Один из главных символов Гатчины — Большой дворец, — в прошлом любимое место отдыха представителей императорской фамилии. Загородная резиденция, напоминающая средневековый замок, начала возводиться в пригороде Санкт-Петербурга в 1766 году еще при графе Орлове. Выполненное в стиле классицизма здание — проект Антонио Ринальди — было закончено только в 1781 году. Огромный дворец еще дважды перестраивали — в 1790-е и 1840-е, — а в Великую Отечественную войну замок был частично разрушен.
Благодаря акварелям, нарисованным художником
Эдуардом Петровичем Гау во второй половине XIX века, мы сегодня можем увидеть всё великолепие внутренних интерьеров Гатчинского дворца.
Второй этаж
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Аванзал, 1880
Аванзал — первый зал, открывающий анфиладу парадных помещений XVIII века. Площадь зала — 55 м².
Сведения о первоначальной отделке зала сохранились очень скудные. Известно только, что на его стенах висели картины из живописной коллекции графа Григория Орлова, перевезённой в Гатчину в 1778 году.
При перестройке Бренна сохранил от первоначальной отделки двери наборной работы и обрамляющие их наличники искусственного розовато-оранжевого мрамора, а также перекрытие с сильно развитыми падугами и рисунок паркета в виде экзотического цветка. На потолке вместо украшенного лепкой купола был помещён живописный овальный плафон с изображением Марса, преклонившего колена перед богиней войны Белонной.
Площадь стен разделили тонкими профилированными тягами. Таким образом были определены места для больших живописных полотен, которые стали главным элементов убранства. Какие картины первоначально украшали зал — неизвестно. Во второй половине XIX века на стенах поместили «Изгнание из рая» неаполитанца Л. Джордано и «Бурю» французского мариниста Ж. Верне. В 1920-х годах над мраморным камином появился портрет Павла I в одеянии гроссмейстера мальтийского ордена работы С. Тончи.
При императоре Павле I здесь происходили смена и развод караула для охраны внутренних покоев дворца. Назначению зала соответствует лепной декор: гирлянды лавровых ветвей на падуге, шлемы римских воинов, знамёна и щиты. Отсюда и другие названия зала — Верхняя кавалерская, Парадная Приёмная.
Император Павел I со свитой у внутреннего караула в Гатчинском дворце, 1845 г. Шварц, Густав (около 1800 г. -1855 г.)
Интерьер пострадал в годы Великой Отечественной войны. При пожаре 1944 года погибли камин из чёрного мрамора и плафон.
Зал был открыт одним из первых в 1985 году. На исторические места возвращены стенники золочёной бронзы (Россия, XVIII век), спасённые вазы из алебастра (Италия, XVIII век), ящик для дров (Россия, XVIII век). Вдоль стен — стулья красного дерева типа Чиппендейл (Россия, XVIII век). Посреди северной стены установлен камин из белого с прожилками мрамора и лазурита, сделанный в XVIII веке и хранившийся в музее Академии художеств. На место утраченного плафона помещено произведение неизвестного художника «Вера и Любовь» (Россия, конец XVIII века). От размещения картин на стенах при реставрации отказались.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Мраморная столовая, 1880
Мраморная столовая — зал, использовавшийся для парадных обедов. Площадь зала — 110 м².
В орловский период на месте Мраморной столовой находилось большое помещение, которое, предположительно, также было столовой. Оно было разделено на 2 неравные части: треть объёма занимала овальная часть, которая, вероятно, была буфетной, а остальная часть была прямоугольной, собственно столовой. Зал был украшен живописными полотнами.
Не исключено, что при перестройке дворца участие в проектировании Мраморной столовой принимал В. И. Баженов.
Главным декоративным элементом стали каннелированные колонны каррарского мрамора с капителями коринфского ордена. Они установлены на невысокие пьедесталы и поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн обработаны каннелюрами, а снизу на одну треть они декорированы валиками.
Также зал украшает пышная отделка перекрытия, полотнища дверей наборной работы, паркет геометрического рисунка. Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Часть зала, предназначенная для буфетной, отделена трёхпролётной мраморной полукружной балюстрадой, которая украшена скульптурой Эрота (Италия, XVIII век) и вазами (Россия, Италия, конец XVIII века).
Большое лепное панно с гирляндами цветов, музыкальными инструментами и орудиями сельского труда напоминает о пасторальных мотивах, которые были популярны в середине XVIII века. Лепной потолок декорирован двумя живописными плафонами: «Аполлон и музы» (русский мастер Гаврила Лохов) и «Вакх и Ариадна» (неизвестный итальянский мастер XVIII века).
Неотъемлемой частью убранства являются предметы декоративной бронзы: стенники в виде валторн, часы и подсвечники на каминной полке (Франция, конец XVIII века). Расположенный у восточной стены зала мраморный камин украшен зеркалом, рама которого завершается рельефным изображением условно трактованных грифонов, поддерживающих медальон с фигурой танцующей вакханки.
В годы Великой Отечественной войны Мраморная столовая была значительно разрушена. Интерьер был воссоздан в 1985 году, над ним работали скульптор Л. А. Стрижова, бригада полировщиков мрамора под руководством А. А. Чиркина, краснодеревщики Ю. И. Павлоцкий и Голубев. Утраченные плафоны заменили другими: их место заняли «Вера и Надежда» (Россия, вторая половина XVIII века) и «Селена и Эндимион» (копия с полотна С. Торелли работы Б. Л. Голованова).
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Верхняя тронная императора Павла I, 1878
Тронная Павла I — один из самых торжественных и нарядных залов дворца. Его площадь — 50 м².
Предположительно, при Орлове зал был его кабинетом. После перестройки стал тронным залом.
Главное украшение зала — французские гобелены. Декоративные ковры из серии «Новые Индии» — «Зебра» и «Двое слуг несут вождя» — были выполнены по картонам Ф. Депорта. Над камином размещён гобелен с изображением богини плодородия Цереры из серии «Боги», изготовленный по картонам К. Одрана на королевской мануфактуре гобеленов в 1780-е годы.
Паркет набран по рисункам Антонио Ринальди из ценных пород дерева: розового, амаранта, палисандра и других. Центр паркетного покрытия акцентирован четырьмя переплетёнными венками. Они окружены фигурной сеткой из ромбов, которая как будто закреплена по углам стилизованными ветвями, листьями и растительными побегами.
Резное золочёное тронное кресло — работа придворного мастера Х. Мейера (конец XVIII века).
Довершали убранство зала бронзовый стол с круглой доской из «египетской» яшмы и большие деревянные белые торшеры.
В декоре потолка использован мотив лепных одноглавых древнеримских легионерских орлов и крылатых женщин-сфинксов, венков, гирлянд и розеток с обильной позолотой.
Основные предметы убранства зала были спасены во время Великой Отечественной войны благодаря своевременной эвакуации.
Луиджи Премацци. Малиновая гостиная императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце, 1872
Малиновая гостиная получила своё название, благодаря гобеленам и мебели вишнёвого цвета.
Главным украшением зала были три гобелена из сюиты «Дон Кихот», которые были вытканы по картонам Шарля Антуана Куапеля, под руководством Козетта и Одрана в 1776—1780 годах. Но в настоящее время только один из них занимает своё историческое место в гостиной. Два других выставлены в Павловском дворце.
Также в убранстве зала выделяется люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы Императорского Фарфорового завода, украшенные фигурками детей, гирлянд цветов, листьев, гроздей винограда и орнаментов. Дополняет архитектурный, лепной и живописные декор интерьера резная золочёная французская мебель, обитая малиновым бархатом.
Двери гостиной решались как архитектурно-триумфальные сооружения в миниатюре. Полукружие наддверий поддерживается крупными консолями с волютами, которые занимают место капителей. Профилированный архивольт наддверий замыкается лепной волютой. Поле дюседепортов заполнено живописными панно на мифологические сюжеты. Пилястры, фланкировавшие дверные проёмы, и полотнища дверей украшены золочёным резным и лепным орнаментом.
Сложный карниз декорирован золочёными лепными деталями классического характера. Композиционные членения перекрытия состоят из двух широких периметральных полос. Поле паркета с венком посередине заполнялось зеркально размещёнными орнаментами растительного характера.
Парадная опочивальня. Акварель Л.Премацци, 1873
Парадная опочивальня— один из самых совершенных интерьеров дворца. Площадь зала — 72 м².
Интерьер зала зрительно разделён на две части — центральную и альков. Каждая стена имеет свою отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттенённых позолотой. Пилястры искусственного мрамора расписаны гротесками художником Ф. Лабенским. На стенах в резных рамах мерцает голубой лионский шёлк с вытканными серебром медальонами, лирами, букетами цветов и другими узорами. В неглубоких полуциркольных нишах над сложно скомпонованными сандриками помещены тонко прорисованные барельефы.
Зеркала, размещённые друг напротив друга, создают бесконечно расширяющееся пространство.
За белой с золотом балюстрадой, которая является символом неприкосновенности ложа монарха, расположена резная кровать огромных размеров с балдахином над ней.
По сторонам прохода в балюстраде стояли синие фарфоровые вазы в золочёной бронзе, изготовленные на Севрской мануфактуре.
Потолок украшен круглым плафоном «Свадьба Психеи», который был написан Габриелем Франсуа Дуайеном. Высоко на стене, над окном, находилось мозаичное изображение католического святого Франциска из Паулы, выполненное Матвеем Васильевым в 1767 году.
В алькове имеется потайная дверь на тёмную винтовую лестницу, ведущую в покои Павла на первом этаже.
В резном декоре дверных полотен помещались две живописные вставки с изображениями нимф. Сложный профилированный сандрик украшен повёрнутыми вниз спиральными завитками. Завершением дверного проёма служит вписанный в полуциркуль лепной барельеф «Марс и Венера».
В годы Великой Отечественной войны уникальная отделка зала была почти полностью уничтожена, интерьер пришлось восстанавливать заново. Скульптурный декор выполнен Л. А. Стрижовой, мраморные пилястры расписаны бригадой художников под руководством А. С. Газиянца. Плафон восстановлен по историческому образцу художником-реставратором Ю. Ф. Шитовым.