-Метки

артисты кино знаменитости архитектура / соборы аудиокниги афоризмы тесты тосты цитаты виртуальные экскурсии всё для дневника вязать гимнастика шишонина гороскоп /астрология дачные дела дачные дела огород дворцы россии декор бабоч птиц живот декор девушки зима декор девушки сюрреалистические декор девушки/векторный пары декор домики декор книги в цветах декор милена животные декор милена морской декор милена эльфы декор милены декор милены девушка и животные декор милены девушки и продукты декор милены дети декор милены кластеры декор милены куклы игрушки декор милены мужчины декор милены русалки декор милены сказка декор милены скраб декор милены фэнтези декор пасха декор сказка декор скрапы декор сюр декор цветы живопись дети живопись дети мама живопись жанровая живопись женский образ живопись животные живопись иллюстрации живопись индия живопись китайская живопись натюрморт живопись пейзаж живопись портретная живопись религия живопись русская живопись сказочная живопись скульптура живопись стрит - арт живопись цветы живопись/сюр- фэнтези замки дворцы парки здоровье всё о грибке здоровье гипертонию инсульт здоровье глаза здоровье имбирь здоровье клещ здоровье онкологии здоровье пальцы рук здоровье перекись водорода здоровье печень здоровье поджелудочная щетовидная здоровье позвоночник здоровье полезные советы здоровье советы здоровье сон здоровье уголь активированный здоровье чистка организма здоровье чудесный напиток из китая интерьер искусство балет искусство прикладное история великих людей кино детективы коллажи материал небом хранима коллажи материал от herbstblatt тонечка коллажи материал от веры коллажи материал от инноэль коллажи материал от инны (inna) коллажи материал от леди ангел коллажи материал от тани бойко коллажи материал от тони коллажи моих друзей коллажи с материалом куклы игрушки кулинария блины кулинария быстрые рецепты кулинария гречка кулинария грибы кулинария десерт кулинария кабачки тыква баклажаны кулинария пасха кулинария хлеб мир животных мир птиц мифология мода мои посты мои коллажи мои коллажи фэнтези молитва мудрость музыка музыка/исполнители музыка/21 век обо мне память поздравительная политика мир общество помощь хозяйке/на все случаи жизни праздники православные программы программы/переводчик психология / философия психология дети рамочка 8 марта рамочка 9 мая и 23 февраля рамочка для записи рамочка пасха рамочка праздник/день россии рамочка с д.р. рамочка с отрыткой рамочка христианская рамочки для записи зима рамочки для поздравлений рамочки с д.р. религия своими руками стихи стихи патриотические и военные стихи православные страны мира/ города схема цветы уроки владимира шильникова уроки милены уроки от любаши к уроки эдитор гл. уроки эдитора от анны и светы фарфор фоны разные фоны цветы фото дети фото женщин и пары фотографии красноярск и края фотографии природы христианства православные святые. художники дети художники лето / домики художники природа художники природа зима художники/женщины художники/цифровое искусство цветы цветы домашние шитьё школа интересные факты школа пасловицы и поговорки это жизнь это интересно это надо знать

 -Цитатник

У каждого из нас своя Молитва... - (0)

  ...

Как организм уже за 90 дней пытается предупредить нас о надвигающемся инсульте: пять важных признаков! - (0)

Как организм уже за 90 дней пытается предупредить нас о надвигающемся инсульте: пять важных признако...

Какая энергетика в вашей квартире? - (0)

Какая энергетика в вашей квартире? Чтобы узнать, какая энергетика в вашей квартире, сделайте н...

ДУША ВКЛЮЧАЕТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МАТРИЦЫ - (0)

ДУША ВКЛЮЧАЕТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МАТРИЦЫ Времена, в которые мы живём, описаны в Библии. А так...

ЧУДЕСНЫЙ НАПИТОК ТРАВНИКА ИЗ КИТАЯ - (0)

ЧУДЕСНЫЙ НАПИТОК ТРАВНИКА ИЗ КИТАЯ Читать далее

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

уроки фото манипуляция фотошоп уроки эдитора фот

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 60189


TimOlya Храм Спаса на Крови, памятник русской архитектуры.

Суббота, 15 Мая 2021 г. 09:15 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Храм Спаса на Крови, памятник русской архитектуры.


Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на Крови) – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века. Помимо удивительной красоты, известна необыкновенная история этой замечательной достопримечательности России и Санкт-Петербурга. Он построен на месте, где 1 марта 1881г. был смертельно ранен император Александр II . Это дало собору второе, более часто употребляемое название – «Спас-на-Крови».

Храм Спаса на Крови, собирательный образ православных храмов
В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.
 
Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.

Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень. Все достижения архитектурного убранства как в зеркале отразили построенный в неорусском стиле музей Санкт-Петербурга Спас-на-крови. Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!

Спас на Крови, история возведения
Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 гг. — на месте, где 1 марта 1881 г. взрывом бомбы террориста из «Народной воли» И. Н. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II, возвращавшийся с парада в Михайловском манеже. Проект выполнен в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного. Возведенный храм не являлся приходским, в нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II. Уже через полмесяца на месте гибели императора была возведена памятная часовня по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, в которой ежедневно стали проводиться панихиды. Эта часовня простояла на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 г., потом она была перенесена на Конюшенную площадь.

В 1881 г. была создана комиссия по увековечению памяти Александра II и объявлен конкурс на лучший проект собора. Над проектами трудились многие знаменитые архитекторы того времени — А. Томишко, И. С. Китнер, А. Л. Гуна, Л. Н. Бенуа. В марте 1882 г. в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил высочайшего одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм был построен в стиле русских церквей XVI—XVII вв. Второй конкурс на проект храма был объявлен в апреле 1882 г. В нем приняли участие архитекторы: А. Г. Бенуа, Л. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. М. Павлинов, В. А. Шретер, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.

Рисунок будущего храма(проект) до доработки проекта архитектором Парландом, 1883
После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев, выпускник Академии художеств; после трагической смерти императора отцу Игнатию во сне явилась Богородица и показала основы будущего храма). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 г. с условием его последующей доработки; окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года. В 1888 г. храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 г., и, после длительного строительства, собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 г. На грандиозной церемонии освящения, которая сопровождалась военным парадом, присутствовали император Николай II и члены его семьи. 27 мая 1908 г. митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому. При строительстве храма были применены новые технологии, здание храма было полностью электрифицировано. Его освещали 1689 электроламп. В начале XX в. территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.
После октябрьского переворота 1917 г. доступ в храм получили все желающие, постепенно внутреннее убранство храма стало приходить в упадок. В 20-е годы, после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. 30 октября 1930 г. президиум ВЦИКа постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова.
В ноябре 1931 г. Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови. В 1938 г. вопрос был поставлен снова и был положительно решен, но, с началом Великой Отечественной войны, ресурсов на снос храма не нашлось. В годы блокады в соборе размещают морг, сюда свозят тела погибших ленинградцев. После войны храм арендован Малым оперным театром, который устраивает в нем склад декораций.

В 1968 г. собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 г. было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 г.
Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. В 70-х годах XX в. были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена многоплановая подготовка по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Большую продолжительность работ было трудно чем-либо объяснить, и по городу пошли слухи, что, дескать, пока стоят леса на храме, будет стоять и Советская власть.
Интересно, что леса сняли в 1991 г., почти перед самыми августовскими событиями в Москве. Таким образом, предсказание оказалось пророческим. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 г. 19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей. Зарегистрированная в 1990 г. община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея до сих пор выступает против.

Спас на Крови, архитектура
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII вв. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.В основе композиции храма — компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причем место центральной главы занимает шатер высотой 81 метр. В западной части собора находится колокольня, завершенная куполом, что делает ее похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Всего Спас-на-Крови венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу, причем часть глав имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой впечатляет — 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были такие талантливые живописцы, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6 октября 1883 г. в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 г. были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 г. закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 г. на главном шатре высотой 81 метр был водружен крест.

Еще раньше, в 1895 г., известная мастерская Фроловых приступила — сперва снаружи, а затем внутри — к мозаичному убранству, которое обошлось казне в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для образов Нерукотворенного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев — для Христа во Славе на южном, Парланд — для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов — для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых Царствующего Дома работы костромского мастера Савельева. Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.

Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в Новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19 августа 1907 г. митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб. Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части — Страсти Господни, Распятие и Воскресение, в восточной — сцены после Воскресения.

Все мозаики выполнены на высочайшем художественном уровне и поражают своим органическим единством. Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал М. В. Нестеров, местные образа — В. М. Васнецов. Иконы в Царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых. Фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, поставили богатейшую утварь; в мастерской известного ювелира П. Овчинникова был сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу — уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца,— с гранильной фабрики в Екатеринбурге.

После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза, и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно — литию. Известный знаток протоирей Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада собор Спас-на-Крови отделяет полукруглая ограда в стиле модерн, сработанная на заводе К. Винклера и выполненная по проекту архитектора Парланда в 1903—1907 гг. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.

Купола храма покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем — золотой смальтой. Во внутренний объем Спаса-на-Крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император. Сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство делают Спас-на-Крови непохожим на большинство архитектурных сооружений Петербурга, отличающихся строгостью пропорций и цветовых сочетаний. Примыкающая к собору территория — одна из наиболее старых частей Петербурга, «ядро» центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века. В этот период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным конюшенным ведомством и Невским проспектом. Расположение храма в сердце города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства. Петербург, достопримечательности которого известны во всем мире благодаря историко-культурной среде, представленной такими сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большой зал филармонии.

Пожалуй, в историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения, противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде,— своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством. Однако он, как ничто другое, дополняет и украшает своим видом окружающие его архитектурные ансамбли. Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной глазурованной черепицей. Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1000 м2. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.
 
Источник: http://tourpedia.ru/spas-na-krovi/#more-13215 © Энциклопедия Туризма TourPedia.ru

 

 

***********


 

Серия сообщений "***Петербург и окрестности 2":
Часть 1 - Особняк А. А. Половцова (Дом Архитектора).Санкт-Петербург.
Часть 2 - Петергоф. Мистическая обитель императрицы Александры Федоровны.
...
Часть 28 - Дом с башнями в Питере: Здание в стиле английских замков.
Часть 29 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
Часть 30 - Храм Спаса на Крови, памятник русской архитектуры.
Метки: