-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15438


«Качающиеся» дервиши текие Азиз Гази-Мансура (Крым)

Пятница, 19 Февраля 2016 г. 12:01 + в цитатник
«Качающиеся» дервиши текие Азиз Гази-Мансура (Крым)

В Бахчисарае было несколько дервишеских обителей, представлявших разные направления суфизма. Тех дервишей, что служили в текие Гази-Мансура, люди называли «качающимися» – из-за их особенной манеры нараспев читать молитвенные тексты.
РђР·РёР· Гази-Мансура 1 (550x374, 219Kb) Горное ущелье Марьям-Дере под Бахчисараем иногда называют «Малым Иерусалимом».

Здесь, как и в знаменитом городе Палестины, на небольшом пространстве издавна соседствовали святыни трех конфессий: христианства, ислама и иудаизма (караимизма).

В пещерах скальных обрывов при входе в ущелье располагался греческий монастырь Успения Девы Марии. Далее дорога следовала вверх по балке, выводя к воротам мусульманской дервишеской обители при азизе Гази-Мансура. А в самых верховьях ущелья, в урочище Иосафатова долина, находилось большое и старое караимское кладбище.

И пещерный монастырь, и обширный караимский некрополь по сей день привлекают множество посетителей: и верующих, и просто интересующихся.

Что же касается мусульманской святыни, то она гораздо менее широко известна, хотя и лежит у оживленной туристической тропы. Этот памятник пострадал гораздо сильнее, чем соседние, и на нем практически не сохранилось сооружений, которые могли бы привлечь глаз туриста.

Пройдя в белую арку ворот, путешественник выйдет по земляным ступеням вверх, к ровной площадке под густым пологом леса. Местами она вымощена широкими каменными плитами. Там и здесь среди зарослей в беспорядке валяются тесаные камни, а также с полдюжины резных башташей с арабскими надписями. Некоторые из памятников разбиты, и их осколки прислонены к деревьям. На дальнем конце площадки возвышается крытый каменный колодец современной постройки. Это все, что можно увидеть на азизе Гази-Мансура сейчас.


Однако еще менее века назад глазам посетителей тут представала совсем иная картина. На месте пустой площадки стояло небольшое, крытое черепицей здание – текие. Прочными плитами, на которые сегодня осыпается лесная листва, когда-то были вымощены его полы. Внутри здания обнесенные деревянной загородкой стояли три башташа, на которых были начертаны имена Гази-Мансур, Рамазан и Халил. Снаружи, у стен текие, размещался колодец, а горный склон поблизости был густо усеян памятниками мусульманского кладбища. Самые старые из этих памятников относились к XIV-XV столетиям, то есть к ордынским временам.

Каждое лето в определенные дни вся площадка перед текие – как и ступени лестницы, и тропа внизу – заполнялись многолюдной толпой. Паломники ожидали, когда дервиши начнут свое ежегодное торжественное служение на азизе Гази-Мансура.

В Бахчисарае было несколько дервишеских обителей, представлявших разные направления суфизма. Тех дервишей, что служили в текие Гази-Мансура, люди называли «качающимися» – из-за их особенной манеры нараспев читать молитвенные тексты.
РђР·РёР· Гази-Мансура 2 (600x298, 178Kb)Здание текие-джами на азизе Гази-Мансура (фото 1890-х гг.)

Как известно, прежде в Крыму существовали многие сотни азизов – памятных мест, связанных с именами почитаемых подвижников прошлого. Некоторые азизы были известны только жителям ближайших селений. А иные, наоборот, славились на весь Крым, и при них возводились текие и мечети. В Бахчисарае таких крупных культовых центра было два: азиз Малик-Аштера к западу от города и азиз Гази-Мансура к востоку.

Историческая биография Малика аль-Аштара в общих чертах известна. Что же до Гази-Мансура, то тут дело обстоит сложнее: сведений о его реальном прототипе пока что не найдено. Лишь нисба «Медини», иногда добавляемая в источниках к его имени, указывает на город Медину как место его происхождения.

Имена этих двух деятелей были тесно связаны в крымскотатарских преданиях. Согласно им, Малик-Аштер и Гази-Мансур в эпоху первых халифов вместе прибыли на полуостров из Аравии для того, чтобы проповедовать ислам.

Гази-Мансур остался в Крыму, а Малик-Аштер двинулся дальше, к берегам Днестра. Вскоре он вернулся оттуда, смертельно раненый стрелой неприятеля-великана, и умер в Крыму на руках у Гази-Мансура. Тот омыл и похоронил товарища, а впоследствии, когда пришел час, и сам отошел в мир иной. Их могилы были надолго забыты, но перед своей смертью Гази-Мансур предсказал, что будущим поколениям будет открыто, где находятся места их захоронений.

Далее в сказаниях крымских дервишей говорилось о том, как могилы обоих подвижников были обнаружены суфийскими шейхами, и о чудесах, сопровождавших это открытие.

В далекой Бухаре, – говорит одно из суфийских преданий, – проживал шейх по имени Рамазан. Однажды он обратил внимание, что видит по ночам один и тот же сон: пред ним вставала незнакомая, никогда прежде не виданная им местность в какой-то лощине под обрывами безымянной горы. Наконец, в одну из ночей к шейху во сне явился старец, который назвал свое имя: Гази-Мансур. Он объяснил Рамазану, что эта местность находится в Крыму, и что там погребены его останки. В точности такой же сон увидел в ту ночь и товарищ Рамазана, шейх Халил.

Собравшись без промедления, два шейха преодолели дальний путь от Бухары до Крыма и после долгих поисков, наконец, нашли и узнали то место, что являлось им в сновидениях. Тут же они обнаружили и затерявшееся среди зарослей погребение Мансура Медини. Рамазан построил близ него текие и остался здесь навсегда, вместе с Халилом и своими учениками. Так была основана суфийская обитель при могиле Гази-Мансура. Когда через много лет основатели текие умерли, ученики похоронили их рядом с азизом.

РђР·РёР· Гази-Мансура 3 (554x400, 169Kb)Погребения суфиев внутри текие (фото 1890-х гг.)

Суфийская традиция относила основание текие к 1434 году. Эта дата примерно соответствует возрасту наиболее старых надгробий на кладбище при азизе, а также историческим сведениям об активном распространении в Крыму в то время именно среднеазиатского суфизма. Известно, что суфизм имеет множество разнообразных ответвлений, и в Крым это учение проникало из двух разных источников: одним была Средняя Азия (и, в частности, Бухара), а вторым – Восточная Турция. И каждый из этих суфийских центров, как можно видеть, оставил свой след в истории Бахчисарая.

Текие при азизе Гази-Мансура было основано бухарскими дервишами, а азиз Малик-Аштера был ближе связан с восточнотурецкой традицией (ведь именно в Восточной Турции этот герой пользовался наибольшим почитанием, и там ему были посвящены сразу несколько памятных мест).

В эпоху Крымского ханства азиз в Марьям-Дере стал важным культовым центром. Говорили, что обустройству здешнего текие содействовал сам хан Менгли Герай. А образ Гази-Мансура прочно вошел в народные легенды, причем в них, как это зачастую случается в фольклоре, его образ сильно изменился в сравнении с первоначальными суфийскими преданиями. Многие бахчисарайцы воспринимали Гази-Мансура уже не как проповедника из далекой Аравии, а как своего земляка, одного из тех благочестивых стариков, которых они знали в своей повседневной жизни.

В Бахчисарае, – говорит крымскотатарская легенда, – жил бедный, но чрезвычайно уважаемый старец по имени Гази-Мансур. За всю жизнь он так и не смог накопить на хадж, но ему помогла случайность: некий богатый горожанин, собиравшийся в паломничество, тяжело заболел перед самым выездом и потому отправил вместо себя Гази-Мансура. И хотя старику было уже более ста лет, он с радостью отправился в путь. Когда Гази-Мансур прибыл в Мекку, имам мекканской мечети поразился столь преклонному возрасту паломника и предложил, чтобы тот дожил свои дни в священном городе и не подвергал себя трудностям обратного пути. Однако старик очень хотел вернуться в Крым и снова увидеть свой дом и ореховое дерево, под которым любил отдыхать. Потому по завершении всех полагающихся церемоний он все же двинулся домой. Дорога выдалась очень тяжелой, старик уже не надеялся добраться до дома живым и мечтал, чтоб хотя бы его прах был похоронен в родной земле… Предчувствия оказались не напрасны. Ночью на караван напали разбойники и убили Гази-Мансура, отрубив ему голову.

Не дождавшись возвращения старца, соседи решили, что тот умер в пути от немощи. Но однажды мальчик, собиравший орехи с любимого дерева Гази-Мансура, завидел знакомого старика – тот приближался, неся в руках собственную голову! Мальчик от испуга лишился чувств. А придя в себя, увидел, что соседи в изумлении собрались вокруг неизвестно откуда взявшегося под ореховым деревом башташа. И когда в одну из ночей мулла заметил над этим местом зеленоватое сияние, было объявлено, что Гази-Мансур прославился как азиз.


Легенда о святом, несущем в руках собственную отрубленную голову, это мотив, известный в религиозном фольклоре разных народов и конфессий. Например, в католичестве похожее предание бытует о святом Денисе Парижском, покровителе Франции; подобные легенды сложены и о нескольких православных святых. Аналогичные сказания встречаются даже в индуизме. Разные народы вкладывали в этот распространенный сюжет разный смысл и разную мораль. А крымскотатарские сказители, со слов которых была записана эта легенда, заостряли внимание слушателей на любви человека к своей родине.

Их рассказ о Гази-Мансуре завершался такой фразой: «Когда человек любит свой край, живой или мертвый непременно вернется домой».

Поразительно, насколько провидческими оказались эти слова, записанные за 30 лет до поголовной депортации крымских татар и за 70 с лишним лет до начала их возвращения на родину…
РђР·РёР· Гази-Мансура 4 (597x400, 271Kb) Восстановленный колодец на азизе Гази-Мансура

Наверное, будет лишним подробно объяснять, почему вместо текие с двориком, вместо ухоженного кладбища на склонах и колодца с обильным фонтаном (куда вода поступала издалека, из соседней балки, по подземным гончарным трубам) мы видим сегодня на месте азиза Гази-Мансура лишь каменные груды в диких зарослях. В советское время текие было закрыто и разрушено. Ту же незавидную судьбу разделили вместе с ним и остальные религиозные центры «Малого Иерусалима» под Бахчисараем. Но Азиз Гази-Мансура оказался самым уязвимым из них: от него в буквальном смысле не осталось камня на камне. В последнее десятилетие энтузиасты несколько раз принимались за его благоустройство, расчистив площадку и поставив каменный сруб над колодцем. Но восстановить памятник при таких разрушениях уже, увы, невозможно. Зато можно сохранить память о том, какой богатый пласт культуры был в свое время связан с этим, на посторонний взгляд, ничем не примечательным местом.



Бахчисарай лежит в узком скальном ущелье, в начале и конце которого были расположены два азиза - места почитания легендарных проповедников эпохи халифата Малик-Аштера и Гази-Мансура. Азиз первого из них мы посетили в предыдущей серии, а теперь - очередь второго, Гази-Мансура.
Бахчисарайское ущелье выходит в Качинскую долину. В ней, в селении Эфендикой (ныне Айвовое), тоже существовал азиз, но уже не арабских проповедников, а местных суфийских мудрецов.

Олекса ГАЙВОРОНСКИЙ http://blog.i.ua/user/7257836/?p=35

*На протяжении пол-тысячелетия, не смотря на все перипетии и невзгоды, мусульманская святыня – текие дервишей Газы Мансур – было одним из наиболее почитаемых в Крыму, где ежедневно совершались религиозные обряды сотнями последователей пророка Мухаммеда, пока в начале 1930-х новая советская власть в пылу борьбы с инакомыслием не закрыла обитель, а жесткая политика послевоенных лет довершила дело разрушения храма, оставив от него лишь отмостку пола да несколько надгробных плит некогда прилегающего кладбища.

Архитектура

Ранее почитаемый храм качающихся дервишей мирно соседствующий с христианской святыней и караимскими кенасами в долине Марьям-Дере представлял собой лишенное украшений прямоугольное строение под четырехскатной крышей с двумя выступающими резными террасами над входами.

Внутри текие дервишей Газы Мансур в окружении резных стен деревянной ограды покоились надгробия трех ее основателей, а остальное не отличающееся роскошью пространство было отведено для проведения религиозных обрядов мусульманских монахов и верующих.http://zabytki.in.ua/ru/977/tekie-dervishei-gazy-mansur

* В ущелье Къанлы-дере, близ родового гнезда карайского народа расположен один из почитаемых мусульманских Азизов – Гази-Мансур, культовый памятник XV-XIX вв.
В недалеком прошлом от чешме Гази-Мансур по тропе Эшек-йол на осликах караи доставляли воду в Кале.
По воспоминаниям местного старожила Михаила Яковлевича Дубинского (1925 г. р.), детство и юношеские годы которого прошли в Джуфт-Кале, ещё в 40-х годах XX в. на Гази-Мансуре невредимыми былои кладбище, текие дервишей и колодец, вода которого считалась целебной.

В летние месяцы можно было наблюдать большое количество паломников. Из Бахчисарая поднимались на молитву в пятницу (Михаил Яковлевич вспоминает тетушку Алиме, присматривавшую за кладбищем, жившую на ул. Гаспринского, 36, торговавшую семечками и курившую большую трубку). Проходили к Азизу через каменную арку (в 1990-х гг. разрушена до основания, ныне восстановлена) с деревянной калиткой вишневого цвета. Вверх вели ступени из камня. С обеих краев лестницы была аккуратная подпорная стена для защиты от оползней. За невысоким забором комплекса росли вишни, лесные и грецкие орехи, за которыми из крепости прибегали дети. Памятники и территория были ухожены. Здание текие имело прямоугольную форму, красивые резные окна с разноцветными стеклами. Вход в здание украшал деревянный балкончик.

После закрытия храмов и мечетей Бахчисарая к священному месту продолжали приходить на молитву верующие тайком. Богослужения в текие, проходили и в период оккупации Бахчисарая немецко-фашистскими захватчиками. Из Кале семья Дубинских слышала молитвы собравшихся дервишей, которые становились в шеренгу, обратившись к югу, и молились всю ночь.

После депортации крымских татар текие пустеет и постепенно разрушается, разбираются стены, а камни вывозятся на строительство жилых домов в Бахчисарае. В это же время был разорен и разрушен колодец Азиза. В настоящее время сохранилось около 10-ти памятников. В последние годы большой вклад в восстановление памятника внес депутат местного Меджлиса М.Мустафаев, а финансовую поддержку оказали братья Абдурамановы. Была благоустроена территория, расчищен и восстановлен колодец и арка над входом, недалеко от входа установлена табличка с информацией о памятнике. Караи искренне рады, что Азиз приводится в порядок, и источник с водой доступен для жителей города и туристов. http://kale.at.ua/publ/aziz_gazi_mansur_bliz_svjashhennoj_kolybeli_karaev/1-1-0-53

*Энергетические сильные места в Крыму – это азизы – священные места. Здесь находятся могилы мусульман, которые совершили хадж в Мекку. От обычного упокоения азизы отличает зеленоватое свечение могилы ночью. И на этих местах происходили исцеления и чудеса с теми, кто их посещал. Азизами могли стать не только могилы, но и вековые деревья или целебные источники.

*Дервиши - члены суфийского ордена. Давая обет бедности и воздержания, они обычно жили в братствах, которые располагались в особых местах, называвшихся, как правило, такийа (текие) или ханака под началом шейха — блюстителя порядка и устава общины. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращались для совместных постов и молитв. Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был всё отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи. Сходство с монахами у дервишей только внешнее, поскольку последние могли жениться, имели собственные дома.
Буквально «дервиш» означает – «тот, кто стремится в двери» - дверь между плотской и духовной жизнью, между скоротечным и вечным. Этот термин был распространен для обозначения нищенствующего аскета, невозмутимого, равнодушного к материальным благам. Они предлагали путь поиска познания Бога, чтобы достичь единства через любовь. В дополнение к этому духовному аспекту, суфизм принёс богатую культуру в мировую музыку и поэзию.
Суфизм как духовное движение, возникло в Персии ещё до христианской эры, впоследствии было интегрировано в ислам и охватывает на сегодняшний день около 50 миллионов человек по всему миру. Суфийские традиции это не религия или культ. Это философия жизни и её цель заключается в предоставлении человеку пути, практического способа, который позволяет достичь более высокой степени сознания и через это состояние повышенной осознанности, понять свои отношения с Богом. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=16948

Оригинал взят у в Текие Дервишей Газы Мансур под Бахчисараем
Поднимаясь от Салачика и Успенского монастыря к Чуфут-Кале, можно увидеть два средневековых кладбища. Одно из них, расположенное ближе к дороге, старинное мусульманское кладбище Газы-Мансур, захоронения на котором проводились с XV до XIX века. На этом старинном кладбище сохранилось немного средневековых надгробий, выточенных искусными мастерами из известняка. Но примечательно кладбище еще и тем, что когда-то на его месте  находилось текие дервишей - монастырь мусульманских монахов, © источник Севастополь LIFE связанных с мусульманской общиной Чуфут-Кале.


1.
Газы МансурАнашкевич 1 (700x466, 633Kb)
2. По преданиям, текие построил Менгли-Гирей на том месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза. О личности Гази Мансура интересные сведения сообщает Эвлия Челеби:"Находится там большая гробница шейха Мансура из Медины. Это был один из благородных товарищей господина Пророка... Богобоязненный шейх Мансур умер потом во время битвы за этот замок Гевхекерман (Чуфут-Кале) и остался погребенным... Великолепная постройка, в которой он покоится, привлекает большие толпы паломников." От входа к месту захоронения ведет каменная, местами осыпавшаяся, лестница.


2.
Газы МансурАнашкевич 2 (466x700, 617Kb)
3. Место здесь действительно символичное, с точки зрения единства мировых религий. Эта скалистая лощина у подножия Чуфут-Кале стала прибежищем нескольких религий. У входа в ущелье на откосе известняковой горы прилепился, словно ласточкино гнездо, пещерный православный Успенский монастырь. На самой высокой точке горной гряды, по другую сторону ущелья, видны черепичные скаты двух старинных караимских кенас. И вот тенистый лес, где некогда располагался монастырь дервишей. Здесь, на поросших склонах, повсюду видны остатки монастырских построек - части ограды, камни, оставшиеся от его стен


3.
Газы МансурАнашкевич 3 (700x467, 662Kb)
4. История монастыря, основанного в 15 веке, кстати, очень тесно связана с судьбой татарского народа, депортированного сталинским режимом из Крыма. Текие было уничтожено до основания именно в годы сталинских репрессий и депортации татар из Крыма. Сегодня на месте монастыря © источник Севастополь LIFE лишь разбросанные повсюду позеленевшие от времени каменные обломки, между которыми шныряют ящерицы — единственные обитатели этого места.


4.
Газы МансурАнашкевич 4 (700x466, 666Kb)
5. Некоторые сохранившиеся здесь мусульманские надгробия датируются первой половиной XV в.


5.
Газы МансурАнашкевич 5 (700x466, 460Kb)
6. Остатки надмогильных плит. Их немного.


6.
Газы МансурАнашкевич 6 (466x700, 601Kb)


7.
Газы МансурАнашкевич 7 (466x700, 536Kb)


8.
Газы МансурАнашкевич 8 (700x466, 545Kb)
9. Если пройти от места с остатками надмогильных плит дальше по тропе, то снова можно встретить замшелые остатки древних построек


9.
Газы МансурАнашкевич 9 (700x466, 686Kb)
10. Среди мусульман Крыма особенно сильна вера в целительную силу святой воды – аясма. Посетивший текие, из колодца черпал воду, испив её, совершал омовение перед молитвой в мечети. На ветке дерева оставлял лоскуток от своей одежды, как бы просил Святого Азиза ходатайствовать перед Всевышним, чтобы он избавил его от недуга или порока. Воду набирали в емкости и увозили домой, чтобы напоить ближних. Вода в колодце текие имела свои особые свойства исцеления. Этот священный колодец был разрушен вместе с текие и завален камнями, оставшимися от монастырских построек. Несколько лет назад его очистили, достав с шестнадцатиметровой глубины все валуны.


10.
Газы МансурАнашкевич 10 (466x700, 601Kb)

11. Скамья около колодца...


11.
Газы МансурАнашкевич 11 (700x466, 601Kb)
.


12.
Газы МансурАнашкевич 12 (466x700, 525Kb)
http://aquatek-filips.livejournal.com/314204.html

ПРОГУЛКИ ПО КРЫМУ 13 Гази Мансур и Эфендикой



https://www.youtube.com/watch?v=QVR80r4z9l4

https://avdet.org/ru/2015/04/01/aziz-gazi-mansura/

См. также:

Кружащиеся дервиши в Крыму. Евпатория
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post386313374 (Сегодня здесь — одна из святынь Крыма, почитаемых верующими-суфистами во всем мире- ансамбль «Текие -дервиш». памятник культуры 15-17 веков)

Достопримечательность Бахчисарая - вертящиеся дервиши
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post344904676 (Кто же такие вертящиеся дервиши? Как пишет Григорий Москвич в "Путеводителе по Крыму" 1913 год - "дервиши совсем не похожи на подвижников: в повседневной жизни это обыкновенные жизнерадостные, румяные и толстые торговцы и промышленники". )

Чуфут - Кале. Легенды о Золотой колыбели. Один из самых больших кладов в истории Крыма

http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post308923518 (Тут-то, в священной тишине храма Аллаха, впервые увидел переодетый принц-дервиш ту, о ком столько бессонных ночей мечтала его душа. Долго не мог он прийти в себя от трепета и изумления, ибо все его мечтания были лишь бледной тенью той красоты, которую он теперь видел перед собою наяву, и не было границ его восторгу. Но и сама принцесса Зехра скоро заметила, слушая дивные гимны, что не только звучным голосом обладает молодой дервиш, но и прекрасным, мужественным, гордым лицом, светящимися, смелыми, пылкими глазами и могучим, гибким, стройным станом, проступающим из-под нищенских дервишских одежд.)

ФЛЕЙТА НЭЙ И КРУЖЕНИЕ ДЕРВИШЕЙ. СУТЬ ТРАДИЦИЙ
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/
(В одном рубаи он говорит: «Слушай нэй и смотри, о чём он говорит. Он раскрывает скрытые тайны Всевышнего. Внутри он пуст и покорен, он пропускает через себя всё, что идёт в него, и в итоге получается мелодия зикра: «Аллах, Аллах!»

Нэй символизирует души, сгоревшие в огне божественной любви. С этой точки зрения нэй — это саз, в груди которого горит огонь высшей любви.)


Рубрики:  Крым /Бахчисарай
Крым /История Крыма
Крым /Крым. Ретро - фото
Крым /Места силы Крыма
Крым /Легенды Крыма
История
Крымские татары
Старые фотографии
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Пятница, 07 Января 2022 г. 13:05 (ссылка)
Спасибо! очень интересно. поставили бы беседку в восточном стиле на святом месте...
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку