Николай Второй посещает крымско-караимскую кенассу (синагогу) в Евпатории в 1916 году
*Караимы считались в царской России привилегированным национально-религиозным меньшинством, на них не распространялись дискриминация и притеснения, которым подвергались евреи. При посещениях Крыма представители царской семью и высшей бюрократии неоднократно посещали кенасы в Евпатории и Чуфут-Кале и выражали благоволение лидерам караимской общины
*Вот как было согласно источнику "Евпаторийские новости. — 1916. — 12 июня. — Приложение к № 1186."
Отдавая дань уважения всем конфессиям, имевшимся в Евпатории, царская семья посетила Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами, караимские кенасы. Следуя по городу, царский кортеж остановился и у стен главной еврейской синагоги. По случаю визита царской семьи в главной синагоге, «роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью», при большом скоплении молящихся и с участием специально приглашённого из симферопольской синагоги хора было совершено торжественное богослужение. «В момент проезда Государя и Царской Семьи по Караимской ул. мимо синагоги весь хор во главе с кантором, выстроившись на балконе синагоги, убранном коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”»
*Анна Вырубова пишет : "Встреча в Евпатории была одна из самых красивых. Толпа инородцев, татар, караимов в национальных костюмах, вся площадь перед собором - один сплошной ковер розанов. И все это залито южным солнцем".
В 11 часов под колокольный звон и непрерывное "ура" из алтаря вышел Архиепископ Таврический и Симферопольский Дмитрий с духовенством. Царь и члены его семьи приложились к Святому Кресту, а Высокопреосвященный Дмитрий окропил всех святой водой. Начался молебен с провозглашением многолетия Царскому Дому, Державе Российской, русскому воинству. Архиепископ Дмитрий благословил Государя иконой св. Николая Чудотворца.
Далее царская семья посетила мечеть Джума-Джами, единственное в Крыму документально известное творение зодчего Ходжи Синана, сооруженное в 1552-1564 гг. и числящееся в перечне его построек под N 77. Мечеть - одна из святынь крымских татар, в ней проходил мусульманский церемониал посвящения ханов в сан. С выражением верноподданнических чувств имам Мустафа Эфенди, глава мусульманской общины города, уездный кадий обратился к царю. Мемет Эфенди преподнес хлеб-соль, а Сайде-Ханым - букет цветов Александре Федоровне.
Из мечети царственные особы со свитой направились в караимскую кенасу, в которой гахам Таврического и Одесского караимского правления С.М.Шапшал преподнес хлеб-соль на деревянном блюде, украшенном серебряными орнаментами чеканной работы. В своей речи он сказал, что, несмотря на малочисленность караимского народа, на полях I мировой войны сражается пятая часть мужского населения караимов. Проезжая главную синагогу на ул. Караимской, Его Величество был приветствован исполнением гимна специально приехавшим хором симферопольской синагоги.
Отдав дань уважения всем конфессиям города, монарх, таким образом, продемонстрировал почтительное отношение власти к многочисленным национальностям, населявшим Евпаторию."
http://www.tsaarinikolai.com/tekstit/Tsarskaja_Semja_v_Evpatopuu.htm,
http://jukraine.org/avtonomnaya-respublika-krym/evpatoriya/
В своем дневнике Николай II сделал такую запись за 16 мая 1916 года:
16-го мая. Понедельник.
В 8 час. утра прибыли в Евпаторию, когда я еще спал. В 10 час. вышли из поезда и, приняв депутации, поехали в город. Погода в Евпатории была теплая, серая и ветреная. Посетили собор, мечеть и кинассу караимов, которую также посетил Александр Павлович в 1825 г. Затем осмотрели лазарет Аликс — приморскую санаторию с ранеными из Ц. Села. Прошел с Алексеем к морю и осмотрел ванны. Побывали еще в земской уездной больнице и вернулись в поезд в час с 1/4. После завтрака отправились запросто в город в дальний его участок на дачу, занимаемую Аней. Дети резвились на берегу на чудном песку. Хотелось выкупаться, но воздух был прохладен. Выпив у нее чаю, приехали в поезд и в 6 1/4 уехали из Евпатории. Город производит очень приятное впечатление и надо надеяться разовьется в большое и благоустроенное лечебное место. Довезли Аню до ст. Сарабуз.
Посещение Евпаториии отмечено также в дневнике великой княжны Татьяны Николаевны: "Утром пришли в Евпаторию. Поехали в собор, молебен оттуда в мечеть, потом к караимам в храм. Поехали в санаторию Мамы. Рита* была, там масса раненых и много наших. Осматривали все, потом заехали в маленький лазарет. Завтракали в поезде. Днем подъехали к Ане на дачу. Рита тоже была. Сидели на чудном пляже у моря, искали раковины. Пили у нее на балконе чай. Вернулись в б часов. Все наши раненые были на станции. Сидела у себя. Обедали со всеми. В 9 часов гуляли с Папой по станции Сарабуз. Аню оставили там. После сидела с Мамой. —Ужас как грустно уезжать из Крыма от моря, моряков и кораблей!"
http://www.laguna.crimea.com/content/view/96/2
*ИТАК: КЕНАССЫ И ГЛАВНАЯ СИНАГОГА ЕВПАТОРИИ - РАЗНЫЕ ЗДАНИЯ.
1.НА ВЫЛОЖЕННОМ ВАМИ ФОТО - ГАЛЕРЕЯ ЕВПАТОРИЙСКОЙ КЕНАССЫ - ГДЕ НИКОЛАЮ II БЫЛИ ПРЕПОДНЕСЕНЫ ХЛЕБ-СОЛЬ, КАРАИМАМИ ПРОИЗНЕСЕНА БЛАГОДАРСТВЕННАЯ РЕЧЬ.
2. ДАЛЕЕ ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ СЛЕДОВАЛА МИМО ГЛАВНОЙ СИНАГОГИ, И ИМПЕРАТОРА ПРИВЕТСТВОВАЛИ ИСПОЛНЕНИЕМ ГИМНА.
И ничего более...
------------------------------------------------
В 1859 г. в честь посещения кенасс императором Александром I в Евпатории был установлен мраморный обелиск.
По повелению Александра III была построена, например, Соборная мечеть в Петербурге(строительство ее разрешено еще Александром II).
6 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги в Петербурге. В 1887 г. император Александр III посетил зороастрийский храм Атешгях. Однако никто не может обвинить Императора в иных религиозных пристрастиях, кроме православия.
При Николае II действительно были даны разрешения на строительство синагог в Российской империи.
http://humus.livejournal.com/3154372.html