-Метки

Вивальди Шуберт артисты артисты балета балет бах бетховен великие люди россии вероникины выступления гендель горный алтай дворцы духовная музыка женщины в мировой истории женщины в русской истории живопись животные здоровье знаменитые люди знаменитые музыканты золотое кольцо россии интересные мысли исторические места россии итальянские композиторы классическая музыка композиторы 19 века компьютер концерты кулинария лист мендельсон мир птиц мои фотографии московский кремль моцарт музеи музыкальные инструменты музыкальный словарь наша история опера парки певцы песни и романсы писатели поздравления поэзия прикладное искусство природа природа и музыка пушкин рахманинов рукоделие русские композиторы соборы и храмы советские композиторы танцы театры фильмы документальные фото городов хоры художественные фильмы чайковский швейцария шопен эпоха барокко эстрадные певцы юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина-Ник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 26722


Российские композиторы ХХ века. Валерий Александрович Гаври́лин

Четверг, 18 Апреля 2019 г. 07:34 + в цитатник

Валерий Александрович Гаври́лин (17 августа 1939 — 28 января 1999) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР. Народный артист РСФСР.
1 (324x30, 2Kb)
"Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?" — эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, ее любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный успех его "Русской тетради", "Перезвонов", балета "Анюта" — подтверждение тому. И секрет этого успеха - не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой именно музыке - доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает и насыщает душу. И еще - Гаврилин в высшей степени наделен редким, горьким и святым даром истинного художника - способностью чувствовать чужую боль, как свою...

Каприс, музыка из балета "Анюта"



"Таланты русские, откуда вы беретесь?" На этот вопрос Е. Евтушенко Гаврилин мог бы ответить словами А. Экзюпери: "Откуда я? Я из моего детства..." Для Гаврилина, как для тысяч его сверстников - "подранков", детским садом была война. "Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта", - скажет он позже, уже взрослым. Ему было 2 года, когда в их семью пришла похоронка - в августе сорок первого погиб под Ленинградом отец. Потом были долгие годы войны и детский дом в Вологде, в котором ребятишки сами вели хозяйство, сажали огород, косили сено, мыли полы, ухаживали за коровами. А еще в детдоме был свой хор и народный оркестр, был рояль и учительница музыки Т. Томашевская, открывшая мальчику добрый и прекрасный мир музыки.

 Большой вальс и тарантелла из балета "Анюта"



И однажды когда в Вологду приехал педагог Ленинградской консерватории, ему показали удивительного мальчишку, который, не зная еще толком нот, сочиняет музыку! И судьба Валерия круто изменилась. Вскоре из Ленинграда пришел вызов и четырнадцатилетний подросток уехал поступать в музыкальную школу при консерватории. Его взяли в класс кларнета, а через несколько лет, когда в школе открылось композиторское отделение, он перешел туда.
Учился Валерий жадно, взахлеб, с упоением.

Три фрагмента из симфонической сюиты "Свадьба"



В Ленинградскую консерваторию Гаврилин поступил в 1958 г., в класс композиции О. Евлахова. Сочинял много, но на 3 курсе неожиданно перешел на музыковедческий факультет и серьезно занялся фольклором. Ездил в экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в жизнь, вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства, старался постичь их характеры, мысли, чувства. Это была напряженная работа не только слуха, но - сердца, души, ума. Именно тогда, в этих разоренных войной, нищих северных деревушках, где почти не было мужчин, вслушиваясь в женские песни, пронизанные неизбывной печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни,

Вальс из симфонической поэмы "Дом у дороги" 



Гаврилин впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского творчества - соединить достижения профессиональной музыкальной классики с этими бытовыми, "низкими" жанрами, в которых таятся сокровища истинной поэзии и красоты. 
С сочинениями Гаврилина познакомился Шостакович и настоятельно посоветовал ему поступать в аспирантуру. Сдав экстерном все экзамены, Гаврилин стал аспирантом. В качестве дипломной работы он представил вокальный цикл "Русская тетрадь". А в конце 1965 г., в дни декады ленинградского музыкального искусства в Москве это сочинение впервые прозвучало на последнем концерте и произвело настоящий фурор! 

«Мама»

(Часть вокально-инструментального цикла «Земля»)


После такого триумфального успеха и признания молодому композитору было очень трудно создать следующее произведение столь же высоких художественных достоинств. На несколько лет Гаврилин как бы "уходит в тень". Друзья и старшие коллеги сетуют на то, что он не пишет музыки крупной формы и вообще сочиняет мало. Он пишет очень много и постоянно: это музыка к кинофильмам, театральным спектаклям, небольшие оркестровые сюиты, фортепианные пьесы. В 1972 г. приносит сразу 3 крупных произведения: оперу "Повесть о скрипаче Ванюше" вторую "Немецкую тетрадь" на стихи Г. Гейне и вокально-симфоническую поэму "Военные письма". Годом позже появляются другие произведения.

Батюшковский вальс




Вечерняя музыка из хоровой симфонии "Перезвоны"




«Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина)


Совершенно неожиданным для самого композитора оказался его невероятный успех в амплуа балетного композитора. Режиссер А. Белинский в отдельных оркестровых и фортепианных пьесах Гаврилина, написанных 10-15 лет назад, увидел, вернее, услышал балет на сюжет рассказа А. Чехова "Анна на шее". Гаврилин говорит об этом не без юмора: "Оказывается, сам того не зная, я уже давно пишу балетную музыку, да еще помогающую воплотить на сцене чеховские образы. Но это не так уж удивительно. Чехов - мой любимый писатель. Ранимость, незащищенность, особенная деликатность его героев, трагизм неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости - все это мне хотелось отразить в музыке". Телебалет "Анюта" с блистательными Е. Максимовой и В. Васильевым имел поистине триумфальный успех, завоевал международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! В 1986 г. балет "Анюта" был поставлен в Италии, в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве, в Большом театре Союза СССР, а также в театрах Риги, Казани, Челябинска.

Балет "Анюта"




1 (324x30, 2Kb)

Каждая новая встреча с творчеством Валерия Гаврилина становится событием нашей культурной жизни. Его музыка всегда несет доброту и свет, о чем сам композитор сказал так: "Свет есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда".

1 (324x30, 2Kb)

Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 7 пользователям

Чингиз   обратиться по имени Четверг, 18 Апреля 2019 г. 10:33 (ссылка)
Благодарю Нинель!
Ответить С цитатой В цитатник
Agnieszka75   обратиться по имени Четверг, 18 Апреля 2019 г. 12:26 (ссылка)
Как мы ждали этот балет... Ловили все, что печаталось, читали, переживали. И дождались... Теперь все упростилось. Спасибо за рассказ о великом нашем таланте!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Апреля 2019 г. 14:56ссылка
Agnieszka75, Саша, я так рада твоему отзыву. Все таки есть люди, кот. знают его и любят!!!
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 18 Апреля 2019 г. 21:18 (ссылка)
Спасибо, Нина! Люблю музыку Гаврилина
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Апреля 2019 г. 21:43ссылка
Томаовсянка, тоже очень нравится его музыка. В ИЗ что то не хотят узнать такого интересного композитора. Даже не читают. Спасибо, Тамарочка, за внимание.
Amalia_2012   обратиться по имени Суббота, 20 Апреля 2019 г. 15:39 (ссылка)
Валерий Гаврилин! Какая же душевная музыка, как он тонко улавливает стиль, тему - вот Чехов у меня теперь ассоциируется всегда с музыкой Гаврилина..
С благодарностью цитирую Ваше замечательное сообщение!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Апреля 2019 г. 16:42ссылка
Amalia_2012, спасибо Вам большое за добрый отзыв. Очень рада. Хочется чтобы как можно больше людей узнали об этом композиторе.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку