Неписаные законы офиса |
http://www.superjob.ru/pro/5111/
Поступая на работу, новичок обычно знакомится с должностной инструкцией или проходит специальный вводный тренинг, облегчающий адаптацию в новой для него компании. Однако далеко не все правила принято озвучивать вслух: некоторые из них считаются слишком деликатными или слишком очевидными, чтобы о них говорить. В результате не слишком опытные специалисты, особенно вчерашние выпускники, еще не успевшие понять «дух и букву» жизни в офисе, нередко попадают впросак.
Чтобы не навредить своей карьере, ознакомьтесь с самыми распространенными неписаными законами российской офисной жизни, которые собрал для вас Superjob.ru.
Не надо прыгать через голову
Неписаный закон офиса №1 гласит: не прыгай через голову начальника. Подобная акробатика не пойдет на пользу карьере. Даже если вы совершенно уверены в гениальности своей бизнес-идеи, обсудить ее нужно в первую очередь с непосредственным руководителем, каким бы отставшим от жизни консерватором он вам ни казался. Если же вы сразу пойдете к более высокому начальству, не исключено, что непосредственный начальник сочтет вас выскочкой и карьеристом, не знающим основ делового этикета и претендующим на его место. К тому же не факт, что президент компании, на голову которому вы обрушите свои проблемы и чаяния, обрадуется неожиданному «откровению».
Конечно, есть компании, корпоративная культура которых подразумевает возможность напрямую обратиться к генеральному директору. Чаще всего это IT-компании и корпорации, ориентированные на более демократичный западный стиль управления. Однако и там любой вопрос – от выпуска пресс-релиза до возможного повышения – прежде всего обсуждается с непосредственным начальником.
Амур – нежеланный гость на работе
Второй неписаный закон офисной жизни – избегать служебных романов. И хотя на велком-тренинге об этом обычно не предупреждают, в случае нарушения этого правила вы рискуете многим, вплоть до увольнения, особенно если вас угораздило закрутить роман с начальником или начальницей.
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, с сексуальными домогательствами на работе сталкивались 18% женщин и 6% мужчин. Как избежать пресловутого харассмента? На самом деле это достаточно просто: нужно вести себя скромнее в общении с коллегами противоположного пола, в том числе на корпоративных вечеринках, избегать вызывающей одежды и четко демонстрировать окружающим исключительно деловой настрой.
Что позволено Зевсу…
Третье правило, о котором не принято говорить в офисах, касается особого положения отдельных людей в коллективе – например, родственников начальника. Согласно опросу, проведенному Исследовательским центром Superjob.ru, большинство россиян (61%) предпочитает не работать в одном коллективе с близкими людьми, однако иногда это все же случается.
Новичок, как правило, не сразу узнает, что PR-менеджер компании – дочь генерального директора, а немолодой и скромный маркетолог – на самом деле гуру своего дела, к мнению и интуиции которого прислушивается председатель совета директоров.
Тот факт, что таким сотрудникам разрешено немного больше, чем вам, нужно просто принять как данность. И вместо того чтобы изводить себя и коллег замечаниями вроде: «Она опять опоздала, конечно, ей все можно!», лучше направить энергию в мирное русло и самому приходить вовремя.
Отвечаем на почту вовремя
Еще один неписаный закон (впрочем, в отдельных компаниях это включается в рабочие инструкции) связан с тем, как быстро нужно отвечать на электронную почту. Согласно опросам Superjob.ru, именно этот способ связи используется в большей части компаний (53%) для распространения внутренней информации.
Как правило, разумным сроком ответа на e-mail считается один рабочий день, если это письмо клиентам или партнерам, и час-два (а лучше еще меньше) – если это внутренняя переписка. Если в вашей компании используется еще и интернет-месседжер, то знайте, что отвечать на сообщения нужно сразу после их получения.
Уходя в отпуск или уезжая в командировку, не забудьте настроить в почтовом ящике автоответчик. Содержание сообщения может быть, например, таким: «Добрый день. Я отсутствую в офисе в связи с командировкой в период с 10 по 12 декабря. Доступ к электронной почте ограничен, поэтому я отвечу вам по возвращении. Если ваш вопрос не терпит отлагательств, позвоните мне по телефону…».
Алкоголь – враг карьеры
Правило, согласно которому в офисе нельзя принимать алкогольные напитки, настолько банально, что, казалось бы, о нем не стоит и говорить. И не говорят. В результате вчерашний новичок по неопытности в день своей первой зарплаты приносит на работу не только торт, но и бутылку горячительного.
В лучшем случае он просто смущает этим коллег, в худшем – все-таки разливает принесенное. Хорошо, если случайным свидетелем вашего праздника не станет генеральный директор или директор по персоналу, ведь в противном случае последствия для карьеры могут оказаться губительными. По сведениям Superjob.ru, в 69% российских компаний алкоголь принято употреблять только по большим праздникам, например, на Новый год или по случаю юбилея фирмы.
Не все рингтоны одинаково прекрасны
Вряд ли кто-то поспорит с тем, что мобильный телефон – замечательное и полезное изобретение. Однако когда в open-space из забытого коллегой телефона на полную громкость раздается, к примеру, «Владимирский централ», в этом можно и усомниться.
По сведениям Исследовательского центра Superjob.ru, оригинальные рингтоны устанавливают на свои телефоны 63% офисных работников, в том числе 28% используют только скачанные мелодии. Среди них – раскрученные композиции, популярные песни из фильмов, звуки животных, вой сирены и т. д. Между тем неписаный закон офисного общежития гласит: носи мобильный телефон с собой и не заставляй сотрудников слушать твой любимый рингтон. А лучше вообще ставить телефон на виброзвонок.
С работой в open-space связан и ряд других неписаных законов: не стоит громко разговаривать и смеяться, чтобы не мешать другим, пользоваться слишком сильным парфюмом, принимать пищу на рабочем месте.
Совместимы ли офис и джинсы?
Наконец, об одежде. Правила дресс-кода иногда описываются в корпоративных документах, однако форма одежды все же вызывает вопросы у молодых офисных бойцов. Уместен ли летом открытый сарафан? Обязательно ли носить сменную обувь? Можно ли прийти в джинсах? Чтобы понять все нюансы корпоративного стиля, внимательно присмотритесь к коллегам, особенно к тем, кто пользуется особым авторитетом в коллективе. Носят ли они джинсы в офис? Если да, то вы тоже можете позволить себе подобное отступление от делового стиля. Разумеется, джинсы не должны быть рваными или иметь вызывающий декор. Офисный дресс-код может быть ослаблен в последний день недели, если, конечно, вам не предстоят переговоры с ключевыми клиентами компании.
Что касается открытых нарядов с глубоким декольте, то здесь неписаный офисный закон суров. Даже в жару и по пятницам следует избегать открытых сарафанов и маек. Кстати, по мнению 37% работающих россиян, дресс-код благотворно влияет на работу (данные Исследовательского центра Superjob.ru).
Нетипичные офисные правила
Опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, показал, что в некоторых российских компаниях действуют и куда более экзотические неписаные законы, чем перечисленные выше. Например, такой: «Получив задание, не торопись выполнять его: поручение еще могут отменить». Стоит ли прислушиваться к подобным советам, решать вам, но Superjob.ru все же рекомендует вам исполнять поручения руководства в срок.
«Некурящие сотрудники уходят в пятницу на час раньше»; «Не брал больничный в течение года – получаешь дополнительный оплачиваемый день к отпуску»; «Два дня можно болеть без больничного листа», - такие приятные правила действуют в отдельных российских компаниях. Оказывается, неписаные офисные законы не только регламентируют взаимоотношения между коллегами, но и стимулируют вести здоровый образ жизни.
Рекрутинговый портал Superjob.ru желает вам никогда не попадать в неловкие ситуации на работе. Возможно, некоторых вам удастся избежать, зная неписаные законы офиса.
Серия сообщений "Заработок реальный":
Часть 1 - Как бороться с профессиональным выгоранием?
Часть 2 - Какие правила этикета важно соблюдать при поиске работы?
...
Часть 8 - Как отвечать на личные вопросы на собеседовании
Часть 9 - Карьера женщины: как побороть стереотипы и добиться успеха
Часть 10 - Неписаные законы офиса
Часть 11 - Что должно насторожить кандидата на собеседовании?
Часть 12 - Как говорить на собеседовании о деньгах
...
Часть 15 - Как правильно уйти на больничный
Часть 16 - Как правильно читать объявления о вакансиях
Часть 17 - Как стать своим в новом коллективе
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |