Прославленный русский художник и писатель Василий Верещагин |
Василий Верещагин – русский художник и писатель, прославившийся нестандартными изображениями батальных сцен.
Прошлые столетия ознаменовались множеством войн, в которых так или иначе участвовала Российская империя. Неудивительно, что художники той эпохи часто изображали батальные сцены.
Среди баталистов 19-го века особое место занял Василий Верещагин, картины которого показывают зрителю обратную сторону войны – с горами трупов, страданиями и бесконечной болью.
Помимо полотен военной тематики, художник оставил огромное наследие из красочных и экспрессивных работ, созданных во время далеких путешествий. Одним из самых известных почитателей творчества Верещагина был Павел Третьяков, который с удовольствием приобретал его картины в авторских резных рамах.
Наполеон на бородинских высотах
РАННИЕ ГОДЫ
Живописец родился 14 октября 1842 года в городе Череповец Вологодской губернии. Отец мальчика, состоятельный помещик, в девятилетнем возрасте отдал его в морской кадетский корпус. Учеба в этом заведении Васе не нравилась, но перечить родителю он не смел.
Отдушину Верещагин находил в занятиях живописью. Рядом располагалась рисовальная школа, где будущий художник брал уроки живописи и знакомился с уже известными мастерами. Получив диплом, юноша так и не связал свою биографию с морским делом.
Вместо этого против воли родителей он записался в Академию художеств, а попутно стал заниматься литературным творчеством. Дебютное произведение автора под названием «Рассказ старого охотника» опубликовало петербургское издание «Голос», но после негативной рецензии молодой человек писательскую деятельность оставил.
Поджигатели или расстрел в кремле
В 1863 году Василий отправился в первую длительную поездку на Кавказ, посетив живописнейшие места в Нагорном Карабахе. Во время путешествия он знакомился с обычаями местных жителей, собирал народный фольклор, писал свои первые этюды. Из дневников молодого Верещагина:
«Много ездил, рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою — много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам».
С оружием в руках-расстрелять
После кавказского путешествия зарождающийся художник отправился во Францию, где устроился помощником к известному живописцу Жану Леону Жерому. Через два года Василий вернулся на родину и продолжил обучение в Академии художеств.
Конец бородинского боя
С 1867 года Василий служил штатным художником у туркестанского генерал-губернатора Константина фон Кауфмана. Весной 1868-го оказался в Самарканде и попал в осаду крепости взбунтовавшимися местными жителями. Вместе с солдатами храбро бился с бухарцами, за что впоследствии был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
По возвращении в Россию живописец представил соотечественникам свои первые работы, в основном этюдного характера. Раннее творчество Верещагина познакомило посетителей с неизвестной им Средней Азией с ее невольничьими рынками, нищими людьми, зависимыми от опиума и женщинами, чьи фигуры полностью скрывались в складках плотных одеяний.
Проведя дебютную выставку, путешественник вновь вернулся в Туркестан. На сей раз он выбрал дорогу через бескрайнюю Сибирь, киргизские территории и западную часть Китая. В Киргизии Василий некоторое время жил у своего старого знакомого Байтика Канаева, владевшего богатой юртой. Многие из картин художник создал именно здесь, изображал убранство жилища, местную природу. За колоритными пейзажами мастер отправлялся в горы, окружающие озеро Иссык-Куль.
Тем временем Западный Китай был объят массовыми восстаниями уйгуров и дунган. Императорские войска вели ожесточенное противодействие мятежникам, большинство городов региона было стерто с лица земли. Искусствоведы полагают, что именно под впечатлением от этих событий Верещагин написал свое знаменитое полотно «Апофеоз войны» с грудой черепов и кружащими над ней воронами.
Шпион
В начале 1870-х Василий Васильевич перебрался в британскую столицу. Здесь он открыл новую страницу своей личной жизни, познакомившись с будущей супругой Элизабет Фишер-Рид. Приятель Теодор Горшильд предоставил живописцу мастерскую, где тот создал знаменитые шедевры восточной тематики. Полный цикл работ был представлен в 1873 году в лондонском Хрустальном дворце.
Побежденные. Панихида
Верещагин планировал продемонстрировать эти полотна в России, поэтому сразу же предупредил организаторов выставки, что картины продавать не будет. Каждую работу мастер сопроводил рассказами о Туркестане, его истории и быте местных жителей. Позже автор опубликовал очерк «Поездка по Средней Азии». Впервые произведение появилось во французском журнале «Le Tour du Monde», затем его стала тиражировать британская пресса.
ТУРКЕСТАН
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА В РОССИИ
Свои работы на родине мастер демонстрировал и ранее, но первая масштабная выставка была организована только в 1874 году. Мероприятие произвело огромный фурор – выставочные залы едва смогли уместить всех желающих, а все 30 тысяч полотен художника были раскуплены в считанные дни.
Однако все получилось не так гладко. Чиновники не одобрили творчество Василия Васильевича, назвав его работы антипатриотичными. Как раз в те годы была подписана всеобщая воинская повинность, и от живописцев ожидались триумфальные произведения искусства, возвеличивающие мощь российской армии. Вместо изображений бравых военачальников в орденах и героических батальных сцен Верещагин рисовал изнанку войны – без прикрас и пропаганды. Творца обвинили в сочувствии противнику и отсутствии патриотизма.
В среде коллег-художников также нашлось немало критиков. Многим не нравился стиль Верещагина с его яркими красками, что не особо приветствовалось в академических кругах той эпохи. Несмотря на это, цикл художника высоко оценили такие авторитетные критики, как Иван Крамской и Павел Третьяков. Последний выкупил всю туркестанскую серию за баснословные по тем временам деньги – почти сто тысяч рублей.
Нищие
Все полотна Верещагина были заключены в массивные рамы, изготовленные по индивидуальному заказу. Изначально автор задумал украсить рамы арабской вязью, но незнание арабского языка заставило его отказаться от этой идеи. Вместо этого Василий Васильевич создавал эскизы с восточными узорами, которые мастера переносили на готовые обрамления.
Торжествуют
Багеты из натурального дерева покрывались матовой или глянцевой позолотой.
Верещагин настаивал, чтобы во время выставок холсты перевозили именно в этих рамах. Это увеличивало стоимость перевозки в разы, Третьякову даже приходилось нанимать целые железнодорожные составы.
ИНДИЯ
Базар
Под конец выставки Василий Васильевич вместе с супругой отправился в путешествие по Индии. На протяжении трех месяцев супруги изучали Восточные Гималаи и Сиккиму. В дороге случалось всякое: от нападений диких животных до многочасовых снежных бурь. Сам Верещагин перенес малярию, а его Элизабет чуть не ослепла из-за перепадов давления во время высокогорных переходов. Несмотря ни на что, путешественники продолжали свой нелегкий путь.
Художник переносил на холст древние мечети и буддистские храмы, удивительные монастыри в скалах и многовековые гробницы. В индийскую серию Верещагина включены портреты кудесников, буддийских старцев и изображения древних религиозных обрядов. Пока муж творил, Элизабет вела дорожный дневник, который после поездки был опубликован под названием «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных».
Индийский цикл увидел свет лишь через четыре года. На выставке в Петербурге творец продемонстрировал более 130 этюдов и полотен, большую половину из которых выкупил Павел Третьяков. Вход на экспозицию был абсолютно свободным, и за месяц ее посетили почти двести тысяч человек. В те годы за Верещагиным закрепилась репутация лучшего художника-ориенталиста России.
Во время путешествия живописцу прислали новость – в России его избрали профессором Императорской Академии художеств. От высокой награды мастер отказался со словами:
В середине 1870-х Василий Васильевич предпринял поездку в Париж. Здесь он пробыл всего несколько месяцев, после чего отправился в новое путешествие – на сей раз на Балканы.
О начавшейся войне с Турцией художник узнал, находясь в своей мастерской на окраине Парижа. Он приостановил все начатые работы и отправился добровольцем на фронт.
В ходе сражений Верещагин был серьезно ранен. Это случилось летом 1877 года, когда в результате вражеской атаки был подбит миноносец «Шутка», на котором служил Василий Васильевич. Живописца отправили в госпиталь Бухареста, где он провел почти три месяца. Подлечившись, солдат вернулся в строй, отказавшись от золотого наградного оружия.
Тем временем российское командование готовилось к штурму болгарского города Плевна. Населенный пункт хотели взять 30 августа, сделав таким образом Александру II подарок на его именины. Однако все пошло не по плану – русские войска потерпели поражение, тысячи солдат были потеряны безвозвратно. В этот период родился новый шедевр автора, получивший провокационное название «Царские именины».
«На Шипке все спокойно»
В число «острых» картин Верещагина вошел триптих «На Шипке все спокойно». Название появилось неслучайно – его художник позаимствовал из докладов генерала Федора Радецкого. Под его командованием воевали пехотинцы, многие из которых замерзли на Балканском перевале из-за плохого обмундирования.
Балканский цикл был выставлен в конце 1879 года в Париже. Как обычно, работы художника отображали суровую реальность войны, на них не было ни украшенных орденами военачальников, ни триумфальных победных сцен. В дискуссиях с Третьяковым, который был приверженцем традиционного изображения баталий.
Василий Васильевич не хотел делить цикл, однако коллекционер пожелал купить лишь несколько картин. После экспозиции художник дополнил серию еще тремя полотнами – «Перед атакой», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» и «Турецкий госпиталь в Плевне».
ПАЛЕСТИНА
В начале 1880-х Верещагин полностью отказался от создания батальных сцен, уж слишком близко к сердцу он принимал гибель каждого убитого солдата. В 1882 году вместе с супругой он отправился в очередное путешествие – на этот раз в Сирию и Палестину.
«Святое семейство»
Здесь родились его знаменитые картины библейской тематики. Созданные на Ближнем Востоке этюды художник впоследствии дорабатывал в своей мастерской в Мезон-Лаффите под Парижем. Самые известные работы того периода – «Святое семейство», «В Иерусалиме. Царские гробницы» и «Стена Соломона». Европейские священнослужители посчитали картины богохульническими, так как автор позволил себе изобразить святых не по церковным канонам. В Россию этот цикл Верещагин даже не повез, подозревая, что реакция там будет еще более суровой.
Святое семейство
В 1885 году была организована выставка, где художник представил свой библейский цикл. В зал пробрался недоброжелатель и облил шедевры серной кислотой. Было испорчено несколько багетов и полностью уничтожена одна из картин. Позже Верещагину удалось восстановить особо ценные полотна, однако на территории Европы он их больше не демонстрировал. Весь цикл мастер перевез в Соединенные Штаты, где после нескольких экспозиций распродал по частным коллекциям.
РУССКАЯ СЕРИЯ
Близ Георгиевского монастыря. Крым
В 1887 году Василий Васильевич развелся с Элизабет и взял в жены Лидию Андреевскую, с которой перебрался из Франции в Россию. На родине он возвел собственный особняк в тихом районе Москвы.
Во время Отечественной войны 1812 года Верещагин трудился над полотнами, посвященными великим сражениям. Всего он создал более 20 картин с изображением мест баталий.
Старая Москва
Очередное путешествие художник предпринял в 1893 году, на этот раз по российским городам. Здесь мастера заинтересовала местная архитектура с ее причудливыми резными элементами и массивными деревянными колоннами. Живописец изображал внутреннее убранство изб, а также нехитрый быт их обитателей. Позже автор выпустил книгу «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей», посвященную историям простых людей, населяющих провинцию.
Северная Двина
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ И СМЕРТЬ
В 1903-м живописец прибыл в Японию и провел там четыре месяца. Здесь родились его работы «Храм в Никко», «Японка» и «Прогулка в лодке», в которых четко прослеживается влияние импрессионизма. Как и все предыдущие полотна, японские картины были помещены в авторские багеты.
Через год Василий Васильевич вновь отправился в Японию, но в этот раз его беспокоили нехорошие предчувствия. Он писал супруге:
«Я ВСЕ ЕЩЕ НЕ УЕХАЛ, НО ЗАВТРА УЕЗЖАЮ НАКОНЕЦ, И С НЕХОРОШИМ ЧУВСТВОМ, ТАК КАК ЕДУ В СТРАНУ, ОЧЕНЬ ВРАЖДЕБНО К НАМ НАСТРОЕННУЮ… ПО ГАЗЕТАМ СУДЯ, В ЯПОНИИ ЧАСТЫ СОБРАНИЯ ВРАГОВ РОССИИ, ТРЕБУЮЩИХ ВОЙНЫ С НАМИ, СЧИТАЯ ТЕПЕРЕШНИЙ МОМЕНТ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЙ… У НИХ ВСЕ ГОТОВО ДЛЯ ВОЙНЫ, ТОГДА КАК У НАС НИЧЕГО ГОТОВОГО, ВСЕ НАДОБНО ВЕЗТИ ИЗ ПЕТЕРБУРГА…».
Когда началась война с японцами, Верещагин, не задумываясь, встал в строй. 31 марта 1904 года у берегов Порт-Артура был взорван броненосец «Петропавловск», на котором служил художник. Как и многие его товарищи, Василий Васильевич спастись не смог.
Источник: https://biographe.ru/uchenie/vasilij-vereshhagin
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |