-Метки

Вивальди Шуберт артисты артисты балета балет бах бетховен великие люди россии вероникины выступления гендель горный алтай дворцы духовная музыка женщины в мировой истории женщины в русской истории живопись животные здоровье знаменитые люди знаменитые музыканты золотое кольцо россии интересные мысли исторические места россии итальянские композиторы классическая музыка композиторы 19 века компьютер комьютер концерты кулинария лист мендельсон мир птиц мои фотографии московский кремль моцарт музеи музыкальные инструменты музыкальный словарь наша история опера парки певцы песни и романсы писатели поздравления поэзия прикладное искусство природа природа и музыка пушкин рахманинов рукоделие русские композиторы соборы и храмы советские композиторы танцы театры фильмы документальные фото городов хоры художественные фильмы чайковский швейцария шопен эпоха барокко эстрадные певцы юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина-Ник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 26847


Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина. Балет "Медный всадник" Р. Глиэра. Мариинский театр

Среда, 07 Июня 2023 г. 10:17 + в цитатник

«Пушкин – наше всё», - это высказывание из уст русского поэта Аполлона Григорьева прозвучало более 150 лет назад. Литературное наследие Александра Сергеевича действительно объединяет многих людей. Особым почитанием Пушкин пользуются у творческих людей: художники по его сюжетам пишут картины, а композиторы произведения поэта озвучивают прекрасной музыкой. Не обошёл стороной творения Александра Сергеевича и выдающийся советский композитор Рейнгольд Глиэр. Замечательный маэстро, вдохновлённый образами великого поэта, создал глубоко содержательный трехактный балет - лучшее сочинение композитора по одному из самых сильных произведений Пушкина - поэме «Медный всадник».

slide-19 (700x392, 68Kb)

Краткое содержание балета Глиэра «Медный всадник» 

На фоне пустынного берега Невы вырисовывается царственный образ Петра I. Он погрузился в раздумье о будущем государства Российского и мечтает о строительстве города, имеющего важное значение для всей страны.
1824 год, столица России. В ясный осенний день на центральной площади Санкт-Петербурга около горделиво возвысившегося монумента Петру I прогуливается народ. Его внимание привлекает бродячий театр кукол, а также актёры балаганного театра - Коломбина и Арлекин. На площади около памятника появляется Евгений, здесь он должен встретиться со своей возлюбленной Парашей. Девушка приходит, и счастливый молодой человек радостно устремляется к ней навстречу. Однако скоро начинает смеркаться, и величественный монумент Петра Великого пугает Парашу. Юноша успокаивает её и эмоционально начинает рассказывать о Петре…

008 (700x467, 77Kb)

Гавань в Санкт-Петербурге. На адмиралтейскую судоверфь, где идёт подготовка к спуску на воду вновь построенного корабля, в сопровождении Меньшикова прибывает Пётр I. Их встречает крестник царя Ибрагим Ганнибал. К пирсу пришвартовывается иноземный корабль, с которого на берег сходят иностранные гости. Они восхищаются строящимся городом и изумляются, насколько быстро и добротно русские пополняют свой флот. Пётр рубит канат, и корабль отправляется в море. Все ликуют.
Царь со своей свитой отправляется на ассамблею. Ибрагим Ганнибал на балу танцует с «Царицей бала». В зал входит Пётр I, он приказывает принести глобус и объясняет гостям свои планы по освоению морских просторов, а затем принимает верительные грамоты от послов разных государств. Вновь начинаются танцы, а далее гостям в качестве развлечения предлагается поиграть в жмурки: каждый мужчина с закрытыми глазами должен выбрать себе даму. Без партнёрши остаётся английский посол, который как проигравший выпивает большой кубок вина и, захмелев, падает под смех всех присутствующих. Бал окончен. Гости разошлись, но Пётр вновь в раздумьях. Он повелевает Меньшикову принести план строений города и в своих мечтах рисует облик будущей столицы России.
На этом рассказ Евгения заканчивается, и молодые люди прощаются.
На окраине Санкт-Петербурга, в небольшом домике на берегу залива вместе с матерью живёт возлюбленная Евгения. На лужайке собираются подружки, они затевают хоровод, к ним присоединяется Параша. Мать девушки, наблюдавшая за танцем, вспоминает, как в пору её молодости умели веселиться и плясать. Матушка уходит в дом, а девушки, услышав рассказ Параши о любимом молодом человеке, уговорили её погадать. Однако карты предсказали девушке беду, и подружки, чтобы отвлечь Парашу от грустных мыслей, хотят развеселить её танцем. Появляется Евгений, он старается быть незамеченным. Увидев молодого человека, смутившись, девушки убегают, а Евгений и Параша остаются одни. Охваченные нежным чувством они признаются друг другу в любви. Девушки возвращаются и поздравляют молодых людей с помолвкой. Вдруг со стороны залива подул пронзительный ветер, Евгений спешит попрощаться с Парашей.
Евгений в своей комнате. Он нежно вспоминает о свидании с возлюбленной, как вдруг пушечные выстрелы предупреждают о наводнении. Беспокоясь о Параше, Евгений выбегает на улицу.
Напуганные горожане столпились на набережной, наблюдая, как стремительно прибывает вода. Люди в страхе разбегаются. На опустевшей набережной появляется Евгений. Молодой человек с ужасом смотрит, как стихия сметает всё на своём пути: погибают люди, рушатся дома. Завидев случайную лодку, Евгений не раздумывая, бросается в пучину, в надежде, что рыбаки помогут ему встретиться с невестой.
Буря наконец-то утихает и Евгений добирается до того места где со своей матушкой жила Параша. Но старого домика нет, только сиротливо стоит сломанное дерево. Юноша потрясён настолько, что едва начинает воспринимать увиденное. Рассудок молодого человека не выдерживает, и у него начинаются галлюцинации. Устав гоняться за видениями, Евгений в изнеможении падает на землю.
На Сенатской площади вновь многолюдно. Возле памятника Петру I бродит безумный Евгений. Прохожие смотрят на него с сожалением. Сознание молодого человека на некоторое время проясняется и он узнаёт то место, где недавно встречался и был счастлив с Парашей. Посмотрев на монумент, Евгений грозит ему, так как видит в нём причину всех своих несчастий. Воспалённому воображению юноши видится, что памятник ожил и хочет его затоптать. Евгений падает мёртвым, сил бороться у него больше нет.
Эпилог
Величественный город, о котором мечтал Пётр I построен, он живёт и процветает.


Действующие лица

Пётр I- Император Всероссийский

Евгений - госслужащий низкого чина

Параша - возлюбленная Евгения

мать Параши - вдова

Меньшиков - ближайший сподвижник и фаворит Петра I

Ибрагим Ганнибал - крёстный сын императора, больше известен как «арап» Петра Великого

крёстный сын императора, больше известен как «арап» Петра Великого

Балакирев шут Петра I

Царица бала - девушка, по заведённому порядку выбираемая хозяином дома, в котором проходит ассамблея

Коломбина

персонажи балаганного театра
Арлекин

 Источник: https://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/balet-mednyj-vsadnik

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 15 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку