В Картинном зале европейскую живопись в шпалерной развеске прекрасно дополняют лаковые панно в стиле шинуазри работы русского художника Фёдора Власова. Панно также украшают стены, двери и откосы окон и дверей в Кабинете и Спальне. Они представляют собой живописные фантазии в стиле китайского искусства, вошедшего в моду в России в XVIII веке в связи с возросшим интересом к истории и культуре Востока.

Каждая из 218 композиций окружена растительным и геометрическим орнаментом и заключена в резную посеребренную раму из накладной резьбы (кроме дверей). В ней сочетаются мотивы с листьями камыша и аканта. Основа для лаковой живописи — дерево, покрытое тонким слоем смеси мела и каолина со свинцовыми белилами. Второй слой подцвечен зеленым, черным, либо красным цветом и служит фоном для росписи. На этот грунт наносился лак, по которому и выполнялась роспись красками и золотом, растворенным в яйце. Также применялось наложение тонких листочков сусального золота на уже выполненный рисунок.

Общая площадь лаковых панно составляет 70 кв. метров, однако ни одна композиция по сюжету не повторяется. При создании росписей по лаку были использованы характерные для китайского искусства приемы: построение рисунка по вертикали, четкие контуры предметов, отсутствие светотени, но при этом в этих панно причудливо сочетается китайский пейзаж и чисто европейская пастораль. Лаковые росписи Федора Власова являются уникальными и наиболее ценными в художественном отношении из всего декоративного убранства дворца.

DSC00838 (700x525, 123Kb)

DSC00837 (700x525, 121Kb)
Панно Фёдора Власова в интерьерах дворца. Фото Анастасии Семёновой.
Образцы мебели, экспонируемые во дворце Петра III, выполнены в XVIII веке как в Европе, так и в России. Наиболее ценным является бюро-кабинет (или Белый кабинет) работы мастера Франциска Конрада, выполненный специально для павильона Эрмитаж в итальянском саду крепости Петерштадт в 1759 году. Бюро является уникальным примером стиля шинуазри в мебели: технология его росписи подобна технологии изготовления лаковых панно Федора Власова.

DSC00835 1 (525x700, 98Kb)
Бюро-кабинет.

DSC00836 1 (525x700, 124Kb)
Интерес представляет Спальня, выполненная в красном цвете. Даже лаковая миниатюра в этом помещении выполнена на красном фоне. Из сохранившейся мебели в Спальне установлено бюро с двумя фарфоровыми попугайчиками — символами верности и домашнего уюта.

DSC00840 (700x525, 121Kb)

DSC00842 1 (525x700, 92Kb)

DSC00841 1 (525x700, 89Kb)
Верности и домашнего уюта...возможно символы того, чего так не хватало Петру Фёдоровичу. Супруга Екатерина Алексеевна не стала для него любимой женой, близким другом и возлюбленной императора стала фрейлина императрицы Елизавета Романовна Воронцова, дочь генерал-аншефа графа Р. И. Воронцова, сестра известной княгини Е. Р. Дашковой.
В определённый момент появились слухи о желании Петра III вступить в брак с графиней Воронцовой и отправить супругу Екатерину Алексеевну в монастырь. Так же представители Церкви были обеспокоены идеями императора об уравнении всех конфессий на территории Российской империи. Екатерина II констатировала "У моего мужа не было более злого врага, чем он сам". Всё это привело к дворцовому перевороту 28 июня 1762 года.



Elizaveta_vorontsov (540x650, 43Kb)
А.П. Антропов. Портрет Елизаветы Воронцовой.

Утром 28 июня 1762 года, накануне Петрова дня, император Пётр III со свитой отправился из Ораниенбаума, своей загородной резиденции, в Петергоф, где должен был состояться торжественный обед в честь тезоименитства императора. Накануне по Петербургу прошёл слух, что Екатерина содержится под арестом. В гвардии началась сильнейшая смута. Петра III должна была встречать его супруга, по долгу императрицы бывшая устроительницей торжеств, но к моменту прибытия двора она исчезла. Через короткое время стало известно, что Екатерина рано утром бежала в Петербург в карете с Григорием Орловым (он прибыл в Петергоф к Екатерине с известием, что события приняли критический оборот и медлить более нельзя).В столице «Императрице и Самодержице Всероссийской» в короткое время присягнули гвардия, Сенат и Синод, население.

Гвардия выступила в сторону Петергофа.
Дальнейшие действия Петра показывают крайнюю степень растерянности. Он собирался было защищаться в Петергофе в игрушечной крепости, выстроенной для манёвров, с помощью отряда голштинцев. Однако, узнав о приближении гвардии во главе с Екатериной, Пётр бросил эту мысль и отплыл в Кронштадт со всем двором..Но Кронштадт к тому времени уже присягнул Екатерине II. После этого Пётр совершенно пал духом и вернулся в Ораниенбаум, где в своём дворце и подписал отречение от престола.
Завершает экспозицию дворца потайная винтовая лестница, по которой уже под охраной в последней раз прошёл низложенный император Пётр III, навсегда покидая дворец.


138 (502x700, 113Kb)
И.П. Аргунов. Портрет Екатерины II.
На престол взошла в качестве полноправной правительницы императрица Екатерина II, при жизни получившая прозвище Великой.
Обстоятельства смерти Петра III до сих пор окончательно не выяснены.

Низложенный император 10 июля 1762 года, практически сразу после переворота, в сопровождении караула гвардейцев во главе с А. Г. Орловым был отправлен в Ропшу в 30 верстах от Санкт-Петербурга, где через неделю, 17 июля 1762 года, скончался. Существует версия об организованном А.Г. Орловым убийстве Петра III.
Первоначально Пётр III был похоронен безо всяких почестей в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга, так как в Петропавловском соборе, императорской усыпальнице, хоронили только коронованных особ.Пётр Фёдорович не успел пройти обряд коронации.

Петра III перезахоронил одновременно с погребением Екатерины II единственный законный сын и наследник престола император Павел I, при этом собственноручно произвёл обряд коронования праха своего отца.

В изголовных плитах погребённых стоит одна и та же дата погребения (18 декабря 1796), отчего складывается впечатление, что Пётр III и Екатерина II прожили вместе долгие годы и умерли в один день. Такова была воля императора Павла Петровича...




DSC00817 (700x525, 149Kb)

DSC00811 (700x525, 204Kb)
Скульптура "Три Грации" в парке Ораниенбаума. Фото Анастасии Семёновой.

pic__386116 (700x466, 130Kb)

pic__407243 (700x452, 258Kb)
Музей-макет "Петровская Акватория" Санкт-Петербург.

DSC00809 (700x525, 191Kb)

Серия сообщений "В гостях у Великих людей!":
Часть 1 - На Родине знаменитого литературного критика и писателя Виссариона Григорьевича Белинского.
Часть 2 - Дом-музей Александра Ивановича Куприна в Наровчате Пензенской области.
...
Часть 6 - В Лермонтовских Тарханах...
Часть 7 - Усадьба Надеждино гостях у "Бриллиантового князя" Александра Борисовича Куракина...
Часть 8 - Дворец императора Петра III в Ораниенбауме.
Часть 9 - Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме.
Часть 10 - Дом-музей Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова в Саратове.
...
Часть 13 - Ольгин павильон в Петергофе
Часть 14 - Парк Александрия в Петергофе
Часть 15 - Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум в 2018 году.



Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

angelic-nr   обратиться по имени Вторник, 28 Июля 2015 г. 19:44 (ссылка)
Эх, жаль нельзя этот пост перетащить в ЖЖ...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 28 Июля 2015 г. 22:32ссылка
Cпасибо, Наденька! Может, я в ЖЖ тоже со временем освоюсь)
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку