-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15438


На этом месте в настоящее время стоит Воронцовский дворец (Алупка)

Среда, 04 Мая 2016 г. 23:18 + в цитатник
На этом месте в настоящее время стоит Воронцовский дворец (Алупка)

«Главная заслуга Гросса - это сделанные им зарисовки всех памятников старины и предметов древностей, найденных за этот почти тридцатилетний период на юге России, - пишет Ю.Ю.Марти. - И во многих случаях и для многих памятников рисунки Гросса есть единственное, что от этих памятников осталось»
Гросс Федор (Фридрих) Р
Гросс Федор (Фридрих) Иванович (1822-1897) - художник, литограф, археолог живший и работавший в Крыму в XIX веке.

Ф.И.Гросс родился в 1822 году в семье немецкого колониста Иоганна-Людвига Гросса в Симферополе.
Считается, что последний был участником экспедиции академика Петра-Симона Палласа (1741-1811) по югу России. После переселения Палласа из Петербурга в Крым здесь осел и его земляк, художник-колонист Иоганн Гросс. И.Л.Гросс был назначен учителем рисования в Таврическую гимназию и в «училище при ней». Он стал первым учителем И.К.Айвазовского и дал этому, без преувеличения, самородку крымской земли рекомендацию в Императорскую Академию художеств.

А вот своего талантливого сына выучить в столице педагог-художник не смог: не было средств. Одаренный юноша, подчиняясь зову своего сердца созерцать и запечатлевать прекрасное, объездил весь Крым и зарисовал многие примечательные его уголки. Благодаря этим рисункам имя Фридриха Гросса поставлено сегодня рядом с именами крупных мастеров крымского пейзажа XIX века.



«Живя посреди роскошной природы, -пишут о Ф.И.Гроссе почитатели его таланта, - он рано почувствовал влечение к живописи и страстно предался этому благородному искусству... перенося на бумагу все, что поражало его взоры, и собрав таким образом богатую коллекцию живописнейших видов Крыма».

После переезда в 40-х годах из Симферополя в Одессу, где художник стал работать литографом в известной литографической мастерской Александра Брауна, Ф.И.Гросс представил виды Крыма на трех-четырех своих выставках в столице Новороссийского края. Учитывая, что во второй четверти XIX века в Одессе бывали и работали многие известные живописцы, и потому тамошняя публика была взыскательной и требовательной в своих оценках, как и правитель Новороссии, знаток и ценитель искусства граф М.С.Воронцов, надо полагать, творчество Ф.И.Гросса было замечено и получило признание и поддержку.

В результате благосклонного внимания к творчеству молодого художника в 1846 году вышел в свет альбом «Виды Крыма». Литографии для своих картин Фридрих Гросс исполнил сам.

В альбом Ф.И.Гросса, изданный Александром Брауном, вошло 54 листа. Сейчас это издание в полной целостности - большая редкость. Среди видов, вошедших в альбом, мы встречаем и изображения святых мест Крыма: здесь и действующие храмы, и греческие обители, лежащие в руинах, и виды гор и долин, хранящих в себе остатки византийских святынь... «Монастырь Ай-Андрит», «Успенский монастырь», «Черкес-ерман», «Мангуп-Кале» - эти и другие названия и сегодня перечисляются в справочных изданиях, характеризующих альбом крымских видов Ф.И.Гросса.

Что же касается литографических работ Ф.И.Гросса, то их ставили в один ряд с литографиями столичных мастеров, а в XX веке стали называть «лучшими из литографий», выделяющимися среди других, изданных в пределах современной Украины, «высокой культурой рисунка, выразительной композицией, прекрасной печатной техникой». Исследователь творчества Гросса М.Р.Мальгина предполагает, что искусству литографии художник обучался в Крыму в имении А.М.Бороздина «Кучук-Лампад», где имелась литографическая мастерская.

В 1857 году Ф.И.Гросс вернулся в Крым, поселился в Керчи, где преподавал рисование в Кушниковском девичьем институте и серьезно заинтересовался археологией.

С 1862 по 1891 год живописец, ставший археологом, работал художником-реставратором в Керченском музее древностей, а в 1884 году был поставлен его директором. Гросс вел раскопки, систематизировал найденный материал, зарисовывал находки... За время своего директорства «Гросс создал большое количество альбомов рисунков, акварелей и карандашных чертежей».

Человек не только талантливый, но и старательный, кропотливый, Федор Иванович Гросс сделал много полезной работы для воссоздания правдивой истории Крыма. За заслуги перед отечественной наукой археолог неоднократно награждался орденами.

В феврале 1880 года указом Сената произведен в надворные советники.
Ф.И.Гросс был явно незаурядным человеком, не случайно княгиня Елена Горчакова в своих путевых заметках назвала его академиком, хотя он таковым не являлся.
«Главная заслуга Гросса - это сделанные им зарисовки всех памятников старины и предметов древностей, найденных за этот почти тридцатилетний период на юге России, - пишет Ю.Ю.Марти. - И во многих случаях и для многих памятников рисунки Гросса есть единственное, что от этих памятников осталось».
Федор Иванович Гросс зарисовал немало церковных древностей и бытовых предметов с христианской символикой, найденных в Крыму во время раскопок. Эти рисунки опубликованы в дореволюционных изданиях Русского Археологического общества.

Сегодня мы можем судить о творчестве художника-археолога в основном по сохранившимся литографиям с его работ. Часть из них была опубликована в «Русском художественном листке» Василия Тимма, познакомившего с творчеством Ф.И.Гросса всю читающую Россию.

Но, к сожалению, большинство его произведений погибло в годы Великой Отечественной войны.

Некоторые работы Ф.И.Гросса, связанные с археологией, хранятся в Петербурге, в Институте истории материальной культуры Российской Академии наук. Свои произведения художник подписывал: F. Gross.
«Имя Федора Ивановича Гросса только сравнительно недавно было извлечено из небытия. Теперь его можно смело назвать одним из первых художников - уроженцев Крыма, всю свою жизнь посвятившим воспеванию красот родной земли», - так заключает свой рассказ о Федоре Ивановиче Гроссе М.Р.Мальгина.

Тот, кто познакомился с живописными видами Крыма, выполненными Ф.И.Гроссом, их не забудет - столько наблюдательности, точности в передаче местности, полноты любования дорогим его сердцу Крымом хранят они в себе, затрагивая в сердцах зрителей струны, невольно отзывающиеся на красоту и возвышенное настроение этих произведений.

*Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.

http://gallery.crimea.ua/ru/painters.php?p=126&b=bio
Рубрики:  Крым /Крым в живописи
Крым /Алупка
Крым /Дворцы и усадьбы Крыма
Живопись
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку