Неопубликованное интервью Петра Тодоровского.
Скоро исполнится полгода, как не стало замечательного режиссера и человека Петра Ефимовича Тодоровского.
Мы встретились на его даче на Пахре накануне Нового 1996 года.
Сергей Кривошеев. Петр Ефимович, какое впечатление осталось у вас от уходящего года?
Петр Тодоровский. 1995 год – сложный, интересный, финальным актом которого стали выборы в Государственную Думу. На мой взгляд, люди победили не глупые. Вопрос в том, как, в каком направлении пойдут с этого времени реформы. В том, что их необходимо продолжать, у меня лично сомнений нет.
Если говорить о попытках КПРФ вернуть республики в прежний Советский Союз, так сделать это будет тяжело. Наверное, невозможно. Народы сами должны созреть для этого и изъявить желание вновь объединиться.
Радует пример взаимоотношений России с Белоруссией. Мне, например, непонятно, почему на Украине необходимо обязательно знать украинский язык, чтобы поступить в институт. Русский должен быть вторым государственным языком, как это сделал Назарбаев в Казахстане.
Сергей Кривошеев. Если мы заговорили о Советском Союзе, скажите, пожалуйста, была ли, на Ваш взгляд, возможность сохранить его?
Петр Тодоровский. Думаю, была. Но мы – страна крайностей. «До основания разрушим!» - такой подход оказался присущ не только коммунистам, но и демократам. На мой взгляд, была возможность постепенно, осторожно, все взвешивая, реформировать экономику и общество. Хороший пример в этом отношении – Китай. Китайцы себя накормили и нам уже продовольствие продают. Есть чему у них поучиться.
Сергей Кривошеев. Насколько мне известно, Петр Ефимович, в Китае наряду с государственными предприятиями разрешена частная, семейная и личная инициатива.
Петр Тодоровский. Правильно. Там государство помогает сельскому производителю и поощряет его независимо от формы собственности, а у нас бросили клич «Фермер страну накормит» и тут же этого фермера забыли, оставив без государственной поддержки.
Сергей Кривошеев. Петр Ефимович, для Вас лично, для вашей творческой деятельности в уходящем году были значительные события?
Петр Тодоровский. В 1995 году мне исполнилось 70 лет. Родился я в 1925 году в маленьком городке Бобринец в Кировоградской области на Украине. Кинооператора впервые увидел в 1944 году на фронте. Дело было на Одере. Мы сбросили немцев в реку, и нам выпала редкая на войне передышка. В один из таких дней рядом со мной остановилась грузовая автомашина, из кузова которой спрыгнул на землю военный в каске, с автоматом за плечом и с кинокамерой в руках. Он снимал солдат, реку, а я, 19-летний командир пехотного взвода, смотрел на него и думал о том, что пройдет много лет и солдаты, попавшие на пленку, увидят себя, вспомнят фронт, друзей. Я вдруг понял, что быть кинооператором – это просто замечательно. И я стал им. В 1954 году окончил Вгик по курсу кинооператоров. Моим учителем был профессор Волчек – отец Галины Волчек, режиссера театра «Современник».
В режиссуру ушел в 1962 году.
Сергей Кривошеев. Вы могли бы напомнить нашим читателям, какие фильмы сняты Вами в качестве кинооператора?
Петр Тодоровский. Пожалуйста. «Весна на заречной улице» с режиссером Марленом Хуциевым. «Два Федора» - с Василием Шукшиным в главной роли, тогда еще студентом режиссерского факультета. Фильм «Жажда» - о блокадной Одессе. Режиссер картины Евгений Ташков, который позднее снял знаменитого «Адъютанта его превосходительства».
В 1963 году я снял свой первый фильм «Верность» в качестве режиссера. Захотелось рассказать о нашем поколении, о своих друзьях, о счастливых и трагических днях жизни. Этот фильм – рассказ о моем фронтовом друге, детдомовце, практически еще мальчишке, не познавшем любви. Его убил снайпер. Сценарий мы писали совместно с Булатом Окуджавой. В 1965 году наш фильм на кинофестивале в Венеции получил приз «Опера прима» за лучшую режиссуру. Высокая оценка моей работы, естественно, окрылила, я поверил в свои силы.
За свою жизнь в кино мне приходилось получать множество призов, как отечественных, так и зарубежных. Однако особо в этом ряду стоит фильм «Военно-полевой роман», за него в 1980 году мне вручили малого «Оскара», а актеры, исполнившие главные роли – И.Чурикова, Н.Андрейченко, Н. Бурляев, - получили множество союзных и международных призов и премий.
Сергей Кривошеев. Объясните, пожалуйста, что значит «малый Оскар»?
Петр Тодоровский. Академия киноискусства США, в которую входит около 4 тысяч человек, берет на просмотр порядка порядка 30 зарубежных фильмов и после ряда просмотров выбирает из них 5 лучших для представления на «Оскара» в качестве лучшего зарубежного фильма. Эти 5 фильмов автоматически получают «малого Оскара».
Сергей Кривошеев. Кто же победил тогда?
Петр Тодоровский. Знаете, к сожалению, при решении вопроса о победителях немалую роль играет политика. Как вы, наверное, помните, в 1980 году весь мир ополчился на нас из-за войны в Афганистане. Был пик антисоветизма. Это не могло не повлиять на решение жюри. Победителем оказался фильм швейцарского режиссера о шахматисте Викторе Корчном, который накануне уехал на международный турнир и остался за рубежом. Не могу сказать, что фильм был плохим. Нет, добротный фильм, хорошая игра актеров.
Напомню читателям еще несколько своих фильмов: «Любимая женщина механика Гаврилова», «По главной улице с оркестром», «Интердевочка», « Анкор, еще анкор». Мой последний фильм «Какая чудная игра» - о жизни молодежи в 60-е годы.
Сергей Кривошеев. Петр Ефимович, как расцениваете перспективы российского кино?
Петр Тодоровский. Киностудия «Мосфильм» - одна из крупнейших в Европе. Ежегодно на ней снималось более 50 фильмов, а целом по Союзу – 150-170. Сейчас же на всех отечественных киностудиях в год снимается 20-25 фильмов. В кино много пришлых людей. Иностранцы активно арендуют павильоны для съемок своих фильмов. Декорации наши мастера делают не хуже, чем в Голливуде, а стоят они намного дешевле; плюс дешевая массовка и т.д. Среди наших режиссеров снимают единицы. Нет денег.
Отрадно, что в последнее время правительство стало поворачиваться лицом к отечественному кино, начали давать деньги. С помощью премьера В.Черномырдина и мэра Москвы Ю.Лужкова провели очередной Московский кинофестиваль.
Что касается будущего нашего кино… Оно, к счастью, стало просматриваться. Наметилась стабилизация, прекратилось растаскивание. Российский народ талантлив. Необходима поддержка талантливой молодежи, в том числе и в кино. Много делает для молодых режиссеров в плане добывания денег для съемок Армен Медведев. Среди молодых я бы отметил режиссеров, как Хван, Месхиев, Хотиненко, С.Ливанов, Рогожкин…
Сергей Кривошеев. Валерий Тодоровский…
Петр Тодоровский. Да, и Валерий. Уверен, что эти люди пришли на смену нам, шестидесятникам. Практически все молодые сняли за прошедший год по фильму, каждый из которых по-своему стал событием в российском кино.
Лично я не вижу смысла жизни без кино. В прошедшем году перенес серьезную операцию на сердце, но, несмотря на это, хочу работать. Много замыслов. Только желание снимать фильмы заставляет держать себя в форме.