-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15440


Грушевый рай: в Алуште произрастали груши удивительные, не плоды, а бомбы с соком! О садах Давида Ефраимовича Сарибана слагают легенды

Среда, 15 Апреля 2015 г. 22:33 + в цитатник
Грушевый рай: в Алуште произрастали груши удивительные, не плоды, а бомбы с соком! О садах Давида Ефраимовича Сарибана слагают легенды



Грушевый Рай. О Красном Рае замолвите слово

«Страной груш» называли Южную Грецию до нашей эры, хотя античные груши были довольно жесткими, с каменистыми комками в мякоти. А вот в Алуште произрастали груши удивительные, не плоды, а бомбы с соком!
Так что алуштинскую долину сто лет тому можно было бы вполне назвать «Долиной груш». Собирали их в садах многих алуштинских владельцев, но наиболее известными были знаменитые сады Сарибана, располагавшиеся на земле современного поселка Красный Рай. И если вы, уважаемый читатель, еще не бывали в Красном раю и не любовались там бывшей дачей Сарибана, то подарите себе такое удовольствие, тем более что живут сегодня в этом доме достаточно гостеприимные и милые люди.
страна грушc4860 (600x426, 383Kb)


Трудно себе представить, что всего лишь век тому, в этом месте процветала не виноградная лоза, а росли и славились на всю империю Российскую знаменитые алуштинские груши да яблони. Эти земли, что вдоль речки Улу-Узень всегда высоко ценились. Земельные участки переходили из рук в руки, часто сохраняя за собой имена прежних владельцев.

В крымском государственном архиве жителем Алушты, кандидатом исторических наук А.И. Кротовым был обнаружен интересный документ, который дает основание предположить, что Красный Рай свое название получил от имени одного из владельцев земельного участка.

«Геометрический специальный План Таврической губернии Симферопольского уезда. Дачи, состоящей внутри округи, дачи местечка Алушты в урочище башар баши виноградного. Сада, именуемого Рай, с принадлежащими к нему всеми землями, который во владении состоит Надворного Советника и Кавалера Николая Григорьева, сына Райского» — таково полное название документа. Этот старый документ свидетельствует о том, что 19 ноября 1834 года старшим землемером, коллежским регистратором Яровым было «учинено межевание» данного участка, «внутри того владения, обмежеванного одною окружною от всех смежных владельцев», насчитано 26 десятин 526 сажень земли.* Сообщается землемером и тот факт, что «во время межевания внутри окружной межи в поселении состоит Дом со службами». План был заверен рядом заинтересованных в законности межевания лиц. «К плану руку приложил – депутат от казенной и лесной стороны Таврической Казенной экспедиции землемер А. Савицкий, депутат вакуфной** стороны Аджи Мустафа Эфенди, от владельца дачи Рай надворного советника Райского, поверенный и смежной дачи местечка Алушты владелец Андрей Григорьев сын Кортенко, руку приложил от владельцев казенных татар поверенный Сейдаметов Мемет оглу, по деревне Шумы – Асан мемет оглу, Корбеклы – Мустафа Ибраим оглу, Мемет Абдула оглу (далее неразборчиво – авт.), деревни Демерджи – Ацуев Али оглу, Амет Али оглу» и, таким образом, все соседи подтвердили свое согласие с результатами межевания. В плане указывается на тот факт, что на время межевания в имении уже существовали сады и виноградники, однако имя хозяина имения практически не упоминается среди известных землевладельцев ни в одном из доступных нам источников. Через три десятка лет в Памятной книге Таврической губернии, изданной в 1867 году, дается информация о том, что «в виноградниках Алуштинской долины считается более двух миллионов пятисот тысяч кустов виноградных лоз» и что «лучшие и обширнейшие сады принадлежат наследникам Петриченко, Арендту, Баландиной, Браилко, Гриневичу и другим». Упоминается в этом издании и тот факт, что «из Алушты привозят лучшие на всем южном берегу черешни», а «вина Алуштинские отличаются также высокой добротою», и что всего «земли под садами более 200 десятин», но на вопрос о том, в чьем владении находилось имение Рай в это время, ответа нет.

Зато на рубеже XIX-XX веков довольно часто встречается в Памятных книгах, путеводителях того времени, в периодической печати имя нового владельца имения «Рай» — Давида Ефраимовича Сарибана, о садах которого слагают легенды.

Непременный участник сельскохозяйственных выставок, как всероссийских, так и международных, Давид Ефраимович неизменно бывал в числе награжденных за высокое качество плодов, произрастающих в его садах, историю закладки которых передают в Алуште из уст в уста. Утверждают, что возил он в Париж образцы почвы, взятые на своих земельных участках и, получив рекомендации от французских специалистов, неуклонно им следовал. Результат превзошел все ожидания. Практически весь урожай яблок и груш у него закупал знаменитый Елисеевский магазин. Каждый год представитель этого крупнейшего в Москве торгового заведения приезжал в Алушту, чтобы лично вручить Сарибану очередное Благодарственное письмо за высокое качество поставляемых им яблок и груш. Да разве ж могли эти плоды быть плохими? Ведь Давид Ефраимович вкладывал в их выращивание душу, да и других понуждал к такой же преданности садоводческому делу. Одним словом был наш Сарибан ХОЗЯИНОМ. Все у него делалось на века, добротно и в соответствии с последними достижениями в агротехнике того времени, и даже приезжающие на заработки жители Украины осуществляли сбор урожая строго по инструкции. Если яблоки, еще висящие на яблоне, предварительно полагалось упрятать в бумажные мешочки недели на две, то так и делали. Затем прямо в мешочках снимали с дерева и отправляли покупателю. Дюжина таких яблок стоила около 6 рублей. Если для упаковки груш требовалась только ржаная солома, то именно ее закупали и завозили в имение, а каждую грушу упаковывали в вощеную бумагу. У сборщиц плодов регулярно под корешок обрезались ногти, чтобы исключить механическое повреждение плодов. Такие меры предосторожности позволяли сохранить товар в идеальном виде, несмотря на то, что путь к потребителю был очень длинным. До Симферополя ящики с фруктами доставляли лошадьми, а далее поездом в Москву, Санкт-Петербург и другие города Российской империи. Возили знаменитые груши и на выставки в Париж, где одна груша Бера-гри стоила до 2-х рублей. Работники, шутя, называли ее грушей «Бери и жри», и она, действительно, дорогого стоила, груша весом более, чем в килограмм!

После революции и установления власти Советов Д.Е. Сарибан добровольно передает свое образцовое имение этой власти и уезжает в Москву в качестве советского чиновника. А в 1920 году на базе имений Коницкого, Стахеева, Сарибана, Токмакова-Молоткова создается первое советское объединение «Южсовхоз», в состав которого входит и артель «Садовод», созданная в этом же году. Вот тогда Рай и покраснел, не только потому, что к названию приставили слово Красный, но и потому, что урожаев таких и плодов такого качества, какие были при прежнем его владельце, Красный рай уже не видел. Оставшиеся при «Южсовхозе» специалисты требовали первое время при сборе фруктов соблюдать те же правила, что были при Сарибане. Делили собранные груши и яблоки на первый, второй и третий сорт, но при этом первый сорт присваивать уже было нечему. «Народное добро» новые хозяева своим не считали и собирали фрукты, наплевав на прежние правила. Когда же собранный ими урожай был отнесен почти весь к третьему сорту, работники артели проблему решили просто, взяли за грудки «буржуазных прихвостней» и объяснили, что все у них теперь первый сорт, а кто не согласен – тот враг народа! Так постепенно и прошла земная слава «долины груш».

Рассказывают, что перед войной приезжал Давид Ефраимович в Алушту, прочитал лекцию в клубе и отправился посмотреть на свои сады и дом. Лучше бы не ходил. Один из его бывших работников, живший в его доме, волею советской власти ставшем общежитием, вспоминал, в какое отчаянье пришел его бывший хозяин, как плакал, глядя на запушенные свои «шпалерные» сады, на свой дом, превращенный многочисленными жильцами в грязное и замусоренное помещение. Понизив голос, говорил о том, каких трудов Давиду Ефраимовичу стоило совладать с собой и не свести счеты с жизнью – ведь было загублено дело всей его жизни!

Садов уже давно нет, а дом… Дом стоит на месте. Построенный в начале XX века он до сих пор впечатляет своей основательностью. Все в нем: от жести на крыше до водостоков, от прекрасного лепного декора до витражного окна, практически полностью сохранилось до наших дней, потому что было сделано с любовью и рачительностью, на которую современный человек редко бывает способен. Ведь у нас почти все разовое от пластиковых стаканчиков до квартир-хрущевок, рассчитанных на 20 лет жизни. Поэтому поклонитесь у этого дома памяти человека, одного из тех, чья деятельность когда-то составляла славу алуштинской долины.

*В XVIII-начале XIX века кроме казенной десятины, равной 2400 квадратным саженям, что в метрической системе составляет 1,09 га, употреблялась и так называемая десятина владельческая или хозяйственная равная 3200 квадратным саженям или 1,45 га. Если предположить, что землемером использовалась десятина владельческая, то земельный участок Н.Г. Райского занимал площадь более 37 гектаров.
** Вакуф — в мусульманских странах имущество, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.

Вера Рудницкая-директор историко-краеведческого музея Алушты. https://alushtalive.com/retro/o-krasnom-rae-zamolvite-slovo.html#cut
https://www.youtube.com/watch?v=hGV1OFt_IEo
Рубрики:  Крым /Известные люди в Крыму
Крым /История Крыма
Крым /Крым. Ретро - фото
Крым /Алушта
Крым /Села Крыма
История
Россия
СССР
Старые фотографии


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Вторник, 23 Мая 2017 г. 12:46 (ссылка)
Давид Ефраимович Сарибан умер в 1897 году, а все вышесказанное относится к его сыну - Михаилу Давидовичу Сарибану.
Андрей Сарибан.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку