Великие музыканты хх века. Давид Ойстрах. |
Путь Давида Ойстраха к вершине искусства был вовсе не легким. Его творческий дебют в Москве состоялся, когда музыканту было 27 лет — возраст, излишне солидный для скрипача-дебютанта. Несмотря на позднее начало, Давид Ойстрах спустя всего несколько лет стал не только первой скрипкой мира, но и тем человеком, чье творчество сыграло исключительную роль в становлении мировой скрипичной школы. Одним из первых на планете он попробовал одновременно играть на скрипке и дирижировать оркестром, то есть исполнять музыкальные произведения так, когда игра скрипача-солиста является в то же время и указаниями дирижера. Музыкальные эксперименты Ойстраха потрясли искушенных знатоков музыки во всем мире...
Давид Федорович Ойстрах родился в Одессе 30 сентября 1908 года. Его отец, служащий, был большим любителем музыки. Мать пела в хоре оперного театра. Впервые мальчика привели в театр в 4-летнем возрасте, и впечатления от этого визита остались у него на всю жизнь. «Ощущение «звучащего чуда» никогда не изгладится из моей памяти,— писал Давид Ойстрах.— Нельзя не пожалеть, что современные дети, привыкшие с пеленок к звукам, доносящимся из репродукторов, лишены этого необычайного ощущения, этой радости — впервые услышать «живой» оркестр...»
Уже с пяти лет Давид Ойстрах начал учиться игре на скрипке у знаменитого одесского педагога П. Столярского и спустя всего год выступил в ученическом концерте. Столярский, обладавший музыкальной интуицией, верно указал путь Ойстраху: юному музыканту сперва стоило поиграть в составе оркестра, затем — камерного ансамбля, и только после этого думать о сольной карьере.
В 1924 году, будучи студентом второго курса Одесского музыкально-драматического института, Давид Ойстрах дал первый сольный концерт. Ему в ту пору было всего 16 лет. Программа концерта, состоявшая из виртуозных пьес и миниатюр, включала и два крупных сочинения, которые впоследствии вошли в «золотой фонд» скрипача: концерт ля-минор И. С. Баха и соната «Дьявольские трели» Тартини.
П. Столярский был и остался единственным учителем Ойстраха. Окончив институт в 1926 году, молодой музыкант далее совершенствовался самостоятельно. Некоторое время он играл в составе симфонического оркестра, пока в 1927 году не встретились молодой Ойстрах и известный композитор-классик, директор Ленинградской консерватории Александр Глазунов, который приехал в Одессу на гастроли. После концерта, покоренный мастерством молодого солиста, Глазунов подарил Ойстраху партитуру с собственноручной надписью: «Высокоталантливому молодому виртуозу-художнику Давиду Ойстраху в память наших совместных концертов на Украине. Искренний почитатель его дарования А. Глазунов. 17 ноября 1927 года». Тогда же Ойстраха пригласили в Ленинградскую филармонию, и он выступил в программе концерта на открытии сезона 1928—1929 годов.
После этих концертов Ойстрах решил оставить оркестр и посвятить себя сольной карьере. В 1928 году он переехал в Москву и познакомился с такими выдающимися музыкантами, как К. Игумнов, Г. Нейгауз, М. Полякин, В. Софроницкий. С 1934 года Давид Ойстрах начал преподавать в Московской консерватории. У молодого скрипача быстро завязались творческие знакомства с известными композиторами Н. Мясковским, А. Хачатуряном, С. Прокофьевым и Д. Шостаковичем.
Шуберт. Фантазия С мажор Д934.
Паганини. "Кампанелла"
Способность Ойстраха быстро разучивать и исполнять сложнейшие скрипичные партии, выделять в них главное и с максимальной выразительностью доносить его до слушателя, создала скрипачу непререкаемый авторитет. Композиторы писали крупные скрипичные произведения специально для него. Это были, например, скрипичный концерт Н. Мясковского (1939) или концерт А. Хачатуряна (1940). Оба произведения посвящались Д. Ойстраху и были исполнены им с исключительным успехом. Свои музыкальные произведения посвящали Ойстраху в различное время и другие крупнейшие композиторы XX века — С. Прокофьев и Д. Шостакович.
Во второй половине 30-х Ойстрах начал гастролировать за рубежом. Он принял участие в двух международных конкурсах: в Варшаве (1935), где завоевал вторую премию, и в Брюсселе (1937), где ему вручили первую премию.
Сен-санс. Рондо Каприччиозо.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |