-Метки

Вивальди Шуберт артисты артисты балета балет бах бетховен великие люди россии вероникины выступления гендель горный алтай дворцы духовная музыка женщины в мировой истории женщины в русской истории живопись животные здоровье знаменитые люди знаменитые музыканты золотое кольцо россии интересные мысли исторические места россии итальянские композиторы классическая музыка композиторы 19 века компьютер концерты кулинария лист мендельсон мир птиц мои фотографии московский кремль моцарт музеи музыкальные инструменты музыкальный словарь наша история опера парки певцы песни и романсы писатели поздравления поэзия прикладное искусство природа природа и музыка пушкин рахманинов рукоделие русские композиторы соборы и храмы советские композиторы танцы театры фильмы документальные фото городов хоры художественные фильмы чайковский швейцария шопен эпоха барокко эстрадные певцы юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина-Ник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 26609


О жизни, творчестве и великой любви прославленной певицы Полины Виардо

Суббота, 18 Июля 2020 г. 11:50 + в цитатник

Семья Гарсиа
Мишель-Фердинанда-Полина Гарсиа, испанка по происхождению, родилась в Париже 18 июля 1821г. Она была младшей дочерью известного тенора Мануэля дель Паполо-Висента-Родригес Гарсиа "Великого" и певицы Хоакины Сичес. Старшая сестра Полины, Мария-Фелиста, тоже была знаменитой оперной дивой.

1-22577-1544009960-4500 (580x700, 36Kb)

Начальным правилам пения Полину обучал её отец. Девочка с ранних лет проявляла невероятное трудолюбие и усердие, за что среди домашних получила добрую кличку "муравей". Полина отлично владела несколькими языками, а в 8 лет приступила к изучению гармонии и теории композиции - сложным музыкальным наукам. Фортепиано ей преподавал сам Ференц Лист, в которого она по-детски была влюблена.
В июне 1832г. в дом Гарсиа пришло горе - скончался Мануэль. Всех, особенно впечатлительную Полину, поразил тяжёлый удар, потеря была невосполнима. Семья переехала в Брюссель, где Хоакина вплотную занялась музыкальным образованием младшей дочери.

Как-то Мария Малибран сказала французскому писателю Эрнесту Легуве про свою сестрёнку: "Это дитя затмит нас всех". Две сестры, рождённые от одних и тех же родителей, совершенно не походили друг на друга: красавица Мария была лишена усидчивости, а некрасивая Полина обладала редким обаянием, прекраснодушием и упорством в занятиях.

23 сентября 1836г. в Манчестере Мария упала с лошади и разбилась насмерть. Это была ещё одна страшная трагедия после смерти отца.
Полине пророчили карьеру пианистки, и Ф. Лист всячески поощрял способности девочки в этой области. Но позже Хоакина Гарсиа, вовремя уловив незаурядность голоса дочери, сформировавшегося к тому времени, поставила целью сделать из неё настоящую оперную певицу.
Полина Гарсиа пела в ансамбле церкви св. Гудулы. Юную певицу стали приглашать на вечера некоторые аристократические семейства. Публичное выступление в концерте для бедных, проходившем в зале брюссельской ратуши, принесло ей широкую известность. Однако мать понимала, что Полину необходимо увозить в Париж - только там возможна карьера оперной певицы.
Полина Гарсиа почти беспрепятственно продвигалась к высотам, покоряя слушателей самобытностью голоса, глубокой внутренней культурой и бесконечным обаянием. Весной 1839г. она получила предложение петь на сцене "Театра королевы"в Лондоне. Полине было всего 17 лет.
В Лондоне её впервые услышал Луи Виардо, на тот момент один из директоров "Итальянского театра"в Париже, и пригласил вступить в труппу театра.
Дебют певицы на этой сцене состоялся 7 октября 1839г. Рецензент, писатель Теофиль Готье в своей книге "История драматического искусства во Франции за 25 лет" назвал Полину Гарсиа "звездой первой величины, звездой о семи лучах".

Тот же Готье отметил её внешние данные: стройность фигуры, гибкую шею, изящно поставленную голову, красивые сверкающие глаза. А голос певицы он назвал "одним из самых великолепных инструментов, какие только можно услышать". А Г. Берлиоз пророчил, что у Полины Гарсиа "не будет соперниц в Европе".
000009 (514x700, 136Kb)

В те времена Полина стала новостью в музыкальном мире Парижа: она не только приятно шокировала зрителей волшебством голоса, но и произвела впечатление новаторством в манере игры на сцене. В её движениях не было принятой театрализованности, её игра, хотя и темпераментная, отличалась непосредственностью и жизненностью.
Луи Виардо, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, влюбился в Полину. Виардо был выходцем из состоятельной буржуазной семьи. Высокого роста, элегантный, с правильными чертами лица, он являлся порядочным человеком, мягкого, покладистого характера. Виардо имел юридическое образование, но оставил деятельность адвоката и посвятил себя литературе и журналистике.
В апреле 1840г. состоялось бракосочетание Полины и Луи. Полина писала своей любимой подруге, французской писательнице Жорж Санд: "Как вы мне и обещали, я нашла в Луи возвышенный ум, глубокую душу и благородный характер..."
Русские сезоны
Участие в русском сезоне имело для П. Виардо грандиозное значение: это прежде всего творческая перспектива и одновременно возможность вырваться из удушающей враждебной атмосферы парижского театра - в "Большой опере" Парижа её напрягали пошлые интриги.
В русской столице Полина Виардо произвела на слушателей сногсшибательное впечатление. Вдруг совершилось что-то необыкновенное, раздались такие восхитительные, бархатные ноты, каких, казалось, никто не слыхивал. По зале пробежала электрическая искра... Восторг не мог уже вместиться в огромной массе людей, жадно ловившей звуки этой волшебницы, завладевшей так внезапно и всецело всеми чувствами... Да, это была волшебница...Именно электрическая искра пробила коллежского секретаря Министерства внутренних дел, кандидата философии и молодого писателя Ивана Тургенева, когда он в октябре 1843г. посетил один из спектаклей с участием Полины Виардо!
А в ноябре Комаров привёл Тургенева в дом Демидова, в котором расположилась на время гастролей семья Виардо. И произошла "роковая встреча" начинающего русского писателя с певицей, имеющей европейское имя. В конце жизни Полина Виардо вспоминала первую встречу: "Мне его представили со словами: "Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт".
Во время третьего русского сезона, в январе 1846г., маленькая дочь Виардо, Луизетта, заболела коклюшем. Полина заразилась от девочки и болезнь грозила её потерей голоса. Настал час, когда певица задала себе вопрос: возвращаться ли в Петербург на будущий сезон? Уйти вовремя - это своего рода талант.
Полина понимала, что "Заживаться" в России нельзя. Стать обыденной частью итальянской оперы, допустить "привыкания" к себе публики - недостойно. В то же время она трезво оценивала для себя качество результата трёх русских сезонов: именно Петербург с радушной публикой, полезной критикой сформировал её как певицу и артистку.
Как-то она говорила: "Если я останусь, то останусь потому, что при 30-ти мороза в вашей публике я нахожу 35 градусов теплоты... эта публика одушевляет меня... и я люблю вашу публику".
Но теперь наступило время, когда ей необходимо было закрепиться в положении основной европейской примадонны, а для этого нужно появиться на одной из крупных сцен Западной Европы. И Полина Виардо не подписала новый контракт с Дирекцией русских театров.
В душе Тургенева Полина поселилась навсегда. Пути любви неисповедимы!
И вновь Россия
В Россию Полина Виардо попала вновь лишь в 1853 году.
После грандиозного успеха в Петербурге Полина должна была продолжить выступления в Москве. Но 11 марта 1853г. Большой театр в Москве сгорел. Вообще, гастроли в Москве получили название "концерты с сюрпризами". Полина Виардо сильно заболела. С другой стороны, болезнь позволила быть рядом с любимым Тургеневым.

untitled-15-72 (700x437, 69Kb)

17 апреля 1853г. И. Тургенев написал П. Виардо: "Вы знаете то чувство, которое я посвятил вам и которое окончится только с моей жизнью".
Это был последний визит Полины Виардо в Россию.. Виардо-Гарсиа блистала на многих мировых оперных сценах. Она пела в Париже, в Лондоне, в Вене, в Берлине, в Мадриде, в Петербурге. Однако лишь на первый взгляд её творческая жизнь была безоблачной. Нет, Полине Виардо выпала своя доля испытаний. Она всегда мечтала петь на родине, во Франции, но с "Большой оперой" в Париже отношения складывались не лучшим образом: то интриги тогдашних примадонн, то политические неурядицы из-за республиканских взглядов мужа.
А когда всё-таки пришло признание и "Большая опера" окончательно приняла Виардо, ей пришлось покинуть оперную сцену по причине плачевного состояния голоса после перенесённых заболеваний и певческой нагрузки. В 42 года П. Виардо закончила оперную карьеру и стала преподавателем вокала. И в личной жизни складывалось не всё так просто.
Полину Виардо, экзотическую женщину, любили многие великие мужчины. В сети её колдовского воздействия попал и Тургенев, который бесконечно обожал "большие глаза с задумчивым и в то же время дерзким взором...". "Мне ли забыть выражение этого взора? - говорил он. - Я замирал и гас в его лучах. С той минуты, как я увидел её в первый раз - с той роковой минуты принадлежал ей весь..."
Где бы ни находилась Полина, за ней неотступно следовал Тургенев. Богатый, получающий содержание от матушки-помещицы, он позволял себе приобретать недвижимость неподалёку от места пребывания своей возлюбленной. Вообще-то, сказать "возлюбленная" - это ничего не сказать о том чувстве, которое писатель питал к Полине Виардо: необозримо глубокое и очень сложное чувство.
В 1856г. он приехал к Виардо в их замок Куртавнель, слывя другом семьи. "Я здесь чувствую себя дома, никуда не хочется - на душе тихо и светло. Как отлично мы проводили время в Куртавнеле! Каждый день казался подарком", - писал он В. П. Боткину.Если семья Виардо перебиралась в Париж в квартиру на ул.Друэ, Тургенев нанимал квартиру рядом. Когда чета Виардо переехала в Баден-Баден, Тургенев купил там же шикарную двухэтажную виллу. А в местечке Буживаль он жил в шале по соседству с виллой Виардо.
На протяжении сорока лет отношения между Иваном Тургеневым и Полиной Виардо складывались не всегда ровно. Дважды они сводились как бы к нулю. Оба понимали, что они не могут быть друг с другом и не могут быть друг без друга. Мучительное противоречие.

Портрет Тургенева

153183320_000009 (483x699, 80Kb)

В 1860г. после сильнейшей болезни сына Полина Виардо пожелала видеть Тургенева у себя. Между ними произошло какое-то серьёзное объяснение, потому что вскоре после этого свидания Тургенев в одном из писем говорил следующее: "На днях моё сердце умерло. Прошедшее отделилось от меня окончательно, но, расставшись с ним, я увидел, что у меня ничего не осталось, что вся моя жизнь отделилась вместе с ним..."
Однако Тургенев ошибался. Любовь никуда не уходила, и через два года началось новое сближение с Виардо. Он последовал за Полиной в Баден-Баден и остался там в качестве члена семьи.
В Баден-Бадене Полина Виардо создала целую школу вокала. Она воспитала многих выдающихся оперных певцов и певиц. Именно частные уроки пения принесли Виардо ещё и мировую педагогическую славу. Дело в том, что в 1871г. она согласилась занять место профессора пения в Парижской консерватории по приглашению нового директора А. Тома, но через четыре года ушла из консерватории, так как идеи Виардо о методах преподавания вокала весьма расходились со взглядами консерваторских авторитетов. И Полина Виардо предпочла индивидуальные свободные занятия.
Луи Виардо испытывал к жене настолько высокую любовь, что терпел присутствие Тургенева и расположение к нему Полины. Не всякому человеку дано понять беспредельное благородство души Луи Виардо, которое где-то даже совестило и утомляло Полину, ведь она питала к Луи только чувства дружбы и уважения.

Луи Виардо медленно угасал. Он превратился в старика с крючковатым носом, сгорбленного, угрюмого, не выходящего из дому. Знакомые иногда обвиняли его в эгоизме и холодности, но никто, кроме Полины, не знал, какова была его любовь к ней и преданность, которую он проявлял на протяжении всей их совместной жизни. По поводу многолетних странных отношений Тургенева с семьёй Виардо и в русском, и зарубежном обществе, рождалось, конечно же, множество былей и небылиц. Одно время бытовала легенда "о рабстве" Тургенева, в другой раз его называли "нахлебником", хотя Тургенев никогда не нуждался в средствах. Порой судили о так называемой "неравной любви".
Полина Виардо и Иван Тургенев имели противоположные типы характеров: решительный, уверенный у неё и душевно-мягкий у него. Но никто из этого своеобразного треугольника не отказывался от существующего положения, значит, так и должно было быть, значит, в этом все трое находили выход и счастье.
С 1880г. здоровье писателя резко обострилось, врачи не понимали сущности его болезни. А у Тургенева развивался рак позвоночника. Через два года боли в спине усилились. В январе 1883г. Тургеневу сделали операцию невромы, но облегчения не наступило, страдания омрачали ему жизнь.
Полина забрала писателя к себе на виллу в Буживале. Случилась знаковая сцена: Тургенева сносили с лестницы, а на втором этаже к двери подкатили умирающего Луи Виардо. Они пожали друг другу руки и сказали "adieu", - так расстались навеки. Через две недели Луи Виардо скончался на руках у жены.

Портрет Тургенева

997645d3eeafeec0292f490929575757 (536x700, 141Kb)

Теперь все заботы Полины и её дочерей устремились к Тургеневу, прикованному к постели, измученному, пропитанному опиумом и морфием. Накануне смерти он узнал Полину и воскликнул: "Вот царица цариц, сколько добра она сделала!" 3 сентября 1883г около двух часов дня И. С. Тургенева не стало. Полина Виардо обратилась в Петербург, в Министерство иностранных дел с ходатайством о перевозе тела Тургенева а Россию. Правительство России не стало чинить препятствий. 62-летняя Полина, не имея возможности взять на себя проводы Тургенева в Петербург, отправила своих двух дочерей сопровождать гроб с телом Тургенева в Россию. Клоди и Марианна с мужем оказались свидетелями грандиозных похорон Тургенева на Волковом кладбище 27 сентября 1883г. Смерть любимого человека для Полины Виардо сала слишком сильным ударом. В первое время она не выходила из комнаты. Спустя время Полину посетил художник А. П. Боголюбов, и во время их встречи Виардо сказала слова, которые, по сути, подводят к пониманию их с Тургеневым любви: "Какое право имеют так называемые друзья Тургенева клеймить меня в его пошлых отношениях? Все люди от рождения свободны, и все их действия, если они не причиняют вреда обществу, не подвержены ничьему суду, ибо чувства и действия мои и его были основны на законах, нами принятых, не понятных для толпы... 42 года я прожила с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому. Но мы слишком хорошо понимали друг друга, чтобы заботиться о том, что о нас говорят, ибо обоюдное наше положение было признано законным теми, кто нас знал и ценил. Если русские дорожат именем Тургенева, то я с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Виардо никак его не умаляет..." В свою очередь А. П. Боголюбов сделал вывод: "Жизнь Тургенева и Виардо не есть жизнь обыкновенных людей. Полина Виардо была ... с Иваном Сергеевичем истинная пара по умственным достоинствам... всё...было для него ничтожно по сравнению с теми высокими моментами, которые приковали его к дивной женщине... Он был счастлив до гроба.  И. С. Тургенев всю жизнь по-настоящему любил только одну Полину Виардо. Этому чувству им воздвигнут памятник - два стихотворения в прозе. "О ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!" - писал Тургенев в стихотворении "Когда меня не будет". Полина Виардо тихо ушла из мира, без страданий, в ночь с 17 на 18 мая 1910г. Великую певицу, прекрасного музыкального педагога и композитора Полину Виардо-Гарсиа похоронили на Монмартрском кладбище в семейном склепе.



 Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5debc373bd63960ef33e0022/bezobraznaia-krasavica-polina-viardo-5e0d62c86f5f6f00ae027b8d

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 11 пользователям

Надежда-Ариана   обратиться по имени Суббота, 18 Июля 2020 г. 14:11 (ссылка)

0_18e7b4_7901b519_orig (700x646, 7198Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Июля 2020 г. 15:32ссылка
Надежда-Ариана, спасибо большое за внимание!
Donnarossa   обратиться по имени Вторник, 21 Июля 2020 г. 17:35 (ссылка)
Редкие высокие отношения. Спасибо, Нина, история любви Тургенева и Виардо в своём роде уникальная.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 21 Июля 2020 г. 20:37ссылка
Donnarossa, Настоящая любовь. Спасибо, Лена!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку