Абсолютный слух о "принцессе балета" Малике Сабировой |
Малика Сабирова родилась 22 мая 1942 года в Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан). С детства увлекалась балетом, с отцом посещала оперный театр.
В июне 1952 года педагогами Ленинградского хореографического училища, набиравшие таджикскую группу, была рекомендована на зачисление в училище. Осенью того же года уехала в Ленинград на учёбу. Ученицей танцевала партии Маши-девочки и Маши-принцессы в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова.
С 1961 года, по окончании училища — балерина Таджикского театра оперы и балета имени С. Айни (Душанбе), где дебютировала 16 сентября на отчётном концерте таджикской группы выпускников Ленинградского хореографического училища. В первый же сезон работы начала исполнять сольные и ведущие партии.
В мае 1964 года прошла отборочный тур перед первым Международным конкурсом артистов балета в Варне. Подготовка к конкурсу проходила в Большом театре в Москве, где с ней начали работать А.М. Мессерер и Г.С. Уланова. Сотрудничество с ними продолжилось и после конкурса — Малика неоднократно приезжала в Москву на репетиции.
В 1965 году гастролировала с труппой Большого театра в Великобритании и Ирландии, где её партнёрами были В. Васильев, Б. Хохлов и В. Тихонов. В 1966 году с группой солистов Большого и Кировского театров — в Индии и Японии. Неоднократно гастролировала в Москве с Таджикским театром оперы и балета имени С. Айни и с сольными концертами, также принимала участие в гала-концертах звёзд балета. Балерина также выступала на сценах театров Турции, Ирана, Египта, Чехословакии, Кубы и др.
Вырастила целую плеяду молодых артистов балета, подняв труппу театра до высокого уровня.
Умерла утром 27 февраля 1982года от рака лёгких в Душанбе. Похоронена в костюме Жизели на мемориальном кладбище «Лучоб».
Семья
Отец — Абдурахим Джалилович Сабиров по национальности — узбек, мастер по починке национальных музыкальных инструментов, флейтист, служивший в оркестрах Таджикской филармонии и Театра оперы и балета имени С. Айни.
Мать — Мадина Георгиевна — осетинка, работала регистратором в поликлинике.
Муж — Музаффар Бурханов солист балета Таджикского театра оперы и балета имени С. Айни
"Малика была визиткой Таджикистана".
22 мая - день рождения выдающейся балерины, народной артистки СССР Малика Сабировой, чье имя вписано золотыми буквами в историю таджикского балета.
Заслуженная артистка Таджикистана, экс-министр культуры республики в советское время Тамара Абдушукурова рассказала о жизни и творчестве Малики Сабировой. А свое выступление она начала с известного стихотворения Народного поэта Таджикистана Мумина Каноата, для которого великая балерина была Музой:
"О лебедь белая, помедли, не прерывай чудесный стон,
Ведь ты уйдешь и только он, останется, как ослеп бледный…"
"Что может быть искреннее этих слов, в которых поэт передал свои переживания по поводу смерти балерины, ушедшей в расцвете сил, в неполные 40 лет?", - отметила Абдушукурова.
"Малика была очень трудолюбивой, она не могла отдыхать. Даже когда ездила в какой-нибудь санаторий или дом отдыха, она всегда умудрялась создавать там рабочую обстановку и репетировать. И даже когда будучи довольно известной, покорив весь мир своим талантом, не переставала работать над собой", - отметила Тамара Махсумовна.
По ее словам, видя такое усердие балерины, труппа театра сконцентрировалась вокруг нее, стараясь дотянутся до планки, которую она представляла. И поэтому в период, когда балерина являлась примой таджикского балета, было не достать билет на тот или иной спектакль, так как зал театра был всегда полон.
Также Абдушукурова вспомнила последнее выступление балерины киноконцертного зале "Россия" в Москве.
"Там, в ноябре 1980 года собрались все звезды балета, - рассказала Тамара Абдушукурова. - Артисты выступали два вечера подряд, на этот концерт были приглашены иностранные гости и последний, завершающий номер организаторы решили отдать Малике, чтобы ее выступлением завершить вечера балета. И хотя в то время балерина уже болела, она блестяще выступила на сцене, не предназначенной для балетного танца, так как в Большом театре или в любом другом балетном, сцена была немного покатой. Малика понимала, что она должна выступить блестяще перед высокими гостями и хотя, ей было очень трудно, она это сделала. Кто мог подумать, что это был последний выход Малики на концерте такого масштаба?".
"Когда говорят о совершенстве, то вспоминают Малику Сабирову, ведь она смогла стать идеалом для многих танцовщиц. Она пришла из страны гор и унесла всех в поэтический мир прекрасного", - процитировала Абдушукурова цитату о великой балерине.
Известный государственный и общественный деятель Гулджахон Бабасадыкова также поделилась своими личными воспоминаниями о Малике Сабировой. Она рассказала о человеческих качествах балерины.
"Я счастлива, что знала Малику Сабирову лично, что мы прожили те счастливые времена, когда она была рядом с нами, и мы могли видеть ее выступления воочию, а не на пленке. Через нее наши люди полюбили балет, и по праву, Малика была визиткой Таджикистана", – отметила Гулджахон Бабаевна, рассказывая о вкладе балерины в искусство Таджикистана.
Земфира Казакова, заведующая кафедрой хореографии Таджикского института искусств им. М. Турсунзаде, которая работала и дружила с Маликой Сабировой, также поделилась своими воспоминаниями.
По ее словам, Малика имела много регалий, но никогда не проявляла высокомерия и была очень скромной. Она также вспомнила, что в ее доме можно было увидеть всех : знаменитых артистов, высоких чиновников и простых людей.
Немногие наверное знают, что авторитет Малики Сабировой сыграл большую роль в избрании ее депутатом Верховного совета СССР.
"Когда она пришла на очередную встречу с избирателями в институт искусств, которым я руководила в то время, то никто не решался выступить первым перед нею, хотя готовились давно. Тогда великий мастер слова, непревзойденный актер Махмуджон Вахидов, вышел на сцену, где стояла Сабирова и, упав на колени прямо перед балериной, процитировал стихи "Ты и Вы" Пушкина:
"Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как Вы милы!
И мыслю: как тебя… мы любим", - изменив после небольшой паузы концовку, сказал он, и весь зал зааплодировал! В протоколе мы все так и записали", - рассказала Тамара Абдушукурова.
Источники: balet24.ru›?p=13101
Википедия.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |