Н. Жаба. Художник. Отдала Бахчисараю часть своей души
Нины Константиновны Жаба (1885-1942), прожила в Бахчисарае около двадцати лет. За это время ею созданы сотни миниатюр, отображающих разнообразные эпизоды жизни крымских татар, местного быта, рода занятий, деталей традиционной одежды и архитектуры
Н. Жаба. Старик — татарин с трубкой
Н. Жаба, дочь русского посланника в Константинополе, дворянка, выпускница Академии художеств. В 1906 г. приехала в Бахчисарай всего лишь на этюды. Но в результате отдала Бахчисараю часть своей души, выйдя замуж за местного жителя и поселившись здесь на годы.
После трагической смерти мужа, расстрелянного в Гражданскую войну, Н. Жаба переехала к брату в Ленинград, где и умерла во время блокады в 1942 году.
Н. К. Жаба - У фонтана
К сожалению, широкому кругу творчество художницы малоизвестно. При ее жизни персональных выставок было немного. Да и после смерти работы экспонировались редко, так как находились в основном в частных коллекциях.
Кстати, по рисункам Нины Жаба (а писала она акварелью, тушью и карандашом) печатали открытки, которые тысячными тиражами расходились по России. Особенно популярны они были среди крымчан.
Этнографы утверждают, эти открытки брали с собой в места ссылки болгары и крымские татары. Вдали от родного края миниатюры, на которых художница с большой любовью запечатлела окрестности Бахчисарая и быт местных жителей, согревали души депортированных.
Удивительно то, что рисунки выполнены не на акварельной, а на самой обычной, простой бумаге. Размер каждого листка не больше ладони.
Н. Жаба
Н. Жаба. Чуфут-Кале. 1920-е
Н. Жаба
Художник Н.К.Жаба. Было издано 15 открыток в 1930-е годы и 13 открыток в 2008 году
Н. К. Жаба - Ворота-арки при въезде в Бахчисарай
Н. К. Жаба - Изготовление чебуреков
Н.К.Жаба - Продавец овечьего молока
Нина Константиновна Жаба родилась в Тбилиси в 1875 году, прожила в Бахчисарае около двадцати лет: с 1906-го по 1924-й. За это время создала сотни миниатюр с изображением памятников архитектуры и эпизодов жизни крымских татар.
Училась в Академии художеств (с 1896 по 1906гг.) у В.Матэ. Получила в 1903г. звание художника за офорт "Вильгельм Нассауский" (с портрета Ван Дейка). В 1924г. переехала в Ленинград, где жила до самой смерти в 1942г.
Писала акварельные пейзажи Крыма и «древние памятники Бахчисарая», жанровые сценки из быта местных татар и архитектурные пейзажи: «Ворота в Чуфут-Кале», «Деревня Саланчуки в окрестностях Бахчисарая», «Одинокая могила», «В окрестностях Бахчисарая», «Гробница Марии Потоцкой в Бахчисарае», «Маленькие рыбаки», «Ханский дворец в Бахчисарае», «Крым, гора Тепе-Кермен», «Ханские бани в Бахчисарае», «Старый дом», «На задворках», «Мельница», а после переезда – окрестности Ленинграда («Ратная палата в Детском Селе», «На Московском шоссе в окрестностях Детского Села», «Уголок Фёдоровского городка в Детском Селе»).
Вместе с Альфонсом для журнала «Лукоморье» (1914 – 1917, издатель М.А. Суворин) рисовала эпизоды Первой мировой войны. Иллюстрировала детскую книжку издательства Поповой-Арсеньевой. В 1930-е выпустила этнографическую серию открыток «Из жизни крымских татар»
Участница выставок с 1901 года (АХ, «Общество русских акварелистов», Общество имени А.И. Куинджи и другие).
В 1914 – 1915 годах исполняла зарисовки эпизодов первой мировой войны для журнала «Лукоморье». Преподавала в художественной школе в Бахчисарае (1906 – 1923).
В 1965 году в Бахчисарае прошла выставка работ Альфонса и Нины Жаба, устроенная Нагаевской Е.В.
Крымчанам показали, как жили крымские татары
На картинах Нины Жаба, которые узнаются среди сотен других, изображены узкие улочки Бахчисарая, мусульманские святыни, старинные крымскотатарские домики и быт их хозяев.
«В них можно увидеть быт крымских татар, чем они занимались. Здесь и мужчины, которые раскладывают табак, и человек, который продает виноград, молочник, женщины, читающие книги. Это, кстати, ответ тем, кто говорит, что крымские татарки были необразованными», — рассказала редактор газеты «Янъы дюнья» Зера Бекирова.
Особую ценность картины Нины Жаба представляют для этнографов — работы художницы исторически достоверны, по ним можно изучать наряды крымских татар того времени.
«Она зафиксировала период — самое начало 20-ого века. К этому времени уже некоторая трансформация произошла в национальном костюме. И вот эти все тонкости у нее совершенно замечательно зафиксированны», — подметила этнограф Ульвие Аблаева.
Работы художницы редко выставлялись как при жизни Нины Жаба, так и после смерти — большинство ее картин находятся в частных коллекциях, поэтому точное их количество неизвестно. Тысячными тиражами по России расходились открытки по рисункам Нины Жаба. Особенно популярны они были среди крымчан. Крымские татары забирали их с собой во время депортации. В местах ссылки эти напоминания о родном крае согревали им душу, передают 15 минут.
Нина Константиновна Жаба родилась в Тбилиси в 1875 году, прожила в Бахчисарае около двадцати лет: с 1906 — 1924. За это время создала сотни миниатюр с изображением памятников архитектуры и эпизодов жизни крымских татар. В 1924 году она переехала в Ленинград, где погибла от голода во время блокады города в 1942 году.
Н. Жаба Ручей
Н. Жаба
Н. Жаба. Дорога из Бахчисарая. 1919
Н. Жаба. Кавалеристы 1893 год
Нина Жаба приехала в 1906 году. Она только-только окончила в Петербурге Академию художеств и отправилась в небольшой крымский городок за яркими красками, интересными сюжетами, никак не думая, что задержится в нем надолго. Сначала столичную барышню очаровали окрестные пейзажи, а после и проводник — местный житель, крымский татарин, который показывал ей красоты Бахчисарая. Они поженились. Потомственная дворянка долго не раздумывала: квартиру на Васильевском острове поменяла на дом на окраине города, в Староселье
19 марта 2015 года в Художественном музее Бахчисарайского музея-заповедника открылась выставка, посвящённая 140-летию со Дня рождения русской советской художницы Нины Жаба (1875-1942).
Совсем не случайным, а напротив, знаковым, является название выставки — «Из Петербурга в Бахчисарай: затянувшиеся этюды…»
Н. Жаба. Татарская женщина с пряжей
Н.К. Жаба писала много пейзажей, преимущественно бахчисарайских. Также в её наследии много зарисовок этнографического характера. Именно с них в 1920-е гг. печатались почтовые открытки, пользовавшиеся огромной популярностью.