-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15438


Кузьменко Василий Михайлович (1880—1964). ОЧЕРКИ ЮЖНОГО БЕРЕГА И ГОРНОЙ ЧАСТИ КРЫМА. 1915

Понедельник, 23 Июля 2018 г. 23:40 + в цитатник
Кузьменко Василий Михайлович (1880—1964). ОЧЕРКИ ЮЖНОГО БЕРЕГА И ГОРНОЙ ЧАСТИ КРЫМА. 1915
РѕС‡2 (525x700, 293Kb)
Читать книгу http://www.krimoved.crimea.ua/kuzmenko.html

Василий Михайлович Кузьменко - уроженец Симферополя, управляющий на Московско-Киевско-Воронежской железной дороге. В 1905 году прогневил императора, посочувствовав бастующим в революции 1905 года, был разжалован и отправлен к себе на родину в Крым. Для постройки дачи выбрал полюбившийся ему и набирающий популярность курортный городок Симеиз. Здесь он приобретает у Мальцовых два участка и по собственным проектам строит себе две прекрасные виллы: небольшую дачу «Сакля Сабурова» (в западной части поселка, по соседству с виллой «Нора») по эскизам художника В. Д. Субботина, и более основательное здание вилла «Нюкта», посвященное римской богине ночи, фигура которой красуется на одном из карнизов здания. Проживал на своей даче до 40-х годов ХХ века.

Василий Михайлович был неординарным человеком: он любил эту землю, он вырос на ней, он хотел оставить память об этой удивительной земле последующим поколениям.

Он посвятил книги Крыму и Симеизу, в частности, это «Очерки Южного берега и горной части Крыма» (1915), а чуть ранее, в 1913 г., - «Новый Симеиз и его окрестности на Южном Берегу». В этой книге опубликованы: подробный план поселка с нумерацией участков, фотографии дач с описанием количества комнат, сводный список владельцев дач, авторов проекта и подрядчиков. Несмотря на то, что автор книги признается в том, что он «только лишь желал поведать о том, что есть в Симеизе и его окрестностях, имея ввиду, что может быть найдутся затем люди, которые поставят себе задачею подробное исследование по тому или другому вопросу, который возбудит интерес», — книга обеспечила необходимый рекламный эффект и, вероятно, привлекла дополнительно заказчиков-застройщиков. В настоящее время эта книга и сохранившийся архитектурно-градостроительный дачный ансамбль свидетельствуют, что в начале ХХ века на Южном берегу Крыма возникли социально-экономические предпосылки к продуманной, планомерной, последовательной, комплексной застройке, выразившейся в создании неповторимых по красоте и самобытности особняков Нового Симеиза.https://lavanda.life/starye-putevoditeli-po-krymu/...oj-chasti-kryma.html?showall=1
Еще о Кузьменко:
Дача "Дива", ул. Советская, 76 http://симеиз.net/old_villas/8.php
Дача Нюкта (бывшее имение В.М.Кузьменко) в Симеизе http://ai-petri.com/crimean-history/crimean-palace...enie-vmkuzmenko-v-simeize.html
Кузьменко Василий Михайлович (1880—1964) — российский инженер-железнодорожник[14], исследователь Крыма. Руководил Московско-Киевско-Воронежской железной дорогой, но за поддержку забастовщиков в 1905 году был разжалован и отправлен в отставку. После отставки отправился в Крым, где ещё несколько лет проработал на железной дороге в Симферополе, а затем переселился в Симеиз. Построив одним из первых собственную виллу, был зачинателем и вдохновителем дальнейшего развития курорта Симеиз. Популяризировал Крым, в частности Симеиз, издав две книги-путеводители «Новый Симеиз и его окрестности на Южном Берегу» (1913) и «Очерки Южного берега и горной части Крыма» (1915). Перед войной вновь вернулся на железную дорогу и дослужился до первого заместителя начальника Южной железной дороги, с присвоением статуса советника. За немалые выслуги выходца из крестьянской семьи, удостоен дворянского чина[15]. Поскольку Кузьменко выходец из крестьянской семьи и специалист-железнодорожник, большевики не сразу лишились его, подтверждением тому является пребывание его семьи на вилле «Нюкта» (хотя и неизвестно в каких условиях). Очевидно, Василий Кузьменко налаживал железнодорожный транспорт в СССР://ru.wikipedia.org/wiki/Нюкта_(вилла)

ОЧЕРК VIII
По окрестностям Бахчисарая.

В горной области Крыма, параллельно главному хребту верстах в двадцати от него, расположена вторая гряда. Так же как и главный хребет, она обрывается почти отвесно в сторону юго-востока и спускается пологим склоном к северо-западу. Высота гребня ее над уровнем моря в среднем около 200 саж. с отдельными вершинами, возвышающимися до 270 саж. (Мангуп-Кале). Более точно обрыв второй гряды от Симферополя до Инкермана имеет такой характер: от гребня вниз стоить почти вертикальная стена высотою 20 — 30 и более саженей, а от подошвы этой стоны ниже спускается крутой склон до уровня долины под углом около 30° к горизонту; высота этого склона около ста саж. по вертикали.


Вторая гряда слагается вверху в пределах вертикального обрыва из напластований известняков, а внизу, в пределах склона, — из легко расслаивающегося на мелкие, осыпающиеся вниз пластинки мягкого мергеля. Уже с первого взгляда на эту гряду гор совершенно ясно видно, что она в первое время после появления своего на дневную поверхность из пучины вод представляла собою сверху сплошную целинную поверхность, которая, вероятно, простиралась несколько далее на юго-восток и покрывала, может быть, своими пластами большую часть пониженной теперь местности между обоими хребтами. На вновь народившуюся землю выпадали атмосферные осадки и потоки воды от них начали свою разрушительную работу.

Таврический главный хребет был значительно выше, чем теперь. Предположить, что он был выше нынешнего уровня вечных снегов в этой широте, едва ли возможно, но в ледниковую эпоху, когда половина России была покрыта льдом, несомненно, и в Крыму было холоднее, чем сейчас; весьма вероятно, что и на Крымском главном хребте был тогда вечный снег и что с него спускались ледники. Настал послеледниковый период; началось таяние снега и льда, порождавшее, в особенности в связи с чрезвычайными ливнями, такие могучие водные потоки, размеры и силу которых трудно представить. Следы деятельности этих потоков видны повсюду во всей области Крымских гор, и весь нынешний рельеф ее представляет собою конечный результат их работы.

Постепенно образовались многочисленные ущелья и овраги, создались долины рек Альмы, Качи, Бельбека, выросли столовые горы (Мангуб-Кале, Тепе-Кермен, Эски-Кермен), сложенные из более твердых пород, чем окружавшие их равнины, и устоявшие, таким образом, от размывания.

Со временем сила потоков постепенно падала и, наконец, не знавшие никаких преград и разрушавшие на своем пути горы, они превратились в скромный речки, теряюшиеся в грандиозных долинах.

По этим-то долинам и. горам в один из Июльских дней мы, четверо, тронулись в путь со станции Бахчисарай чёрез город Бахчисарай, его предместье Салачик, Успенский Скит, Чуфут-Кале, “пещерный город” Тепе-Кермен и, наконец, через другое предместье Бахчисарая, Азис, обратно на станцию.

Проехав только что пробуждавшийся от сна город до единственной, бесконечно длинной улице, мимо пресловутого ханского дворца с его минаретами и тополями, мы попали в предместье “Салачик”, ныне цыганская слободка, а прежде загородная резиденция ханов с бывшим здесь дворцом “Ашлама”. Отсюда дальнейший путь решили совершить пешком до долины р. Качи, фаэтон же должен был проехать туда из Салачика вокруг скалистого утеса, на котором расположен Чуфут-Кале.

В Салачике мы свернули в узенький переулок, перешагнув через протекающую здесь речку, и попали в уголок, где невольно остановились пораженные представшими нашему взору стонами древних сооружений ханских времен. С южной стороны переулка высился среди сада, под тенью пирамидальных тополей, мавзолей (“тюрбе”), воздвигнутый ханом Менгли-Гиреем в 1501 году нашей эры над прахом его отца, Хаджи-Гирея; там же покоятся останки и самого Менгли-Гирея.

Напротив мавзолея, с северной стороны переулка, возвышается глухая, высокая, сплошная стена с одною лишь дверью в ней. Дверь немного выше человеческого роста, с полукруглою аркою вверху. Над верхнею частью двери висит тяжелая кованая железная цепь, подвешенная к стене в трех точках — сверху, над аркою и по бокам. А еще выше над цепью в стену вделана высеченная на камне таблица, представляющая какую-то арабскую надпись.

По объяснению председателя архивной комиссии в Симферополе г. Марковича, цепь должна была побуждать каждого входящего или выходящего через дверь правоверного оказывать должное почтение сему месту невольным наклонением головы, надпись же гласила следующее:

Повелел построение этого медрессе

Божиею милостью Менгли-Гирей Хан

сын Аджи-Гирея Хана, пусть хранить

существование его государства до конца века!

1501 г.

Из Салачика мы повернули несколько назад до ворот Успенского монастыря, устроенных в высокой стоне, замыкающей глубокий овраг, который впадает здесь в Бахчисарайскую котловину, беря начало в верховьях второй Крымской гряды двумя ответвлениями — Иосафатовой долиной и ущельем Майрем (Мария).

Характер этого оврага — общий для всех ущелий во второй Крымской гряде: верхняя часть боков, в пределах толщи известняка, обрывиста с вертикальными стенами, а ниже от подошвы обрыва спускается склон до дна оврага.

Недалеко от ворот находится Успенский монастырь, устроенный, главным образом, в пещерах (криптах) в высоком вертикальном обрыве скалы и частью в зданиях на склоне и на дне оврага.

С другой стороны оврага на узком и продолговатом плато, ограниченном с северо-востока обрывом второй гряды Крымских гор, расположено городище с развалинами, ближайшая цель нашего путешествия.

Плато это высотою 262 саж. над уровнем моря, длиною около 11/2 верст и шириною около 1/4 версты, заканчивается с северо-запада острым обрывистым мысом и доступно только с юго-востока, со стороны верховьев второй гряды. Городище это ныне носит название “Чуфут-Кале” и представляет собою остатки древнего города Кырк-Ера.

Начало возникновения этого города сокрыто от нас в глубине времен, и следует полагать, что служил он ареною жизни разных народов, следовавших один за другим, как поколение за поколением.

Неприступность места, расположение его над плодородными и обильно орошаемыми водою долинами, наличность источника питьевой воды у юго-западного обрыва плато, все это, несомненно, привлекли к нему человека в самое раннее время пребывания его в Крыму, но какой именно народ устраивал здесь город, кто тут жил до Р. X. и в первые века после Р. Х.” теперь совершенно неизвестно.

Поздно начавшаяся история Крыма и заселявших его народов застает в Кырк-Ере караимов, которые заняли его задолго до завоевания горной части Крыма турками в 1475 году. Некоторые сведения о времени пребывания караимов в Кырк-Ере дает кладбище их в Иосафатовой долине с десятками тысяч могильных памятников, большею частью в виде иссеченных из камня призм с возвышениями в концах их. На всех памятниках вырезаны надписи на библейском языке с указанием имени и года смерти погребенного и часто с приличествующими эпитафиями.

Живший в Кырк-Ере до самой смерти своей в 1874 г. известный археолог и гебраист Авр. Фиркович на одном из древнейших надгробных памятников в Иосафатовой долине рассмотрел в надписи 6-й год по Р. X. Здесь также производил два раза (в 1878 и 1881 г.) исследования проф. Хвольсон, по определению которого некоторые памятники относятся к 240, 289, 330 г.г. по Р. X. 1).


1) Заимствовано из брошюры “Караимы и Чуфут-Кале в Крыму” С. Шапшала. 1896 г.

Однако, на основании этих данных отнюдь нельзя сделать вывода, что основали город Кырк-Ер караимы или что они в эти отдаленные времена были владельцами города, так как они могли быть приняты в свою среду в глубокой древности каким-либо другим господствовавшим в то время здесь племенем. Последнее предположение находит подтверждение в том, что по окраинам городища имеются сооружения или остатки сооружений, несвойственные караимам и их обычаям, это — крипты или пещеры, выбитые в скале, о чем будет дальше.

Караимы исповедывают Закон Моисеев, но вместе с тем они не принадлежат к Иудейскому племени. Хотя нельзя считать вопрос о происхождении караимов вполне выясненным, но с вероятностью можно предполагать, что они произошли от пришедших сюда из средней Азии тюрков, от которых у них остался разговорный язык, ассимилировавшийся впоследствии с родственным ему языком татарским. На тюркское происхождение караимов, помимо типических черт лица, резко отличных от еврейских, указывают также некоторые надписи на надгробных памятниках в Иосафатовой долине, относящихся ко времени задолго до татарского владычества, с чисто тюркскими именами, погребенных в 413, 635, 720, 820, 821, 829 г.г. по P. X., как: Бахши, Тохтамыш, Бакече (ж.), Мамук (ж.), Айтолы (ж.) и др.

Кырк-Ер или, как называют его обыкновенно, Чуфут-Кале, является для караимов тем же, чем Иерусалим для Иудеев, и хотя с 1853 года город этот совершенно опустел, тем не менее многие правоверные библейцы и теперь завещают быть погребенными в Иосафатовой долине, а если это состояться не может, их близкие воздвигают здесь памятник с подобающею надписью и с указанием времени и места упокоения.

Городище Кырк-Ера окаймлено со всех сторон вертикальным обрывом, совершенно неприступным, и только с юго-востока плато его сливается с местностью верховьев второй гряды. Для охраны города с этой стороны была возведена высокая каменная стона с единственными воротами для сообщения с миром; стена эта очень древняя и, вероятно, была построена одновременно с зарождением города для необходимой в то время защиты от возможных нападений; она сложена из больших, тщательно отесанных, камней и поражает мощностью и чистотою работы.

В жизни города настало время, когда он уже не мог вместить в себе всего населения; пришлесь расширить его площадь и для этого устроить вторую стену далее на юго-восток, поперек плато, вдоль дороги, иссеченной в скале и спускающейся в долину с северо-восточного обрыва плато. Постройку эту относят к концу XIV или началу XV в. по Р. X. Сложена вторая стона из неправильного вида камней и далеко не так прочна и красива, как первая. В ней тоже имеются ворота, в отверстии которых и ныне висят массивные дубовые полотнища, обитые снаружи толстыми проржавевшими полосами железа, и ныне, как 500 лет назад, с наступлением сумерек они запираются до утра тяжелым замком. К этим воротам подходит проезжая дорога из Бахчисарая.

Еще в одном месте доступен Кырк-Ер; это — в маленьком и очень крутом ущельице между двух утесов юго-западного обрыва. Теснина эта заграждена небольшою, но высокою стеною с узкою калиткою для пешеходов и вьючных лошадей; за стеною со стороны городища в боковых скалах ущельица выбиты первобытными обитателями города крипты или пещеры.

Калитка удовлетворяла во все времена, с самой глубокой древности до последнего времени, насущнейшей потребности жителей Кырк-Ера — потребности в воде, так как немного ниже, в Иосафатовой долине, расположен источник, из которого разносили и развозили воду по всему городу прежде вьючными осликами, а впоследствии лошадьми, через спину которых перекидывался вьюк с двумя плоскими бочонками по бокам, скрепленными между собою под брюхом животного.

Ныне к калитке подходит тропа от Успенского скита, по которой обыкновенно все желающие осмотреть Кырк-Ер и подходят к нему, оставив экипаж у монастыря.

Все городище Кырк-Ера покрыто довольно хорошо сохранившимися остатками домиков; они тесно прижались один к другому и расположились по сторонам единственной улицы, проложенной от ворот во второй наружной защитной стоне по направлению к конечному мысу на северо-запад. Все домики построены в два этажа, из которых верхний служил для жилья, а нижний для помещения домашних животных и хозяйственных принадлежностей. Дворов при домиках почти не было и поэтому для склада и хранения, главным образом, припасов и продуктов в каждой усадьбе выделывались в камне пещеры. Остатки жилищ в Кырк-Ере в высшей степени однообразны.

Приблизительно в центре городища расположен мавзолей или тюрбе, красивое здание в мавританском стило, оставшееся от времен владычества татар и довольно хорошо сохранившееся до нашего времени. Оно состоит из двух частей — собственно мавзолея и притвора к нему. На старинных гравюрах с видом этого тюрбе притвор не имел сверху покрытия ни в виде кровли, ни в виде свода, в последнее же время, в целях предохранить тюрбе от разрушения, притвор покрыли каменною аркою с черепичною кровлею над нею. К сожалению, надстройка эта совершенно не соответствует цельности сооружения и его стилю, и по грубости и небрежности выполнения представляет прямую противоположность прекрасной и тщательно выполненной каменной кладке самого мавзолея и сохранившейся части стен притвора.

Внутри мавзолея на гробнице высечена на камне надпись: “Эта гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-хана; скончалась месяца Рамазана, 841 г.”, что соответствует 1437 г. по Р. X.

Вокруг входа в тюрбе имеются следующие две надписи: “Мухамед (да будет с ним мир!) сказал: этот мир есть жилище суеты, будущая же жизнь вечна”, и другая: “Мухамед (да будет с ним миры) сказал: эта жизнь есть нива для будущей жизни. Еще он сказал: настоящая жизнь есть час; употребляйте его на служение Богу. Еще он сказал: спешите молиться и покаяться прежде смерти”.

В этих изречениях — вся философия Ислама.

Плато Кырк-Ера, кроме развалин и остатков городища, представляет интерес еще своими пещерами, выбитыми в стоне обрыва, преимущественно вверху у гребня плато. Мы их уже видели над малою стеною с калиткою. Кроме того имеется несколько очень интересных пещер по гребню северо-восточного обрыва и в стоне выемки в камне по спуску дороги вдоль наружной защитной стены на северо-восток. Важнейшая из них — “Чаушным-Кобасы”, о которой в упомянутой выше брошюре ученого гебраиста С. Шапшала (1896 г.) сказано: “Как известно, в отдаленные времена эта пещера служила темницею и местом казни преступников, которых приковывали к подземным стенам и столбам. Пещеры эти, без всякого сомнения, служили жилищами доисторическому человеку и составляли так называемые пещерные города” Проводник при этом покажет вам особое углубление в полу вдоль стены правильной, продолговатой, четырехгранной формы, в которое проливалась кровь и бросались головы казненных; покажет вам и те выдолбленные в камне, нужно сказать, довольно ножной и непрочной конструкции, проушины, к которым приковывались цепями подлежавшие казни преступники, расскажет заученною на память плавною и быстрою речью много ужасов из былого времени.

Несколько ниже я выскажу свой взгляд о значении вообще Крымских пещер, пока же соглашусь с автором брошюры, что эти пещеры выдолблены в камне не караимами, а их далекими по времени предшественниками по пребывание на Кырк-Ерском плато.

Кроме описанных остатков от прежней жизни Кырк-Ера, в городище его имеются два караимские храма или кенассы, хотя и древней постройки, но вполне сохранившиеся и поддерживаемые усердными библейцами и ныне, а также почитаемый ими дом, в котором жил и умер в прошлом веке посвятивший почти всю свою жизнь разработке истории Кырк-Ера ученый гебраист Фиркович.

Уже упомянуто выше, что Кырк-Ер представляет для всех караимов такую же святыню, как Иерусалим для Иудеев. Эта крошечная нация, едва насчитывающая около полутора десятков тысяч душ, проявляет трогательную заботливость относительно охраны и содержания в неприкосновенности своего родного многовекового гнезда и места вечного упокоения предков, для чего и содержит в Кырк-Ере на общественный средства одну караимскую семью, свято выполняющую возложенные на нее обществом обязанности с запиранием и открытием ворот в защитных стенах вечером и утром в установленное традицией время.

Простившись с Кырк-Ером, мы направились по гребню второй Крымской гряды к югу для того, чтобы спуститься затем по овражку на долину, за которою еще южное высится конусообразная гора “Тепе-Кермен” с так называемым “пещерным городом”.

По этому пути нам открылся достойный внимания вид: с левой стороны на гору Тепе-Кермен и с правой — на безымянную гору на запад от первой. Поразительно сходство обеих гор: одна и та же высота и ширина, те же обрывы вверху и те же скалы внизу; в полном смысле слова двойники, причем разобщенность горы Тепе-Кермен от массива второй гряды скрадывалась перспективою.

Сходство это многозначительно; оно ясно указывает на однородность происхождения обеих гор. Было время, когда нынешний Тепе-Кермен представлял собою конечность непрерывного горного отрога от массива второй гряды, как и западный ее собрать, а затем отрог этот был размыть посредине и остался конец его в виде отдельного конуса, как свидетель того, что было раньше.

Сходство обеих гор столь же велико и с южной стороны, и путник, давно миновав Тепе-Кермен по направлению к западу, по Качинской долине, невольно останавливается с удивлением перед выросшим как бы из земли новым Тепе-Керменом в версте от первого.

Итак, мы спустились с гребня второй гряды в долину или седловину по овражку между отрогами-близнецами. Несмотря на разгар самого жгучего лета, когда в степи уже все было выжжено знойными лучами южного солнца, там мы очутились совсем неожиданно чуть не по колено в густой сочной траве.

Здесь же, на склонах седловины, мы видели следы, в форме колодцев, выработки местными татарами так называемого “кила” или горного мыла, представляющего собою осадок древнего моря. Это глинообразное вещество, жирное на ощупь, зеленовато-серого цвета, способно поглощать жиры и образует с водою пластичную, легко взмыливающуюся массу. Этим свойством кила издавна пользуются в Крыму татары и местные жители для мытья, особенно в морской воде, а также для лечебных целей, в качестве пластыря. Кил употребляется также при обработке шерсти для извлечения жира из нее. В ханские времена кил имел несравненно большее употребление в Крыму, чем теперь. (Заимствовано из книги П. Двойченко “Минералы Крыма”. Изд. 1914 г.).

С этой седловины открывается доступный подъем на плато Тепе-Кермена, столовую гору, обрамленную сверху вертикальными стонами обрывов в толще известняка, а внизу крутыми склонами в мергеле; склоны покрыты только с севера и запада лесною растительностью, с востока же и юга большею частью обнажены и на них сверкает своею белизною мергель между редкими группами низкорослого и жидкого кустарника.

Не без некоторого волнения предприняли мы восхождение на этот давно прославленный “пещерный город”, в котором, по исчислению разных путеводителей, насчитываются тысячи пещер, и по сравнительно пологой расщелине в верхнем обрыве скалы взобрались на плато.

Вся поверхность оказалась покрытою растительностью, сверкавшею девственною чистотою и обилием, так как здесь пока нет выпаса скота, относительно чего Тепе-Кермен, кажется, представляет собою, вследствие своей недоступности, единственное исключение из всех других подобных гор и урочищ.

Виды отсюда во все стороны незабываемы. Вот — вид на северо-восток, на главный хребет с величавым Чатыр-дагом, красующимся на горизонте своими лиловыми очертаниями в свито других возвышенностей Яйлы; направо от него, за пониженною частью Яйлы, вздымает вверх свои вершины Бабуган; на переднем плане расстилается низменность между первою и второю грядами, изборожденная в разных направлениях оврагами, большею частью поросшими лесом, и небольшими между ними гребнями мергеля с разбросанными группами кустарников и деревьев.

В длину Тепе-Кермен имеет около 35 саж. и около 20 саж. в ширину; высота над уровн. моря 254 саж. и около 110 саж. над соседнею долиною р. Качи.

Пещеры на Тепе-Кермене выделаны в верхней части его, в толще известняка и, главным образом, по гребню плато и у подножия вертикального обрыва; только в юго-восточной части, где обрыв делится на два яруса, из коих нижний выступает далеко вперед, образуя над собою промежуточную площадку, пещеры расположены в три рядя: по гребню плато, у подножия верхнего яруса и у подножия нижнего яруса обрыва.

Все пещеры Тепе-Кермена, по поручению Крымского Общества Естествоиспытателей и любителей природы, были исследованы четырьмя членами его в 1912 году и затем описаны в Записках этого Общества за 1913 г. в статье Н. А. Боровко. По приведенному в этой статье подсчету оказалось пещер вовсе не так много, как указывали прежде (до 10000), всего лишь до 235, из которых в двух больших были устроены церкви.

Был ли Тепе-Кермен на самом деле пещерным городом”, то есть жили ли в пещерах его люди, или же пещеры его имели какое-либо другое назначение и какое именно?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует принять в соображение, что прежде всего человеку нужна пища и вода. На Тепе-Кермене нет ни того, ни другого, и пожелавший поселиться здесь должен доставлять себе и пропитание, и воду снизу, с окружающих гору долин, что нельзя признать удобным при большой высоте горы и трудности восхождения на нее. Далее, если можно не без некоторого колебания примириться с пещерою, как жильем, у подножия скалы наверху мергелевого склона, то нельзя и представить себе, чтобы пещеры на гребне плато могли бы, быть использованы в качестве жилищ, в семейном быту в особенности: ведь все они имеют выход в сторону обрыва непосредственно над пропастью в 20 — 30 саж. глубиною, и жить постоянно на краю зияющей бездны невозможно. Кроме того, ни для отопления, ни для удовлетворения других хозяйственных нужд ни в одной пещере не обнаруживается и следов каких-либо приспособлений.

Все эти обстоятельства говорят против того, что пещеры на Тепе-Кермене были человеческими жилищами, и поэтому присвоение ему названия “пещерного города” должно отпасть.

Какое же назначение имели пещеры Тепе-Кермена, а вместе с тем и других подобных ему урочищ в Крыму? Из книги Бытия мы знаем, что “Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской”, а затем и самого Авраама “погребли Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цехара, которое против Мамре”.

Евангелие Матвея так описывает погребение Христа “И взяв Тело, Иосиф (Аринофейский) обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале, и приложив большой камень к двери гроба, удалился”.

В Бени-Хасане (в Египте) есть много пещер-гробниц. сооруженных в XXVIII — XXVI в. в. до Р. X.

Вот, мне кажется, самое правдоподобное объяснение назначения наших пещер на Тепе-Кермене: они не что иное, как гробницы.

В Крыму, по-видимому, жил народ, в обычае которого было хоронить своих покойников в искусственно сделанных в камне гробах или пещерах.

Обычай этот был весьма распространен на земле и основанием для него служили те же побудительные причины, которые заставляют и ныне изготовлять для погребения мавзолеи и склепы с расчетом, что впоследствии там же найдут для себя место останки и устроителя, и других близких ему людей. В том же Крыму, веков за 6 до Р. Х” Херсонесцы устраивали для своих покойников тоже выбитые в скале пещеры в особом “Некрополе” вблизи города. Прошли века, и другие уже Херсонесцы времен христианского периода выбросили из пещер Некрополя останки язычников и стали хоронить в них своих покойников, а вместе с тем в бывшем языческом Некрополе появилась кладбищенская церковь.

Так и в нашем Тепе-Кермене какой-то народ устроил в глубине времен Некрополь для вечного упокоения дорогих ему останков на вершине горы. Наступило другое время; того народа не стало; пришли иные люди выбросили из горных пещер истлевшие кости и стали хоронить в них своих близких; и может быть, то были уже христиане, соорудившие в двух пещерах кладбищенские церкви.

Пещера-гробница была подразделена на 3 части: более почетная, отделенная от остального помещения перегородкою или заставкою каменною или деревянною, затем две боковые части одного общего притвора. В одной из последних устроено углубление, обыкновенно называемое “яслями”. В полу мелкие углубления неизвестного назначения. В потолке сделано круглое отверстие, выходящее на поверхность плато; может быть, это отверстие прикрывалось камнем, который иногда снимался для проветривания пещеры. На некоторой высоте от пола в стоне выдолблены проушины, как бы для привязывания к ним кого-либо или чего-либо. Принято объяснять, что эти проушины назначались для привязывания либо домашнего скота, либо преступников, заточавшихся в пещеры, как в темницы. Указывают, что встречаемые иногда выдолбленные в камне углубления в виде ящиков были яслями для корма скота. На это можно возразить, что такие пещеры с проушинами и яслями обыкновенно почти неприступны для домашнего скота, что проушины встречаются в пещерных храмах, где не могло быть скота, а тем более заточения преступников, и наконец, проушины эти слабы и хрупки для привязывания крупного скота и преступников. На вопрос о назначении проушин я совсем не умею ответить: может быть, в них вкладывались свитки пергамента с описаниями деяний погребенного, а может быть, пучки растений или букеты цветов.

Относительно выдолбленных в камне углублений в полу или над полом в виде ящика, низведенных до прозаических скотских ясель, считаю несомненным, что углубления эти имели более почетное назначение — служить местом вечного упокоения человека. Часто встречаемые в пещерах, как и “ясли”, особые выделанные из камня и возвышающиеся над полом выступы, обыкновенно называемые “завалинками”, были назначаемы для установки на них больших или малых гробов.

Устроитель пещеры весьма предусмотрительно сверху в каменной поверхности плато выдолбил канавку-желобок для стока воды с целью устранения заливания водою входа в пещеру.

Возможно, что для погребения служили и пещеры в пределах самого Кырк-Ера; может быть, и пещера с противоположной стороны плато, называемая теперь темницею, тоже служила фамильною гробницей какого-либо знатного рода, а углубление в полу, над которым, по словам проводников усекали головы преступников, было гробом какого-либо героя или вельможи.

Итак, я прихожу к заключению, что так называемые “пещерные города” были некрополями или просто кладбищами, а отдельные пещеры — гробницами.

Правда, в Библии есть место, дающее основание для иного предположения относительно назначения пещер: “И сказал Господь Иисусу (Навину), говоря: скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города-убежища, о которых я говорил вам через Моисея… И отделили Кедес в Галилее на горе Нефеалимовой, Сихем на горе Ефремовой и Кириаф-Арбы, иначе Хевром, на горе Иудиной”. Такие убежища-города могли оказать услугу во время нападения врага. И в Крыму горы в роде Тепе-Кермен, доступные только в каком-либо одном узком, легко преграждаемом проходе, могли служить убежищами для окрестного населения, и для этой цели там могли быть устраиваемы какие-либо временные помещения. Может-быть, в этом кроется основание для названия наших столовых гор общим названием “Кермен”, что означает крепость.

Еще одно место есть в Библии: “И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его”. Из дальнейшего рассказа о Лоте явствует, что Лот с дочерьми поселился в пещере временно, и когда миновала опасность, он покинул пещеру.

Наряду с пещерами-гробницами уже в глубокой древности у человека был обычай хоронить своих покойников и в могилах, вырытых в земле, и следует полагать, что этот обычай древнее и распространеннее первого по той простой причине, что первобытный человек едва ли и умел делать пещеры, а кроме того на большей части поверхности земной и скал вовсе нет; но и в позднейшие времена, и в местностях горных, как в нашем Крыму, некоторые племена погребали умерших исключительно в земле, как бы не доверяя пещерам. Таковы караимы, оставившие нам свои заботливо и интересно устроенные кладбища с десятками тысяч могил в Иосафатовой долине при Кырк-Ере и в долине упокоения при Мангуб-Кале.

И нужно сказать, что тогда как все пещеры теперь открыты и из всех их выброшены кости некогда погребенных в них, кладбища с могилами в земле остались нетронутыми и истлевшие останки в них сохранились до сего времени не посрамленными лопатою исследователя или просто грабителя.

На плато Тепе-Кермена, в нескольких саженях от его южного конца, стоят остатки стен какой-то надземной постройки из довольно аккуратно вытесанных громадного размера камней. В плане эта постройка образует продолговатый четырехугольник по направлению меридиана и имеет размеры в ширину аршина четыре и в длину вдвое больше. Стоны ее сложены из поставленных стоймя монолитных камней высотою около двух и толщиною около 3/4 арш. Некоторые из этих камней теперь надбиты и выворочены из своего первоначального положения, но тем не менее совершенно ясно виден план постройки и имеются некоторые указания о конструкции ее, в виде гнезд в камнях, как бы для вложения в них концов балок. По этим гнездам можно заключить, что постройка в высоту ограничивалась нынешним верхом стен. Вероятно, внутреннее помещение было выше, чем теперь, что могло быть достигнуто соответственным углублением ее в толщу скалы плато; конечно, это легко можно было бы исследовать с помощью кирки и лопаты.

Южная оконечность плато имеет вид острого носа или мыса. За несколько саженей до конца его в плато выдолблено углубление аршина в четыре по сторонам и в глубину со спуском в него в виде лестницы, выделанной в толще скалы; углубление это служить как бы притвором для пещеры, расположенной налево, с дверным отверстием в нее в восточной стоне притвора; в южной стоне также устроено дверное отверстие, которое ведет на открытую площадку треугольной формы, заканчивающуюся мысом; часть этой площадки, прилегающая к притвору, прикрыта сверху, как навесом, плитою, составляющею одно целое с толщею плато. Прежде, следует полагать, плита эта была больше и прикрывала собою всю или почти всю площадку, но затем она обломилась и осталась только часть столба, поддерживавшего ее до обвала. На поверхности площадки в толще камня выделаны конические углубления неизвестного назначения, а на самом конце мыса стоить довольно правильной формы огромный камень.

На боках дверного отверстия в пещеру выбиты в. камне короткие надписи на библейском языке, в которых, по толкованию академика Коковцова и местного гебраиста, д-ра А. Я. Гидалевича, можно разобрать слова: “Мардохей, сын Буты”, “Сара” и год 5288 от сотвор. мира, соответствующий 1527 по Р. X. (из статьи Н. А. Боровко “Тепе-Кермен” изд. 1913 г. Кр. Общ. естествоисп. и люб. прир.).

К глубокому сожалению, мы должны были покинуть Тепе-Кермен, не успев осмотреть значительную часть его очень интересных пещер.

Спустились мы с вершины Тепе-Кермена, конечно, так же, как и поднялись на нее, и утолив голод и жажду под тенью одного из растущих в долине дубов, тронулись в дальнейший путь. Экипаж свой послали вперед в сторону долины р. Качи, а сами отправились к замеченному нами раньше месту у подошвы юго-западного склона Тепе-Кермена, где копошилась и что-то делала группа татар. Там оказалась довольно глубокая ложбина, на склоне которой была разостлана под солнечным припеком масса ветвей с листьями какого-то растения, издававшая сильный пряный запах, а в стороне от нее в тени дуба отдыхали, лежа на траве, человек пять татар, от которых нам удалось узнать, что заготовляемое ими растение (су-мах) употребляется для выделки высокосортных кож.

Наконец, мы сели в экипаж и начали свою поездку вниз по долине р. Качи, мимо другого “пещерного города”, Качи-Калена.;

На протяжении около пяти верст от Тепе-Кермена до Качи-Калена дорога была проложена через фруктовые сады вдоль р. Качи. Я говорю — была проложена, так как теперь, во время нашего проезда, дороги не было, и не только дороги, но не было и половины садов. Накануне случилось небывалое наводнение от выпавшего в верховьях реки сильнейшего ливня; вода повырывала с корнем фруктовые деревья, разрушила на своем пути все плетни и заборы, уничтожила пролегавшую вдоль реки дорогу. Нам пришлось ехать по руслу частью в воде, частью по свежим отложениям гальки. Ехали все время шагом с риском опрокинуться в воду или зачерпнуть ее в кузов экипажа. Наконец, мы выбрались на настоящую дорогу вдоль левого берега речки, откуда вскоре открылся величественный Качи-Кален, расположенный на противоположном берегу.

На всем протяжении обрыва известняка бросается в глаза, между прочим, ряд громадных ниш, образовавшихся вследствие выпадения из них соответственной величины глыб камня, свалившихся затем на откос. Конечно, ниши эти образовались давно, и уже в глубокой древности человек приспособил их для своих нужд, превратив в пещеры, частью сохранившиеся и до сего времени, а частью разрушившийся настолько, что остались только их следы.

За Качи-Каленом дорога переходить через речку на правый берег, затем проходить мимо очень красивого поперечного ущельица, впадающего здесь в долину р. Качи. Русло ущельица загромождено в самом живописном беспорядке громадными глыбами камня, между которыми ярко зеленеют вьющиеся растения и лесные деревья. У подошвы скалы, недалеко от устья, вытекает ключ чистой и прохладной воды, утолившей нашу жажду. Обрыв известняка постепенно сокращается и переходить в склон, на котором, как свидетели прежнего рельефа, сохранились местами отдельные утесы, один из которых напоминает своим видом сидящую женщину и называется “Хорхма-балам”, что означает — “не бойся, дитя”; это ответ матери на возглас испуга ее дочери, олицетворяемой другим кам-нем, стоящим, в виде столба высотою около 5 саж., несколько далее на откосе склона; камень этот называется — “Вай-вай, анам” — “ай-ай, мама”.

Вскоре за камнем дорога поворачивает вправо по довольно ровной и пустынной местности и, наконец, подходить к предместью Бахчисарая “Азис” (святой) с его двумя мавзолеями, старинным татарским кладбищем и мечетью ханских времен. Время сооружения большого мавзолея неизвестно, но следует полагать, что он никак не моложе 400 лет; несмотря на свой почтенный возраст и возмутительно-неряшливое содержание его, все же он сохранил свои красивые угловые пилястры, обрамление стен вырезанною в камне рамкою, наличники вокруг окон) карниз и, наконец, каменный купол весь проросший сорною травою и даже кустарником, корни которых совершают, хотя и медленно, разрушительную работу в швах между отдельными камнями. В этом мавзолее внутри свалены в беспорядке надмогильные памятники.
Другой, меньший мавзолей служит для татарского населения помещением для скота и осквернен накопившимся в нем толстым слоем навоза.

Нужно ли говорить, что помимо уважения к старине, которое должно быть свойственно каждому человеку, эти чудные мавзолеи в мавританском стиле, как высоко художественные памятники древнего искусства, заслуживают внимания и заботливого отношения к себе и со стороны татар, предками которых они сооружены, и во всяком случае, со стороны господствующего населения, во владение которого волею судеб перешел этот край.

У Азиса находится вокзал, и скоро поезд умчал нас далеко — на север.
Рубрики:  Крым /Бахчисарай
Крым /История Крыма
Крым /Успенский монастырь
Крым /Чуфут - Кале
Крым /Тепе - Кермен
Крым /Книги о Крыме
Крым /Караимы Крыма
Крым /Симеиз
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку