Начинаем наш шестисерийный «древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях.
Вакханалии. Со II в. до н.э. римские празднества - оргии в честь бога вина Вакха. Вакханалии были восприняты римлянами от греков, у которых существовал фаллический культ Диониса. Первоначально в вакханалиях участвовали одни только женщины. Вакханалии сопровождались таким разгулом страстей, что сенат неоднократно пытался запретить или ограничить их проведение, однако, безуспешно. Вакханалии просуществовали вплоть до раннего средневековья.
Наше представление о боге вина складывается из образов, созданных живописцами Возрождения и более поздних времен.
Караваджо, 1595 год. Вакх
А у них Дионис изображен, в основном, красивым женственным юношей в венке из виноградных листьев, в окружении грациозных обнаженных менад, весьма напоминающих наших мисс мира.
![в3 Дионис, деталь фрески Аллегория Осень (Giovanni Francesco Romanelli (1610–1662) nelli_16101662 (700x560, 380Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/974/105974597_R3_RRyoRRRyoS_RRSRRS_SSRSRRyo_RRRRRRSRyoS_RSRRS__Giovanni_Francesco_Romanelli__1610v1662__nelli_16101662.jpg)
Giovanni Francesco Romanelli (1610–1662) .Дионис, деталь фрески Аллегория Осень
Трудно заподозрить под таким фасадом что-то суровое.
![в5 Вакханка - Адольф-Вильям Бугро lyam_Bugro (487x699, 194Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/974/105974594_R5_RRRSRRRR__RRRRSSRRyoRSSR_RSRSR_lyam_Bugro.jpg)
Адольф - Вильям Бугро. Вакханка
Мы даем названия «Дионис», «Бахус», «Вакх» нашим увеселительным заведениям, думая, что подчеркиваем тем самым их развлекательную функцию.
![в7 Вакханка - Адольф-Вильям Бугро, 1894 г. gro_1894_g (397x698, 145Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/974/105974595_R7_RRRSRRRR__RRRRSSRRyoRSSR_RSRSR_1894_R_gro_1894_g.jpg)
Адольф - Вильям Бугро. Вакханка. 1894г
Нам и в голову не приходит, что на вывеске над входом в модный винный бар красуется имя кровожадного бога-маньяка.
Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.
Вакханалии для нас – веселые попойки с сексуальными приключениями, и жертвоприношения крупного рогатого скота как-то не входят в программу наших винных праздников.
![Вакханалия - Никола Пуссен, 1628-30 гг. 2830_gg (699x480, 283Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/975/105975293_RRRSRRRRRyoS__RRyoRRRR_RSSSRR_162830_RR_2830_gg.jpg)
Вакханалия - Никола Пуссен, 1628-30 гг.
Вакханками мы иронично называем женщин легкого поведения, и сильно удивились бы, если бы они не то что порвали на части, а если бы они просто обидели хотя бы кролика.
Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.
Греки же прекрасно представляли себе, кто такой Дионис. Удивлены не они, удивлены — мы.
Оказывается, современная культура совершенно утеряла представление об этой второй, темной, стороне Диониса.
Оказывается, мы вынуждены признать, что нам следует отказаться от того поверхностного представления о Дионисе и его культе, который у нас был раньше.
Серия сообщений «Древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях:
ч.1.Говорите, Дионис — бог вина, веселья, опьянения и забвения? Да это бог джеков - потрошителей! А вакханки - женщины легкого поведения? Ага...
ч.2. Жестокие ритуалы вакханалий. Рвать быков на части и поедать их сырую плоть, что это, если не безумие?
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295193725/
ч.3. У мальчика было «непростое детство». А именно – в детстве он тоже был разорван на части! И – съеден. Кровавый миф
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295196561/
ч. 4. Трагедия Еврипида "Вакханки" не уступает голливудскому ужастику: месть, кровь, безумие, детоубийство, расчленёнка. http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295257681/
ч.5. Дионис - бог веселья или бог безумия? Откуда такая двойственная природа?
ч.6. Вино, песни и пляски, веселье, разгул и оргии – были лишь внешней стороной вакханалий
Источники:
http://blogovine.ru/kult-vina-po-drevnegrecheski-dionis-i-menady/
http://blogs.privet.ru/user/glushcenko_valeriy/114065578