-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15438


Золотая орда в Крыму. 700 лет мечети Узбек-хана в Старом Крыму

Понедельник, 29 Июня 2015 г. 08:03 + в цитатник
Золотая орда в Крыму. 700 лет мечети Узбек-хана в Старом Крыму



ПРОГУЛКИ ПО КРЫМУ - 61 - МЕЧЕТЬ УЗБЕК-ХАНА В СТАРОМ КРЫМУ
В 2014 году исполнилось 700 лет со дня строительства самого значительного из сохранившихся в Крыму памятников Золотой Орды: мечети Узбек-хана в городе Старый Крым. Мечеть соседствует с руинами медресе той же эпохи


1.
Мечеть Узбек-хана в Старом Крыму 2 _uzor (700x700, 752Kb)
Фрагмент резных узоров на входном портале мечети Узбек-хана



2.
Мечеть Узбек-хана в Старом Крыму 1 _uzbek (700x564, 456Kb)
Вид на мечеть Узбек-хана с северо-западного угла

Как помнят жители Крыма, осенью прошлого года отмечалось семьсот лет со дня строительства одного из ценнейших исторических памятников полуострова: мечети Узбек-хана в Старом Крыму. За первенство в проведении этого незаурядного юбилея конкурировали сразу две державы: различные мероприятия к 700-летию старокрымской мечети были организованы и Киевом, и Москвой.

В чем же заключается особая значимость этого сооружения?


Прежде всего, в том, что мечеть Узбека является «эталонным представителем» одной из существовавших в Крыму в прошлом цивилизаций: Золотой Орды.

Различных цивилизаций за последние две тысячи лет на полуострове существовало немало, и каждая из них оставила нам по нескольку памятников, среди которых один непременно является самым главным, самым узнаваемым.

Например, античный мир напоминает о себе, прежде всего, развалинами Пантикапея в Керчи, Византийская империя – колоннами Херсонеса в Севастополе, память о средневековой Италии запечатлена башнями Судакской крепости, о днях Крымского ханства повествует Бахчисарайский Ханский дворец и так далее...

Что касается Золотой Орды – то ее архитектурных памятников в Крыму сохранилось очень немного: это развалины двух мечетей под Симферополем и пять ордынских мавзолеев в Бахчисарае. Кроме того, остатки еще нескольких строений ордынского времени сохранились и в Старом Крыму, но они, за исключением мечети Узбек-хана, слишком пострадали от времени и представляют собой лишь руины.

Таким образом, среди дошедших до наших дней памятников ордынской эпохи мечеть Узбек-хана является самой масштабной, самой представительной и наиболее сохранившейся постройкой – причем не только в Крыму, но и на бывшей территории всей Золотоордынской империи.

Мечеть Узбек-хана олицетворяет собой целую эпоху в прошлом Крыма (да и не только Крыма), и именно этим объясняется ее исключительная значимость. Архитектурные памятники ордынского времени вообще чрезвычайно редки и малочисленны, а памятники подобной сохранности – тем более.

Что же помогло мечети так хорошо сохраниться до наших дней?

Каждый раз, подходя к этому зданию, я надолго задерживаюсь, рассматривая его входной портал. Высеченный на нем узор из переплетения листьев, стеблей и степных лилий великолепен. Он как будто перетекает в буквы каллиграфической надписи, которая гласит, что мечеть была выстроена в 714 (т.е. 1314/15) году в правление ордынского хана Мухаммеда Узбека и при участии некоего Абд-уль-Азиза, который мог быть либо жертвователем средств, либо архитектором.

Правитель Золотой Орды неслучайно упомянут в надписи под двумя именами. Свое тюркское имя, Узбек, он получил при рождении, а арабское, Мухаммед, взял при переходе в мусульманскую религию. Тюркские летописи утверждали, что ислам он принял лишь восемь лет спустя после своего восшествия на престол (то есть, примерно в 1320 году), но наша надпись показывает, что имя Мухаммеда хан носил уже на следующий год после восхождения на престол, а стало быть, пришел к мусульманству несколько раньше.

До Узбека в Золотой Орде по сути не было государственной религии. Большинство прежних ханов придерживалось веры своих монгольских предков, в которой главенствующее место занимал культ неба (иногда эти верования объединяют термином «тенгрианство»), а население в разных областях империи было многоконфессиональным, исповедуя и шаманизм, и христианство, и ислам.

Столица ордынских владений на полуострове, город Кырым (нынешний Старый Крым), благодаря влиянию проповедников из Восточной Турции и Средней Азии, к тому времени уже давно являлся местным центром мусульманской культуры, и еще за 50 лет до Узбек-хана в городе была выстроена первая известная мечеть.

Введение новой государственной религии давалось хану непросто: ордынская знать возражала против нововведений, опасаясь, что новый статус мусульманского султана даст хану неограниченную власть. Потому для реформ Узбек-хана имел особое значение богатый и многолюдный Крымский улус, где ислам был распространен уже достаточно широко.

Едва взойдя на престол, Узбек-хан распорядился подарить жителям крымской столицы большую и красивую мечеть, и причины этого понятны: в городе проживало немало людей, приветствовавших новую политику хана. Править же этой стратегически важной областью Мухаммед-Узбек поставил своего давнего друга и соратника: эмира Кутлуг-Тимура ( Кутлуг-Тимур и его семейство вошли в историю Крыма как строители нескольких архитектурных памятников, дошедших до наших дней).

Выбор Узбека оказался стратегически верным. Благодаря укрепившимся политическим связям Орды с мусульманским Ближним Востоком, Крымский улус (который, помимо того, наладил тесный торговый контакт с Западной Европой) очень быстро превратился из дальней окраины Чингизидской империи в самостоятельный центр международной торговли и мусульманской культуры. Отзывы путешественников, посетивших город Кырым в те времена, переполнены самыми восторженными эпитетами.

Однако пора покоя и богатства продолжалась не бесконечно. После благополучных правлений Узбека и его сына Джанибека Золотая Орда надолго погрузилась во мрак усобиц и внутренней вражды. Не прошло и ста лет после смерти Узбек-хана, как очевидцы уже писали о крымской столице, что когда-то это был самый крупный город Орды, но теперь большая часть его лежит в развалинах…

Мне, увы, слишком часто доводится рассказывать о памятниках крымскотатарской истории в прошедшем времени: уж слишком много их не уцелело, не сохранилось, не дошло до наших дней. Чаще всего причиной таких опустошений выступают либо войны, предшествовавшие российской аннексии Крыма 1783 года (практически сровнявшие с землей, например, Кефе), либо антирелигиозные кампании большевиков начала 20 столетия (в которых погиб ряд древних культовых построек крымских татар).

Но Старый Крым – случай особенный. Упадок города и разрушение его замечательных построек – это следствие событий не 20 и не 18 столетий, а той дальней эпохи на рубеже 14 и 15 веков, когда в огне междоусобных войн рушилась Золотая Орда и рождалось Крымское ханство. Многочисленные претенденты на престол в боях вырывали Крым друг у друга, чтобы подкрепить тут свои силы перед броском на Нижнюю Волгу за главным призом: ордынской столицей Сарай. В этих усобицах древняя столица улуса сильно пострадала, соперники не раз осаждали и штурмовали ее, каждый раз причиняя новые разрушения.

Эти схватки чужаков тяжким бременем ложились на крымцев, что, в конце концов, и заставило их создать на полуострове собственное независимое государство, отгородившись от гибнущей империи.

Со временем на руинах Орды расцвело Крымское ханство, но разрушенная в войнах древняя столица улуса так больше никогда и не возродилась из пепла. Развалины ее древних величественных зданий продолжали восхищать заезжих гостей, однако возрождать былое великолепие города Кырым правители из рода Гераев не стремились: вместо этого они предпочли обустроить новую столицу в более удобном и лучше защищенном Бахчисарайском ущелье.

Но, похоже, для одного здания в Эски-Кырыме ими было сделано исключение.


3.
Мечеть Узбек-хана в Старом Крыму 3 6 - web (700x457, 284Kb)
Фото мечети Узбек-хана из издания 1906 г.

Когда археологи и архитекторы в 1980-х годах занялись реставрацией мечети Узбек-хана, они обратили внимание на странную особенность. Кладка роскошного входного портала, вопреки всем правилам строительства, никак не связана с кладкой северной стены мечети, к которой портал прилегает. Такого не могло бы случиться, если бы стена и портал строились одновременно друг с другом. Более того: исследования южной стены мечети, примыкающей к руинам медресе Индже-хатун, показали, что медресе уже стояло на своем месте, когда к нему была пристроена мечеть.

Как такое может быть, если известно, что медресе почти на 20 лет младше мечети?

Это вполне возможно, если предположить, что мечеть Узбек-хана когда-то была полностью перестроена. По-видимому, ее портал, внутренние колонны и прочие детали когда-то были разобраны на блоки, перенесены сюда, к стене медресе, и заново сложены на новом месте. Дополнительные археологические данные подсказали, что это произошло примерно на рубеже 15 и 16 столетий.

Но кто и зачем мог тогда перестраивать старую мечеть?

Известно, что в прошлом внутри мечети находилась надпись, которая сообщала, что в 918 (1512/13) году Менгли Герай-хан построил в этой мечети минбер. Но, похоже, участие Менгли Герая в судьбе здания было куда более значительным, нежели постройка минбера: ведь именно на его правление приходится время, когда здание было целиком перестроено.

О Менгли Герае напоминает не только исчезнувшая надпись над минбером, но и прекрасно сохранившийся михраб. Если присмотреться к нему внимательно, то его узоры – а особенно увитые узнаваемыми спиральными побегами надписи – обнаруживают больше сходства с резьбой и надписями не столько на портале мечети Узбека, сколько на дюрбе первых крымских ханов в Салачике.

Возникает впечатление, что украшения михраба в Старом Крыму и ханского мавзолея в Салачике спроектировали одни и те же мастера! И это вовсе не исключено: ведь хорошо известно, какое масштабное строительство вел тогда Менгли Герай в своей новой салачикской столице.


4.
Мечеть Узбек-хана в Старом Крыму 4 mihrab (391x700, 415Kb)
Резной михраб мечети Узбек-хана

Если дальнейшие исследования подтвердят этот вывод, то можно будет считать, что великий крымский правитель Менгли Герай решил сохранить наследие своего великого ордынского предшественника и восстановил из руин на новом месте основанную Узбек-ханом главную городскую мечеть Эски-Кырыма.

Что же могло разрушить старую мечеть? Это мог быть и пожар военных лет, и обвал грунта, и даже последствия землетрясения (например, того, которое в 1420-х годах обрушило купола и кровли медресе Индже-хатун). Точная причина бедствия пока что остается невыясненной – как неизвестно и то, где же первоначально могла располагаться мечеть Узбека.

Но, так или иначе, этот главный памятник ордынской эпохи в Крыму сохранился – и, вполне возможно, не последнюю роль в этом мог сыграть Менгли Герай. Будучи занят обустройством и Салачика, и крепостей на Перекопе и Днепре, хан не имел возможности поднять из руин весь древний город. Однако можно представить, что он, по крайней мере, решил восстановить самую основную, первостепенную постройку бывшей столицы ордынского Крыма: главную городскую мечеть.

Если это действительно так, историческая ценность мечети Узбек-хана становится для Крыма еще большей – как символ связи и преемственности исторических эпох, сменяющих одна другую на территории полуострова.
Олекса ГАЙВОРОНСКИЙ

http://avdet.org/node/11532
http://www.youtube.com/watch?v=mTSJ_yykcKg
Рубрики:  Крым /История Крыма
Крым /Старый Крым
История
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку