-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15438


О создании еврейской сельскохозяйственной автономии в Северном Крыму в 1920-е годы

Среда, 25 Марта 2015 г. 10:17 + в цитатник
Тракторная колонна выезжает на октябрьскую демонстрацию в поселке Фрайдорф.  Евпаторийский район, Крым, 1926 год06 (567x266, 72Kb)
Тракторная колонна выезжает на октябрьскую демонстрацию в поселке Фрайдорф. Евпаторийский район, Крым, 1926 год.



Евреи в Крыму Фильм Красный Сион


Режиссер Евгений Цымбал
Сценарий Евгения Цымбала и Валерия Дымшица
Россия, «Фортуна-Фильм», 2006 г.

Режиссер Евгений Цымбал – один из ведущих российских документалистов, завоевавший три десятка призов на различных мировых фестивалях. В его коллекции, в частности, «BAFTA» (награда Британской академии кино и телевидения), «Хрустальная менора», привезенная с Пражского фестиваля еврейской культуры и две «Ники», полученные в 2003 и 2007 годах. 20 марта в амфитеатре МЕОЦ состоялась премьера его ленты «Красный Сион».

Фильм начинается вполне элегически: с пустынной панорамы каменистого Крымского побережья, с античных и средневековых руин и стихов Макса Волошина в закадровом чтении Эммануила Виторгана. Заканчивается он поваленными надгробиями заброшенного еврейского кладбища. Внутри этой «рамки» – рассказ о попытке еврейской сельскохозяйственной колонизации Северного Крыма в промежутке от конца Гражданской и до начала Великой Отечественной войны.

Переселение разоренных революцией и войной еврейских семей в пустынные районы Крыма началось стихийно. Это движение было поддержано образованным в августе 1924 года Комитетом по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ) при Совете национальностей ЦИК СССР. В том же году «Джойнт» создал дочернюю фирму, целью которой было содействие переселенцам. КОМЗЕТ, Агро-«Джойнт», ОРТ и другие еврейские благотворительные организации объединили усилия; в 1926 году в поселениях Крыма проживало 4,5 тыс. евреев, а в 1933 году – до 22 тыс. человек.

Были образованы Фрайндорфский и Лариндорфский национальные районы, издавалась газета на идише, действовал Крымский еврейский театр. Переселенцы столкнулись с враждебностью местного населения и властей. Насильственная коллективизация, борьба с религией приводили к тому, что немало колонистов уходили в города, где проживала большая часть крымских евреев.

В конце 20-х годов произошла смена курса – основной поток переселенцев КОМЗЕТ направил на заселение Биробиджана, в 1937 году переселение евреев в Крым практически прекратилось.

К началу 1941 года в Крыму существовало 86 еврейских колхозов, число колхозников в них не превышало 17 тыс. человек. В немецкую оккупацию погибло около 40 тыс. крымских евреев. После войны вернувшихся из эвакуации евреев-колхозников расселили в 20 колхозах, и лишь в одном они составляли большинство. Отправка в 1947 году из Крыма в Биробиджан эшелона с 252 еврейскими семьями стала, по сути, итогом этого социального эксперимента. Таковы цифры.

«Красный Сион» Евгения Цымбала выглядел бы сухим историческим пособием, если бы изложенные в нем факты не сопровождались личной историей человека, вовлеченного в эти события. Это история Менделя Элькинда, вожака переселенцев из Палестины, основавших в Крыму сельскохозяйственную коммуну. Мендель Элькинд, уроженец Евпатории, отправился в Эрец Исроэл в начале 20-х годов. Там он и его сторонники занялись трудом на земле. Столкнувшись с трудностями, чинимыми британской администрацией, и прослышав об успехах еврейского земледелия в РСФСР, колонисты в 1928 году переселяются в Крым.

Свою коммуну они назвали «Войо-Нова», что на эсперанто означает «Новый путь». И название, и выбор эсперанто, созданного, чтобы стать интернациональным языком будущего, говорит о том, какие надежды колонисты возлагали на свое детище. Эмблемой коммуны они избрали книгу, лиру и серп – сочетание науки, искусства и земледельческого труда. Элькинд уклонялся от вступления в ВКП(б), а идеология, царившая в коммуне, не нравилась кураторам из Евсекции.

В 1932 году Мендель Элькинд был отстранен от руководства коммуной, отдан под суд «за срыв весеннего сева», два года находился под следствием, но был оправдан. Коммуна была распущена в 1934-м. В 1937 году в Москве, вскоре после появления в семье третьего ребенка, Элькинд был арестован и расстрелян. В 1957 году его реабилитировали. Так частная история иллюстрирует общую.

Большевистский проект создания национальных еврейских районов имел не только экономическое, но и огромное пропагандистское содержание. Сионистскому тезису возрождения «земли обетованной» коммунисты противопоставили освоение «еврейской земли» в стране победившего социализма. Взамен «исторического Сиона», находившегося тогда под властью англичан, они предложили евреям России и всего мира «Красный Сион», где впервые после двух тысячелетий рассеяния могли возникнуть элементы еврейской государственности. В освоение Крыма евреями-переселенцами были вовлечены десятки тысяч людей, для пропаганды проекта привлекались художники, писатели, кинематографисты. Многие из них искренне верили, что на базе национальных районов может возникнуть новая советская республика; Виктор Шкловский, член МосОЗЕТа и сценарист (совместно с Маяковским) фильма «Евреи на земле», писал о возможности еврейской республики в Крыму в середине 20-х годов.

Представленные в «Красном Сионе» кадры из документальных и художественных фильмов тех лет иллюстрируют эту пропагандистскую кампанию. Гравюры художника Исахара Рыбака, три года жившего в еврейских поселениях Крыма и запечатлевшего труд и быт поселенцев, удачно дополняют кино- и фотодокументы. В фильме много народной (клезмерской, крымчакской, крымско-татарской) и современной музыки, сведенной в единый саундтрек композитором Игорем Горским. «Красный Сион» динамично смонтирован. Контраст между надеждами переселенцев и финалом фильма вызывает эиоциональный отклик. Мало кто знает сегодня о событиях, происходивших в Крыму в 20–30-х годах минувшего века. Фильм Евгения Цымбала восполняет этот пробел.

http://meirbruk.net/ru/aboutme/1826-red-zion
https://www.youtube.com/watch?v=mAwxmt1xHLg

Фильм начинается вполне элегически: с пустынной панорамы каменистого Крымского побережья, с античных и средневековых руин и стихов Макса Волошина. Заканчивается он поваленными надгробиями заброшенного еврейского кладбища... Большевики сразу после революции стали заигрывать с евреями, дав им возможность заниматься земледелием и организовывать колхозы. Указом Ленина евреям было предложено переселиться в Крым и создать свое государство в рамках Советского Союза. Из них хотели сделать крестьян и животноводов. Для тех кто не знает, в Крыму практически не было плодородных земель, одни лишь бескрайние степи. По всему миру была проведена беспрецедентная рекламная акция по привлечению евреев в Советскую Россию. В северном Крыму были созданы коммуны, поднималась целина, разводился скот. И все это делалось руками всеми нелюбимых евреев. У истоков коммуны стояли и Шкловский с Маяковским, сделавшие документальный фильм о ней – редчайшие кадры из которого вошли в "Красный Сион", и Соломон Михоэлс, которого прочили в председатели Верховного Совета новой социалистической республики в Крыму. Но с приходом Сталина к власти для евреев все изменилось... Конец всей этой затеи, конечно же, оказался трагическим, как и все то, что делали большевики. Интереснейшие и совершенно неизвестные исторические факты проиллюстрированы редкой хроникой 20-х, 30-х, 40-х годов, документами, совсем недавно переставшие быть государственной тайной и умными, грустными комментариями, которые читает Эммануил Виторган.

Фильм рассказывает о тщательно скрывавшейся странице в истории СССР: грандиозном проекте создания еврейской сельскохозяйственной автономии в Северном Крыму в 1920-е годы. Российские евреи из разгромленных местечек, после гражданской войны стали селиться на пустынных землях Северного Крыма, создавая земледельческие колонии-коммуны… Основой фильма стали уникальные кадры кинохроники 20-х, 30-х, 40-х годов, фотографии, документы, совсем недавно переставшие быть государственной тайной.
Рубрики:  Крым /История Крыма
Крым /Крым. Ретро - фото
Крым /Тайны Крыма
Крым /Евреи Крыма
История
СССР
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку