-Метки

Вивальди Шуберт артисты артисты балета балет бах бетховен великие люди россии вероникины выступления гендель горный алтай дворцы духовная музыка женщины в мировой истории женщины в русской истории живопись животные здоровье знаменитые люди знаменитые музыканты золотое кольцо россии интересные мысли исторические места россии итальянские композиторы классическая музыка композиторы 19 века компьютер концерты кулинария лист мендельсон мир птиц мои фотографии московский кремль моцарт музеи музыкальные инструменты музыкальный словарь наша история опера парки певцы песни и романсы писатели поздравления поэзия прикладное искусство природа природа и музыка пушкин рахманинов рукоделие русские композиторы соборы и храмы советские композиторы танцы театры фильмы документальные фото городов хоры художественные фильмы чайковский швейцария шопен эпоха барокко эстрадные певцы юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина-Ник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 26706


Ко дню рождения Екатерины Максимовой, одной из самых ярких звезд советского балета

Среда, 01 Февраля 2023 г. 06:27 + в цитатник

Екатерина Максимова была одной из самых ярких и известных советских балерин. Она жила в эпоху, когда к артистам балета относились как к космонавтам и авиаконструкторам, а имена танцовщиков и хореографов знала вся страна. Максимова по-прежнему остается объектом восхищения поклонников искусства и эталоном мастерства для юных артистов.

247643103 (700x458, 42Kb)

Внучка философа Екатерина Максимова родилась 1 февраля в 1939 году в семье интеллектуалов: ее дедушкой был русский философ Густав Шпет. Серьезный интерес девочки к балету сначала насторожил ее маму, так как до этого момента в семье Максимовых не было профессиональных артистов. Тогда она попросила совета у танцовщика и педагога Большого театра Василия Тихомирова, и тот порекомендовал ей отдать дочь в Московское хореографическое училище.

1af4101e0f11ca133799969e6ca92216 (640x664, 101Kb)

Педагоги сразу заметили феноменальный талант юной балерины и приглашали ее участвовать в спектаклях Большого театра, когда она была еще ученицей. Катя уже в 14 лет выглядела как настоящая балерина: ее детская угловатость сочеталась с женственной мягкостью и изяществом, но главным, что приковывало к ней взгляд, была лучезарность. Максимова испытывала счастье от танца и отдавала его своему зрителю. Педагогом Максимовой была Елизавета Гердт, ведущий преподаватель женского классического танца XX века. Строгая наставница была верна классическому балетному образованию. Елизавета Гердт редко хвалила своих учениц, однако талант Екатерины Максимовой признавала всегда. Именно ей, тогда еще ученице 8-го класса, Гердт доверила исполнить сложную главную женскую роль в балете «Щелкунчик».

424234-1 (700x698, 89Kb)

В 1966 году балетмейстер Юрий Григорович вместе с художником Симоном Вирсаладзе поставил в Большом театре, революционного во всех смыслах, «Щелкунчика», где героям предстояло пройти целую серию испытаний и перевоплощений.  Григорович продумывал их в расчете на «бриллиантовую» технику ног балерины. Причем сравнение с бриллиантами было не случайным. В финальном свадебном па-де-де играла челеста — редкий инструмент, похожий по звучанию на звон колокольчиков. Это па-де-де было сложнейшим для исполнения фрагментом, и Максимова танцевала эту вариацию танца Феи Драже с точным, посекундным попаданием в такт, и казалось, что именно от движений балерины звенели и переливались бриллиантовые колокольчики.

Вариации феи Драже из балета "Щелкунчик"



Другой знаменитой ролью Максимовой в Большом театре была Китри в «Дон Кихоте». В нем она танцевала со скоростью вихря, буквально летала над сценой, не касаясь ее поверхности. У Максимовой не было страстного средиземноморского темперамента, как, например, у Майи Плисецкой или Суламифи Мессерер, которые феноменально стилизовались под испанок. Ее Китри была бесстрашной и раскрепощенной. 

Па-де-де из балета "Дон Кихот"



Когда Екатерина только пришла после училища в Большой театр в 1959 году, Григорович ставил «Каменный цветок» Прокофьева, и ей, неопытной девчонке, досталась роль Катерины в премьерных спектаклях. А спустя девять лет она стала первой исполнительницей партии Фригии в «Спартаке». Максимова исполняла роли в этих спектаклях несколько иначе, чем другие артистки, не вводила в танец элементы гимнастики, которых требовал от балерин 1960-х Григорович.

Адажио из балета "Спартак"



Максимова оставалась на сцене самой собой, и даже необычные поддержки в адажио и дуэтах исполняла на свой лад. Записей выступлений Максимовой сохранилось, увы, очень мало, но каждую из них можно считать достойным пособием по истории балета 70-х и 80-х годов прошлого века. Позднее творчество Максимовой осталось в фильмах-балетах «Анюта», «Галатея», «Сотворение мира», «Старое танго». Максимова хотела сниматься всегда, но не умела совмещать работу в разных жанрах, считала, что если будет уделять время кино, то предаст профессиональный балет.

Сцена из балета "Жизель"



Она пришла в кинематограф сравнительно поздно, лишь после того, как станцевала в Большом театре все возможные роли. Участие в музыкальных кинофильмах и фильмах-балетах, созданных специально для нее, значительно продлило творческую жизнь балерины, расширило ее амплуа в жанрах комедии и эксцентрики. Екатерина Максимова и ее супруг Владимир Васильев, блистательный танцовщик Большого театра, были настоящими звездами СССР в широком смысле слова. Благодаря им и их выступлениям сформировалось такое важное понятие, как «Bolshoi Ballet» — визитная карточка Советского Союза в мире искусства.

Мазурка муз. Скрябина



Максимова была балериной академического направления, наследницей принципов императорского балета с его сложной техникой и каноном точной и грациозной позы. В танце она ничего и никогда не упрощала. За ее виртуозностью, недостижимостью и тайной невозможно было не тянуться. И люди тянулись — и даже сегодня говорят о балерине только в настоящем времени: «Максимова эту вариацию танцует так-то», «скорость Максимовой», «улыбка Максимовой».

Тарантелла из балета "Анюта"



Гран па из балета "Дон Кихот"



Источник: https://www.culture.ru/materials/168867/ekaterina-maksimova-brilliantovaya-balerina-sovetskogo-soyuza

 

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 21 пользователям

vit4109   обратиться по имени Среда, 01 Февраля 2023 г. 09:58 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 01 Февраля 2023 г. 09:59ссылка
vit4109, Спасибо за внимание и Вам!
daizyLeningrad   обратиться по имени Среда, 01 Февраля 2023 г. 21:12 (ссылка)
Нина-Ник, Большое спасибо за великолепный подарок: пост о великой лучезарной балерине Екатерине Максимовой и Владимире Васильеве - знаменитой балетной паре СССР. Статья написана с большой любовью, знанием, подборкой видео. Смотреть буду позже, сейчас просто ознакомилась.
С благодарностью!
С благодарностью! (699x581, 141Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 01 Февраля 2023 г. 21:18ссылка
daizyLeningrad,спасибо Вам большое за такой трогательный комментарий. Люблю очень их тоже. Не могу насмотреться, как они танцуют. Это чудо!!!
Agnieszka75   обратиться по имени Четверг, 02 Февраля 2023 г. 04:54 (ссылка)
Спасибо за подборку видео! Неповторимая, недостижимая да просто прекрасная во всех отношениях.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 02 Февраля 2023 г. 09:58ссылка
Agnieszka75, пожалуйста. Спасибо за внимание и отзыв!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку