Достопримечательность Санкт-Петербурга - Аничков мост. Почему он так называется и чем интересен? Ист...
"Величественное палаццо" в Санкт-Петербурге - дворец князей Белосельских-Белозерских, и его история во времени и лицах. - (0)"Величественное палаццо" в Санкт-Петербурге - дворец князей Белосельских-Белозерских, и его история ...
Ушла прекрасная эпоха, Оставив прелесть старых стен...Jean Beraud - (0)Ушла прекрасная эпоха, Оставив прелесть старых стен...Jean Beraud Вся коллекция художника - зде...
Hobbiton, Новая Зеландия - (0)Hobbiton, Новая Зеландия Hobbiton– деревня в Новой Зеландии, искусственно созданная специал...
"В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость…". Подборка нетривиальных снимков пейзажного фотографа Евгения Луцко из Санкт-Петербурга. - (0)"В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость…". Подборка нетривиальных снимков пейзажного ф...
Шедевры Царского села.Часть 3.Александровский парк |
После посещения Александровского дворца давайте с Вами погуляем по его знаменитому парку и подумаем о бренности жития и о тех людях.которые его создавали...
Александровский парк площадью около 200 гектаров примыкает к Большому Царскосельскому (Екатерининскому) дворцу со стороны парадного плаца (двора). Главный вход в парк расположен напротив Екатерининского дворца; в парк также можно пройти через ворота, расположенные у Александровского дворца, или по дороге, проходящей через Большой каприз.
Парк расположен на Приневской низменности, на склоне Балтийско-Ладожского уступа. В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем. Осадочные отложения того времени — песчаники, пески, глины, известняки — мощной толщей (свыше 200 метров) покрывают кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов.
Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение, было 12 тысяч лет назад). После таяния ледника возникло Литориновое море. 4 тысячи лет назад море отступило и образовалась долина реки Невы. Долина сложена озёрно-ледниковыми и постледниковыми отложениями.. Местность, на которой располагается Александровский парк, возвышенная, около 65 м над уровнем моря.
Нижний пруд в Александровском парке.
В шведское время (1609—1702) на территории Александровского парка существовала усадьба шведского магната — Сарская мыза (фин. Saari mojs, швед. Sarishoff — «возвышенное место»). Это была небольшая усадьба, состоявшая из деревянного дома, хозяйственных пристроек к нему и скромного сада, разделённого двумя перпендикулярными аллеями на четыре квадрата.
Впервые это поселение упоминается в составе Никольского Ижорского погоста в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины 1501 года. На картах, составленных для Бориса Годунова, поместье имеет название «Сарица». Позднее, под влиянием русской народной этимологии, название трансформировалось в «Сарскую мызу», затем в «Саарское село», и, наконец, стало Царским Селом.
После изгнания шведов из этого района Пётр I подарил мызу А. Д. Меншикову, а позднее, 13 (24) июня 1710 год по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. В 1718—1724 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна здесь вырос небольшой двухэтажный каменный дворец, окружённый подсобными постройками.
С западной стороны от дворца находился Зверинец — отгороженый участок леса, в котором содержали кабанов, лосей и зайцев для царской охоты. В 1720-е годы на северной части Зверинца на реке Кузьминке была сделана плотина. Образовавшийся большой пруд, не имевший правильной геометрической формы, дал начало работам по созданию пейзажной части Александровского парка. В 1750-е годы Зверинец обнесли каменными стенами с бастионами по углам. В его центре на пересечении радиальных просек архитектор С. И. Чевакинский построил по своему проекту парковый павильон Монбижу (фр. Mon bijou — «моя драгоценность»). Павильон с богатейшей декорацией фасадов и обилием позолоченных деталей оправдывал своё название.
В первых десятилетиях XVIII века начались работы по прокладке каналов и созданию озёр, так как естественных рек и озёр в этой местности не было. Первоначальные затруднения с водой в Царском Селе были так велики, что во время пребывания здесь императорского двора приходилось доставлять воду в чанах из Петербурга. Большой пруд не имел никаких источников для питания водой, кроме дождевых и болотных вод.
Проблема водоснабжения была решена лишь после того, как в 1749 году прорыли Виттоловский канал от ключей близ деревни Большое Виттолово. Ключи выходят на поверхность в местности, которая на 9,5 м выше уровня Большого пруда в Екатерининском парке. Обводнение повлекло за собой создание системы каналов в Александровском парке. Территорию ограничили глубоким и широким Крестовским каналом. А затем, уже в конце XVIII века, провели Таицкий водовод от ключей в районе посёлка Тайцы, расположенного в 16 километрах юго-западнее царской резиденции
Е. Е. Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Гуашь. 1905
В царствование Елизаветы Петровны Царское село стало императорской резиденцией. В 1740—1750-е годы скромный дворец Екатерины I перестраивается в роскошную летнюю резиденцию. С 1744 года по замыслу архитектора А. В. Квасова старое петровское здание было переделано, надстроено и связано галереями с двухэтажными флигелями по бокам.
Вскоре эту работу продолжил русский зодчий С. И. Чевакинский. Через несколько лет и новый дворец показался недостаточно парадным и было решено его вновь переделать. С 1751 года по 1756 год реконструкцию Екатерининского дворца вёл архитектор Ф. Б. Растрелли. Работы велись круглый год, реконструкция потребовала огромных средств. Растрелли поднял галереи до уровня корпусов и с исключительным богатством и пышностью отделал фасады. В основных чертах дворец и сейчас имеет облик, который был придан ему Растрелли. В 1755 году из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет.
В 1780-е годы в соответствии с пристрастием к модным китайским мотивам по проекту архитекторов Ч. Камерона и В. Неелова строится целая «китайская деревня». Здесь должны были появиться 18 домов, составляющих единый ансамбль в китайском стиле с пагодой в центре. В результате были построены Китайский театр (сгорел осенью 1941 года), мостики, Большой и Малый каприцы в китайском стиле.
В 1792 году архитектор Д. Кваренги приступил к постройке большого дворца, названного впоследствии Александровским. В 1810—1820-е годы Зверинец, утративший к этому времени своё охотничье предназначение, был превращён в обширный пейзажный парк. Это сопровождалось постройкой ряда сооружений, имевших утилитарное значение: небольшая царская ферма, где предполагалось содержать крупный рогатый скот лучших западноевропейских и российских пород; павильоны для лам и для слонов; здание Пенсионерских конюшен, для лошадей «состоящих на пенсионе».
Иной характер носили три крупных сооружения пейзажной части парка: Монбижу, перестроенный для размещения в нём коллекции оружия и воинских доспехов и названный Арсеналом; Шапель — искусственная руина готического характера — и Белая башня. При въезде в Александровский парк со стороны Красносельского шоссе в 1823—1824 годах архитектор А. А. Менелас возвёл два симметричных каменных павильона с чугунными воротами между ними
18 сентября 1941 года город Пушкин был оккупирован германскими войсками, уничтожившими и повредившими многие сооружения ансамбля, похитившими некоторые произведения искусства (в том числе убранство Янтарной комнаты Большого дворца). Здание Александровского дворца было превращено в казарму, а его подвал — в тюрьму для советских воинов. Пушкин был освобождён войсками под командованием генерала И. В. Хазова 24 января 1944 года в ходе Красносельско-Ропшинской операции. После освобождения Екатерининский дворец представлял собой руины. Пострадали не только дворцы, но и большинство парковых павильонов, памятники, мосты, и ограды.
Ещё в годы войны началось восстановление комплекса. В 1946 году Александровский парк был открыт для посетителей. В первую очередь был отреставрирован менее пострадавший Александровский дворец. В 1957 году начались предпроектные работы по реставрации Екатериниского дворца. В 1959 году открыты для обозрения первые шесть восстановленных залов дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор
В январе 1983 года дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил своё нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село»
1. Большой Китайский мост 2. Крестовый мост 3. Малый каприз 4. Китайская деревня 5. Большой каприз 6. Шапель 7. Теплицы 8. Китайские мостики |
9. Куртина «Грибок» 10. Трясучий мостик 11. Гора «Парнас» 12. Китайский театр (руины) 13. Драконов мост 14. Детский домик, кладбище собак 15. Александровский дворец |
18. Ратная палата 19. Императорская ферма 20. Арсенал 21. Пенсионерная конюшня 22. Кладбище лошадей 23. Павильон лам (руины) 24. Красносельские (Слоновые) ворота |
Александровский парк делится на регулярную часть — Новый сад — и пейзажный парк.
НОВЫЙ САД
Новый сад был разбит в 1740-х годах. В него можно пройти через центральный вход по Большому Китайскому мосту, от которого начинается липовая аллея — главная ось Нового сада. Пересечение аллеи с широкой просекой образует крест, который делит Новый сад на четыре равных партера (квадрата) со сторонами в 200 метров и является основой его планировки.
Главная аллея Александровского сада. В глубине — Екатерининский дворец
В квадрате слева от Большого Китайского моста расположена куртина «Грибок». Первоначальная планировка правого квадрата почти не сохранилась: во второй половине XVIII века здесь были созданы живописные пруды с полуостровками. Центром третьего квадрата является насыпная гора «Парнас», а композиционным ядром четвертого — Китайский театр. С четырех сторон сад окружен Крестовым каналом, прорытым в 1748–1749 годах.
Автором проекта Нового сада был, вероятно, архитектор Н. Жирар, однако строительство велось уже без его участия; руководили работами садовые мастера К. Шрейдер и М. А. Кондаков. К концу 1750-х годов многое из задуманного в Новом саду оставалось еще не начатым, а вскоре, с утратой интереса к регулярным садам, само стремление осуществить первоначальный замысел в полном объеме исчезло.
В 1792 году рядом с Новым садом началось строительство Нового Царскосельского (Александровского) дворца, которое было поручено архитектору Д. Кваренги. В связи с этим на прилегающей к нему территории были предприняты работы по устройству сада по образцу английских пейзажных парков, вошедших в России в моду в последней трети XVIII века. Создание пейзажной части Александровского парка стало последним значительным этапом парковых работ в царскосельских садах.
Вьющаяся спиралью дорожка, обсаженная деревьями, ведет на вершину насыпной горы «Парнас». Название ее заимствовано из греческой мифологии: на горе Парнас жили бог Аполлон и музы — покровительницы искусств. Подобные горы конической формы со срезанной вершиной и спускающейся по склонам пологой дорогой, обсаженной кустарником, строились в парках эпохи Возрождения и в регулярных садах XVIII века.Парнас возвели в 1755 году при расширении и углублении двух ныне исчезнувших прудов и Крестового канала; тогда же на горе были посажены деревья. В 1762 году на ее вершине предполагалось поставить восьмигранную беседку с куполом, однако этот замысел остался неосуществленным.
В 1810-х годах идея постройки на вершине Парнаса павильона возникла вновь, но ни один из проектов, готовившихся П. В. Нееловым, Л. Руской, В. П. Стасовым, В. И. Гесте и П. Ф. Гонзаго, не получил воплощения.
Слева от входа в Александровский парк, в центре одного из квадратов расположен Китайский театр, или Каменная опера, как его называли во времена императрицы Екатерины II. Первоначально на его месте предполагалось устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом с дерновыми скамьями.
Проект театра разрабатывался архитектором А. Ринальди, а его строительство в 1778-1779 годах велось под руководством И. В. Неелова, который внес в первоначальный замысел значительные изменения. Сооружение имело вполне европейские черты; архитектурные формы и внешний декор театра отличались относительной простотой: белые стены были украшены пилястрами, широким карнизом и узкими наличниками дверей и окон. Карниз, вероятно, уничтоженный при ремонтных работах в XIX веке, имел сложный рисунок и был разноцветным, и лишь высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами и «стрельчатость» окон и дверей выдавала стремление зодчего создать экзотическую постройку.
Внутреннее убранство Китайского театра отличалось пышностью. Центральная ложа, портал сцены, плафон — все было украшено фигурами китайцев, драконами, щитами со знаками зодиака и другими элементами восточного декора. Интерьер оживляли колокольчики, бусы, подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и вызолоченные. Украшения лож были сделаны из раскрашенного картона с подложкой из блестящей фольги. В центральной императорской и двух боковых великокняжеских ложах находились подлинные произведения китайского искусства: декоративные лаковые панно, фарфор, мебель. В 1779 году известный художник-декоратор И. Крист расписал занавес оранжевого шелка сценками и пейзажами в «китайском вкусе».
13 июня 1779 года на сцене Китайского театра состоялся первый спектакль. Композитор Д. Паизиелло представил Екатерине II оперу «Дмитрий Артаксеркс». 16 августа была исполнена его же опера «Идол китайский». Спектакли продолжались летом 1780 и 1781 годов. При Екатерине II летние сезоны в Китайском театре были необычайно насыщенными. В XIX веке в театре наступило затишье; лишь изредка двор императора Николая I присутствовал здесь на представлениях приезжих актеров. Так, летом 1830 года состоялось исполнение оперы Д. Россини «Севильский цирюльник» с участием знаменитой немецкой певицы Г. Зонтаг.
Театр снова ожил в конце XIX столетия: в 1892 году здесь впервые поставили пьесу Л. Н. Толстого «Плоды просвещения», а в 1893 году ученики Николаевской гимназии исполнили трагедию Софокла «Царь Эдип». В 1902 году в связи с приездом в Россию президента Франции Э. Лубе в театре был поставлен парадный спектакль, для чего в здании устроили электрическое освещение. В начале 1900-х годов труппа гвардейских офицеров, среди которых был и великий князь Константин Константинович, играла на сцене Китайского театра «Мессинскую невесту» Ф. Шиллера и «Принцессу Грезу» Э. Ростана. Специально для императора Николая II здесь выступал знаменитый театр пародий «Кривое зеркало».
В 1908–1909 годах под руководством придворного архитектора С. А. Данини был произведен капитальный ремонт здания. Сцену XVIII века переоборудовали по последнему слову техники для постановки больших оперных и балетных спектаклей. Усовершенствованная система отопления позволила использовать летний театр в течение всего года. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, деятельность Китайского театра надолго прекратилась; спектакли возобновились лишь летом 1930 года.
Характерное для всего XVIII века увлечение Китаем нашло отражение не только в садовых зданиях, но и в пяти мостах Нового сада, переброшенных через Крестовый канал, — Драконовом, Крестовом Большом и Малых китайских.
Драконов мост, называвшийся в документах конца XVIII века мостом «с чудовищными фигурами», был построен в 1785 году по проекту Ч. Камерона на аллее, ведущей от дворца, перед входом в Зверинец.
Его украшают четыре выразительные фигуры крылатых драконов, установленные на гранитных пьедесталах. Фигуры драконов полны экспрессии, их лапы вытянуты вперед, хвосты изгибаются крутыми петлями. Первоначально, при строительстве моста в царствование императрицы Екатерины II, фигуры были выполнены из известняка; ныне существующие чугунные драконы отлиты в 1860 году по моделям скульптора И. Шварца.
Построенный по проекту Ч. Камерона одновременно с Драконовым Большой Китайский мост расположен у центрального входа в Александровский парк перед парадным плацем у Екатерининского дворца.
Мост выполнен из розового гранита; его ограждение состоит из 13-ти гранитных ваз и 4-х постаментов с каждой стороны моста. Из ваз ниспадают и переплетаются кованые ветви розовых кораллов, а на постаментах располагаются раскрашенные фигуры китайцев с фонарями.
В 1860-х годах первоначальные известняковые фигуры китайцев окончательно обветшали и были заменены на цинковые, полихромно раскрашенные и изготовленные на заводе «Генке, Плеске и Моран». Работы проводились под наблюдением придворного архитектора И. А. Монигетти. Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли и были воссозданы по фотографиям к 2011 году.
26 мая 1776 года В. И. Неелов получил распоряжение императрицы «построить в селе Царском, в Новом саду через канал и к Капризу, каменную Китайскую беседку на арках, на четыре всхода», облицованную малиновым, желтым и голубым глазурованным кирпичом.
Проект моста зодчий заимствовал из популярного в это время альбома английских архитекторов В. и Д. Халфпенни «Rural architecture in Chinese Taste» («Сельская архитектура в китайском вкусе»). Хотя замысел не был оригинальным, его детальная разработка и осуществление потребовали от исполнителей большого мастерства. В. И. Неелов, начавший постройку, и его сын И. В. Неелов, закончивший ее в 1779 году, блестяще справились со сложной задачей.
Крестовый мост расположен на углу Крестового канала слева от входа в парк. Несмотря на небольшие размеры, мост кажется монументальным благодаря хорошо найденным пропорциям.
Мощные, сильно изогнутые полуарки смыкаются и образуют площадку. На ней построен восьмиугольный павильон, облицованный цветными глазурованными кирпичами, некогда изготовленными фабрикантом А. Конради. Стены павильона прорезаны высокими стрельчатыми окнами.
Изогнутая «китайская» крыша была расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами. К павильону ведут широкие гранитные лестницы из двадцати трех ступеней каждая. Круглые площадки у основания лестничных маршей выложены двухцветными мраморными плитами. Под верхней площадкой над водой, свисает «гирька», или «глобус», как называли в XVIII веке это оригинальное украшение.
Малые Китайские мосты расположены на Крестовом канале на двух поперечных аллеях, идущих от Александровского дворца к Большому капризу. Первоначально здесь были деревянные мосты, построенные по проекту Ч.Камерона в 1781 году: портики на колоннах, поддерживали изогнутые кровли, расписанные «наподобие рыбьей чешуи».
На них было установлено двенадцать жестяных позолоченных флюгеров. Стволы колонн украшала роспись в виде цветочных гирлянд, а потолок, торцы кровель и перила были декорированы «на китайский вкус». В 1786 году старые мосты заменили металлическими, но по образцу прежде бывших деревянных камероновских Работами по их изготовлению на Сестрорецких оружейных заводах руководил архитектор К. Шпекле.
Эти два моста близки по композиции, но отличаются деталями. Их береговые устои облицованы гранитом, фигурные железные перила упираются в литые чугунные тумбы, над которыми возвышаются декоративные вазы. Китайский характер мостам придают портики из парных колонн с фигурными кровлями из листового железа.
Колонны одного моста украшает рельефная «плетенка», стволы колонн другого покрыты узорными листьями. Кровли над портиками были увенчаны букетами и китайскими зонтиками. Большую роль в оформлении мостов играла полихромная роспись, изображавшая китайцев и драконов. Мосты восстановлены в 2011 г.
За Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Ч. Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В.И. Неелову, так и А. Ринальди).
Идея сооружения Китайской деревни в Александровском парке не была нова. В XVIII веке подобные постройки возникли в Швеции (в парке королевского дворца Дроттнингхольм близ Стокгольма), в Германии (в Вильгельмсхее близ Касселя) и других местах.
Сегодня судить о замысле Китайской деревни, сложившемся в 1770-х годах, можно лишь по сохранившимся чертежам. Многое из первоначально задуманного не было осуществлено, а в XIX веке облик деревни претерпел при перестройках значительные искажения.
Композиционным центром ансамбля должен был стать восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, опубликованного в альбоме, изданном в Амстердаме в 1669 году. Восьмиугольную площадь и улочку, ведущую к «обсерватории», должны были составить 18 домиков в «китайском» стиле, окруженные галереями.
На въезде со стороны Большого каприза предполагалось поставить «китайские» ворота. В качестве высотной доминанты была задумана восьмиярусная башня-пагода, ей отводилась роль бельведера. В качестве образца башни через русского посла в Лондоне была заказана модель знаменитой пагоды, возведенной в королевском парке Кью У. Чемберсом — единственным архитектором XVIII века, побывавшим в Китае.
Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки ее проекта. Из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10; здание обсерватории не получило задуманного восьмиугольного двухъярусного фонарика с китайской кровлей; галереи, входные ворота и пагода так и остались в проекте. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать царскосельские парки.
Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780-х годах Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментальными мотивами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Этот нарядный декор сохранялся в неприкосновенности недолго и был частично утрачен при перестройке, проводившейся в 1820-х годах под руководством архитектора В. П. Стасова.
Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были окончательно прекращены. В 1798 году император Павел I отдал приказ о разборке домиков на материал для Михайловского замка в Санкт-Петербурге. К счастью, это распоряжение не успели выполнить.
В 1817–1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: В. П. Стасов соединил их попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье. Недостроенный павильон-обсерватория был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Одновременно А. Менелас разбил возле домиков 17 садиков. Дальнейшее приспособление домиков проводил в середине XIX века архитектор И. Монигетти.
В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Снаружи возле каждого домика цвели садики, а внутри они были удобно обставлены: в убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Н. М. Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского», которая осталась незавершенной в связи со смертью писателя 22 мая 1826 года.
В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты.
Екатерининский и Александровский парки разделяет Подкапризовая дорога, которая получила свое название благодаря двум сооружениям — Большому и Малому капризам.
Оба они представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой. Согласно старинному преданию, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».
Существует, впрочем, и другая версия. У Большого каприза помещалась в XVIII веке гауптвахта со шлагбаумом; здесь находился въезд в резиденцию, к Большому Царскосельскому дворцу, и отсюда же выезжали на главные тракты Царского Села, по которым Екатерина II часто каталась во время пребывания в летней резиденции. Утверждали, будто бы, проезжая гауптвахту, императрица имела обыкновение приказывать кучеру, в каком направлении ехать, и потому сама называла, смеясь, этот пункт «своим капризом». Известно, что Екатерина II (как и Елизавета Петровна) никогда не объявляла заранее о своем отъезде из Царского Села и уезжала тогда, когда этого ожидали менее всего.
Архитектурный замысел Большого и Малого капризов принадлежал В. И. Неелову, который вместе с инженером и архитектором И. Герардом возвел их в 1770–1774 годах.
Большой каприз имеет грандиозную арку шириной более пяти и высотой более семи метров. Вторая, меньшая по размерам, арка сооружена рядом, в земляной насыпи. На вершине Большого каприза устроена Китайская беседка: восемь колонн розового мрамора поддерживают эффектно изогнутую «китайскую» кровлю.
Дважды повторенное в ансамбле название «каприз» очень показательно, так как раскрывает смысл всего комплекса «китайских» сооружений на территории Александровского парка: приезжающий в Царское Село должен был сначала миновать арку Большого каприза, проехав короткий темный туннель, за которым открывалась панорама причудливых построек Китайской деревни, а впереди, в перспективе, был виден
Малый каприз. Этот непривычный мир «капризов», во всем отличающийся от черт обыденной жизни, служил своего рода подготовкой к восприятию Большого Царскосельского дворца и окружающих его садов.
Еще при первой хозяйке Царского Села участок естественного леса, расположенный за «каменными палатами» Екатерины I, огородили и устроили в нем Зверинец, в котором содержались дикие звери для царской охоты.
В середине XVIII века Зверинец был обнесен каменной стеной с бастионами на углах, в двух из которых были построены увеселительные павильоны-люстгаузы. В центре Зверинца С. И. Чевакинский возвел охотничий павильон «Монбижу» (от франц. mon bijou — моя драгоценность), окончательно отделанный как снаружи, так и внутри по чертежам и под руководством Ф.-Б. Растрелли. Между дворцом и Зверинцем был распланирован регулярный Новый сад, пересеченный крестообразно расположенными аллеями и окруженный Крестовым каналом.
В 1790-х годах к северо-востоку от регулярного Нового сада началось устройство парка при строившемся Александровском дворце. Сад в пейзажном стиле, с тремя прудами и насыпными холмами, создавался Д. Бушем Младшим, в 1810-х годах работы были продолжены П. В. Нееловым и Д. Менэрсом, а с 1817 года перешли к архитектору А. А. Менеласу, которому было поручено создание нового обширного парка на месте Зверинца. Помощником А. А. Менеласа стал садовый мастер Ф. Лямин.
Деревянный домик на берегу Лебединого пруда в Александровском парке был построен в 1845 г. архитектором А.Ефимовым в память вел.кн. Александры Николаевны по ее собственному, сделанному перед смертью эскизу.
В стороне от дороги, ведущей от Шапели к Большому Ламскому мосту, в чаще деревьев за низкой чугунной решеткой находился памятник великой княгине Александре Николаевне (Адини), безвременно почившей дочери Николая I - она скончалась от родов в 19 лет.
В 1819–1826 годах были снесены каменные стены, на юго-западе и северо-востоке были добавлены новые обширные территории, на которых устроили пруды и высадили деревья. Естественный лес на территории Зверинца был превращен в парк с расширенной сетью дорог, первоначально созданной Д. Бушем.
А. А. Менелас за короткое время построил в новом парке целый комплекс неоготических зданий: Белую башню, Шапель, Арсенал, Ламский павильон, Пенсионерную конюшню и ряд других.
Белая башня
Белая башня — павильон навеянный образом средневекового рыцарского замка. Высота башни 37,8 метра, она окружена неглубоким рвом. Башня построена 1821—1827 годах по проекту архитектора А. А. Менеласа для сыновей императора Николая I — великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина. Дети императора занимались там военными и гимнастическими упражнениями, а на верхнем этаже Башни находилась мастерская придворного живописца, который давал им уроки рисования и живописи.
Внутри Белой башни одна над другой располагались комнаты: на первом этаже — столовая и буфетная, на втором — камердинерские комнаты, в третьем — гостиная, в четвёртом — кабинет и спальня, на пятом — гардеробная и библиотека. Завершался павильон открытой площадкой, с которой открывался прекрасный вид на окрестности.
Интерьеры Башни создавались многими известными петербургскими мастерами: росписи исполнили Д. Б. Скотти и В. Брандуков, мебель изготовили придворные поставщики братья Гамбс.
Фасады башни украшают чугунные скульптуры рыцарей и русских витязей работы скульптора Демут-Малиновского. Четыре чугунных льва на террасе отлиты по модели К. Ландини на Александровском заводе.
Павильон «Шапель»
Павильон «Шапель» (от фр. chapelle — капелла) появился на окраине Александровского парка в 1828 году. Выглядел он как готическая часовня, разрушенная временем. Проект сооружения принадлежит архитектору Адаму Адамовичу Менеласу. Шапель представляла собой две квадратные башни, одна из которых полностью «обвалилась», соединённые широкой аркой. В окнах Шапели были установлены цветные стёкла, что ещё больше подчёркивало готический стиль.
Скульптуры в павильоне, также как и скульптуры Белой башни, исполнены скульптором Демут-Малиновским. Статую Христа, находившуюся в Шапели (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа), создал по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны немецкий скульптор Иоганн-Генрих фон Даннекер.В годы войны павильон сильно пострадал. В настоящее время находится на консервации.
Арсенал
Строительство павильона «Арсенал» завершилось в 1834 году. Интерьеры Арсенала были великолепны: стрельчатые окна с подлинными средневековыми витражами, изящные лёгкие своды, росписи. Центральное место занимал восьмиугольный «Зал рыцарей», расположенный на втором этаже, в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей императору Николаю I.
Арсенал, 2008 год
В каждой комнате были выставлены отдельные группы вещей, объединённые какой-либо темой. В прихожей стояли, создавая иллюзию караула, манекены в доспехах. В Албанской комнате были представлены ценнейшие предметы из императорского собрания японского, китайского, персидского и турецкого оружия. В кабинете можно было видеть великолепные испанские, итальянские и немецкие шпаги. В библиотеке размещалось огнестрельное оружие.
В 1886 году император Александр III это уникальное собрание передал в Императорский Эрмитаж. Некоторые предметы из этого собрания сейчас экспонируется в Рыцарском зале.
Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям. В настоящее время существует проект возрождения памятника, после реставрации в Арсенале планируется разместить сохранившуюся часть коллекции оружия императора Николая I в рамках совместной с Государственным Эрмитажем экспозиции.
Комплекс фермы
В северной части Александровского парка расположены Императорская ферма и обширный участок земли, предназначавшийся для выпаса скота. Ферма была учреждена, в 1828 году, не только для обслуживания императорского двора — на неё возлагалась задача отбора лучших пород скота для всего российского животноводства.
После многочисленных экспериментов к началу XX века удалось постоянно получать и продавать приплод, молочные продукты использовать для нужд Высочайшего двора, а излишки (с разрешения начальника Дворцового управления) продавать всем желающим.
В многочисленных флигелях на территории фермы располагались службы и квартиры ветеринарного врача и скотников, а также большой ледник и маслобойня. В настоящее время из построек Императорской фермы лучше всего сохранились здание Коровника и Дом смотрителя, сооруженный из красного кирпича.Сейчас на территории фермы расположен конный комплекс музея—заповедника.
Рядом с Фермой расположено здание Государевой Ратной палаты.
Пушкин. Музей Первой Мировой Войны (Ратная палата Александровского парка)
Продолжение следует...
Серия сообщений "Царское село - Пушкин":
Часть 1 - Россия: Царское село - роскошь и великолепие императорской резиденции
Часть 2 - Царское Село. Видео.
...
Часть 18 - Шедевр русского барокко-Большой Екатерининский дворец.Часть 6.Остальные помещения
Часть 19 - Пушкинский лицей
Часть 20 - Шедевры Царского села.Часть 3.Александровский парк
Часть 21 - Шедевры Царского села:Александровский дворец.Часть 2."Модная жизнь" императрицы Александры Федоровны
Часть 22 - Шедевры Царского села:Александровский дворец.Часть 1.Дворец и интерьеры
...
Часть 40 - Царское Село. Фонтан «Девушка с кувшином»
Часть 41 - Александровский дворец
Часть 42 - Осень в фотографиях Эдуарда Гордеева
Рубрики: | Любимый город Санкт-Петербург |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |