Тракторная колонна выезжает на октябрьскую демонстрацию в поселке Фрайдорф. Евпаторийский район, Крым, 1926 год.
Евреи в Крыму Фильм Красный Сион
Режиссер Евгений Цымбал
Сценарий Евгения Цымбала и Валерия Дымшица
Россия, «Фортуна-Фильм», 2006 г.
Режиссер Евгений Цымбал – один из ведущих российских документалистов, завоевавший три десятка призов на различных мировых фестивалях. В его коллекции, в частности, «BAFTA» (награда Британской академии кино и телевидения), «Хрустальная менора», привезенная с Пражского фестиваля еврейской культуры и две «Ники», полученные в 2003 и 2007 годах. 20 марта в амфитеатре МЕОЦ состоялась премьера его ленты «Красный Сион».
Фильм начинается вполне элегически: с пустынной панорамы каменистого Крымского побережья, с античных и средневековых руин и стихов Макса Волошина в закадровом чтении Эммануила Виторгана. Заканчивается он поваленными надгробиями заброшенного еврейского кладбища. Внутри этой «рамки» – рассказ о попытке еврейской сельскохозяйственной колонизации Северного Крыма в промежутке от конца Гражданской и до начала Великой Отечественной войны.
Переселение разоренных революцией и войной еврейских семей в пустынные районы Крыма началось стихийно. Это движение было поддержано образованным в августе 1924 года Комитетом по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ) при Совете национальностей ЦИК СССР. В том же году «Джойнт» создал дочернюю фирму, целью которой было содействие переселенцам. КОМЗЕТ, Агро-«Джойнт», ОРТ и другие еврейские благотворительные организации объединили усилия; в 1926 году в поселениях Крыма проживало 4,5 тыс. евреев, а в 1933 году – до 22 тыс. человек.
Были образованы Фрайндорфский и Лариндорфский национальные районы, издавалась газета на идише, действовал Крымский еврейский театр. Переселенцы столкнулись с враждебностью местного населения и властей. Насильственная коллективизация, борьба с религией приводили к тому, что немало колонистов уходили в города, где проживала большая часть крымских евреев.
В конце 20-х годов произошла смена курса – основной поток переселенцев КОМЗЕТ направил на заселение Биробиджана, в 1937 году переселение евреев в Крым практически прекратилось.
К началу 1941 года в Крыму существовало 86 еврейских колхозов, число колхозников в них не превышало 17 тыс. человек. В немецкую оккупацию погибло около 40 тыс. крымских евреев. После войны вернувшихся из эвакуации евреев-колхозников расселили в 20 колхозах, и лишь в одном они составляли большинство. Отправка в 1947 году из Крыма в Биробиджан эшелона с 252 еврейскими семьями стала, по сути, итогом этого социального эксперимента. Таковы цифры.
«Красный Сион» Евгения Цымбала выглядел бы сухим историческим пособием, если бы изложенные в нем факты не сопровождались личной историей человека, вовлеченного в эти события. Это история Менделя Элькинда, вожака переселенцев из Палестины, основавших в Крыму сельскохозяйственную коммуну. Мендель Элькинд, уроженец Евпатории, отправился в Эрец Исроэл в начале 20-х годов. Там он и его сторонники занялись трудом на земле. Столкнувшись с трудностями, чинимыми британской администрацией, и прослышав об успехах еврейского земледелия в РСФСР, колонисты в 1928 году переселяются в Крым.
Свою коммуну они назвали «Войо-Нова», что на эсперанто означает «Новый путь». И название, и выбор эсперанто, созданного, чтобы стать интернациональным языком будущего, говорит о том, какие надежды колонисты возлагали на свое детище. Эмблемой коммуны они избрали книгу, лиру и серп – сочетание науки, искусства и земледельческого труда. Элькинд уклонялся от вступления в ВКП(б), а идеология, царившая в коммуне, не нравилась кураторам из Евсекции.
В 1932 году Мендель Элькинд был отстранен от руководства коммуной, отдан под суд «за срыв весеннего сева», два года находился под следствием, но был оправдан. Коммуна была распущена в 1934-м. В 1937 году в Москве, вскоре после появления в семье третьего ребенка, Элькинд был арестован и расстрелян. В 1957 году его реабилитировали. Так частная история иллюстрирует общую.
Большевистский проект создания национальных еврейских районов имел не только экономическое, но и огромное пропагандистское содержание. Сионистскому тезису возрождения «земли обетованной» коммунисты противопоставили освоение «еврейской земли» в стране победившего социализма. Взамен «исторического Сиона», находившегося тогда под властью англичан, они предложили евреям России и всего мира «Красный Сион», где впервые после двух тысячелетий рассеяния могли возникнуть элементы еврейской государственности. В освоение Крыма евреями-переселенцами были вовлечены десятки тысяч людей, для пропаганды проекта привлекались художники, писатели, кинематографисты. Многие из них искренне верили, что на базе национальных районов может возникнуть новая советская республика; Виктор Шкловский, член МосОЗЕТа и сценарист (совместно с Маяковским) фильма «Евреи на земле», писал о возможности еврейской республики в Крыму в середине 20-х годов.
Представленные в «Красном Сионе» кадры из документальных и художественных фильмов тех лет иллюстрируют эту пропагандистскую кампанию. Гравюры художника Исахара Рыбака, три года жившего в еврейских поселениях Крыма и запечатлевшего труд и быт поселенцев, удачно дополняют кино- и фотодокументы. В фильме много народной (клезмерской, крымчакской, крымско-татарской) и современной музыки, сведенной в единый саундтрек композитором Игорем Горским. «Красный Сион» динамично смонтирован. Контраст между надеждами переселенцев и финалом фильма вызывает эиоциональный отклик. Мало кто знает сегодня о событиях, происходивших в Крыму в 20–30-х годах минувшего века. Фильм Евгения Цымбала восполняет этот пробел.
Фильм начинается вполне элегически: с пустынной панорамы каменистого Крымского побережья, с античных и средневековых руин и стихов Макса Волошина. Заканчивается он поваленными надгробиями заброшенного еврейского кладбища... Большевики сразу после революции стали заигрывать с евреями, дав им возможность заниматься земледелием и организовывать колхозы. Указом Ленина евреям было предложено переселиться в Крым и создать свое государство в рамках Советского Союза. Из них хотели сделать крестьян и животноводов. Для тех кто не знает, в Крыму практически не было плодородных земель, одни лишь бескрайние степи. По всему миру была проведена беспрецедентная рекламная акция по привлечению евреев в Советскую Россию. В северном Крыму были созданы коммуны, поднималась целина, разводился скот. И все это делалось руками всеми нелюбимых евреев. У истоков коммуны стояли и Шкловский с Маяковским, сделавшие документальный фильм о ней – редчайшие кадры из которого вошли в "Красный Сион", и Соломон Михоэлс, которого прочили в председатели Верховного Совета новой социалистической республики в Крыму. Но с приходом Сталина к власти для евреев все изменилось... Конец всей этой затеи, конечно же, оказался трагическим, как и все то, что делали большевики. Интереснейшие и совершенно неизвестные исторические факты проиллюстрированы редкой хроникой 20-х, 30-х, 40-х годов, документами, совсем недавно переставшие быть государственной тайной и умными, грустными комментариями, которые читает Эммануил Виторган.
Фильм рассказывает о тщательно скрывавшейся странице в истории СССР: грандиозном проекте создания еврейской сельскохозяйственной автономии в Северном Крыму в 1920-е годы. Российские евреи из разгромленных местечек, после гражданской войны стали селиться на пустынных землях Северного Крыма, создавая земледельческие колонии-коммуны… Основой фильма стали уникальные кадры кинохроники 20-х, 30-х, 40-х годов, фотографии, документы, совсем недавно переставшие быть государственной тайной.