Летом 1888 года Чехов впервые приехал в Крым. Проездом из Севастополя в Феодосию он мельком увидел Ялту и написал сестре: "Ялта - это помесь чего-то европейского, напоминающего вид Ниццы, с чем-то мещански ярмарочным".
Однако знакомство с Крымом не прошло бесследно. В Севастополе ему понравилась и запомнилась чудесная бухта. Первые впечатления о море были удивительны: "Купание до того хорошо, что я, окунувшись, стал смеяться без всякой причины". Через несколько лет .
Ровно через год Антон Павлович вновь посещает Крым, на этот раз он приезжает в Ялту и останавливается в Черноморском переулке на даче Фарштейна (здание не сохранилось). За две недели, которые он провел в Ялте, им была написана пьеса "Леший", один из вариантов "Дяди Вани" и рассказ "Скучная история".
В марте 1894 года Чехов снова в Ялте, на этот раз останавливается в гостинице "Россия" (ныне гостиница "Таврида"). Антон Павлович редко покидает гостиничный номер, начав работать над одним из самых своих любимых рассказов "Студент". В 1897 году здоровье Антона Павловича ухудшилось, тяжелые легочные кровотечения, заставившие лечь в клинику, навсегда подорвали его силы. Вскоре умер отец, опустело и было продано Мелихово. Врачи рекомендуют Чехову теплый климат. За границу, откуда он только что вернулся, совершив длительное путешествие по Италии, Франции, Германии, ему ехать не хотелось. Чехов выбрал Крым, Ялту.
"Без России нехорошо, - писал он, - нехорошо во всех смыслах. Из всех русских теплых мест самое лучшее пока - Южный берег Крыма. В Крыму уютней и ближе к России".
А.П. Чехов купил небольшой участок земли на окраине Ялты, в деревушке Аутка и построил дом по проекту ялтинского архитектора Шаповалова. Пока дом строили, Чехов жил в Ялте, в гостинице "Мариино", расположенной в центре набережной (ныне один из корпусов санатория "Киев"), на квартире доктора Альтшуллера, на даче Иловайской "Омюр", где работал над рассказами "Случай из практики", "Новая дача", "По делам служебным", "Душечка".
По воспоминаниям друга Антона Павловича, ялтинского врача и писателя Сергея Яковлевича Елпатьевского, Чехов в то время был красивый, изящный, тихий, немного застенчивый, с негромким смешком, с медлительными движениями, с мягким, терпимым, немного скептическим, насмешливым отношением к жизни. Когда дом был построен, Чехов переехал туда с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной, которая была Антону Павловичу близким другом. Начался последний период его жизни, который, это было ясно, не мог продолжаться долго.
В ялтинском доме, маленьком и уютном, Чехов переживал приступы болезненного одиночества, настолько острые, что юмор и сдержанность временами оставляли его. Спасала работа. Вскоре дом Чехова стал центром для всех приезжающих в Ялту писателей, художников, артистов.
В эту пору в его жизнь вошла Ольга Леонардовна Книппер, актриса только что основанного Художественного театра. Большим событием в жизни провинциальной Ялты и в жизни Антона Павловича Чехова стал приезд Московского Художественного театра, во главе которого стояли замечательные режиссеры - Станиславский и Немирович-Данченко. К. С. Станиславский вспоминал: "Это была весна нашего театра, самый благоуханный и радостный период его молодой жизни. Мы сказали себе: Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы".
В истории театра приезд в Крым был первой гастрольной поездкой. Бунин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький и многие другие представители творческой интеллигенции побывали на спектаклях в те дни. Театр привез четыре пьесы, из них две чеховские. Начинались гастроли "Дядей Ваней", а заканчивались "Чайкой". Когда шли пьесы А. П. Чехова, над зрителями летали листовки со стихами, славящими артистов и автора. Чехову были преподнесены три пальмовые ветви, перехваченные красной муаровой лентой с надписью: "Антону Павловичу Чехову, глубокому истолкователю русской действительности". Десять оживленных гастрольных дней пролетели быстро. От декораций спектакля "Дядя Ваня" остались в чеховском саду качели и деревянная скамейка, которые напоминали Чехову об артистах, доставивших ему моменты истинного счастья.
Театр уехал, и потекли скучные и однообразные дни в Ялте, которые, однако, заполнялись многочисленными посетителями, начинающими писателями, просто любопытными, которые считали своим долгом прийти к Чехову. Иногда Антон Павлович брал извозчика и удалялся на несколько дней, а куда - никому не говорил.
От назойливых посетителей, мешающих работать, Чехов уезжал в Гурзуф. Здесь у самых скал он приобрел небольшую дачку. Сестре Марии он писал: "Я купил кусочек берега около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам целая бухточка. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени".
Гурзуф Чехов приметил еще в первые свои приезды в Крым. Многое привлекало здесь писателя: уединение, купание в бухточке, рыбная ловля. Но, конечно, не для всех этот чудный уголок был тайной. Мать, братья, сестра, самые близкие знали о нем и бывали в Гурзуфе в гостях у Чехова.
Летом 1900 года писатель привез сюда известную актрису В. Ф. Комиссаржевскую, первую исполнительницу роли Нины Заречной в его пьесе "Чайка". Вере Федоровне понравилось все: прекрасный парк, маленькие татарские домики, утопающие в зелени садов, увитые плющом и другими вьющимися растениями, которые обвивали стены до самой крыши и спускались оттуда разноцветными гирляндами. Ее покорили и окрестности поселка, над которым возвышалась неприступная гора Аюдаг, и Вера Федоровна тоже решила приобрести здесь участок земли, о чем просила Антона Павловича в письмах. Вместе с Чеховым и членами его семьи совершал поездки в Гурзуф большой друг Антона Павловича, известный писатель И. А. Бунин. Дача служила не только для отдыха, здесь Чехов работал над новой пьесой "Три сестры", роль Маши предназначалась Ольге Леонардовне Книппер. Отношения Книппер и Чехова продолжались недолго, около пяти лет, супружество и того меньше, три года. Но эти годы общения с великим писателем стали главными в жизни Ольги Леонардовны. После смерти Антона Павловича она по его завещанию станет владелицей дачи в Гурзуфе. Почти каждое лето, долгие годы, до середины 50-х годов, она будет приезжать сюда.
Однажды, находясь в Гурзуфе, Антон Павлович познакомился с соседкой, Ольгой Михайловной Соловьевой. "Вчера я был в Гурзуфе, обедал у той очень красивой (такой красивой, что даже страшно) дамы, с которой познакомила нас мадемуазель Бонье".
Так состоялась первая встреча писателя с владелицей курорта Суук-Су. Ольга Михайловна часто упоминается в переписке Антона Павловича.
Их многое связывало: общее происхождение, привязанность к Таганрогу, где проживала мать и сестра Ольги Михайловны, совместная благотворительность. Соловьева была польщена знакомством с известным писателем и пожертвовала значительную сумму ялтинскому благотворительному обществу. На деньги, полученные от Л. Н. Толстого и О. М. Соловьевой, Чехов и Елпатьевский построили санаторий "Яузлар" на 45 коек.
Между Соловьевой и А. П. Чеховым начался обмен визитами. Ольга Михайловна не раз обращалась к Антону Павловичу с просьбами, в частности - написать в газету объявление об открытии курорта Суук-Су. И хотя раньше Чехов никогда ничего подобного не делал, отказать Ольге Михайловне он не смог. Объявление, написанное Чеховым, было напечатано в ялтинском "Крымском курьере". Таким образом, курорт Суук-Су родился под покровительством Антона Павловича Чехова.
По случаю открытия курорта Ольга Михайловна пригласила Чехова отобедать у нее. 1 сентября 1903 года состоялся обед в роскошном зале ресторана "Казино". На нем присутствовал и Антон Павлович с Ольгой Леонардовной, которая то лето проводила в Ялте.
Соловьева часто делала ему подарки: варенье, устрицы, сельди. В одном из писем к жене Чехов как-то писал: "Без Ольги Михайловны мне жить никак нельзя". Ольга Михайловна и две ее приятельницы, Фанни Татаринова и Софья Павловна Бонье, подарили Антону Павловичу на новоселье два глиняных кувшина для воды, терракотовую лягушку для украшения дворика и двух журавлей, к которым впоследствии Чехов очень привязался и даже собственноручно кормил.
В 1904 году в гостях у Чехова в Ялте был художник Константин Коровин. В своих мемуарах он вспоминал журавля. "На дворе дачи его, когда я вошел в калитку, передо мной, вытянув шею, на одной ноге стоял журавль. Увидев меня, он расправил крылья и начал прыгать и делать движения, танцуя, как бы показывая, какие выкрутасы умеет делать. Антона Павловича застал в его комнате. Он сидел у окна и читал газету "Новое время". "Какой милый журавль у вас, - сказал я Антону Павловичу, - он так забавно танцует". "Да. Это замечательнейшее и добрейшее существо. Он любит всех нас. Знаете ли, он весной прилетел к нам вторично. Он улетел на зиму в путешествие в другие там страны, к гиппопотамам, и вот опять к нам пожаловал. Его мы так любим, Маша и я.... Не правда ли странно это и таинственно? Улететь и прилететь опять. Я не думаю, что это за лягушками, которые он в саду здесь казнит. Нет, он горд и доволен еще тем, что его просят танцевать. Он - артист и любит, когда мы смеемся на его забавные танцы. Артисты любят играть в разных местах и улетают. Жена вот улетела в Москву в Художественный театр".
Как-то Коровин сказал Чехову, что хочет купить кусочек земли и построить себе мастерскую, но не в Ялте, а где-нибудь около. Антон Павлович тут же предложил ему свой домик в Гурзуфе, отмечая, что там море шумит. Коровин поблагодарил, но тоже заметил, что у самого моря жить не смог бы, так как от шума волн у него сердцебиение. Это была их последняя встреча. Много позже, уже живя в Гурзуфе на своей даче "Саламбо", Коровин мог видеть небольшой домик на самом берегу моря, где когда-то жил Антон Павлович Чехов. Художник часто воспроизводил этот домик на своих картинах. Розы и на фоне моря маленький домик Антона Павловича.
И все-таки, почему из всех уголков южнобережья Чехов выбрал Гурзуф? Приобретя небольшой домик в Гурзуфе у самой Генуэзской скалы, которую называли все Пушкинской, Антон Павлович становился как бы "соседом" великого поэта. Пушкин для Чехова значил многое. В числе самых дорогих книг, которые он привез в Ялту, - издание сочинений Пушкина. В прозе, драматических произведениях Чехова его герои вспоминают и цитируют стихи Пушкина. Да и в письмах самого Антона Павловича большое количество ссылок на Александра Сергеевича Пушкина и его творчество. Пушкинские образы, пушкинские строки, мотивы и интонации переполняют все творчество Чехова.
В одном из писем к А.С. Суворину, владельцу одной из крупнейших в России книгоиздательских фирм, Чехов просил: "Я бы с восторгом прочел что-нибудь новое о Пушкине и Толстом - это было бы бальзамом для праздного ума моего". Домик А. П. Чехова в Гурзуфе находился в трех сотнях метров от дома герцога Ришелье, в котором в 1820 году жил великий поэт. Возможно, главной причиной, по которой выбор А.П. Чехова пал на Гурзуф, было то, что Гурзуф хранил память о любимом писателе - Александре Сергеевиче Пушкине.
http://www.onb.kursk.ru/our-booke/chehov/dok/mesta/krim/k.html