В нашем сознании буддизм часто связан с такими понятиями, как «просветление», «дзен», «переселение душ» и прочими широкими терминами. Нельзя отрицать, что отчасти такие ассоциации имеют под собой вполне реальные основания, но попросите воплотить (или хотя бы описать словами) визуальную составляющую этих абстрактных образов – и вы удивитесь, насколько трудно это окажется для большинства. Скорее всего, если вы не изучали Буддизм отдельно и знаете о нём только из книг Виктора Пелевина (или других похожих источников), за гранью ваших представлений находится буддистская живопись. На современном Востоке это искусство – одно из самых масштабных, а его представители открывают выставки по всему миру. Один из таких – китайский мастер Цзэн Хао, рисующий религиозные сюжеты и портреты богинь.
Некоторые восточные богини предстают перед нами в первозданном людском обличии – отличить богиню от простой женщины довольно тяжело; выдают лишь идеально гладкая бледная кожа и предметы окружения. Богини одеты богато, но «со вкусом»: на головах – тиары, на шеях – ожерелья. Предметы роскоши лишь продолжают лоскутные шёлковые одеяния, не затмевают их, а гармонично дополняют образ.
Часть богинь изображена мастером в более распространённом представлении: они имеют множество рук и буквально светятся изнутри. Некоторые из них физически сливаются с окружающей природой и причудливыми магическими лозами. Все вышеописанные детали символизируют внутреннюю мощь и гармонию богинь с окружающим миром. в большинстве восточных учений (и в древнеегипетских мифах) единение с дикой природой – признак высшей силы и мудрости.
Цзэн Хао искусно играет с цветом и светом своих картин. Просветлённое и возвышенное состояние богинь, их вечная медитация открываются зрителю в неожиданно тёмных гаммах: тёмно-синие, зеленоватые и тускло-жёлтые цвета составляют основной рисунок. На контрасте с локацией и натурой выступают яркие и светлые оттенки одежды – богини носят их в знак единения с материальным миром, несмотря на духовное возвышение.
Буддистская живопись поражает, прежде всего, проработкой мелких деталей – они сильно влияют на финальное восприятие, даже если зритель не замечает их в общей картине. Собственно, этот принцип во многом перекликается и с самим буддистским учением, создавая целую аллегорию на жизнь человека.
Китайский мастер Цзэн Хао, рисующий религиозные сюжеты и портреты богинь.
https://zen.yandex.ru/artifex
|