Павловский дворец на миниатюре. 1847 год.
Император Павел I (1754-1801 годы жизни) лишь на четверть был русским. Родителями его были императоры Российские Пётр III, урождённый Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, и Екатерина II Великая, урождённая немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Русская кровь в нём текла по отцовской линии , его бабушкой была дочь Петра I Великого, цесаревна Анна Петровна. Но, Павел Петрович снискал себе прозвище "Русский Гамлет", причиной тому была его сложная судьба, противоречивая и порывистая натура, одиночество и постоянно присутствовавшая в нём проблема выбора.
С.С. Щукин. Портрет императора Павла I.
С младенчества Павла забрала у родителей и воспитывала тётушка императрица Елизавета Петровна, из-за этого ребёнок в самом раннем детстве не получил материнского тепла и ласки. В 1761 году после смерти императрицы Елизаветы на престол взошел его отец Пётр III, но уже в 1762 году он был свергнут и жестоко убит в ходе дворцового переворота, организованного его же супругой Екатериной II, которая вопреки ожиданиям многих поддержавших ее дворян стала полноправной правительницей, а вовсе не регентом при Великом князе и единственном наследнике престола Павле Петровиче.
Д.Г. Левицкий. Екатерина II Законодательница.
Пережитая трагедия 1762 года оставила следы в сердце Павла Петровича на всю жизнь. Отношения между Екатериной II и Павлом были напряженными. Он не мог простить матери гибели отца и резко критиковал её за "увлечение идеями Просвещения", разоблачая тем, что не может гуманист и Просвещенный монарх взойти на престол, "перешагнув через труп собственного супруга".
Тем временем, Екатерина всячески старалась отправить сына подальше от Петербурга и не скупилась на подарки в виде дворцов и земель... Обострявшиеся взаимоотношения Павла с матерью привели к тому, что после смерти Григория Орлова в 1783 году принадлежавшее покойному Гатчинское имение было передано в полное распоряжение наследника престола. Уехав из столицы в Гатчину, Павел завёл обычаи, резко отличные от петербургских. Помимо Гатчины, ему были подарены Павловская усадьба близ Царского Села и дача на Каменном острове.
В 1773 году Павел женился на Вильгельмине Гессен-Дармштадтской, которая через два с половиной года умерла при родах. После смерти первой супруги Павел узнал о предательстве с её стороны и пережил глубочайший кризис, но в том же году Павлу подобрали новую супругу — Софию-Доротею Вюртембергскую, которая после перехода в православие стала именоваться Марией Фёдоровной.
А. Рослин. Портрет императрицы Марии Фёдоровны.
Стефано Торелли. Цесаревич Павел Петрович представляет матери свою будущую супругу Софию-Доротею Вюртембергскую.
Мария Фёдоровна смогла стал Павлу Петровичу не только женой и матерью его детей, но так же и преданным другом, пожалуй, единственным человеком, кто понимал и любил его таким, каким он был и сохранившем верность ему до конца жизни.
Местом счастливого семейного уединения Павла I был прекрасный дворец и парк в Павловске...Он и сегодня может рассказать нам много об отношениях между супругами, воспитании детей - наследников престола, об увлечениях августейшей семьи.
Мне посчастливилось дважды побывать там, в 1998 и 2008 годах.
От других резиденций Павла именно это место отличается особым уютом и теплом, присутствием искусств и утонченного вкуса его хозяйки - Марии Фёдоровны.
Главный фасад Павловского дворца и памятник Павлу I перед ним. Фото Анастасии Семёновой.
Дворец был выстроен на берегу реки Славянки в 1780-е годы в стиле классицизм архитектором Чарльзом Камероном.
Река Славянка. Фото Анастасии Семёновой.
Река Славянка. Цветут кувшинки...
После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец в 90-х годах XVIII века. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая выделяться и размерами и изяществом оформления.
Г.Ф. Кюгельген. Павловский дворец.
У Павла I и Марии Фёдоровны в браке родилось 10 детей. Четыре сына, двое из которых стали Российскими императорами и шесть дочерей. Александр I (1777—1825) — цесаревич, а затем Император Всероссийский с 12 марта 1801 года,Константин Павлович (1779—1831) — цесаревич (с 1799 года) и великий князь, наместник польский в Варшаве, Александра Павловна (1783—1801) — палатина венгерская, Елена Павловна (1784—1803) — герцогиня Мекленбург-Шверинская (1799—1803), Мария Павловна (1786—1859) — великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, Екатерина Павловна (1788—1819) — 2-я королева-консорт Вюртемберга, Ольга Павловна (1792—1795) — умерла в возрасте 2-х лет, Анна Павловна (1795—1865) — королева Нидерландов, Николай I (1796—1855) — Император Всероссийский с 14 декабря 1825 года, Михаил Павлович (1798—1849) — военный, основатель первого в России Артиллерийского училища.
Кисти художника Владимира Лукича Боровиковского принадлежит целый ряд портретов семьи Павла I.
В.Л. Боровиковский. Портрет Великого князя Александра Павловича.
Александр изображен на фоне бюста своей бабушки Екатерины Великой, продолжателем идей которой он стал, вступив на престол.
В.Л. Боровиковский. Портрет Великой княжны Елены Павловны.
В.Л. Боровиковский. Портрет Великой княжны Александры Павловны.
В.Л. Боровиковский. Портрет Великой княжны Марии Павловны.
Г.Ф. Кюгельген. Семейный портрет Павла I. 1800 год.
Императорская семья изображена на фоне Павловского парка. Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца, обращенный к реке Славянке.
Павловский дворец бесподобен, но еще более прекрасен парк, окружающий его. Гуляя там, можно заблудиться, поэтому всегда необходимо иметь при себе карту со всеми его достопримечательностями и ориентирами.
Павловский парк — пейзажный парк в составе Государственного музея-заповедника «Павловск». Расположен в долине реки Славянки в городе Павловске под Санкт-Петербургом, памятник русского классицизма конца XVIII — начала XIX веков с коллекциями русского, западноевропейского и античного искусства. Площадь парка составляет около 600 га.
Парк включает семь ландшафтных районов: Придворцовый, Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Парадное поле и Белая Берёза. Центром композиции парка является Павловский дворец. Украшением парка служат павильоны различного характера: классические (Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольер, Холодная баня, Круглый зал, Розовый павильон); пасторальные (Молочня, Пиль-башня), мемориальные (Памятник родителям, Мавзолей супругу-благодетелю), а также мосты над Славянкой, мраморная и бронзовая скульптура. В создании парка, дворца и павильонов приняли участие архитекторы Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго, Андрей Воронихин, Карл Росси, Андрей Штакеншнейдер. Павловский дворцово-парковый ансамбль является объектом культурного наследия федерального значения.
В середине XVIII века сразу за Царским Селом начинался хвойный лес, местами заболоченный, возле которого стояли деревни Линна (фин. linna — город, крепость, по находившейся рядом шведской крепости на месте теперешней улицы Работницы) и Сеппеля (фин. seppelae — кузница, на месте теперешних Оранжерей). В окрестностях деревень любила охотиться Екатерина II, наезжавшая сюда со свитой из Царского Села. 12 декабря 1777 года 362 десятины (395,49 га) земли по берегам Славянки, с лесными угодьями, пашнями, двумя небольшими деревнями с крестьянами Екатерина II пожаловала своему сыну, будущему императору Павлу I для устройства загородной дачи. Этот день считается датой основания Павловского села.
Весной 1778 года здесь развернулись работы по обустройству загородной резиденции наследника престола: согнанные из окрестных деревень крестьяне и солдаты гарнизонных полков начали расчистку леса, прокладку просек и подготовку участков под строительство. К 1779 году были построены два небольших усадебных дома: для Павла Петровича — Паульлюст (нем. Paullust — Павлова утеха) и его супруги Марии Фёдоровны — Мариенталь (нем. Marientahl — Марьина долина). Около усадеб разбили небольшие садики с цветниками, от них проложили первые дорожки будущего парка. Мария Фёдоровна стала душой этого строительства и организации сада; на первых порах он устраивался как парк её личных воспоминаний. Здесь соорудили несколько построек, напоминавших места детства Великой княгини в Монбельярском парке: хижину Пустынника, пастушескую хижину, молочню, ферму и другие. Настольной книгой для Марии Фёдоровны являлась поэма «Сады» Жака Делиля, известного теоретика садово-паркового искусства. Здания и парковые павильоны строили, подразумевая, «что местоположенье диктует зданью вид, размер и назначенье».
И. Б. Лампи. Портрет императрицы Марии Фёдоровны.
Однако скромные масштабы усадьбы вскоре перестали удовлетворять наследника престола, в связи с чем в 1780 году архитектору Чарльзу Камерону было поручено построить новый дворец. Он наметил основные районы парка, их планировку и расположение архитектурных сооружений. Прилегающие к будущему дворцу участки Камерон решил сделать в стиле близком к регулярным садам, тогда как остальным районам парка придал в основном пейзажный характер. На ведущей от нового дворца широкой просеке Камерон разбил Тройную липовую аллею, ставшую главным парадным въездом в дворцовую усадьбу: здесь проходили церемонии дворцовых выездов, встреч и приёмов посещавших Павловск знатных гостей.
Вид на Большой дворец в Павловске со стороны парка. Миниатюра XIX века.
Лори Габриэль Людвиг Старший. Вид на Павловский дворец с Липовой аллеи.
Ч. Камероном были сооружены Храм дружбы, колоннада Аполлона, Вольер, павильон Трёх граций и другие постройки, призванные стать композиционными центрами парковых пейзажей.
Прилегающие ко дворцу территории выполнены по планам Чарльза Камерона в регулярном стиле: их отличают чёткий рисунок дорог и клумб, стриженые деревья и кустарники. Здесь расположены охраняемые государством объекты культурного наследия: Собственный садик с павильоном Трёх граций и павильон Вольер. Собственный садик , разбитый в 1801—1803 годах архитектором Ч. Камероном, художником Ф. Виолье и садовым мастером А. К. Визлером, расположен между южным корпусом дворца и рекой, под окнами «личных комнат» императрицы . Он замкнут стенами дворца и высокой кованной решёткой, а со стороны улицы — террасой и балюстрадой, которые визуально связывают пространство садика с дворцовыми помещениями. Собственный садик устроен в характере небольших французско-голландских садов, с чёткой геометрической планировкой, цветочными партерами, напоминающими красочные ковры; его украшают стриженые липы, пирамидальные тополя, мраморные статуи, бюсты и вазы.
Центральная аллея садика подходит к павильону Трёх граций (1800 год, архитектор Ч. Камерон, скульптор П. Трискорни), имеющему вид стройного 16-колонного античного портика ионического ордера с двухскатной крышей. На фронтонах помещены выполненные скульптором И. П. Прокофьевым лепные барельефы Аполлона с лирой, окруженного атрибутами искусства, и богини мудрости Минервы с эмблемами силы и славы. Орнаментальный лепной плафон украшен пышными розетками из акантовых листьев. В 1803 году в павильоне установлена группа «Три грации» (копия со скульптуры Антонио Кановы), изваянная из цельной глыбы мрамора: стройные фигуры граций поддерживают вазу, стоящую на колонне.
Павильон Трёх Граций. П. Трискорни. Копия скульптуры Антонио Кановы.
Собственный садик Марии Фёдоровны в Павловском парке.
В центральном районе парка можно встретить необычное строение - Молочный домик (Молочня), построенный в конце 1782 года архитектором Ч. Камероном в подражание альпийским сельским постройкам. Его стены были сложены из булыжного камня, крыша сделана из соломы. Внутри домика было три комнаты: в одной держали коров редких пород, во второй размещалась комната для гостей, в третьей производилась переработка молока. К концу XVIII века, со значительным увеличением поголовья коров, возникла необходимость в строительстве фермы на новых территориях парка и Молочня превратилась в парковый павильон.
Ч. Камерон. Молочня.
В центаральной части парка находится и Павильон Росси, построенный на бывшей театральной площадке в 1913 году архитектором К. К. Шмидтом по неосуществленному проекту архитектора Карла Ивановича Росси 1816 года. Павильон представляет собой полукруглую беседку с колоннами и полукуполом, в центр которой помещён памятник императрице Марии Фёдоровне, установленный на народные пожертвования жителей Павловска и отлитый в 1914 году скульптором В. А. Беклемишевым.
К.И. Росси, К.К. Шмидт. Павильон Росси. Фото Анастасии Семёновой.
В.А. Беклемишев. Памятник императрице Марии Фёдоровне в Павловске. Фото Анастасии Семёновой.
Парк в районе долины реки Славянки был преобразован по проекту Чарлза Камерона в пейзажном стиле. Извилистое русло реки и живописные холмистые берега засаженные куртинами серебристых ив, дубов, кустовых лип и берёз. Благодаря плотинам по течению реки удалось создать многочисленные каскады, перекаты и широкие водные зеркала разливов. В формировании пейзажа долины приняли участие почти все работавшие в Павловске архитекторы: придворный участок реки до Висконтиева моста оформлен Ч. Камероном, между Висконтиевым и Пильбашенным мостами —В. Бренной; в Красной долине — Гонзаго. В долине реки Славянки расположены охраняемые объекты культурного наследия: Колоннада Аполлона, Холодная ванна, мост Кентавров, Чугунные ворота с вазами, Горбатый мостик, Чёрный мост, павильон «Храм дружбы», Чугунный мостик, Большой Каскад, Круглое озеро, Висконтиев мост, Амфитеатр, Пиль-башня и другие.
Колоннада Аполлона — святилище греческого бога Солнца и покровителя искусств, была возведена в 1782—1783 году на берегу Славянки по проекту Чарльза Камерона. Появление её в Павловске - это не просто дань эпохе классицизма! Хозяева дворца -Павел Петрович и Мария Федоровна были большими ценителями всех видов искусств, а также щедро одарены и талантливы сами. Колонна решена в виде двойного кольца дорических колонн из серого известняка, перекрытых архитравом, с копией статуи Аполлона Бельведерского посередине. В 1800 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги от колоннады был устроен каскад, спадавший по каменным перекатам в реку. В 1817 году во время сильной ночной грозы часть колоннады рухнула, что придало сооружению характер романтической руины. Было решено оставить колоннаду в разрушенном состоянии, что открывает живописный вид на скульптуру Аполлона, которая стала видна из окон дворцовых залов. В 2010 году на колоннаде были проведены крупные реставрационные работы, а каскад обводнён за счёт подземных вод.
Вид на Колоннаду Аполлона.
Статуя Аполлона Бельведерского в Колоннаде. Фото Анастасии Семёновой.
Вид на Колоннаду Аполлона из парка. Фото Анастасии Семёновой.
В пейзажной части парка находится павильон «Холодная ванна» (Холодная баня) — летняя мыльня, служившая местом закаливания Павла I, построена Ч. Камероном в 1799 году между Колоннадой Аполлона и Храмом дружбы в виде ротонды с куполом. Здесь находились круглый зал с бассейном и фонтаном и примыкающая к ним прямоугольная раздевальня.
Павильон отделен от Большого дворца мостом Кентавров (1795—1796), спроектированным архитектором В. Бренной, выполненным из туфа и оформленным лёгкой кованной решёткой. Пьедесталы моста украшают мраморные фигуры кентавров, отлитые с римских скульптур II века.
Ч. Камерон. Павильон "Холодная ванна". В. Бренна. Мост Кентавров.
Кентавры - в греческой мифологии — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.
Мост Кентавров на фоне Павловского Дворца. Фото Анастасии Семёновой.
Рядом с этим местом в 1787 году Мария Фёдоровна положила начало Семейной рощи, где по случаю рождения членов семьи императора сажали дерево, привязывая к нему табличку. Все таблички были сняты после революции 1917 года.
Павильон «Храм дружбы» был задуман Павлом Петровичем и Марией Фёдоровной как ответный дар Екатерине II за павловские земли. Архитектор Чарльз Камерон в 1780—1782 годах спроектировал храм в виде ротонды, охваченной кольцом каннелюрованных колонн дорического ордена, и поставил его на полуострове, образованном излучиной реки.
Ч. Камерон. Храм Дружбы. Фото Анастасии Семёновой.
Гладкие стены смягчены круглыми классическими барельефами на темы любви и дружбы. Фриз антаблемента украшен венками и фигурами дельфинов (символов дружбы по античной мифологии). Первоначально в Храме находилась большая мраморная статуя Екатерины II, но в 1791 году её подарили графу И. Г. Чернышеву, и в 1792 году здесь установили алебастровую фигуру императрицы в образе Цереры. Храм Дружбы предполагалось использовать для завтраков и ужинов в парке, поэтому на противоположном берегу Славянки была построена кухня в виде сельского домика (разобрана в начале XIX века).
Храм Дружбы в Павловском парке. Фото Анастасии Семёновой.
Храм Дружбы был построен по инициативе Марии Фёдоровны, мечтавшей о примирении Павла с матерью, но, увы, этого не произошло, он остался говорящим памятником надежд и настроений императрицы Марии Фёдоровны.
Виды Павловского парка. Фото Анастасии Семёновой.
Переброшенный через Славянку Чугунный мостик, с изящными решётками и настилом из чугунных плит, отлитыми на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске, построен в 1823 году по проекту архитектора К. И. Росси.
В 1793 году архитектором В. Бренна на высоком прибрежном холме был устроен Амфитеатр . Он имел вид полукруглой площадки на фоне зелени, ниже спускались террасы с кулисами из деревьев, местами для оркестра, отдельным шпалерником; на соединённых лестницами террасах били фонтаны. Здесь устраивались театральные представления и праздничные иллюминации. Русло реки Славянки в этом месте было расширено, в результате чего образовался бассейн сложного очертания, где с участием небольших судов и шлюпок разыгрывались водные пантомимы.
Амфитеатр в Павловском парке.
На границе с Новой Сильвией расположена Пиль-башня — павильон, созданный 1797 году архитектором Винченцо Бренной на месте Пильной мельницы. Расписанная П. Гонзаго круглая постройка с соломенной крышей и убогой лестницей, подкреплённой берёзовыми стволами, создавала иллюзию разрушенного временем здания нарядной архитектуры. Внутри башни помещался роскошный салон, декорированный кисеёй и украшенный лепкой и живописью, с мраморным камином и шитой золотом мебелью. По чугунной лестнице можно было подняться в комнату второго этажа, где любила отдыхать Мария Фёдоровна, игравшая роль маркизы, ушедшей на лоно сельской природы. У подножия башни находился мост с нарочито ветхой декоративной водяной мельницей, от которой исходил шум воды и мельничных колёс. В 1808 году архитектор Андрей Никифорович Воронихин заменил водяную мельницу новым мостом с тонким рисунком чугунных перил.
Пиль - башня. Павловск.
Г.С. Сергеев. Пиль-башня. Павловск. 1799 год.
Огромный лесной массив (250 га) был создан в 1801—1828 годах художником-декоратором Пьетро Гонзаго в новом стиле русского пейзажного парка — парка равнины и скромной северной природы: с каждого поворота дороги можно любоваться всё новыми пейзажами, свободными от архитектурных сооружений, скульптуры и каскадов. В берёзовой роще расположен Розовый павильон и другие охраняемые государством объекты культурного наследия.
Березовая роща в Павловске. Фото Анастасии Семёновой.
На границе между Березовой рощей и Парадным полем расположен Розовый павильон — одно из самых поэтичных сооружений Павловского парка. Он был сооружён в 1811—1812 годах архитектором А.Н. Воронихиным. В то время это было лёгкое деревянное здание с колонными портиками, увенчанное небольшим куполом, окружённое кустами редчайших сортов роз. В 1814 году по проекту К.И. Росси и П. Гонзаго к нему пристроили Танцевальный зал. В начале XIX века Розовый павильон воспринимался как новый центр всего садово-паркового комплекса. В то время здесь собирались гости Павловска, в числе которых было немало деятелей культуры — поэтов, писателей, художников и артистов.
А.Н. Воронихин. Розовый павильон. Фото Анастасии Семёновой.
Со всеми гостями Мария Фёдоровна находила темы для разговоров, ведь она сама была очень увлечена поэзией и живописью, занималась вышивкой и резьбой по дереву и слоновой кости, имела прекрасную библиотеку.
Старая Сильвия (лат. Silva — лес) — небольшой район парка с регулярной планировкой спроектирован в начале 1790-х годов архитектором В. Бренной. Рощу, в которой преобладают хвойные породы деревьев, прорезают двенадцать дорожек, расходящиеся подобно лучам от круглой центральной площади.
Двенадцать дорожек. Павловск. Фото Анастасии Семёновой.
Двенадцать дорожек — композиция, центром которой является обрамлённая дубами площадка с бронзовой статуей Аполлона Бельведерского. От неё расходятся двенадцать дорожек, между которыми расставлены двенадцать бронзовых скульптур, отлитых по моделям скульптора Ф. Гордеева: Венера Каллипига (или Прекраснобёдрая, богиня любви и красоты), Флора (богиня цветов), Меркурий (вестник богов), Евтерпа (муза лирической поэзии), Мельпомена (муза трагедии), Талия (муза комедии), Терпсихора (муза танца), Эрато (муза любовной поэзии), Полигимния (муза гимнов и красноречия), Каллиопа (муза эпической поэзии и песнопений), Клио (муза истории) и Урания (муза астрономии). Каждая из двенадцати дорожек заканчивается павильоном или скульптурой, связанной со статуей центральной площадки.
Ф. Гордеев. Аполлон Бельведерский. Старая Сильвия.
Фото Анастасии Семёновой.
Ручные белки - хранители традиций Павловского парка. Фото Анастасии Семёновой.
Старая Сильвия. Павловск.
Музы вдохновляли хозяев Павловска на творчество, каждый вечер обитатели дворца устраивали литературные салоны, музыкальные вечера и театральные представления.
Круглый зал (или «Музыкальный салон») построен на центральной площадке в 1799—1800 годах В. Бренной в виде прямоугольного в плане павильона с портиками на боковых фасадах и апсидами на торцах. Он и служил для музыкальных и танцевальных вечеров.
Фото Анастасии Семёновой.
Обитатели Павловского парка. Фото Анастасии Семёновой.
Семейное счастье Павла Петровича и Марии Фёдоровны было разрушено в одночасье, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Санкт-Петербурга Павел I был жестоко убит заговорщиками в ходе очередного дворцового переворота.
Василий Баженов. Михайловский замок в Санкт-Петербурге. Место гибели Павла I. Фото Анастасии Семёновой.
Причиной свержения Павла I стала, с одной стороны, его политика в отношении российского дворянства, им была отменена Жалованная грамота , данная Екатериной II. Дворяне лишились ряда сословных привилегий. Считая русское дворянство рыцарским сословием Павел восстановил для них обязательную службу в армии. С другой стороны, причиной его гибели стали ошибки императора во внешней политике. Союз с Наполеоном 1800 года и подготовка к совместному походу на Индию настроили против него широкие слои дворянства внутри России и лишили возможности иметь союзников среди монархической Европы. Союз с революционной Францией и нарастающий конфликт с Англией стали решающими в складывании заговора.
В соответствии с Указом о престолонаследии Павла Петровича на смену ему взошел на Российский престол его старший сын Александр - воспитанник и любимец Екатерины Великой.
Мария Фёдоровна тяжело переживала потерю друга жизни. И в память о нём велела возвести в Павловске павильон в стиле классицизм "Мавзолей Супругу - Благодетелю".
Вид на Мавзолей открывается в глубине парка за оврагом. Мемориальное сооружение строилось в 1806—1819 годах в память об императоре Павле I по проекту архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. Мавзолей имеет вид греческого античного храма из четырёх дорических колонн красного гранита, стоящих на гранитном подиуме и поддерживающих фронтон с надписью «Супругу-Благодетелю». Вдоль стен тянется фриз из скорбных трагических масок с закрытыми глазами и застывшими каплями слёз. Внутри храма находится скульптурный монумент, созданный Иваном Петровичем Мартосом и изображающий царственную женщину, оплакивающую урну с прахом. Сюда хозяйка Павловска приходила одна, чтобы уединиться и поплакать о любимом супруге...
Ж. Ф. Тома де Томон, А.Н. Воронихин. Мавзолей Супругу - Благодетелю в Павловске.
Мария Фёдоровна пережила супруга на двадцать семь лет и умерла в Павловске в 1828 году...
Г. Даву. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Около 1825 года.
Мария Фёдоровна обрела вечный покой под сводами Петропавловского собора в Санкт-Петербурге рядом с Павлом Петровичем.
Мария Фёдоровна была человеком щедрой души, всю жизнь занималась благотворительностью и оставила о себе добрую память. Она очень любила цветы, выписавала для Павловского парка различные их сорта со всего мира. В память о ней в Павловске каждое лето проходит ежегодный фестиваль цветов "Императорский букет".
Возможно, Павлу Петровичу не удалось стать Великим императором, и отношение к нему в российском обществе было и остаётся очень противоречивым, но как супруг и семьянин он несомненно оставил след в нашей истории, и может считаться примером,ведь именно его сыновья и внуки совершали подвиги и прославили Российскую империю.
Василий Андреевич Жуковский ,посещавший Павловск, посвятил этому прекрасному месту элегию "Славянка". Вот её строки:
Славянка тихая, сколь ток приятен твой,
Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
Холмы, одетые последнею красой
Полуотцветшия природы.
Спешу к твоим брегам... свод неба тих и чист;
При свете солнечном прохлада повевает;
Последний запах свой осыпавшийся лист
С осенней свежестью сливает.
Иду под рощею излучистой тропой;
Что шаг, то новая в глазах моих картина,
То вдруг сквозь чащу древ мелькает предо мной,
Как в дыме, светлая долина;
То вдруг исчезло все... окрест сгустился лес;
Все дико вкруг меня, и сумрак и молчанье;
Лишь изредка, струей сквозь темный свод древес.
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи поблеклые и корни золотит;
Лишь, сорван ветерка минутным дуновеньем,
На сумраке листок трепещущий блестит,
Смущая тишину паденьем...
И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые.
Воспоминанье здесь унылое живет;
Здесь, к урне преклонясь задумчивой главою,
Оно беседует о том, чего уж нет,
С неизменяющей Мечтою.
Все к размышленью здесь влечет невольно нас;
Все в душу томное уныние вселяет;
Как будто здесь она из гроба важный глас
Давно минувшего внимает.
Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей,
Сей факел гаснущий и долу обращенный,
Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
Сколь все величия мгновенны.
И нечувствительно с превратности мечтой
Дружится здесь мечта бессмертия и славы:
Сей витязь, на руку склонившийся главой;
Сей громоносец двоеглавый,
Под шуйцей твердою седящий на щите;
Сия печальная семья кругом царицы;
Сии небесные друзья на высоте,
Младые спутники денницы...
О! сколь они, в виду сей урны гробовой,
Для унывающей души красноречивы:
Тоскуя ль полетит она за край земной —
Там все утраченные живы;
К земле ль наклонит взор — великий ряд чудес;
Борьба за честь; народ, покрытый блеском славным;
И мир, воскреснувший по манию небес,
Спокойный под щитом державным.
Но вкруг меня опять светлеет частый лес;
Опять река вдали мелькает средь долины,
То в свете, то в тени, то в ней лазурь небес,
То обращенных древ вершины.
И вдруг открытая равнина предо мной;
Там мыза, блеском дня под рощей озаренна;
Спокойное село над ясною рекой,
Гумно и нива обнаженна,
Все здесь оживлено: с овинов дым седой,
Клубяся, по браздам ложится и редеет,
И нива под его прозрачной пеленой
То померкает, то светлеет.
Там слышен на току согласный стук цепов;
Там песня пастуха и шум от стад бегущих;
Там медленно, скрипя, тащится ряд возов,
Тяжелый груз снопов везущих.
Но солнце катится беззнойное с небес;
Окрест него закат спокойно пламенеет;
Завесой огненной подернут дальний лес;
Восток безоблачный синеет.
Спускаюсь в дол к реке: брег темен надо мной,
И на воды легли дерев кудрявых тени;
Противный брег горит, осыпанный зарей;
В волнах блестят прибрежны сени;
То отраженный в них сияет мавзолей;
То холм муравчатый, увенчанный древами;
То ива дряхлая, до свившихся корней
Склонившись гибкими ветвями,
Сенистую главу купает в их струях;
Здесь храм между берез и яворов мелькает;
Там лебедь, притаясь у берега в кустах,
Недвижим в сумраке сияет.
Вдруг гладким озером является река;
Сколь здесь ее брегов пленительна картина;
В лазоревый кристалл слиясь вкруг челнока,
Яснеет вод ее равнина.
Но гаснет день... в тени склонился лес к водам;
Древа облечены вечерней темнотою;
Лишь простирается по тихим их верхам
Заря багряной полосою;
Лишь ярко заревом восточный брег облит,
И пышный дом царей на скате озлащенном,
Как исполин, глядясь в зерцало вод, блестит
В величии уединенном.
Но вечер на него покров накинул свой,
И рощи и брега, смешавшись, побледнели;
Последни облака, блиставшие зарей,
С небес, потухнув, улетели.
И воцарилася повсюду тишина;
Все спит... лишь изредка в далекой тьме промчится
Невнятный глас... или колыхнется волна...
Иль сонный лист зашевелится.
Я на брегу один... окрестность вся молчит...
Как привидение, в тумане предо мною
Семья младых берез недвижимо стоит
Над усыпленною водою.
Вхожу с волнением под их священный кров;
Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;
Как бы эфирное там веет меж листов,
Как бы невидимое дышит;
Как бы сокрытая под юных древ корой,
С сей очарованной мешаясь тишиною,
Душа незримая подъемлет голос свой
С моей беседовать душою.
И некто урне сей безмолвный приседит;
И, мнится, на меня вперил он темны очи;
Без образа лицо, и зрак туманный слит
С туманным мраком полуночи.
Смотрю... и, мнится, все, что было жертвой лет,
Опять в видении прекрасном воскресает;
И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
С надеждой к сердцу прилетает.
Но где он?.. Скрылось все... лишь только в тишине
Как бы знакомое мне слышится призванье,
Как будто Гений путь указывает мне
На неизвестное свиданье.
О! кто ты, тайный вождь? душа тебе вослед!
Скажи: бессмертный ли пределов сих хранитель
Иль гость минутный их? Скажи: земной ли свет
Иль небеса твоя обитель?..
И ангел от земли в сиянье предо мной
Взлетает; на лице величие смиренья;
Взор к небу устремлен; над юною главой
Горит звезда преображенья.
Помедли улетать, прекрасный сын небес;
Младая Жизнь в слезах простерта пред тобою...
Но где я?.. Все вокруг молчит... призрак исчез,
И небеса покрыты мглою.
Одна лишь смутная мечта в душе моей:
Как будто мир земной в ничто преобратился;
Как будто та страна знакомей стала ей,
Куда сей чистый ангел скрылся.
Здесь описываются некоторые виды ее берегов, и в особенности два памятника, произведение знаменитого И.П. Мартоса. Первый из них воздвигнут государынею вдовствующею императрицею в честь покойного императора Павла. В уединенном храме, окруженном густым лесом, стоит пирамида: на ней медальон с изображением Павла; перед ним гробовая урна, к которой преклоняется величественная женщина в короне и порфире царской; на пьедестале изображено в барельефе семейство императорское: государь Александр представлен сидящим; голова его склонилась на правую руку, и левая рука опирается на щит, на коем изображен двуглавый орел; в облаках видны две тени: одна летит на небеса, другая летит с небес, навстречу первой. — Спустясь к реке Славянке (сливающейся перед самым дворцом в небольшое озеро), находишь молодую березовую рощу: эта роща называется семейственною, ибо в ней каждое дерево означает какое-нибудь радостное происшествие в высоком семействе царском. Посреди рощи стоит уединенная урна Судьбы. Далее, на самом берегу Славянки, под тенью дерев, воздвигнут прекрасный памятник великой княгине Александре Павловне. Художник умел в одно время изобразить и прелестный характер и безвременный конец ее; вы видите молодую женщину, существо более небесное, нежели земное; она готова покинуть мир сей; она еще не улетела, но душа ее смиренно покорилась призывающему ее гласу; и взоры и рука ее, подъятые к небесам, как будто говорят: да будет воля твоя. Жизнь, в виде юного Гения, простирается у ее ног и хочет удержать летящую; но она ее не замечает; она повинуется одному Небу — и уже над головой ее сияет звезда новой жизни. (Прим. Жуковского.)
И.П. Мартос. Памятник Павлу I в Мавзолее Супругу - Благодетелю. Павловск...