Легенда об Орфее и Эвридике в музыке. |
Орфей - таинственный образ, который встречается в целом в ряде греческих мифов. Это символ музыканта, силой звуков покоряющего мир. Он способен перемещать растения, животных и даже камни, а также вызывать у богов преисподней (подземного мира) не свойственное им сострадание. Образ Орфея символизирует также преодоление отчужденности. Этого певца можно рассматривать как олицетворение силы искусства, содействующего превращению в космос хаоса. Благодаря искусству создается мир гармонии и причинности, образов и форм, то есть "человеческий мир".
По преданию, Орфей, сын музы Каллиопы, жил в древней Фракии. Слава о божественном даре певца и музыканта распространилась по всей округе. Говорили, будто природа наделила его магической силой, которой покорялись люди и даже боги.
Вся природа зачарованно внимала дивному пению и звукам кифары» — повествуют мифы.
Любовь всесильна: нет на Земле ни горя выше кары ее, ни счастья выше наслажденья служить ей", — написал 400 лет назад великий сердцевед Уильям Шекспир. Но даже его героям неведомы были испытания, через которые довелось пройти их легендарным предшественникам, чтобы вновь обрести и... потерять друг друга. С тех незапамятных времен миф об Орфее и Эвридике считается одной из самых знаменитых историй о любви. Прошли тысячелетия, но история их любви, таинственная и печальная, не перестает волновать чувствительных поэтов, впечатлительных художников и сентиментальных композиторов. Впервые этот миф упоминается в сочинениях Публия Овидия Назона, крупнейшего римского поэта. "Метаморфозы" - книга, которая является основным его трудом. В ней Овидий излагает порядка 250 мифов о превращениях героев и богов древней Греции. Изложенный этим автором миф об Орфее во все эпохи и времена привлекал поэтов, композиторов и художников. Практически все его сюжеты представлены в живописи Тьеполо, Рубенса, Коро и других. По этому сюжету создано множество опер: "Орфей" Монтеверди, "Орфей в аду," оперетта Ж. Оффенбаха, "Орфей и Эвридика" К. В. Глюк, опера "Орфей и Эвридика или душа философа." Гайдна.
Единственная оперная версия данного сюжета, которую можно услышать в наши дни — это «Орфей и Эвридика» Глюка. Кстати, это самая ранняя опера из традиционно исполняемых в современных театрах, и датируется она 1762 годом. 5 октября этого года композитор дирижировал ее премьерой в Вене. Тогда она шла на итальянском языке, и роль Орфея исполнял Гаэтано Гваданьи, кастрат, то есть мужской альт. Позднее опера была поставлена во Франции, где кастраты не принимались на сцене, и Глюк переписал эту партию для тенора. Но в наше время дается, как правило, итальянская версия, а роль Орфея исполняет контральто — то есть, естественно, контральто женское.
Глюк. Увертюра к опере "Орфей и Эвридика"
Глюк. Мелодия из оперы"Орфей и Эвридика"
Глюк. Танец фурий из оперы "Орфей и Эвридика"
Глюк. Ария Орфея.
Опера австрийского композитора Гайдна (1791, поставлена 9 июня 1951 во Флоренции), в четырех действиях. Главные персонажи: Орфей , Эвридика , Креонт , Плутон, Гений . Сюжет ; Эвридика отвергает жениха — воина, за которого ее сватает отец, царь Креонт. Убежав от жениха, девушка попадает в таинственную рощу, населенную загадочными существами. Ей на помощь приходит певец Орфей, который своей волшебной музыкой ограждает Эвридику от опасностей. Молодые полюбили друг друга и пришли во дворец Креонта. Царь благословляет их. Во время праздника на поляне у реки среди всеобщего веселья раздается крик. Это отвергнутый воин схватил Эвридику. Пытаясь вырваться, Эвридика наступает на змею и, ужаленная ею, умирает. Все оплакивают смерть Эвридики. Безутешный Орфей просит помощи у прорицательницы Сивиллы. Ее посланник Гений сообщает, что Орфей должен искать возлюбленную в Подземном царстве Плутона. На берегу подземной реки поет Орфей о своей любимой. Плутон, услышав песню, смягчается и разрешают Орфею забрать Эвридику обратно в царство жизни, но с условием, что тот будет вести ее не оглядываясь, пока они не выйдут наверх. Но Орфей, пройдя почти весь путь, не выдержал и взглянул на Эвридику, потеряв ее навсегда. В отчаянии он выпивает яд.
Гайдн. Увертюра к опере "Орфей и Эвридика или душа философа"
Гайдн. Финал из оперы "Орфей и Эвридика или душа философа"
Оперетта Жана Оффенбаха "Орфей в аду"
В основу сюжета положен древнегреческий миф об Орфее и Эвридике, когда после смерти Эвридики Орфей спускается за ней в ад, чтобы вернуть.
Однако авторы, сохранив внешнюю сторону содержания, переложили сюжет на современный лад, с явными ассоциациями на Францию периода Второй империи (1852—1870 — правление Наполеона III), а едкие шутки создали из оперетты яркий сатирический памфлет.
Увертюра к оперетте.
Для Жака Оффенбаха это была первая музыка-буфф — сатира с использованием древней мифологии. Идея ему нравилась с самого начала. И он взял на себя руководство драматургами. Еще когда Гектор Кремье приносил ему листочки с записями текстов и диалогов, он активно вмешивался в литературный процесс, требуя доработок и указывая направление сюжета. Музыка уже бурлила в нем и требовала драматургического воплощения.
нн
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |