Живой безмен |
Выяснилось, что зодчие Древнего Египта знали русскую матрицу, и все объекты древности, включая египетские пирамиды, проектировались и строились на основе комплекса древнерусских соизмерительных инструментов.
Византийские математики, создавая крестово-купольный храм, построили систему антропоморфных пропорций, в которых работают и золотое сечение, и число . Меры, взятые с человеческого тела, сохранили в себе драгоценные (и до сих пор мало изученные) закономерности, на которых основаны гармонические природные процессы.
Гуманисты, как и древние греки, боялись иррациональных величин. Но таковы пропорции человека: отношение сто три к ста (размах рук к росту) - можно записать как удвоенное «золото», деленное на , то есть отношение мерной сажени к ростовой.
Мы назвали его живым ростовым или антропоморфным квадратом (Gа). Напомню, что это диаметр двойного мажорного золота (5 + 1) : = 1,03007...
Круг, вписанный в квадрат, - модель распространения звуковой, световой и любой иной волны в замкнутом прямоугольном пространстве. Если же квадрат заменить живым квадратом или квадратом живого квадрата, то в первом случае получится 1,236... - отношение маховой сажени к малой, а во втором отношение роста к малой сажени, а это просто , деленное на 2,618... (то есть на квадрат «золота»).
Применение греческого фута при строительстве в ХI веке первых древнерусских храмов показано К. Н. Афанасьевым[42]. Однако использовалась и так называемая «филетерийская оргия», чей размер по разным источникам варьируется от 2,14 до 2,16 м[43] (это и есть 7 гф, то есть древнерусская сажень большая), и другая греческая оргия в 2,3 м. К ХII веку система вновь эволюционировала и семь греческих футов стали так называемой большой саженью (2,161 м). Отзвук этого события до сих пор живет в русской поговорке «семь раз отмерь, один раз отрежь».
На строительной площадке, уже расчищенной под будущий храм, с изготовления большой сажени и должна была начинаться геометрическая разметка пропорций древнерусской саженной системы. И каждая такая пропорция могла была осмыслена как некая антропоморфная данность.
Мерный ангел. Антропоморфизм живого квадрата и саженной системы.
По рисунку Наталии Введенской, сделанному для этой реконструкции согласно пропорциям саженной системы и «Копьеносцу» Поликлета
В основу конструктивной схемы человека заложен тройной циркуль (ноги и дважды руки). Потому-то число и оказалось материализованным в антропоморфных пропорциях (также, как, впрочем, и Ф, и 2).
1. Рисуем квадрат ABCD.
2. Превращаем его в живой квадрат AbcD поделив высоту на 34 части и взяв из них 33. Наш живой квадрат - это чуть приплюснутый обыкновенный квадрат. Его ширина - размах рук человека, а высота - рост, который лишь на 3 % меньше ширины.
3. Половина роста - длина ног.
4. Четверть роста - точка сгиба ноги (расстояние от земли до низа коленей).
5. Определим среднюю точку между верхней горизонталью квадрата и верхней горизонталью живого квадрата. От нее отложим вверх четверть роста и получим высоту поднятой руки.
6. Берем 5/6 от роста и получаем высоту плеч.
7. Если мы хотим, чтобы пупок приходился на точку золотого сечения от роста (что, разумеется, вовсе не обязательно, но, в принципе, возможно), надо взять половину расстояния от высоты плеч до кончиков пальцев поднятой руки и отложить этот отрезок вниз от высоты плеч.
8. 1/6 от высоты плеч - высота головы от подбородка до макушки.
9. Расстояние от подбородка до конца среднего пальца поднятой руки определит расстояние от земли до конца среднего пальца опущенной руки, а также и точку яремной ямки в основании шеи, и начало кисти, и ширину плеч. (Леонардо да Винчи не зря пытался вписать своего мерного человечка в круг и квадрат, ведь геометрически тело человека - подобие тройного циркуля. Но если брать длину руки от подмышки, то это диаметр высоты роста, взятого с поднятой вверх рукой.)
10. Остается получить точку солнечного сплетения и подвздошной ости таза. Для этого возьмем по вертикальной оси отрезок от верха ног до верха квадрата (не живого, а обыкновенного). Отложив этот отрезок вниз от высоты поднятой руки, получим одну из этих точек, а взяв тот же отрезок от земли, - другую.
Приравняв 3 локтя Хесира к большой сажени (1 лх - 0,3088 м, то есть практически 1 гф), равной высоте роста с поднятой вверх рукой, убедимся, что антропоморфные пропорции Первой скрижали Хесира по нескольким параметрам совпадают с саженными пропорциями. И это можно объяснить только следствием антропоморфности обеих систем.
Подробнее см. в разделе «ИМХОТЕП = ХЕСИРА (2)».
Саженная система - совершенное архитектурное подобие музыкального инструмента. Мы реконструировали этот инструмент. Другое дело, как научиться на нем играть, извлекая их 12 его нот те звуки, которые в старину назвали бы божественными.
По материалам:
Андрей Чернов: КЛЮЧИ ОТ ПАРФЕНОНА. Мера-пропорция-знак.
Античный теоретик архитектурыВитрувий писал, что культовые здания должны иметь пропорции человека, что человеческое тело есть модель пропорций, поскольку, если человек раскинет руки и ноги, то его фигура вписывается в совершенные геометрические фигуры: квадрат и круг.
Эти пропорции человеческого тела, в эпоху Возрождения, исследовал и Леонардо да Винчи.
Предпринимались более или менее успешные попытки связать пропорции человеческого тела сзолотым сечением, которое именовали «Божественной пропорцией».
Вот и в русском деревянном зодчестве для определения размеров будущих построек мастерами была выработана тесно связанная со средними размерами человеческого тела система простых соотношений, что позволяло в процессе проектирования и при строительстве все время ощущать размеры здания и его частей соотносимо к человеку.
В основе всех деревянных построек лежала, как правило, квадратная клеть.
Отсюда и первое соотношение пропорции - соотношение длины стороны квадрата и его диагонали, что позволяло без дополнительных вычислений измерять и проверять геометрию постройки.
Например: В квадратной клети, размером стороны в 4 сажени, диагональ будет тоже 4 сажени, но косых.
И совершенно естественная вторая пропорциональность - удвоение.
* Все размеры построек были основаны на соотношениях простой и косой саженей и производных на их основе. * * * * Первичная мераМетрический эквивалент
* малая пядь 19 см *локоть = 2 малых пяди
38 см *стопа шага (простая полусажень) = 2 локтя = 4 пяди
76 см *простая сажень = 2 стопы шага = 4 локтя = 8 пядей
152,7 см *Первичная мера
Метрический эквивалент
* нога (пядь с кувырком) 27 см *большой локоть = 2 ноги
54 см *сажень-локоть (косая полусажень) = 2 больших локтя = 4 ноги
108 см *косая (казенная) сажень = 2 сажень-локтя = 4 больших локтя = 8 ног
216 см *
Локоть до ХV-ХVI веков был официальной торговой и народно-бытовой мерой длины.
С середины XVI века на смену локтю приходит аршин, который стал употребляться в производстве, особенно в текстильной промышленности, где его применяли совместно с вершком. (Аршин восходит к персидскому слову со значением "локоть").
При частом столкновении с английской системой мер, при строительстве кораблей и в торговых сделках, было отмечено, что незначительное уменьшение сажени создаст систему мер кратную английской, для «лучшего ради согласия с европейскими народами в трактатах и контрактах» - Петр I приравнял 1 трехаршинную сажень к семи английским футам (или, что то же самое - 1 аршин к 28 английским дюймам), и ввел в российскую систему английские меры - фут, дюйм, линию.
4 июня 1899 года «Положением о мерах и весах» аршин был узаконен в России в качестве основной меры длины.
1 Верста = 500 сажен = 1,0668 км; 1 км = 0,9374 версты.
1 Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2,1336 м; 1 м = 0,4687 сажени.
1 Аршин = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; 1 м = 1,40607 аршина.
1 Вершок = 17,5 линии = 4,445 см; 1 см = 0,225 вершка.
1 Фут = 12 дюймов = 304,8 мм; 1 мм = 0,0033 фута.
1 Дюйм = 10 линий = 25,4 мм; 1 мм = 0,0394 дюйма.
1 Линия = 10 точек = 2,54 мм; 1 мм = 0,3937 линии.
1 Точка = 0,254 мм; 1 мм = 3,937 точки.
Согласно статье 11 Положения в России впервые разрешалось наряду с основными российскими мерами применять метрические - международные метр и килограмм.
В 1927 г. в России был завершен переход на метрическую систему мер.
Единицы измерения расстояния в английской системе мер Мил Точка Линия Дюйм Хэнд Линк Фут Ярд Род Чейн Фурлонг Миля Лига mil point line inch hand
1 лига = 3 милям = 24 фурлонгам = 4 828,032 метра .
1 фурлонг = 1/8 мили = 10 чейнов = 220 ярдов = 40 родов = 660 футов = 1000 линков. 5 фурлонгов приблизительно равны 1 километру (1 005,8 м).
1 хенд = 4 дюймам = 40 линиям = 400 точкам = 10,16 см.
Великая косая сажень относится к мерной как диагональ к стороне квадрата ( 2:1). "Сажень без чети" (четверти) является диагональю прямоугольника = половине этого же квадрата и т. д. Второй взаимосвязанный ряд величин образуется делением каждой сажени пополам: полусажень, локоть (1:4 сажени), пядь (1:8 сажени; см. также мера). Отношение мерной сажени (176,4) к сажени без чети (197,21) равно 0,9:1; прямой сажени (152,76) к мерной (176,4) равно 5:6; косой сажени (216) к великой косой (249,46) равно 7:8.
Таким образом, независимо от размеров здания, применением этой шкалы величин в древнерусской архитектуре возникали отношения, совпадающие с теми, которые использовал А. Палладио в Италии, и числами ряда Фибоначчи (1:1:2:3:5:8). Даже с первого взгляда очевидна общность древнерусских мер длины и западноевропейскойсистемы пропорционирования.
Слово "сажень" означает то же, что по-гречески "оргийя" (расстояние между простертыми руками; от греч. orego - "простирать").
Мерная сажень соответствует греческой оргийе, или 6 футам, что составляет сторону квадрата в системе пропорционирования человеческой фигуры, предложенной Витрувием.
В древнерусской архитектуре за модуль принимали длину бревна "венца". Квадратная клеть - основной элемент русской деревянной постройки - требовала проверки правильности прямых углов. Эту операцию осуществляли с помощью мерного шнура размером в диагональ квадрата (обе диагонали должны быть равны).
Таким образом возникало сразу два модуля - мерная сажень (сторона квадрата) и великая косая сажень (диагональ квадрата).
Геометрическая сопряженность древнерусских саженей особенно ясна в наименовании "прямой" и "косой" сажени, прямая сажень есть сторона квадрата, а косая - его диагональ (216 = 152,7 2). Такое же соотношение существует между "мерной" и "великой" (косой) саженями: 249,4 = 176,4 2.
Далее на диагонали строили новый квадрат. Так без вычислений получали удвоенную площадь. Все остальные производные связаны отношениями квадратов различных величин и их диагоналей. Эту систему и называли на Руси "вавилонами".
Рубрики: | Мир как есть/МудростьИзмышлевизмыСсылки Познание Интересные факты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |