Знаменитые концерты Феликса Мендельсона |
Феликс Мендельсон - выдающийся немецкий композитор-романтик, своей творческой деятельностью внёсший неоценимый вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры. В наследии талантливого маэстро немало прекрасных произведений, которые по праву считаются настоящими шедеврами, и неоспоримо, что особое место среди них занимает "Концерт для скрипки с оркестром ми минор." Это сочинение, с блеском проявившее лучшие черты дарования композитора, стало одним из ярчайших образцов скрипичной концертной музыки.
Скрипичные сочинения в творчестве Мендельсона единичны; первоклассный пианист, он преимущественное внимание отдавал фортепиано.
Скрипичный концерт — одно из наиболее жизнеспособных созданий Мендельсона, в котором он с блеском проявил лучшие черты своего дарования: пластичность песенных лирических и скерцозно-фантастических образов, простоту и искренность лирического высказывания, богатый мелодизм.
История создания
В июле 1838 года Мендельсон в своём послании сообщил свему другу Давиду, что хочет написать для него скрипичный концерт, тема которого навязчиво крутиться в голове. Однако с момента, когда Мендельсон написал другу о своём замысле и до того как он поставил последнюю точку в партитуре произведения, прошло без малого шесть лет. Это сочинение для Феликса стало как наваждение, ведь он задумал создать нечто новаторское, непохожее на то, что ранее было написано в этом жанре. Совершая гастрольные поездки или уезжая на отдых, Мендельсон непрерывно вёл переписку с Давидом, постоянно консультируясь с ним по поводу концерта. Фердинанд с большим удовольствием давал другу ценные советы, но при этом подбадривал и поторапливал Феликса с окончанием работы над произведением.
Концерт для скрипки с оркестром
Между тем Мендельсон как будто специально оттягивал выход в свет своего концерта, хотя в это время из-под его пера выходило одно сочинение за другим.
По какой из причин Феликс медлил с завершением работы над концертом, сегодня никто конкретно объяснить не может. В 1844 году композитор вновь активно приступил к работе над произведением. 16 сентября 1844 года партитура наконец-то была закончена, а премьерное исполнение нового сочинения было назначено на март следующего года. Успех концерта был ошеломляющим: не только публика, но и критики приняли его с большим воодушевлением. Через полгода, 23 октября, выступление повторили вновь.
Фортепианные концерты
У Мендельсона насчитывается всего 3 концерта для фортепиано с оркестром: a-moll - 1822, g-moll - 1831, d-moll - 1837. Среди этих концертов особенно выделяется концерт ор.25 g-moll, впервые исполненный в Мюнхене в 1832 году. В этом концерте ярко выступают черты романтического концертного мышления композитора. Как в симфониях и увертюрах, в них обнаруживаются основные признаки сходства с концертными жанрами: классическая трехчастность - энергичное allegro в качестве первой части, медленная лирическая часть в центре и оживленный финал; элементы мотивно-тематической работы и характерные тональные закономерности.
Романтический тематизм, преимущественно песенно-лирического, а также фантастического, скерцозно-танцевального планов, с более свободным изложением и соотношением тем, создает новый тип концертного жанра. В сферу концертной виртуозности проникает задушевная лирическая тема, глубоко личная по тонусу. Это меняет облик жанра. Лирическая песенность здесь - не просто лирическая тема, а глубокая сущность, внутренний нерв всего музыкального замысла, его целостного воплощения. Концертные произведения Мендельсона обладают неповторимой индивидуальностью, захватывающей мелодической выразительностью.
Мендельсон существенно преобразует «классический» тип концерта. Он отказывается от изолированности каждой части цикла, создает смену контрастных и вместе с тем связанных друг с другом романтических картин-переживаний. Романтичность мышления проявляется не только в «поэмности» трактовки цикла, но и во внутренней сущности каждой его части.
Концерт для фортепиано с оркестром №1
Концерт для двух фортепиано и оркестра
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |