-Цитатник

>Пирожки с вишней не текут и не черствеют! - (2)

Пирожки с вишней не текут и не черствеют! Удачная начинка для любой выпечки Мягкие и нежн...

Лечо-бомба "Нет вкуснее!" - готовьте лечо, кушайте и будет вам счастье! - (0)

Лечо-бомба "Нет вкуснее!" - готовьте лечо, кушайте и будет вам счастье! Хочу предложить вам ре...

Медовый торт "Рыжик" - (0)

Медовый торт "Рыжик" Ингредиенты 100 гр сливочного масла 200 гр муки 1 ч.л соды ...

Анадырь - самый яркий город России - (0)

Анадырь - самый яркий город России Анадырь – самый северо-восточный город России. Миллионы турист...

Хворост - (0)

Хворост 1-яйцо, 1ст. л - сметаны, 1 ст. л - водки, 200-250 гр - муки. Замеси...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Все на карте
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Всегда под рукой

 -Стена

Люся_Ширева Люся_Ширева написал 20.01.2014 09:35:45:
Спасибо что заглянули ко мне в дневничок. Новогодние праздники прошли, а зима только пришла. Посмотрела Ваши работы, очень понравились. Желаю новых творческих успехов!
OlgaShv OlgaShv написал 05.11.2013 13:15:28:
Однофамильце большой привет! Напросилась в друзья.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Люся_Ширева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.01.2012
Записей: 3306
Комментариев: 1446
Написано: 35335


Саввина Ия Сергеевна

Суббота, 02 Марта 2013 г. 19:30 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Чтобы помнили. Саввина Ия Сергеевна



2 марта 1936 года – 27 августа 2011 года

Народная артистка СССР (1990)
Лауреат Государственной премии СССР (1983)
Лауреат Государственной премии РСФСР (1990)
Лауреат Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» за лучшую женскую роль театрального сезона 1998/1999 года
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006, за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность)
Кавалер Ордена Дружбы (1996, за большой личный вклад в развитие отечественного искусства)


Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже.

В детстве Ия воспитывалась в простой семье, в которой девочки закончили четыре класса церковно-приходской школы. Ее мамой была Вера Кутепова, а отцом - Сергей Саввин. Об отце Ии Сергее Гавриловиче практически ничего неизвестно, а родственники Ии по маме жили в городе Верхний Мамон Воронежской области. Вера Ивановна уже взрослой пошла учиться на рабочий факультет, очень этого стеснялась, позже стала выпускницей Воронежского мединститута, и была единственным врачом на несколько деревень во время войны.

Ию Сергеевну позже не раз спрашивали, почему родители дали ей такое странное имя, и она с юмором рассказывала семейную историю: «Тайна. Театр абсурда. Но имя меня сильно выручило: на только что отделившийся от филфака журфак поступали 12 медалисток. Медалисты тогда экзаменов не сдавали – только собеседование. Надо было кого-то отсеивать. Выходят первые медалисты – в ужасе: их спрашивали периодизацию истории китайской компартии. Мы своей-то не знали… Собеседование у меня принимал Сергей Стыкалин, в будущем известный историк русской сатиры. Он спросил: а почему вы Ия? Я честно ответила, что никогда этим не интересовалась. Потом спросили о любимом поэте, я ответила — Маяковский, предложила почитать... Я и правда его любила, и люблю, и во время операции без наркоза, чтобы не кричать, читала сквозь зубы: «Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду!». Но это позже. Ладно, сказали мне, приходите завтра. Я пришла – и узнала, что зачислена. После этого уже нельзя было не спросить маму: что, собственно, она имела в виду в 1936 году? Она ответила гениально: «Я сначала хотела назвать тебя Светланой. Ты была очень светленькая – глаза, волосы… А потом я подумала: вдруг потемнеет? И решила, что лучше Ией».

В детстве Ие Саввиной пришлось много ездить по стране. Семья Саввиных жила в Феодосии, куда Веру Ивановну распределили после института, потом переехала в Красный Лиман в Воронежскую область. Родители Ии перед войной развелись, и ее мама вышла замуж за военного. После очередного переезда Саввины оказались в городе Боринском в Воронежской области, где Ия окончила школу с золотой медалью. Она мечтала поступить на филологический факультет МГУ, и с детства читала любую литературу, начиная от сказок и заканчивая классикой. Еще одним увлечение Ии был школьный театральный кружок. По окончании школы Ия решила стать учителем и поехала поступать в Москву, но когда она приехала, прием медалистов на филфак уже закончился, и тогда Саввина подала документы на журфак МГУ, который в тот момент выделился в самостоятельный факультет. Выдержав большой конкурс (на одно место было 13 претендентов-медалистов), она стала студенткой журфака, но и в университете Ия не забыла про свое увлечение театром, и пришла в знаменитый студенческий театр МГУ, где сначала работала костюмершей, а затем начала выходить на подмостки в маленьких ролях.

Эти работы и стали основой для ее дальнейшей актерской карьеры, в отсутствие так и не полученного театрального образования. Зато на жизненном пути актрисы встречались люди, которые щедро делились с ней своими знаниями, и общение с которыми само по себе было своеобразным обучением. Руководитель театрального студенческого коллектива и актер вахтанговского театра Игорь Константинович Липский разглядел в спокойной девушке с ясными глазами и серебряным голосом большой актерский талант, и позже, когда актер и начинающий режиссер Ролан Быков решил поставить со студентами пьесу чешского писателя Павла Когоута «Такая любовь», Липский предложил ему взять на главную роль именно Саввину. В скромной Ие Быков поначалу не увидел свою героиню, и даже рассказал об этом своей жене: «Есть в театре одна славная девчушка. Но какая из нее героиня?». Когда актеры вышли на сцену, Ию Саввину не было слышно в первом ряду даже при пустом зале. «Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал»», - вспоминала актриса. Саввина усвоила то, что сказал ей режиссер, и создала образ Лиды Матисовой так жизненно, что Ролан Антонович был удивлен и обрадован. Впоследствии спектакль «Такая любовь» шел с неизменным успехом, а Ию в студенческой среде после этого называли только «актрисой». Она скромно улыбалась в ответ, хотя гордилась собой и твердо решила, что теперь ни за что не оставит театр. В студенческом театре МГУ она познакомилась со своим будущим мужем руководителем факультета геологии и ученым Всеволодом Шестаковым. Ию и Всеволода сблизила влюбленность обоих в студенческий театр, они вместе репетировали роли и играли в спектаклях, а в год окончания учебы Саввина вышла замуж за Шестакова. В их квартире на Фрунзенской набережной, где они поселились, всегда было шумно и весело – завсегдатаями здесь были собиравшиеся на посиделки ученые, актеры и друзья семьи, которые допоздна читали стихи, спорили на научные темы и подшучивали друг над другом.

В 1958 году Ия Саввина окончила факультет журналистики МГУ, и впоследствии вспоминала: «Я продолжала писать до середины семидесятых, пока в какой-то момент рука не перестала тянуться к перу, перо – к бумаге… Эта потребность исчезла в одночасье, но принадлежностью к МГУ – не к театру МГУ, хотя и он был прекрасен, а к самому университету – этим я по-прежнему горжусь и по-настоящему благодарна не тем, кто поздравляет меня с днем рождения, а тем, кто звонит в Татьянин день. Когда начался театр, я сразу для себя решила, что писать отрицательные рецензии теперь не имею права, и писала только о том, что мне нравилось. После статьи о Юрском великий театровед Бояджиев сделал мне самый драгоценный комплимент: не знаю, сказал он, какую там даму с собачкой сыграла Саввина, но статья ее образцовая. Ну вот, а с середины семидесятых, видимо, ничто не нравилось мне в достаточной степени».

Играя в студенческом театре, тогда еще юная Ия не знала, что впереди ее ждет настоящая слава. Когда автор фильмов «Депутат Балтики», «Дорогой мой человек» и «Дело Румянцева» режиссер Иосиф Хейфиц собирался ставить фильм по рассказу Чехова «Дама с собачкой», создать образ Гурова в фильме согласился актер Алексей Баталов, а женская роль какое-то время оставалась вакантной. Помог режиссеру определиться с кандидатурой актрисы Алексей Баталов, однажды увидевший в студенческом театре в одном из спектаклей Ию, поразившую его своей естественностью. Иосиф Хейфиц доверился опыту известного актера, и Ия Саввина была утверждена на главную роль, ставшую в большом кино ее первой работой.

В этом фильме Саввина сыграла роль петербурженки Анны Сергеевны, стремившейся быть незаметной и незамеченной. Саввина создала образ целомудренной, женственной и трогательной героини. Фильм был удостоен многих международных премий, а на ХIII кинофестивале в Каннах игра Ии Саввиной была отмечена специальным призом. После фильма Ия получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой». Савина вспоминала: «Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила своим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у нее написать мне о «Даме с собачкой».

Успех фильма был ознаменован еще одним радостным событием в жизни Ии Саввиной. В 1958 году у нее родился сын Сережа. И хотя мальчик родился с синдромом Дауна, Ия Сергеевна решительно отказалась от предложения определить ребенка в специальный интернат. С самого детства она и ее свекровь развивали у ребенка способности к познанию мира и приглашали мальчику на дом учителей для занятий и освоения школьной программы. Многие советовали ей уйти с работы ради сына, но она наотрез отказалась это сделать. В те годы, когда многие люди были уверены, что появление такого ребенка на свет возможно лишь в семьях алкоголиков или душевнобольных, Ия Савина говорила: «Я не осуждаю тех, кому это бремя оказывается не по силам. У меня самой в жизни была минута слабости. Когда Сереже было семь, я узнала, что есть отличная лесная школа под Москвой, и захотела отдать его туда. Человек, которому я позвонила – я часто забываю фамилии, но эту запомнила на всю жизнь, Ченцов, – спросил: «Вы хотите отказаться от ребенка?» «Нет, что вы, как вы могли подумать…» – «Тогда не отдавайте его никуда и никогда». Так я и сделала. Сережу спас профессор Сперанский, знаменитый педиатр, который прожил 96 лет и выбросился из окна, когда узнал, что у него рак. Тогда ему было 80, выглядел он на 60, излучал уверенность и силу. Я понесла к нему трехмесячного сына, наслушавшись разговоров о том, что такие дети к четырем годам не умеют сидеть и редко доживают до двадцати. Сперанский взял Сережу на руки и ушел с ним на сорок минут – как можно сорок минут осматривать младенца, не представляю, что уж он там выслушивал-выстукивал, – и вернулся со словами: «Вам будет очень трудно, но, думаю, вы справитесь». Поначалу прописал одно: покупать на рынке печенку, протирать и кормить. Показаться через три месяца. Трехмесячного! Телячьей печенкой! Но протирали и кормили, и, увидев полугодовалого Сережу, он сказал: «Вы принесли мне совсем другого ребенка!» А дальше – массаж ног, потому что ноги были колесом. А дальше – бабушка Янина Адольфовна, педагог, оставила работу и занималась только внуком. Из-за этой бабушки я шестнадцать лет прожила в семье первого мужа, когда давно уже никакой семьи, в общем, и не было. Но Сережа рос, и учился, и знает наизусть сотни стихов, и говорит по-английски… Если бы он не был болен, он был бы, думаю, гением, – но он и с лишней хромосомой полноценней иных здоровых. Я помню, как незадолго до смерти, мне позвонил Олег Ефремов и попросился вдруг на мой ежегодный хаш – 1 января, когда приходят все желающие. «Можно, Ия?» – «Догадайся с трех раз от фонаря». Он пришел, уже задыхаясь, сел за стол, увидел Сережу. «А ты Сережа?» – «Здравствуйте, Олег Николаевич!». Когда мы пошли его провожать, он сказал: вот, Сережа, наступает год Пушкина – будем вместе с тобой учить его стихи. И Сережа, глядя на него влюбленными глазами, читает: «Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Он знает наизусть всю «Полтаву». И Ефремов заплакал. Никого, однако, не хочу обманывать. Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит. Я молю Бога только, чтобы он меня и Сережу взял одновременно. Ни мне без него не жить, ни ему без меня».

Сергей позже окончил университет, и начал работать переводчиком. Он прекрасно изучил английский язык, поэзию и живопись, а его натюрморты с успехом экспонировались на персональной выставке в Москве. Во время гастрольных поездок, отвечая на вопросы поклонников своего таланта, Ия Саввина со счастливыми глазами рассказывала о сыне, тем самым воодушевляя матерей и разбивая общественные стереотипы.

Несмотря на отсутствие профессионального актерского образования, Ия Саввина в 1960 году была приглашена в Театр имени Моссовета, возглавляемый Юрием Завадским, где ей посчастливилось играть на одной сцене вместе с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Ростиславом Пляттом и другими звездами театра. Дебют Ии Саввиной состоялся в постановке «Нора», где она исполняла главную роль. Спектакль имел большой успех. Любовь Орлова, несколько лет игравшая в этом спектакле, прислала Саввиной корзину с цветами с вложенной запиской «Норе – от Норы». В этом театре самыми заметными для Саввиной стали роли в спектаклях «Странная миссис Сэвидж» (роль Фэрри), «Турбаза» (Саша Душечкина), «Ленинградский проспект» (Маша), «Петербургские сновидения» (Соня Мармеладова) и многие другие.

Целомудренность, доброта и трогательность стали основными качествами при создании Саввиной образа Кроткой в вышедшей в 1960 году экранизации романа Федора Достоевского, режиссером которой стал Александр Борисов.

В драме «Грешница» Гавриила Егиазарова и Федора Филлипова по мотивам одноименной повести Н.Евдокимова, вышедшей в 1962 году, зрители увидели все те же кротость и доброту в героине Ксении, покорно понесшей наказание за свою грешную любовь. Три фильма, в которых Саввина исполнила главные роли, были испытанием одной и той же женской души, вобравшей в себя самое лучшее.

Сыграв в 1965 году в мелодраме Александра Митты «Звонят, откройте дверь» в эпизодической роли, открывшей новую грань актерских возможностей Ии Савиной, в следующем году актриса приняла участие в драме «В городе С», явившейся экранизацией повести Чехова «Ионыч» и удостоенной награды «Капитолийский Юпитер» в Риме.

В 1966 году Ия Саввина получила приглашение сняться в картине «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» режиссера Андрея Кончаловского. Роль Аси Клячиной, сыгранная Ией Саввиной в этой мелодраме, стала особенной в карьере актрисы. Режиссеру, долго искавшему актрису на главную роль, кто-то из работников киностудии посоветовал взять Саввину. Кончаловский, как потом вспоминал, схватился за голову: «Да, вы с ума сошли! Мне нужна девчонка из деревни, а не барышня…». Но на пробы актрису все же пригласил. Фильм рассказывал о кроткой, гордой и нежной хромоножке Асе Клячиной, ждущей ребенка от шофера грузовика Степана. Действие фильма происходило где-то на Волге во время сбора урожая зерновых, и к Асе из города приезжал с предложением руки и сердца влюбленный в нее мужчина средних лет. Несмотря на то, что шофер Степан обращался плохо обращался с Асей, она отвергала городского ухажера, терпя побои от водителя, который, приняв у нее под конец фильма ночью роды собственного сына, проявлял все же к Асе некие человеческие чувства. Съемки фильма проходили в Горьковской области. За исключением главных героев, почти все остальные исполнители были деревенскими жителями, простыми рабочими, служащими и колхозниками. Саввина постоянно говорила Кончаловскому: «Не получится у меня ничего! Поймите, как я могу играть с простыми людьми… Я же вся коростой актерской «обросла»». Однако режиссеру сопутствовала удача – несмотря на все свои опасения, Ия играла блестяще. Как впоследствии сказала сама Саввина: «Мне помогло то, что я деревенская, как мама. Так, гены «сработали» за меня». Судьба фильма сложилась драматично - картина оказалась на полке, где пролежала долгие годы из-за того, что чиновники от культуры усмотрели в нем «прямое издевательство над деревней». Зрители увидели эту кинокартину лишь спустя двадцать лет.

В 1967 году актриса, вернувшись к русской классике, исполнила роль Долли, Дарьи Александровны Облонской, жены Стивы а художественном фильме Александра Зархи «Анна Каренина» по одноименному роману Льва Толстого.

После исполнения роли в военном приключенческом фильме Александра Карелова «Служили два товарища», в 1969 году Ия Саввина приняла участие в съемках картины «Сюжет для небольшого рассказа», имеющей и другое название – «Лика – большая любовь Чехова», исполнив в ней роль Марии Павловны Чеховой. Роль Лики Мизиновой, симпатичной, но неглубокой женщины, приворожившей умного, ироничного писателя, сыграла Марина Влади. Этот широкоформатный фильм рассказал историю создания пьесы «Чайка» и ее трагического провала на сцене Александринского театра. В отличие от пьесы, картина была успешной и была удостоена Золотой медали Международного кинофестиваля в Венеции. В этом же году Федор Хитрук начал съемки мультфильма «Винни-Пух», и кто-то ему сказал, что Ия Саввина очень любит это произведение. Он рассказывал: «Я ее пригласил, потому что мне было очень интересно ее мнение. Она пришла, посмотрела эскизы, очень похвалила пробы Леонова. И я предложил ей попробовать себя в озвучании мультфильма. «Кого?! – она очень удивилась. – Да что вы, как это можно»». Потом она все-таки сказала, что рискнула бы попробовать, если бы нашла прототип. По прошествии нескольких дней она, вдохновленная Беллой Ахмадуллиной, вдруг сообщила Хитруку: «Нашла!». Так неожиданно Пятачок стал говорить голосом Ии Саввиной. Правда, актрису пришлось немного «ускорять», как и Леонова. Самым трудным оказался не текст, а нужная интонация. Хитрук рассказывал: «Я, зная по опыту, как артисты зажимаются во время записи, записывал Ию, которая слишком тревожилась и старалась, сразу на репетиции. А теперь я могу сказать, что ее Пятачок был одной из самых крупных удач».

Сама Ия Саввина об озвучании Пятачка рассказывала: «Один из заместителей Пырьева посоветовал Хитруку взять меня консультантом, когда он снимал «Винни Пуха». Я эту книгу всем цитировала – Заходер мне ее с очень славной надписью подарил, и я немедленно выучила ее наизусть. «Ну, какой я консультант? Давайте я вам лучше сделаю Пятачка». Я долго думала, как его сделать, и поняла, что он должен говорить с интонациями моей любимой Ахмадулиной: «Кажется, дождь собирается…» Только надо будет ускоренно промотать. А озвучивать мультфильмы очень трудно – вы же не видите картинку, ее потом подкладывают. И мы с Леоновым, лучше которого я, наверное, никого не знала, являли удивительную пару: он стоял перед микрофоном, собранный и трагический, как Гамлет, и повторял: «Куда идем мы с Пятачком – большой-большой секрет…». А рядом я хрустальным голосом Беллы говорила: «Ты похож на медведя, который летит на воздушном шаре». Белла не обиделась. Она позвонила и хрустальным голосом сказала: «Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».

Семидесятые годы подарили Ие Саввиной целую галерею ролей в кино. Снявшись в биографической ленте Семена Арановича «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина», в 1971 году Ия Саввина исполнила главную роль в мелодраме Вадима Михайлова «Месяц август», а спустя два года на экран вышли три картины с участием актрисы в главных ролях. Первой работой стал криминальный фильм Вячеслава Бровкина «Следствие ведут Знатоки». Вторая работа - киноповесть Бориса Степанова «Облака» о целеустремленном парне (Евгений Герасимов), мечтавшем об авиации и шедшем к своей мечте сквозь тернии и преграды (Ия савина исполнила роль Марии). И третьим фильмом стала социальная драма Виктора Титова «Каждый день доктора Калиниковой», в которой Ия Саввина предстала в образе хирурга-ортопеда-травматолога Нины Степановны. Прообразом которой, в свою очередь, стал известный уральский медик-экспериментатор Гавриил Елизаров. Снявшись в биографической драме Сергея Кеворкова и Григория Мелика-Авакяна «Последний подвиг Камо» в 1973 году в роли супруги революционера-большевика Тер-Петросяна, известного под именем Камо, а также исполнив второстепенную роль в мелодраме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» в 1974 году, Ия Саввина так же снялась в главной роли завуча Валентины Федоровны в киноповести Бориса Фурмана «Дневник директора школы» в 1975 году о повседневной жизни директора школы в исполнении Олега Борисова, сыгравшего неудавшегося писателя-фронтовика, сумевшего найти себя в работе с детьми. Так же среди главных ролей 1970-х годов в фильмографии Саввиной была роль учёного-микробиолога Татьяны Власенковой, явившейся прототипом ученой Зинаиды Ермольевой, исследовавшей первый антибиотик пенициллин. Саввина так же сыграла в социальной драме Владимира Фетина «Открытая книга», экранизации одноименного романа Вениамина Каверина, рассказа о двух женских судьбах — Татьяны, шедшей прямыми, но зато трудными путями, и Глафиры, всю жизнь ускользавшей от забот. И конечно же в это время ей была исполнена знаменитая роль заместителя директора Аникеевой в комедии Эльдара Рязанова «Гараж». «У нее был непростой характер, - говорил Эльдар Рязанов, - она была умна, как 40 братьев, и очень талантлива. Она сыграла в моей картине так, что не было ни одного штампа жеста или взгляда. У меня даже было впечатление иногда, что я снимаю фильм, и что это не актриса, а сама эта женщина. Я был в восхищении от ее работы…Выбрав совершенно интуитивно Саввину, я получил актрису, которая невероятно обогатила эту роль. Я считаю, что она создала в фильме «Гараж» просто актерский шедевр. И до сих пор, когда я смотрю картину «Гараж», я восхищаюсь и думаю, неужели в моем фильме играет такая прекрасная актриса».

В 1970-е годы актриса еще снялась в мелодраме Павла Арсенова «Смятение чувств», эксцентрической драме Ролана Быкова «Нос» по одноименной повести Гоголя, семейной ленте Юлия Файта «Марка страны Годелупы» по одноимённой повести Софьи Могилевской, драме Станислава Третьякова «Спроси себя» и комедии Сергея Юткевича «Маяковский смеется» по пьесе Маяковского «Клоп».

В 1974 году Ия Саввина развелась с мужем, но сохранила с ним и его мамой дружеские отношения, помогала им, и наняла сиделку, когда свекровь слегла после инсульта. Всех их объединял сын Сережа, которого в семье беззаветно любили.

В 1977 году главный режиссер МХАТа Олег Ефремов пригласил Ию Сергеевну в свой коллектив. Первой ролью Ии в этом театре стала роль Марьи Львовны в постановке «Дачники». Впоследствии актриса сыграла Вязникову в спектакле А. Гельмана «Обратная связь», мать в «Эльдорадо» А. Соколова, Галину в постановке А. Вампилова «Утиная охота», Полину Андреевну в «Чайке», Коллонтай в спектакле М. Шатрова «Так победим», Кабанову в «Грозе», Анфису в «Трех сестрах» и другие роли. За спектакль «Рождественские грезы» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» Ия Саввина получила театральную премию «Хрустальная Турандот», которой очень гордилась.

В течение 1980-х годов Саввина снялась всего в 9 картинах. Она приняла участие в съемках драмы Станислава Любшина «Три года» в компании с Альбертом Филозовым и Алисой Фрейндлих, киноповести Геннадия Полоки «Наше призвание» по произведениям Николая Огнева и трагикомедии Георгия Данелия «Слезы капали». В 1982 году Ия Саввина сыграла главную роль Натальи Ильиничной, жены Абрикосова, в драме Юрия Райзмана «Частная жизнь». Картина получила немало призов и номинаций, в числе которых были призы Венецианского и Московского кинофестивалей режиссеру Юрию Райзману и исполнителю главной роли Михаилу Ульянову, главный приз на кинофестивале в Ленинграде, номинация на премию «Оскар» Американской киноакадемии, а также государственная премия СССР, которой были удостоены художник картины Татьяна Лапшина, режиссер Юрий Райзман, исполнители главных ролей Ия Саввина и Михаил Ульянов. Спустя два года на экран вышла мелодрама Ярополка Ляпшина «Продлись, продлись, очарованье» по повести В.Перуанской «Кикимора», повествующая о трагической истории любви двух пожилых людей, имеющих наследников и не готовых, как оказалось, смириться с возможным счастьем близких. Ия Саввина исполнила главную роль, воплотив на экране образ Анны Константиновны Шарыгиной. Сыграв в детском фильме Геннадия Полоки «Я – вожатый форпоста», явившемся продолжением ранее снятой картины «Наше призвание», в 1987 году Ия Саввина исполнила главную роль в драме Павла Чухрая «Запомните меня такой» по мотивам пьесы Романа Солнцева «Мать и сын», в центре которой была женщина, чья молодость пришлась на 1930-е годы, и чьи жизненные принципы и убеждения практически не изменились с течением времени. Кинокартина была удостоена наград на фестивалях в Праге и Токио.

В 1979 году во время поездки на Соловки Ия Саввина познакомилась со своим вторым мужем Анатолием Васильевым. «Это было на моих глазах, - вспоминал актер Дмитрий Брусникин. - Олег Ефремов отправил нас, студентов, на каникулы. Поехали и состоявшиеся актеры. В том числе Саввина и артист Театра на Таганке Анатолий Васильев. Оказалось, что у будущих супругов одна общая страсть – рыбалка». Позже Саввина и Васильев нашли больше схожих увлечений. Обоих манила дачная жизнь, и они купили дом в деревне Дорофеево, куда выбирались на все лето. Вместе они прожили более тридцати лет не расписываясь. За это время, иногда поругавшись, они на время расходились, но быстро понимали, что не могут жить друг без друга. «Васильев всегда был для Ии Сергеевны опорой и фундаментом, - рассказывала подруга Ии Саввиной, актриса Наталья Тенякова. - Конечно, их недавняя женитьба была материально и имущественно обусловлена. Ведь накануне Ия участвовала в суде со второй женой Шестакова. Я была свидетелем этой некрасивой истории. В свое время Саввина нашла сиделку для матери Всеволода Михайловича - пожилую грузинскую женщину, у которой оказалась бойкая дочь по имени Заира. Вот эта Заира, обладая определенным кругозором, завладела душой, сердцем и телом Шестакова. Вышла за него замуж, а потом заполонила грузинскими родственниками квартиру. Оказалось, не так просто их всех выселить, на это ушло два года».

Девяностые годы ознаменовались выходом 3-х картин с участием актрисы – мелодрамы Ольги Вихорковой «Сюжет для двух рассказов» по мотивам рассказов Чехова «После театра» и «Володя» о первом чувстве, страдании молодой личности, глубочайшем разочаровании и неприятии мира, где Ия Саввина сыграла роль матери; драме Леонида Марягина «Троцкий» о судьбе и последних месяцах жизни знаменитого революционера Льва Давидовича Троцкого, где актриса предстала в роли его жены Натальи; комедийной драме Зиновия Райзмана, Дмитрия Брусникина и Александра Феклистова «Чехов и Ко» (второе название фильма – «Чеховские рассказы»).

В 1994 году режиссёр Андрей Кончаловский снял фильм «Курочка Ряба», ставший продолжением истории про Асю Клячину из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», в котором за 25 лет до того Ия Саввина сыграла главную роль. Но ознакомившись со сценарием, и сочтя его оскорбительным для русского народа, актриса отказалась сыграть в фильме. Саввина сказала Кончаловскому: «Ты понимаешь, что ты пишешь о русском народе?! Это же издевательство!». В итоге роль Аси сыграла Инна Чурикова. В одном из интервью актриса так объяснила свой отказ: «Вместо Аси нарисовался безнадежно одномерный персонаж, с которым мне неинтересно. В серьезном искусстве никто не одномерен, даже Плюшкин, одержимый единственной страстью: Гоголь старательно наделяет его вполне человеческими чертами. Ведь он даже хочет подарить Чичикову часы, но часы не дарятся; он с ними расстаться физически не может. Сегодня же почти у всех всё плоско, но это проблема художников, а не Аси Клячиной. Мне понравилась недавняя статья Майи Плисецкой. Она пишет: мы всё время требуем, требуем, требуем… У народа, у правительства, у соседа… Ася Клячина – та, кто не требует, а отдает, в этом стержень и суть ее характера, а стержень ведь не меняется. Чушь, будто человека ломает жизнь, и незачем кивать на время. Меня всегда коробит, когда говорят «жизнь заставила». Жизнь никого не заставляет, она проявляет».

Среди киноролей, сыгранных актрисой в 2000-е годы, нет ни одной главной – были лишь роли второго плана, а то и вовсе эпизодические. В картине Валерия Пендраковского «Два товарища» по мотивам одноименной повести Владимира Войновича Ия Саввина сыграла роль бабушки Валеры. В 2003 году на экран вышла мелодрама Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», снятая в духе реалити-шоу и рассказывающая о тотальном недоверии людей друг к другу. В этой картине Ия Саввина сыграла мать одного из главных героев Славы. Картина вызвала неоднозначные суждения, и, тем не менее, на VI Международном фестивале независимого кино «Чистые грезы» лента получила Приз за режиссуру. Кроме этого, фильм принимал участие на фестивалях в Роттердаме, Монреале и Торонто.

Сыграв в 2004 году эпизодическую роль в детективе Али Хамраева «Место под солнцем», в 2007 году Ия Саввина исполнила роли в 2-х картинах – роль композитора и преподавателя консерватории Маргариты Алексеевны Алтаевой в мелодраме Александра Касаткина «Слушая тишину» о приехавшей в столицу наивной девушке Насте, мечтавшей стать композитором и впервые столкнувшейся с реальностью жизни, и эпизодическую роль бабки Артемьевны в фильме Петра Штейна «Ты меня слышишь?» о дружбе мальчика и собаки.

Последние годы судьба испытывала Ию Саввину на прочность. Все началось с того, что в 2008 году на спине актрисы медики обнаружили меланому - злокачественную родинку, которую вскоре удалили. А весной 2011 года Ия Сергеевна перенесла инсульт. Врачи сделали Саввиной операцию, но хирургическое вмешательство спровоцировало новую вспышку рака, пошли метастазы. «После того как Ие вырезали раковую родинку, врачи настаивали на курсе химиотерапии, - рассказывала актриса Наталья Тенякова. - Но она наотрез отказалась, хотя все мы буквально валялись у нее в ногах. Врачей и сиделку, которая понадобилась в последние месяцы, оплачивал театр. Иечка ни в чем не нуждалась. Худрук Олег Табаков все сделал безукоризненно».

По словам близких, несмотря на привычку говорить людям в лицо все, что она о них думает, Саввина умела по-настоящему дружить. В июле 2011 года на 261-м километре дороги Ярославль-Владимир водитель «ГАЗели» при движении с обочины не предоставил преимущество движущейся в попутном направлении автомашине «Тагер». В результате столкновения два пассажира легковой машины получили ушиб грудной клетки. Одной из них оказалась народная артистка СССР Ия Саввина. 25 августа 2011 года Ие Сергеевне стало неожиданно плохо. «Мы никак не ожидали, что все произойдет так быстро, - рассказывал муж актрисы. - Все началось неожиданно и быстро завершилось. Ия не чувствовала свой уход, поверьте. Не готовилась к смерти. Всю жизнь она была спонтанным человеком. Как жизнь идет, так она ее и принимает. Никогда не планировала ни свое завтра, ни послезавтра. Как говорится, не смотрела вдаль. В этом выражалась ее внутренняя свобода. Ия никогда не зависела от обстоятельств. Не суетилась в жизни. Хотя, может быть, это ее ошибка... Тем не менее, она так жила…Мы были на даче, когда все началось. Ия почувствовала недомогание. А когда стало совсем плохо, мы срочно поехали в Москву. Ушла Ия Сергеевна из-за страшного недуга. У нее была меланома. В 2008-ом году врачи сделали операцию. Вырезали опухоль. И все, казалось, стало на свои места. Онкологи, правда, тогда предупреждали, что меланома - самая коварная вещь в онкологии. Ожидать от опухоли можно чего угодно - человек может и 11 лет прожить, а может сгореть за месяц. Никто не думал, что меланома даст неожиданный старт... Но что говорить? Поздно что-то говорить! Теперь Ию нужно просто помнить и любить».

Ия Саввина скончалась 27 августа 2011 года в Москве. Похороны народной артистки СССР Ии Саввиной прошли на Новодевичьем кладбище в четверг, 1 сентября 2011 года. Проститься с актрисой пришли её коллеги по театру и близкие друзья — Олег Табаков, Сергей Юрский, Светлана Немоляева, Игорь Золотовицкий, Игорь Верник и многие другие.

После смерти актрисы стал вопрос – кто будет опекуном ее 54-летнего сына. К сожалению, с сестрой и мамой Ия Сергеевна не поддерживала отношения долгие годы. Не присутствовали родные и на похоронах актрисы. Опекунство над Сережей взял вдовец актрисы Анатолий Васильев. «Еще три года назад у нас с Ией Сергеевной состоялся разговор на деликатную тему – что будет с Сережей в случае ее смерти. Мы решили, что его опекуном буду я. Тогда же и оформили все необходимые документы. Отказываться от этой обязанности я не собираюсь. Это мой святой долг перед Ией, - рассказывал Анатолий Васильев. - Сергей привык каждое лето проводить на даче, а осенью возвращаться в Москву. Сейчас он находится в квартире, где живет уже около 20 лет. Сергей нуждается в особом уходе, так что раньше за ним в отсутствие мамы присматривали ее подруги…Я много времени провожу на работе. Поэтому, конечно, пришлось нанять сиделку. Теперь за Сергеем присматривает помощница по дому – 38-летняя Елена, собеседование с которой проводила психолог, наблюдающая сына Саввиной уже много лет. По ее словам, Елена с ним поладит – она спокойный и добрый человек, неспособный обидеть больного… Сережа покладистый, послушный. К тому же он многое умеет делать сам. Сережа смирился с утратой, говорит, что мама стала ангелом. Приехав в Москву, он уже дважды побывал в церкви, благо рядом с домом есть храм. В первый раз вместе с ним ходила психолог. Она через день проведывает нас, делает это по велению сердца, как делала это и при жизни Ии Сергеевны…»

В 2011 году был снят документальный фильм «Ия Саввина - гремучая смесь с колокольчиком». В съемках фильма приняли участие Всеволод Шестаков, Сергей Шестаков, Анатолий Васильев, Алексей Баталов, Олег Табаков, Наталья Тенякова, Валентин Гафт, Марк Захаров, Андрей Кончаловский и многие другие.




Материалы сайта www.rusactors.ru
Текст интервью «Ия родилась звездой», автор К. Антонова
Текст статьи «Жизнь Ии Саввиной не была легким праздником», автор А. Балуева
Текст статьи «Наше время – щебень под вывеской «топаз», автор Д. Быков
Материалы сайта www.eg.ru
http://chtoby-pomnili.com/



Фильмография:

1960 Кроткая
1960 Дама с собачкой
1962 Грешница
1964 Чайка - фильм-спектакль
1964 Ленинградский проспект - фильм-спектакль
1965 Звонят, откройте дверь
1966 История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
1966 В городе С
1967 Анна Каренина
1968 Служили два товарища
1969 Улица Ангела - фильм-спектакль
1969 Сюжет для небольшого рассказа
1971 Месяц август
1971 Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина
1972 Красно солнышко
1972 Золото, золото - сердце народное - фильм-спектакль
1972 Доктор Жуков, на выезд! - фильм-спектакль
1975 Маяковский смеется
1975 Дневник директора школы
1974 Романс о влюбленных
1973 Следствие ведут Знатоки
1973 Последний подвиг Камо
1973 Облака
1973 Каждый день доктора Калинниковой
1973 Звёздный час - фильм-спектакль
1976 Эти непослушные сыновья
1976 Спроси себя
1977 Открытая книга
1977 Смятение чувств
1977 Нос
1977 Марка страны Гонделупы
1978 Чужая
1978 День приезда - день отъезда - фильм-спектакль
1979 Гараж
1979 Дачники - фильм-спектакль
1980 Три года
1981 Наше призвание
1982 Частная жизнь
1982 Слезы капали
1983 Героини пьес Александра Островского - фильм-спектакль
1984 Продлись, продлись, очарованье...
1986 Я - вожатый форпоста
1986 Театр И.С. Тургенева - фильм-спектакль
1987 Запомните меня такой
1991 Сюжет для двух рассказов
1993 Троцкий
1998 Чехов и Ко
2000 Два товарища
2002 Рождественские грезы - фильм-спектакль
2003 Постельные сцены
2003 Здравствуй, столица!
2004 Место под солнцем
2005 Сквозная линия - фильм-спектакль
2007 Ты меня слышишь?
2007 Слушая тишину




Рубрики:  знаменитости
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

TATYSIY   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 08:35 (ссылка)
Замечательная актриса была!Светлая ей память....
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку